Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»




НазваниеУрок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Конспект урока:

Урок литературы в 11 классе

Тема урока: «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Учитель: Светопольская Татьяна Федоровна

Цели урока:

1.Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Оборудование урока: мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, программа GIMP.
План урока



Слайд №1

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! 11А класс средней школы №20 имени Васьлея Митты представляет авторскую программу к уроку «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».



Слайд

№2,3,4

Слайд

№5

Слайд №6-12

Слайд №7-22

Слайд №23-44

Слайд №45

-Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданного М.Булгаковым. Итак, цели нашего урока следующие:

1.Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

У нас три группы, которые представят три мира романа:

-Ершалаимский мир;

-Московская действительность;

-Фантастический мир.

1) Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)

2) Групповая работа

-Итак, работает первая группа. Древний Ершалаимский мир

Учитель:

-Как раскрывает характер Пилата его портрет?

- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?
-Каково главное убеждение Иешуа?

Если «московские главы» оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как действует его ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой – либо иной власти».

-Кто является олицетворением власти?

Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.

-Каким изображает Булгаков Пилата?

Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Составление кластера.

Найдите, пожалуйста, сцену допроса.(глава 2) Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

(«Что есть истина?»)

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

-Почему Пилат утверждает смертный приговор?

-За что наказан Пилат?

(«Трусость-самый тяжкий порок»,-повторяет Воланд ( глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу» И тут вступает Мастер : «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пилат прощен.
Современный московский мир

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Учитель:

Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Ученики:

Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.

-За что же так страшно наказан Берлиоз?

За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.

Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТА, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.

Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

Степа Лиходеев (гл.7)

Варенуха (гл.10,14)

Никанор Иванович Босой (гл.9)

Буфетчик (гл.18)

Аннушка (гл.24,27)

Алоизий Могарыч (гл.24)

Наказание в самих людях
Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.
Горожане сильно изменились внешне…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди..в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…

-Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск. Фантастика являтся средством сатиры.

Мастер и Маргарита

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

Любовь-второй путь в сверхеальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность( как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

-Найдите в тексте подтверждение этому.

(Сцена бала у Воланда ( глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?
( Взаимоотношение творца-художника и общества)
-Чем Мастер похож на Иешуа?

(Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман).

Потусторонний мир
-С кем пришел Воланд на землю?

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению

( они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости).
- С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.

-Кто составлял свиту Воланда?

Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

- Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

Проблема смысла жизни.

Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

- Какая действительность в Москве?

Реальная, катастрофически развивающаяся действительность.

Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

-Чем схожи Ершалаим и Москва?

Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.


3) Индивидуальная работа :

-составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.)

-рисование символических образов на компьютере (программа GIMP)
-презентация ученических работ.
4) Проверка выполнения заданий.

5) Итоги урока, выводы.

Выводы:

-все планы книги объединены проблемой добра и зла;

-темы : поиска истины, тема творчества

-все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Жанр синтетичен :

-и сатирический роман

-и комическая эпопея

- и утопия с элементами фантастики

-и историческое повествование

Основной вывод:

Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

6)Домашнее задание: составить тест «Три мира в романе «М.Булгакова «Мастер и Маргарита», используя ИКТ.



Похожие:

Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрока литературы в 11 я классе по теме: «Новозаветная история в романе...
Это заключительное занятие в системе уроков по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПроблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова...
Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрока Тема урока Теория литературы
Роман «Евгений Онегин» в контексте европейской литературы. Автор и его герой в романе
Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» icon«Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия», я прошу ребят в начале...
Кузнецова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Рыбно-Слободская сош №2», т. 2-25-66
Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКомпозиция романа «Мастер и Маргарита»
По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма "Мастера и Маргариты" и ее содержание, делают ее уникальным...
Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconИстория создания романа «Мастер и Маргарита»
М. А. Булгакова. Именно в это время он приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием "Кабала святош"...
Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок литературы в 8 классе Тема А. С. Пушкин «Пиковая дама»
Цель урока: познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А. С. Пушкина, оп
Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» icon«Времён связующая нить» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Благо тому, кто, не довольствуясь настоящею действительностью, носил в душе своей идеал лучшего существования, жил и дышал одной...
Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРеферат Сатира в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Булгаков, пьеса которого («Бег») в это время была запрещена, понимал, что прижизненная публикация «Мастера и Маргариты» невозможна....
Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок кабардинской и русской литературы в 11-х классе. Тема: А. А....
Тема: А. А. Шогенцуков – основоположник кабардинской литературы ( 110 – летию со дня рождения поэта посящается ), урок русской и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница