Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»




НазваниеОбобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Обобщающий урок-игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Класс: 8

Цели урока:

Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, их устную речь, находчивость и смекалку; навыки самостоятельной аналитической работы с художественным текстом;

Воспитательные: прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны.

^ Задачи урока: формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).

Тип урока: урок-игра

Оборудование: тетрадь, портрет А.С. Пушкина, иллюстративно-раздаточный материал к повести «Капитанская дочка», оценочный лист.

  1. Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте ребята , уважаемые гости ! Итак, мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина , которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная , притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя , на которой присутствовал Пушкин. «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной. А всё ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

-Сегодня мы проверим , кто лучше всех разобрался в тексте , кто лучше запомнил, кто увидел то , что другие не заметили.

-На этом уроке мы с вами поработаем в группах и по окончании урока выставим друг другу оценки по тем критериям, которые вы сами выберите.

Давайте определим критерии: активность, точность, уважение друг к другу.

Первый конкурс- разминка «Блицопрос».

- давайте вспомним страницы романа ( вопросы задаются попеременно каждой команде)

А) Как зовут главного героя? ( Пётр Андреевич )

Б) Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного ? ( Савельич)

В) Для Петруши был нанят француз …( мосье Бопре)

А) Кем был Бопре в своём отечестве ? ( парикмахер)

Б) Батюшка вошёл на урок …( географии)

В) В это время Гринёв …( прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

А) А Бопре…( спал на кровати сном невинности)

Б) Кому проиграл Гринёв 100 рублей? ( капитану Зурину)

В) Имя офицера , разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за убийство ? ( Швабрин )

Второй конкурс «Жанр произведения».

- Аргументируйте свой ответ. Можно ли назвать «Капитанскую дочку»

1 гр. – бытовым романом;

2 гр. – нравоучительным романом;

3 гр. – историческим романом?

^ Роман – жанр эпического произведения большой формы, в котором рассказывается о судьбах людей и их отношении к окружающему миру.

Бытовой роман – Жанр эпического произведения большой формы, в котором рассказывается о судьбах людей и их отношении к окружающему миру. В задачу бытового романа не только достоверное изображение действительности. Но и раскрытие смысла повседневных бытовых явлений.

^ Исторический роман – жанр литературы, посвящённый историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народа.

Нравоучительный роман – жанр литературы, раскрывающий обычаи и нравы народа данной эпохи, характеризующий1 нормы поведения людей в данном обществе.

Почему? Выделите характерные черты предложенных жанров.

Итог записывается в тетрадь.

Вывод: о жанре произведения можно спорить. Но мы видим в нем и одно, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо, а что плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависит от того, что происходит в настоящем.

Третий конкурс «Мозговой штурм».

- Какие человеческие ценности и черты русского национального характера рисует Пушкин в повести?

долг;

честь;

благородство;

ум;

сметливость

доброта;

правдивость, честность;

не способность на предательство;

милосердие;

верность и т.д.

- Таким образом, перед нами предстает образ русского человека 19 века, и те черты характера, к которым мы должны стремиться.

- Теперь выберите каждый по одному качеству, которое вы считаете наиболее важным.

Четвёртый конкурс «Интервью».

Этот конкурс пройдет в форме символического интервью, в ходе которого вы сможете почувствовать себя на месте героев повести «Капитанская дочка». Надев «маску» того или иного персонажа, вы должны будете ответить на три вопроса, связанных с «жизнью» этого персонажа на страницах книги. За каждый правильный ответ присуждается один балл.

^ Примерные вопросы

Петр Гринёв.

-Кто были ваши учителя, и как проходило ваше обучение? (Савельич, Бопре)

-Какие напутственные слова сказал вам ваш отец, отправляя вас на службу?

-Как вы отблагодарили вожатого?

-Из-за чего и с кем произошёл поединок?

-Какие отношения вас связывали с Машей Мироновой. После какого события вы это поняли?

-как вы думаете. Почему Пугачёв вас пощадил?

-За что вас арестовали?

-Какова ваша дальнейшая судьба?

-каково ваше отношение к Пугачёву?

^ Емельян Пугачёв

-При каких обстоятельствах вы впервые познакомились с Петром Гринёвым?

-Как отблагодарил вас Гринёв?

-Кем вас представляет правительство? Кем вы себя провозгласили

-Как вас встретили в Белогорской крепости?

-Вы жестоко обошлись с комендантом, помощником коменданта, его женой, почему же помиловали Петра Гринёва? Только ли из-за заячьего тулупа, который вам был к тому же и мал?

-Ваша роль в судьбе Марьи Ивановны?

-Ваша дальнейшая судьба…

^ Василиса Егоровна

-Как вы встретили Петра Гринёва?

-У всех сложилось мнение, что именно вы управляете всем в крепости, согласны вы с этим мнением?

-Как вы восприняли поединок между Гринёвым и Швабриным?

-Удалось ли Ивану Кузьмичу провести военный совет без вашего присутствия?

-Почему Иван Кузьмич хотел вас с Машей удалить из крепости перед тем, как её захватит Пугачёв?

-Ваша судьба после захвата Белогорской крепости Пугачёвым?

^ Маша Миронова :

- Какой вы были до того , как известные события перевернули всю вашу жизнь ?

- Как вы думаете , почему Швабрин распускал про вас нехорошие слухи ?

- Как вы относились к Петру Гринёву ?

- Почему вы не захотели выйти замуж за Петра без родительского благословения ?

- По какой причине вы несколько дней провели в беспамятстве ?

- Благодаря кому вы остались живы ?

- Какую роль в вашей судьбе сыграл Пугачёв ?

- Какова ваша дальнейшая судьба ?

^ Иван Кузьмич :

- Где и каким вас впервые увидел Пётр Гринёв ?

- Признайтесь честно , кто же всем заправлял в крепости ?

- За что Василиса Егоровна велела посадить Гринёва и Швабрина « на хлеб и воду» ?

- Как вы восприняли весть о приближении войск Пугачёва ?

- Почему вы хотели удалить из крепости Василису Егоровну и Машу , удалось ли это ?

- Ваши действия при осаде крепости ?

- Как с вами поступил Пугачёв и за что ?

Швабрин :

- Как вы появились в Белогорской крепости ?

- Какие сначала отношения у вас были с Гринёвым ?

- Почему вы пытались очернить Машу в глазах Петра ?

- Как вы отнеслись к стихам Петра ? Что за этим последовало ?

- Как вам удалось победить Петра Гринёва в поединке ?

- Ваши действия после взятия крепости войсками Пугачёва ?

- Какую роль сыграл Пугачёв в вашей жизни ?

Пятый конкурс «Толковый словарь».

Известный историк В.О.Ключевский отмечал, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта». Созданию исторического колорита во многом способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы её усвоили. Этот конкурс состоит из трех этапов

^ 1 этап «Переведите» устаревшие слова на современный язык:

Максимальное количество баллов на этом этапе 5 - по баллу за слово

№1 Фортеция, челобитьё, обиняки. (Крепость, прошение, намеки)

№2 Оказия, супостат, жаловать. (Случай, враг, награждать)

№3 Лазутчик, напасти, пенять. (разведчик, беды. укорять)

Правильный ответ

  1. этап. На этом этапе конкурса сначала участвует команда 1. Затем 2 и 3.

Я зачитываю толкование лексического значения слова, а вы быстро называете само слово.

1 команда:

Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоящий на службе. (Недоросль)

Солдат – новобранец. ( Рекрут)

Любительница рассказывать новости. (Вестовщица)

Арестант, узник в колодках. (колодник)

2 команда:

Человек, пользующийся особым доверием (Наперсник)

Гуляка, бездельник (Шаматон)

Крытая повозка. (Кибитка)

Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол)

3 команда:

Дорожный сундучок для посуды и продуктов. (Погребец)

Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул)

Старинное ручное оружие, тяжелый набалдашник на короткой рукоятке. (Кистень)

Вызов на дуэль (сатисфакция)

Шестой конкурс «Встречают по одёжке…»

«Встречают по одёжке, а провожают по уму», - гласит известная русская пословица. Но мы сейчас поведем разговор именно об «одежке».

Задача соревнующихся – узнать персонажей повести «Капитанская дочка» исходя из их сведений о том, как они были одеты в тех или иных жизненных ситуациях, как относились к различным предметам одежды, своим, и чужим, и т.п.. Эти сведения я читаю последовательно, в три этапа. Если персонаж оказывается узнанным сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает максимальное количество баллов – три. В случае когда правильный ответ дан со второй или с третьей попытки, командный счет увеличится соответственно на два балла или только на один балл.

Задание команде №1

Этот герой

совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;

составил реестр «раскраденного злодеями» «барского добру» и требовал компенсировать потери;

был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице»

(Савельич)

Задание команде №2

Эта героиня

одевалась по обыкновению « просто мило»;

в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендацию сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;

вопреки правилам придворного этикета, была одета на приёме у императрицы «в дорожное платье», так как, по именному повелению, должна была «ехать во дворец в том, в чем её застанут».

(Маша Миронова)

Задание команде № 3

Эта героиня

ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;

приняла смерть «раздетой донага», так как «в её душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников» - пугачевцев;

беспокоилась о скудности приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да веник, да алтын денег»

(Василиса Егоровна)

Задание команде № 1

Этот герой

появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»;

получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;

отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча».

(Пугачев)

Задание команде № 2

Эта героиня

впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;

уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своём гардеробе несколько сот платьев;

предстала на страницах пушкинской повести в полном соответствии с образом, созданным художником Д.Ливицким на портрете.

(Екатерина 2)

Задание команде № 3

Этот герой во время воинского учения одет совсем не по- командирски, не по-военному: в колпаке и китайчатом халате»;

настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с «дворянского» на «крестьянский»;

принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь.

(Капитан Миронов)

Седьмой конкурс «Иллюстрация»

-Назвать эпизод по иллюстрациям (иллюстрации проецируются на доску или показываются учащимся)

1. глава («Вдруг я услышал своё имя, громко произнесённое… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь.»)

2. глава 14 («Марья Ивановна вынула из кармана бумагу и показала её незнакомой своей покровительнице. Которая стала читать про себя.» )

3. глава 1 («Батюшка пошёл в мою комнату. В то время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом…»)

Восьмой конкурс «Допиши словечко».

- дописать недостающие слова

1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками ,между тем минуло мне ………… лет .Тут судьба моя переменилась.

2) « Любезный Пётр Андреевич , пожалуйста , пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».

3) 2 Хорошо , -сказал я хлоднокровно , - если не хочешь дать полтину , то вынь ему что-нибудь из моего платья . он одет слишком легко. Дай ему мой ……..»

4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь , чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………

5) Никогда не забуду этого человека. У него не было …………………………,но узенькие глаза его сверкали …………

6) Комендант , изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты мне не государь, ты……………….., слышь ты !»

Девятый конкурс «Какая жизнь, такие и песни»

Народной песне отведена значительная роль в повести. В этом конкурсе вы должны будете выполнить ряд заданий. Связанных с русской песней.

На экране – названия глав повести. Вы получаете карточки, содержащие отрывки из народных песен. Ваша задача – определить, к каким главам Пушкин поставил в качестве эпиграфа эти песенные строки. И ещё вы должны прокомментировать свой выбор, вспомнив содержание глав и указав, к каким персонажам повести эпиграфы имеют отношение.

Максимальное количество баллов – 4

«Сержант гвардии»

«Вожатый»

«Крепость»

«Поединок»

«Любовь»

«Пугачёвщина»

«Приступ»

«Незваный гость»

«Разлука»

«Осада города»

«Мятежная слобода»

«Сирота»

«Арест» «Суд»

Задание команде № 1

1

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

1

Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то её некому.

(Глава 12.»Сирота», Маша Миронова)


2

Голова, моя головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости...

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Ещё петельку шелковую.


Задание команде №2

1

Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то её некому

2

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

(Гл. 3 «Крепость», жители Белогорской крепости)

2

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку

Задание команде № 3

1

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

(Гл.2 «Вожатый», Петр Гринев

2

Голова, моя головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости...

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Ещё петельку шелковую.

(Гл.7 «Приступ», капитан Миронов)


Д\з. Составить кроссворд по повести «Капитанская дочка»



«Капитанская дочка». Глава 1. «Сержант гвардии». «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин



«Капитанская дочка». Глава 1. «Сержант гвардии». «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Художник С. Герасимов



«Капитанская дочка». Глава 2. «Вожатый». «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. – Скажи, не знаешь ли, где дорога?» Художник С. Герасимов

Пашигина И В

4.03.2013г.

Похожие:

Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconАнализ произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Совсем недавно мною было прочитано великолепное произведение А. С. Пушкина "Капитанская дочка". В книге повествуется о юном парне...
Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: 1 образовательные: актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии А. С. Пушкина, исторических событий того периода,...
Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconСценарий проектной деятельности
«Благие потрясения» в жизни главного героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Обобщить знания по содержанию романа, привлечь внимание учащихся к деталям художественного произведения, которые помогают понять...
Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconАвтор, рассказчик и герой в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат «История Пугачевского...
Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПроверочная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Определите...
Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева
Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconТест по повести а. С. Пушкина «капитанская дочка» 1
После того как Пугачев отпустил Гринева с Савельичем на все четыре стороны, они снова, несмотря на опасность, вернулись в крепость....
Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconАннотация Цель исследования
Цель исследования: сопоставить образы Пугачёва в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и поэме С. А. Есенина “Пугачёв”
Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconГринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина «Капитанская дочка») Герои...
Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом,...
Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПлан-конспект урока роман А. С пушкина «Капитанская дочка». История создания. Вводный урок
Тип урока: освоение «нового знания» с использованием эор нп и самостоятельной деятельности учащихся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница