Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов»




НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипОбразовательная программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 имени С.П. Шпунякова»


Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете школы Директор школы № 15

№ 5 от 10.05.2012. _____________ Чеснокова Т.А.

«10» мая 2012

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Путешествие по стране слов»
Автор программы:

Калячкина Т.В.

Возраст обучающихся 7 – 8 лет

Срок реализации программы – 1 год

Педагог дополнительного образования

Семенова Татьяна Германовна


Великий Новгород

2012 год
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Путешествие по стране слов» разработана Калячкиной Т.В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года №06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени С.П. Шпунякова»

Образовательная программа объединения «Путешеествие по стране слов» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень освоения.

^ Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности обучающихся, ориентированной на общеинтеллектуальное направление духовно-нравственного воспитания, обусловлена тем, что в младшем возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт.

Основная идея программы внеурочной деятельности состоит в ориентации в первую очередь на духовно-нравственное, общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а уже потом – на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Путешествия по Стране Слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

^ Цель курса: расширить, углубить и закрепить знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

^ Задачи курса:

Образовательные:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития обучающихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

^ Формы проведения занятий

Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

^ Условия реализации программы:

Возраст обучающихся

Программа ориентирована на воспитанников в возрасте 7 - 8 лет без специальной подготовки.

^ Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Наполняемость групп

В соответствие с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарно-эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПин 2.4.2. 2821 - 10 от 29.12.2010. до 15 человек.

Режим занятий

В ходе обучения по программе «Путешествие по стране слов» занятия проводятся в следующем режиме:

33 часа в год - 1 раз в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;

учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работатьпо предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответына вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушатьи пониматьречь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

^ Тематическое планирование




Тема занятия

Количество часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые встречи.

1

3-4

К тайнам волшебных слов.

2

5

Выбор друзей в Стране Слов

1

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

7

Чудесные превращения слов.

1

8-9

В гости к Алфавиту.

2

10

К тайнам звуков и букв.

1

11

Встреча с Радугой.

1

12

В Страну Говорящих Скал.

1

13

В глубь веков на Машине времени.

1

14

В Королевстве ошибок.

1

15

В Страну Слогов.

1

16

Неожиданная остановка в пути.

1

17

В удивительном городе Неслове.

1

18-19

Чудеса в Стране Слов.

2

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

21-22

На карнавале слов.

2

23

В Театре близнецов.

1

24

Конкурс знающих.

1

25

Новое представление.

1

26

Необычный урок.

1

27

Следопыты развлекают гостей.

1

28

В Клубе весёлых человечков.

1

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

31

Экскурсия в прошлое.

1

32

Полёт в будущее.

1

33

Итоговое занятие.

1



^ Содержание программы
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка “Мир без слов”. Звукоподражание и “теория ням-ням”. Игры “Добавки”, “Знаешь сам – расскажи нам”.

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры “Слова – братья”, “Эстафета”. Разгадывание загадок. Сценка “Кто лишний”. Головоломка “Ягоды”. Рассказ “Снежные слова”.

Тема 3-4. К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка “Волшебные слова”. Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки “Когда слова теряют свою волшебную силу”.

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка “Игры гномов”. Игры “Доброе – злое”, “Только хорошее”. Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка “Сколько родственников”. Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры “Назови по родству”, “Кто больше?”, “Цепочка слов”.

Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева “Буква заблудилась”. Игры “Весёлые буквы”, “Спрятавшееся слово”. Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака “Весёлое путешествие от А до Я”. Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида “Всё на А”. Сказка “Кутерьма”. Игры “Волшебный колодец”, “Помоги Р”.

Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка “Лесной карнавал”. Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги “Трудные буквы”.

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка “Слова, которые могут рисовать”. Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана “Золотая осень”. Игра “Исправь ошибку художника”.

Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка “Заколдованные слова”

Тема 13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра “Волшебная яблоня”. Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание “Исправь ошибки”. Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом “Продолжи слово”.

Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры “Найди другое слово”, “Пройди через ворота”, “Найди пару”. Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа “Незнакомое слово”. Игры “Преврати буквы в слова”, “Угадай слово”. Разгадывание загадок. Головоломка “Перекрёсток”.

Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова-синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова-омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова-омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами-двойниками.

Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка “Начни и закончи К”. Работа со словарём. Шутки-каламбуры. Сценки “Есть”, “Чей нос”. Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила “Узелки на память”. Кроссворд “Конкурс знающих”. Головоломка “дай толкование каждому слову”. Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Весёлый аттракцион “доскажи словечко”. Слова-синонимы (рассказ учителя). Сценка “Твёрдый знак”. Игра “Найди друзей”.

Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка “Все слова на А”. Слова-антонимы (рассказ учителя). Игра “Угадай – ка!” со словами-антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) “Узелки на память” (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка “Начинай на А”. Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам-родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра “Замечательный сад”. Подбор родственных слов. Сказка “Вот так родственники!”. Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра “Домино”.

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова-архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В “музее” древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра “Угадай-ка”. Узелки на память. Головоломка “Вгостилёт”.

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
^ Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

Признаки гласных и согласных звуков.

Буквы русского алфавита.

Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.

Объединять слова в группы.

Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.

Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Литература для педагога

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе; под.ред А.Г.Асмолова. - М.:Просвещение, 2011.

2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.

3. Планируемые результаты начального общего образования ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.

5. Узорова О.В. 300заданий и упражнений по русскому языку. - М.: 1998

6. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: 5 за знания, 2005

7. Сухин И.Г. Занимательные материалы по развитию речи. - ВАКО, М.:2004

8. Детская энциклопедия. Изд.2 Т.11. Язык. Художественная литература. М., Просвещение, 1968.

9. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1984.

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «робототехника»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconПубличный отчет муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – Центр дополнительного образования детей является единственным...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconОбразовательная программа нормативно-управленческий документ Учреждения,...
Министерства образования и науки РФ по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Авторская программа
Рассчитана на детей 13-17 лет Программа разработана Срок реализации 3 года Константиновой Н. В
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного...
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconОбразовательная программа муниципального казенного образовательного...
Образовательная программа муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей – "Детская школа...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «чум мультфильмов»
«Чум мультфильмов» комплексная инновационная модифицированная экспериментальная образовательная программа открытого типа по методу...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconОбразовательная программа клуба интеллектуального развития «Наши истоки»
Межведомственная программа развития системы образования детей, утвержденная приказом Минобразования России от 25. 01. 2002 №193,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие по стране слов» iconПрограмма кружка «В мире информатики». (5 8 классы)
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница