Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка»




НазваниеУрок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» на примере отрывков из произведений

А. С. Пушкина.

Тип урока: формирование новых умений.

Использован УМК «Школа России»

Автор: учитель начальных классов А. И. Бахметьева

2012 – 2013 уч. г.

Цель урока: познакомить со сложным взаимоотношением жанров авторской сказки и стихотворения, анализируя стихотворные тексты из сказок А. С. Пушкина.

Задачи:

  • формировать понятие о стихотворном жанре авторской сказки;

  • рассмотреть, как в произведениях присутствуют особенности сказочного жанра (повторы, приём кумуляции, сказочный герой) и стихотворения, где чувствуется присутствие автора, пересказывающего народную сказку в стихотворном тексте;

  • развивать информационную компетентность, мыслительные операции: умение анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы, оценивать результат своей работы, творческое мышление и устную речь учащихся;

  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к сказке, к поэзии.

^ Оборудование для учителя: учебник, электронное приложение к учебнику «Литературное чтение 1 класс», классная доска, компьютер, презентационный материал.

^ Оборудование для учащихся: учебники, ноутбуки по одному на группу (3 группы), электронное приложение к учебнику «Литературное чтение 1 класс».

Использован УМК «Школа России»

Методы, приёмы, формы работы: ИКТ; здоровье сберегающие технологии; проблемно-поисковый, словесный, наглядно-демонстративный методы, фронтальная и самостоятельная формы работы.

^ Ход урока.

I. Организационный момент.

На экран выведен 1 слайд презентации с названием и темой урока.

- Сегодня урок мне хотелось бы начать с одной восточной мудрости.

«Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал хитрый вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: « Живая она, или мёртвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку, и она умрёт. Если скажет: «Мёртвая» - выпущу, она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мёртвая? Ответил: « Всё в твоих руках».

- Ребята и успех нашего урока тоже в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке.

- А теперь улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением займите своё место.

^ II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами будем думать, добывать и представлять информацию, слушать, рассуждать и доказывать, попробуем совершить какое-нибудь открытие. Главную проблему урока я сформулировала, словом чудеса (запись на доске). Опираясь на это слово, подумайте и скажите о чём пойдёт речь на уроке?

- Как вы думаете, где происходят чудеса?

- К какому литературному жанру они относятся?

- Какими могут быть сказки?

- Сегодня мы будем исследовать этот жанр.

^ III. Работа над новым материалом.

Вступительное слово учителя.

- Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из « уст в уста».

Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы. С затаённым дыханием все слушали удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди «летали по воздуху», «ходили в сапогах – скороходах», «воскрешали убитых», «в одну ночь строили дворцы». Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила.

- А чему учат нас сказки?

- Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь. Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети. Вот и сегодня мы поведём речь о сказках, которые написал А. С. Пушкин.

^ Звучит музыка, выходит Учёный кот, всех осматривает.

Кот (один из подготовленных учащихся).

- Здравствуйте, ребятишки! Вы меня узнали?

- Да, я Ученый Кот. Помните, «идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит».

- Кто так про меня сказал?

- Верно, Александр Сергеевич Пушкин. Значит, вы знакомы с его творчеством! (2 слайд презентации - портрет поэта).

Учитель. А. С. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье.

Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда. Писать свои произведения Пушкин начал рано. Он написал много чудесных сказок.

(3 слайд презентации – Лукоморье)

Кот. А что это за дерево у нас на экране появилось?

- Где растет этот дуб?

- Кто там живет?

- Молодцы, ребята, знаете, из какой сказки я пришел?

- А какие еще сказки Пушкина знаете?

Первичное восприятие отрывков из сказок.

- Некоторым учащимся было дано творческое задание. Они подготовили небольшие презентации с иллюстрациями из любимых сказок А. С. Пушкина. Сейчас я буду читать отрывки из сказок, данные в нашем учебнике, а вы, послушав отрывки, и просмотрев иллюстрации, должны соотнести иллюстрацию с текстом и сказать название сказки.

Выразительное чтение учителем отрывков из сказок.

Во время чтения на экране появляются иллюстрации из сказок, читаемых учителем (слайды презентации - творческие работы учащихся).

(После каждого отрывка и иллюстраций к нему на экране появляется обложка книги с названным учащимися произведением).

1отрывок (иллюстрации 4 слайд, обложка книги 5 слайд) – «Сказка о царе Салтане»;

2 отрывок (иллюстрации 6 слайд, обложка книги 7 слайд) –«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

3 отрывок (иллюстрации 8 слайд, обложка книги 9 слайд) – «Сказка о рыбаке и рыбке»;

4 отрывок (иллюстрации 10 слайд, обложка книги 11 слайд) – «Сказка о попе и работнике его Балде».

Анализ первичного восприятия.

- Понравились вам отрывки и иллюстрации из этих произведений?

- Чем именно они вас заинтересовали?

- Какие качества людей высмеивает автор в своих сказках?

- Правильно! Это жадность и зависть.

- К какому литературному жанру относятся эти произведения? (дети высказывают предположения, что это либо сказки, либо стихотворение).

Минутка отдыха.

Здравствуй, мир! Это я,

А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит,

И у ног земля лежит!

Там леса, и тут поля,

Здесь друзья, и здесь друзья!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой травке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,

По округе пробегусь.

Стал я бодрый и весёлый,

Здравствуй же, родная школа!

Здравствуй, край, родной, могучий!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй, мир!

Это я!

Вторичное восприятие произведения. Работа в группах.

- Давайте попробуем уточнить, к какому литературному жанру относятся эти произведения и распределим обложки книг и иллюстрации произведений по темам.

Дети делятся на 3 группы. Каждой группе предлагается перечитать произведения и провести мини-исследование, используя электронное приложение к учебнику «Литературное чтение 1 класс» по теме «Сказки». Каждая группа оснащена ноутбуком, где они и выполняют задания.

1 группа – читает отрывки и доказывает, что эти произведения сказки.

Доказательства.

В произведениях есть признаки сказки:

  • Повторы.

  • Сказочные волшебные герои (царевна, семь богатырей, белка, поющая песенки).

  • Чудеса.

2 группа – читает отрывки и доказывает, что эти произведения стихотворения.

Доказательства.

В произведениях есть признаки стихотворения:

  • Присутствует рифма (созвучие концов стихотворных строк).

  • Присутствует автор.

  • Выразительность языка (в текстах много эпитетов, образных выражений).

3 группа распределяет обложки книг по темам: «Жадность», «Зависть».

Представление результатов.

Группы представляют свои результаты в виде слайдов (12, 13, 14 слайды).

1, 2 группы представляют свои результаты, после чего делается вывод, что эти произведения относятся к жанру стихотворная сказка, так как в них присутствуют признаки сказки и признаки стихотворения.

3 группа показывает получившиеся у них слайды с обложками книг и темами и доказывает, что в этих сказках присутствуют именно эти темы, обосновывают свою классификацию. (14 слайд).

^ IV. Итог урока.

- Как вы оцениваете нашу работу?

- Что удалось? Над чем ещё стоит потрудиться?

- Какие открытия вы сделали для себя на уроке?

- Почему главным словом на уроке было слово - чудеса?

- Я хочу вам подарить на память об уроке открытки, где есть высказывание (15 слайд).

Чудеса – это тайна, которая как радуга разлита в природе, это та скрытая сущность окружающего мира, которую нужно научиться обнаруживать и ценить.

- Возьмите эти слова, подумайте над ними и, может быть, вы будете стараться совершать открытия, замечать красоту и беречь её каждый день.

Достигнутые результаты на уроке:

- информационные: умение анализировать, добывать и обрабатывать информацию.

- коммуникационные: работать фронтально и самостоятельно.

- интеллектуальные: анализировать произведение, определять его жанр.

- специальные: развитие умения правильно строить свою речь.

Похожие:

Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconУрок литературного чтения во 2А классе
Форма урока: урок выразительного, эмоционально- художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений
Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconУрок литературного чтения Тема урока: А. П. Гайдар «Горячий камень»
Развивать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения, творческую активность учащихся
Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconУрок литературного чтения во 2 а классе Тема: «Война печальней нету слова»
Л. А. Кассиля, развивать речь, воспитывать уважение к подвигу наших предков, гордость за нашу родину, ознакомить с жителями с. Сабуро...
Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconКонспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Малька провинилась»
Урок литературного чтения по программе «Школа России», разработан на основе технологии развития критического мышления
Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconПлан-конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Учитель: Логачева Л. И
На уроке будем читать выразительно, учиться подробному пересказу, анализу текста
Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconУрок литературного чтения в 1 классе «Путешествие в мир литературы»,...
Информационная справка об образовательном учреждении Конюхова Людмила Филипповна, директор мбоу школа-сад с. Северный
Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconУрок литературного чтения во 2 классе
Дети читают эпиграф на доске (слова М. М. Пришвина): "Мы любим и бережем нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу"
Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе....
Цели: 1 формировать представление о творчестве Р. Распе через знакомство с его произведениями; формировать умение определять эмоциональное...
Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Михинская основная общеобразовательная...
Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 1999. 379 с
Урок литературного чтения в 1 классе Тема. Знакомство с новым жанром «стихотворная сказка» iconТема: Урок развития речи. Характеристика литературного героя. Подготовка...
Характеристики литературного героя. Для выбора литературного героя используем произведение А. С. Пушкина "Повести Белкина"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница