Менеджмент организации




НазваниеМенеджмент организации
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3





УТВЕРЖДАЮ

ректор

_______В.Б. Ершов



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Управленческие решения»

по специальности 080507.65 (061100)

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Москва 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Организационно-методический раздел

  2. Рабочая программа

  3. Тематика контрольных работ

  4. Вопросы к экзамену

  5. Тест для проверки остаточных знаний студентов

  6. Список учебно-методической литературы

  7. Глоссарий




4

9

15

18

20

24

27


1. Организационно-методический раздел

Программа дисциплины "Управленческие решения" федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 061100 (080507.65) «Менеджмент организации»

СД.02

^ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.

Функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска; эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность

^ Цель курса

Главная цель дисциплины - дать студентам совокупность теоретических знаний и практических навыков разработки, принятия и реализации управленческих решений. При изучении дисциплины особое внимание уделяется методам и формам разработки и принятия управленческих решений, вопросам повышения их эффективности (экономической, организационной, социальной и др.). Это способствует совершенствованию управления компанией на основе использования новых форм организации, управления, в условиях глобализации и влияния информационных технологий.

^ Задачи курса

Основной задачей изучения дисциплины является подготовка высококвалифицированных специалистов широкого профиля, способных к освоению и внедрению всего нового, передового и, прежде всего, умеющих разрабатывать эффективные управленческие решения.

Задачи дисциплины "Управленческие решения" заключаются в следующем: - вооружить будущих менеджеров основами теории разработки и принятия управленческих решений; - научить анализировать любую экономико-организационную проблему с помощью системного анализа; - показать, каким образом эти проблемы могут быть структурированы в виде дерева проблем, дерева целей, дерева задач и решены с помощью соответствующих методов, методик, приемов и т.п.; - подготовить их к активному участию в управлении производством, издержками, формированием прибыли, финансами и т.п. с широким использованием информационных технологий.

^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Подготовка и реализация решения - это неотъемлемая часть жизни, как руководителя, так и любого человека. Процесс продвижения к цели доставляет не меньшее удовлетворение человеку, чем ее достижение, а сам процесс решения - не меньше удовлетворения, чем само решение.

Деятельность любой организации может быть представлена как непрерывный цикл по разработке, принятию (выбору) и реализации решений. Среди них, управленческое решение (УР) является основным видом решения, осуществляемое линейными и функциональными руководителями. УР - важнейший результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Оно представляет результат коллективного творческого труда.

Разработка, принятие и реализация УР основаны на теоретических и методических положениях науки, а также накопленном и систематизированном практическом опыте.

Разработка решений для руководителей включена в их функциональные обязанности, в рамках которых они имеют набор прав и ответственности. В последнее время большое внимание уделяется социальной и экологической ответственности руководителя за результаты, принятого им управленческого решения перед своими подчиненными и обществом в целом. Управленческое решение должно поддерживать общемировую стратегию устойчивого развития общества. Кроме того, решения должны учитывать постоянные изменения параметров внешней среды и поэтому требуется постоянное регулирование деятельности организации со стороны руководителя. Оно достигается за счет разработки и реализации многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации. Управленческое решение - это главный элемент в деятельности любого руководителя, поэтому многие ученые уделяли этому вопросу значительное место в своих научных работах. Среди них можно выделить академика Берга А.И., Богданова А.А., Гвишиани Д.М., Райфа Х. и Райфа и др. Ими разработаны основные принципы формирования УР и предъявляемые к ним требования. Учебная дисциплина "Управленческие решения" (УР) является одной из обязательных цикла специальных дисциплин, в которой соединена философская, экономическая, математическая тематика и вопросы управления.

Дисциплина "Управленческие решения" непосредственно связана и базируется на совокупности таких дисциплин, как теория управления и теория организации, информатика, статистика, менеджмент, информационные технологии управления, а также специальных отраслевых дисциплин - микроэкономика, управление качеством и др. Предполагает знание методов моделирования и оптимизации, теории вероятностей, математической статистики, организации и планирования производства, информационных систем, а также умение работать на персональном компьютере.

^ Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины "Управленческие решения" специалист должен знать: теоретические основы разработки и принятия управленческих решений, и получить необходимые для будущей деятельности практические навыки.

Изучение настоящей дисциплины обеспечивает получение знаний, способствующих в дальнейшем изучению таких дисциплин, как производственная логистика, организация производства, экономика предприятия, управление производством, маркетинг, исследование систем управления, внутрифирменное планирование, управление предприятием, инновационный менеджмент, стратегический менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности и др.

Методика преподавания данной дисциплины предполагает чтение лекций, проведение практических и лабораторных занятий, индивидуальных консультаций по отдельным (наиболее сложным) специфическим проблемам дисциплины и курсовому проектированию.

Настоящей учебной программой предусмотрены следующие виды аудиторных занятий: лекции, практические занятия, лабораторные работы, деловые игры, контрольные работы, групповые и индивидуальные консультации, а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов с учебным материалом (учебниками, учебными пособиями, методическими указаниями, заданиями, специальной литературой) под контролем преподавателя.

В процессе изучение дисциплины студент выполняет курсовой проект, индивидуальную письменную работу, контрольную работу (в зависимости от формы обучения).

Лекции, практические занятия, контрольные и лабораторные работы, деловые игры проводятся с использованием технических средств обучения (компьютеров, калькуляторов, плакатов, слайдов) раздаточного материала, учебных и методических пособий.

Лекции, с учетом ограниченности лекционных часов, посвящаются рассмотрению наиболее важных концептуальных вопросов: основным понятиям; теоретическим основам разработки управленческих решений, организации их эффективной реализации; обсуждению вопросов, трактовка которых в литературе еще не устоялась либо является противоречивой. Конкретные методики, модели, методы и алгоритмы разработки управленческих решений рассматриваются преимущественно на практических и лабораторных занятиях, а также выносятся на самостоятельное изучение.

При проведении лабораторных занятий, деловых игр, выполнении домашних заданий широко используются технические средства обучения и, прежде всего, персональные компьютеры.

Учебной программой предусмотрена в необходимом количестве часов самостоятельная работа студентов (выполнение домашних заданий; подготовка к практическим занятиям, лабораторным и контрольным работам; курсовое проектирование; научно-исследовательская работа).

Методика преподавания дисциплины основана на широком использовании активных методов обучения. В течение семестра осуществляется текущий контроль знаний студентов путем систематического опроса на практических занятиях, проверки результатов выполнения контрольных работ, тестирования, домашних заданий, лабораторных работ. После изучения дисциплины студенты должны сдать экзамен или дифференциированный зачет..

Распределение часов по темам и видам учебных занятий, а также основные методические указания по темам учебной программы, круг вопросов для самостоятельной работы, содержание практических занятий, лабораторных работ, деловых игр, тематика курсового проектирования, список обязательной и дополнительной специальной литературы, техническое оснащение учебного процесса по дисциплине предусматривается данной учебной и годовыми рабочими программами и более подробно освещается в самостоятельных методических указаниях по дисциплине.

Данная учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности "Менеджмент организации" и учитывает его требования в части обязательного минимума содержания образовательной программы по дисциплине "Управленческие решения" и к уровню подготовки.

^ 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2.1.Содержание курса

Тема 1. Функции решения в методологии и организации процесса управления

Теоретический аспект и научное определение управленческого решения. Место решения в системе управленческих категорий. Системообразующие составляющие решения: информационная, плановая, организационная, психологическая, юридическая. Практический аспект и значимость управленческого решения, его роль в менеджменте организации. Решение — базовый инструмент менеджера, фундаментальная основа управленческого процесса. Эффективность менеджмента и управленческие решения. Принятие решений в менеджменте организации и частной жизни: общее и различия.

Тема 2. Типология управленческих решений

Научные основы и практическая значимость систематизации управленческих решений. Классификация — основная форма систематизации управленческих решений. Основные классифи­кационные признаки и классификационные группы решений, их характеристика. Взаимосвязи между различными группами реше­ний: по времени и форме принятия, по времени и значимости цели, по информационному признаку и методам разработки, по значимо­сти и способам фиксации, по ресурсоемкости и способу фиксации и т. д. Наиболее распространенные виды решений в менеджменте организации: постановление, приказ, распоряжение, инструкция и др. Необходимость и направления совершенствования система­тизации решений.

Тема 3. Условия и факторы качества управленческих решений

Содержание категории — качество управленческого решения. Основные качественные характеристики (параметры) решения: научная обоснованность, эффективность, реальность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность, оптимальность и др. Актуальность повышения качества решений в менеджменте организации. Система факторов качества управленческого решения: квалификация, опыт, интуиция менеджера, методы разработки решения, время, формы, мотивация разработки. Основные направления и способы повышения качества решений. Значение стандартов качества ISO 9000 в повышении качества УР.

Тема 4. Роль человеческого фактора в процессе подготовки управленческих решений

Состав основных личностных характеристик человека. Харизма личности. Состав неизменяемых, слабо изменяемых и хорошо изменяемых личных качеств. Перечень основных качеств, составляющих модель руководителя. Разновидности авторитета личности. Гендерные особенности при принятии УР. Приемы достижения социально-психологической согласованности при подготовке УР. Основной состав социальных потребностей человека. Состав социальных методов при подготовке УР. Цель психологических методов при подготовке УР. Предмет психологических методов при подготовке УР. Основные приемы убеждения исполнителей в правильности и необходимости УР.

Тема 5. Этические основы подготовки управленческих решений

Влияние нравственных критериев на отношения работников к УР. Понятие "этика", "этические нормы". Состав набора моральных ценностей человека. Основные направления этики. Регулирующая функция этики по отношению людей к профессиональной деятельности, природе. Состав этических норм. Моральное решение.

Тема 6. Анализ внешней среды и ее влияния на разработку и реализацию альтернативных управленческих решений

Укрупненная структура внешней среды. Параметры необходимые руководству компании при работе с клиентами, с партнерами по бизнесу. Влияние общественного мнения на деятельность компании. Характеристики свойств внешней среды (объемность и сложность, подвижность и неопределенность). Влияние фактора среды на подготовку управленческих решений.

Тема 7. Особенности разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Определение понятий "неопределенность" и "риск". Соотношения между неопределенностями и рисками. Уровни неопределенности. Особенности неопределенности как процесса и как явления. Источники объективных и субъективных неопределенностей. Влияние характеристик информации на состояние неопределенности. Основные причины возникновения неопределенностей, связанных с профессионализмом персонала.

Типы ошибок, увеличивающих неопределенность в организационной, экономической, технологической, социальной и правовой составляющей управленческой деятельности.

Области эффективных решений в зависимости от уровня неопределенности и характера управленческой деятельности.

Тема 8. Организационные методы уменьшения неопределенностей

Определение понятий "полностью управляемые параметры", "неуправляемые параметры". Приемы обработки неуправляемых и частично управляемых параметров. Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА). Основные этапы метода ФСА. Последовательная и параллельная схема выполнения ФСА. Варианты учета неопределенностей в контракте. Явный учет неопределенностей в контракте. Идея цифровой подписи при заключении контрактов. Этапы формирования цифровой подписи.

Тема 9. Управленческие риски при подготовке и реализации управленческих решений

Структура управленческих рисков. Характер зависимости риска от уровня неопределенностей Стратегии системы управления риском. Методы, используемые для уменьшения отрицательных последствий риска.

Тема 10. Модели и методы подготовки управленческих решений

Основное назначение моделей и методов при подготовке УР. Перечень основных методов при подготовке УР. Варианты процедур, входящих в методы подготовки УР. Влияние стадии развития проблемы на формирование решения. Механизм формирования решения. Схема алгоритма формирования нового УР.

  1   2   3

Похожие:

Менеджмент организации iconПрограмма преддипломной практики для студентов специальности «Менеджмент организации»
Программа преддипломной практики для студентов специальности «Менеджмент организации» 080507 специализации «Корпоративный менеджмент»...
Менеджмент организации iconМосковская финансово-юридическая академия дисциплина: Управление...
Форма контроля: специальность 080507 Менеджмент организации – зачет, специальность 080111 Маркетинг экзамен
Менеджмент организации iconТемы курсовых проектов по дисциплине «Корпоративный менеджмент» для...
Основные корпоративные функциональные направления деятельности и стратегии их развития
Менеджмент организации iconРеферат Менеджмент в школе План. Понятия «менеджмент»
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это...
Менеджмент организации iconПрограмма дисциплины «Макроэкономика» для направления 080500. 62...
«Менеджмент организации» испециальности 080506. 65 «Логистика и управление цепями поставок» подготовки специалиста
Менеджмент организации iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент»
Ковальская М. И. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Практическое занятие №1. Методические указания к проведению...
Менеджмент организации iconСписок студентов на государственный экзамен специальность «Менеджмент...
Список студентов на государственный экзамен специальность «Менеджмент организации»
Менеджмент организации iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент...
Менеджмент организации iconТайм-менеджмент это управление временем. Не вселенским, а конечно...
Тайм-менеджмент представляет собой клад, состоящий из советов по сбереганию времени и экономии сил. Тайм-менеджмент это законы мудрого...
Менеджмент организации iconФгбоу впо «Сахалинский государственный университет» Технологический...
Специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» очной, заочной, очно-заочной формы обучения (нужное подчеркнуть)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница