Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека»




НазваниеМуниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека»
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека»

По следам великой сказочницы…



Методико-библиографический материал

к 155-летию со дня рождения Сельмы Лагерлёф

Нагорное, 2013

ББК 78

П 41

Составитель: А.И.Федосеева

П 41 По следам великой сказочницы [Текст] : методико-

библиографический материал к 155-летию со дня рождения

Сельмы Лагерлёф / сост. А. И. Федосеева. – Нагорное: МБУК «ЦМБ»,

2013. – 31 с.

Данный методико-библиографический материал предназначен библиотекарям, руководителям детского чтения и содержит информацию о жизни и творчестве известной шведской сказочницы Сельмы Лагерлёф. В сборник материалов также вошли разработки массовых мероприятий различных форм организации (викторины, литературные часы, игры, кроссорды, книжные выставки и др.), интересные факты из жизни, афоризмы писательницы.

Библиотекарю

20 ноября 2013 года исполняется 155 лет со дня рождения знаменитой шведской писательницы ^ Сельмы Лагерлёф.

В историю мировой культуры Сельма Лагерлёф вошла как создательница одной из лучших детских книг. «Удивительное путешествие Нильса…» читают на родном языке дети сорока стран мира.

За шестьдесят лет литературной деятельности Сельма Лагерлёф создала около тридцати произведений, в которых всегда отстаивала идеалы добра, мира и справедливости. Она страстно мечтала о том времени, когда на земле будет навсегда покончено с войнами, насилием и злом. Писательница была удостоена многих почетных званий: она была лауреатом Нобелевской премии, членом Шведской академии, почетным доктором Упсальского университета. Однако у нее имелось еще одно звание, которое не было зафиксировано в официальных дипломах, но которым она очень дорожила. Это было звание самой любимой писательницы шведской детворы.

В России книги Сельмы Лагерлёф стали известны уже в самом начале ХХ века. С уважением о ее творчестве отзывались многие известные русские поэты и писатели.

Писательница сумела вовремя подарить радость миллионам ребятишек и по праву стала одним из тех человеческих идеалов, почет и восхищение которым выражают не только государственные мужи и известные критики, а самые объективные и бесхитростные судьи – дети. Чтобы по–настоящему писать для детей, нужно иметь чистоту помыслов и широту сердца. Сельма Лагерлёф  не считала себя хорошей писательницей, но ее творения излучали истинный свет любви.

В данном сборнике, помимо обзора жизни и творчества писательницы, предлагаются различные варианты викторин, кроссвордов, литературных игр по произведениям Сельмы Лагерлёф. Эти материалы помогут организовать интересное мероприятие, посвященное юбилею писательницы.

^ Учительница, которая потрясла мир: обзор творчества

«Вечерами, когда я сижу здесь, в Морбакке, и вспоминаю все, что мной создано, меня радует одно… Я никогда не создала ни одного произведения, которое принесло бы вред человечеству…» Сельма Лагерлёф

Судьба Сельмы Лагерлеф напоминает судьбу сказочной Золушки. Только решающую роль в ее жизненной истории сыграла не хрустальная туфелька, а книга. Вернее, учебник.

Се́льма Отти́лия Луви́са Ла́герлёф – шведская писательница. Родилась она в Морбакке в Швеции 20 ноября 1858 года. Умерла  16 марта 1940 года там же. Является первой женщиной, которую наградили Нобелевской премией по литературе (в 1909г.).

^ Детство и юность

Будущая писательница появилась на свет в 1858 году в родовом родительском имении Морбакка в семье отставного военного и учительницы. Детство Сельмы прошло в Вермланде -  одном из самых колоритных и красочных мест Центральной Швеции. Вермланд и Морбакка оставили наиболее яркие впечатления в памяти Сельмы и оказали значительное влияние на писательский талант. Во многих ее рассказах описываются места, дорогие сердцу писательницы. Но больше всего она любила живших в усадьбе людей, которые в ее глазах навсегда остались сильными, мужественными и талантливыми.

На долю маленькой девочки выпало нелегкое испытание: когда Сельме было 3 года, ее парализовало. Девочка не могла вставать, и была прикована к постели. Забота тети Наны и бабушки были единственной радостью девочки. Они знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, которые рассказывали маленькой Сельме, ее братьям и сестрам. «Я вспоминаю, что бабушка с утра до вечера сидела с нами и без конца рассказывала, а мы, дети, тихонько жались друг к другу и слушали. Вот была чудесная жизнь! Нет детей, которым бы жилось так, как нам», - писала впоследствии Лагерлёф. Вспоминая уже в старости тетушку Нану, она говорила, что в ее ушах до сих пор звучит уверенный голос рассказчицы, и она чувствует, как мороз пробегает по коже: это трепет ужаса, который бывает не только от боязни привидений, но и от предвкушения того, что произойдет. Каких только историй не рассказывали бабушка и тетушка о минувших временах! О прекрасных дамах и кавалерах Вермланда, о злом заводчике, который водился с нечистым, о злых сороках, преследовавших хозяйку дома так настойчиво, что она боялась переступить порог, о привидениях, обитавших почти во всех усадьбах! Особенно жадно прислушивалась ко всем этим историям маленькая Сельма. Потому-то смерть бабушки-сказочницы больная пятилетняя девочка восприняла как величайшую трагедию: ей казалось, будто что-то ушло из жизни, будто захлопнулась дверь в целый мир, прекрасный заколдованный мир, и теперь не было больше никого, кто бы мог отворить эту дверь.

В 1867 году Сельму поместили в специализированную клинику в Стокгольме. Лечение оказало положительный эффект и к девочке пришла способность двигаться. «С семи лет я мечтала стать писательницей», - вспоминала она. Начала со стихов, сонетов, сказочных пьес, баллад, с произведений на древнескандинавсие мотивы. В своей автобиографической новелле  «Сказка о сказке», написанной в 1908 году, писательница описывает попытки своего детского творчества.

Но от творчества Лагерлёф отвлекали мысли о том, как заработать денег для себя и своей семьи. Ведь к тому времени семья стала совсем бедной. В 1881 году Сельма поступила и уехала учиться в лицей в Стокгольме. Ученицей Высшей учительской семинарии она стала в 1882 году, окончив ее в 1884 году.

В этом же году Сельма Лагерлёф стала преподавать  в школе для девочек в провинциальном городке Ландскруне, находящемся на юге Швеции. Она очень много читала и однажды поняла, что мир преданий и легенд ее родного Вермланда ничуть не менее оригинален, чем мир героев этих писателей. Лагерлёф решила пересказать известные ей с детства предания о приключениях кавалеров из Вермланда. И в Ландскруне Лагерлёф написала свою первую большую книгу, сделавшую ее известной. Это - «Сага о Йёсте Берлинге». Сохраняя реальные, естественные особенности прекрасной природы Вермланда, писательница одушевляет их. Лагерлёф заставляет думать и рассуждать не только животных, птиц или растения, но и предметы.Многие главы, построенные на старинных легендах Вермланда, носят все признаки народных сказок. А главного своего героя, Йёсту Берлинга, Сельма Лагерлёф наделила портретным сходством с обожаемым ею отцом. Йёста любит жизнь, он бесстрашен. Его девиз: «Мужество и радость – вот основа жизни!»

Через год (в 1885 году) случилось новое несчастье – умер отец Сельмы. Спустя три года после этого несчастья родовое имение было продано за неуплату долгов. Любимая усадьба стала жильем для совершенно чужих людей. И молодая учительница еще интенсивней взялась за работу, желая дописать книгу и спасти то, что еще осталось от любимого дома: «драгоценные старые истории, веселый покой беззаботных дней и прекрасный ландшафт».
^ Начало творческой деятельности

Восьмидесятые годы были для писательницы довольно сложными, наполненными различными переживаниями. Именно в это время Сельма начинает писать свое первое произведение. Роман, которому Лагерлёф дала название «Сага о Йёсте Берлинге», написан в неоромантическом стиле, который в эти годы приходит на смену реализму. Для этого стиля характерно возвышенное описание судеб и жизней дворянских усадеб, сравнение земледельческого строя и образа жизни с промышленным (городским) укладом. Для этого направления, воспевающего родную землю и ее традиции, характерен сильный патриотический настрой.

Первую премию за свое еще неоконченное произведение, писательница получила в августе 1890 года, отослав в газету  «Идун» несколько глав романа. Газета объявила конкурс на лучшее произведение, которое заинтересует читателей. В этом конкурсе победил роман Сельмы.  Вскоре писательница закончила работу над романом, и в 1891 году он был опубликован полностью. Георг Брандес, будучи очень известным датским критиком, отметил и выделил роман Лагерлёф, благодаря чему книга завоевала признание широких масс.  Роман, основанный на легендах и историях Вермланда, услышанных Сельмой в детстве от бабушки и тети, был наполнен романтикой, яркими приключениями и красочными празднествами.

Сказочный стиль прослеживается и в последующих произведениях Лагерлёф. Это романы «Предание о старом поместье» (1899), «Деньги господина Арне» (1904), сборники новелл «Невидимые узлы» (1894) и «Королевы из Кунгахэллы» (1899). В этих произведениях добро и любовь с помощью высших сил и необъяснимого чуда побеждают зло, проклятья и несчастья.  Эта тема особенно отчетливо прослеживается в книге  «Легенды о Христе» (1904), представляющей собой сборник новелл. Из этих книг, по словам Т. Манна, струился «возвещающий, поющий, льющийся поток древних преданий»

Не только с помощью сказочных мотивов Лагерлёф освещает религиозные, философские и нравственные проблемы.  В 1895-1896 годах писательница, окончательно покинув преподавательское поприще, совершила путешествие в Италию. В романе «Чудеса антихриста» (1897) действие разворачивается в этой прекрасной стране. В 1901-1902 годах был написан роман «Иерусалим», в котором писательница сопереживает крестьянским семьям, столкнувшимся с религиозной сектой, и вынужденным покинуть родные места. Под  давлением секты крестьяне уезжают в Иерусалим, где остаются ждать конца света. В романе прослеживается глубокое сочувствие и переживания автора.

^ Пик творческой деятельности и мировое признание

«Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» - это сказочная книга, написанная в 1906-1907 годах, которая явилась основным произведением всего литературного творчества Лагерлёф. Начиная работу над книгой, Сельма предполагала создать учебную книгу, рассказывающую о Швеции. История и география Швеции, ее традиции и культурные особенности, легенды и предания должны были описываться в увлекательной форме, способной вызвать интерес у ребенка. Книга была написана на основе фольклорного материала – народных сказок и преданий. История и география страны изложены в сказочной манере.  Главный герой – Нильс, путешествующий на спине гуся по имени Мартин со стаей других гусей, под предводительством мудрой Акки  Кебнекайсе. Приключения, которые выпадают на долю Нильса, воспитывают в нем личность, закаляют характер. Различные происшествия раскрывают в главном герое такие черты характера, как доброта, мужество, способность сопереживать, радоваться и грустить вместе с другими героями. За время путешествия у Нильса выработались качества, присущие настоящему человеку. Книга «Удивительное путешествие Нильса…» вызвала противоречивые отзывы. Некоторые критики называли ее «революцией в нашей педагогике». Однако писательницу больше всего интересовало мнение маленьких читателей, полюбивших ее произведение. «Пока детям весело читать эту книгу, она будет побеждать», — повторяла рассказчица. Когда Лагерлёф спросили, какие из почестей, выпавших ей на долю, она ценит выше всего, она ответила: «Возможность участвовать в жизни моих читателей, помогать им». Время подтвердило высокие достоинства этого произведения, ставшего настольной книгой детей и взрослых не только в Швеции, но и в других странах. В 1909 году писательнице была присуждена Нобелевская премия за благородный идеализм и богатство фантазии. На Нобелевском празднестве Сельма говорит необычную речь. Она вспоминает и рассказывает о тех, кто разделил бы с ней её счастье: о друзьях, знакомых, братьях, сёстрах, о старой матери, ждущей её дома. Вспоминает об отце, настоящем любителе поэзии и поэтов, — никто не обрадовался бы за неё так, как он. Говорит о своих «кредиторах»: Тегнере, Рунеберге, Андерсене и всех тех, кто научил её «любить сказки, и подвиги героев, и родную землю, и саму жизнь во всём её величии и убогости», всех кавалеров и дам из легенд, любимых с детства, природу, которая открыла ей свои тайны... Как вернуть долг всем им? Как вернуть долг взрослым и маленьким читателям, Шведской академии наук?.. Так красиво и тонко прозвучали слова благодарности, а себе Сельма оставила скромную роль человека, который лишь отдаёт дары, которые получил когда-то.

   За читательским признанием последовало признание официальное. В 1907 году Лагерлёф была избрана почетным доктором Упсальского университета. Книги писательницы выходили большими тиражами и мгновенно раскупались. Лагерлёф, мечтавшая стать «поэтом народа», была сторонницей эмансипации женщин, поддерживала их борьбу за избирательные права, за признание личной свободы и независимости. В 1911 году в Стокгольме, на Конгрессе женщин мира, она произнесла речь, в которой призывала женщин к участию в общественной жизни. Успехи движения за эмансипацию в Швеции привели к тому, что в 1914 году членом Шведской Академии впервые была избрана женщина. И звали ее Седьмой Лагерлёф. Вскоре разразилась первая мировая война. Для писательницы, верившей в то, что народы должны жить в мире и взаимопонимании, война была тяжелым ударом. Лагерлёф неоднократно публично выступала в защиту мира. «Доколе слова слетают с моего языка, доколе бьется мое сердце, буду я защищать дело мира», - торжественно поклялась она.

^ Литературное творчество в зрелости

Получив Нобелевскую премию, у Лагерлёф появляется возможность выкупить свое родовое имение. Писательница вновь поселилась в Морбакке, где и прожила оставшуюся жизнь. Возвращение на родину навеяло ностальгические воспоминания, которые способствовали рождению нового романа   «Дом Лильекурна», написанного в 1911 году и описывающего уклад жизни жителей Вермланда. Помимо этого, писательница пишет новеллы, сказки и легенды, которые были собраны в один сборник - «Тролли и люди» (1915, 1921). В 1912 году рождается повесть «Возница», носящая сказочно-фантастический характер.  В 1918 году Лагрлёф написала роман в антимилитаристском стиле «Изгнанник». Но основным и наиболее значимым  произведением этого отрезка жизни и творчества писательницы стал роман «Император Португальский». Этот роман был написан в 1914 году. Сквозь многие произведения писательницы, в том числе и сквозь этот роман, проходит тема бедности, по-видимому, очень близкая ей. Бедняк-тропарь, который мнит себя императором после полученной психологической травмы, до безумия любит свою дочь. Благодаря этой любви он спасает себя и помогает выйти на верный путь своей заблудшей, но от того не менее любимой дочери.

Заключительное произведение, последнее в творческой карьере Лагерлёф – это трилогия о Лёвеншёльлдах. Трилогия включает в себя следующие части: «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Шарлотта Лёвеншёльд» (1925) и «Анна Сверд» (1928). В произведении повествуется о жизни семьи, описывая судьбу пяти поколений. Действие романа охватывает временной промежуток с 1730 по 1860 годы. Присутствуют в романе и описание исторических событий, и описание семейных взаимоотношений. Однако роман нельзя назвать историческим.  Здесь все перипетии жизни членов семьи показаны через призму таинственных  событий, происшествий, проклятий и злого рока. В итоге, как и в других произведениях Лагерлёф, сила воли, доброта и любовь главных героев преодолевает все невзгоды и испытания и побеждает зло.

Когда началась мировая война и советско-финский конфликт, Лагерлёф приносит в жертву свою золотую нобелевскую медаль, отдав ее в распоряжение Шведского национального фонда  помощи Финляндии. К счастью, правительство выделило средства из других источников, а медаль возвратило писательнице.

«Что вы считаете величайшим счастьем?» — спросили ее в одном интервью. «Верить в  себя», — ответила Сельма Лагерлёф. Уж чего, а веры в себя этой женщине было не занимать: именно она привела Сельму ко всем победам. А также к тому, о чем так  мечтают амбициозные авторы, — творческому бессмертию. 16 марта 1940 года Сельмы Лагерлёф не стало. Но и сегодня, десятилетия спустя после ее ухода, миллионы мальчишек и девчонок, затаив дыхание, вглядываются в небеса. Ведь где-то там, под самыми облаками, храбрый домашний гусь Мартин летит вместе с крошечным Нильсом навстречу самым удивительным приключениям на свете.
  1   2   3   4

Похожие:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» iconИнформационный отчет за 2012 год муниципального бюджетного учреждения культуры
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» iconПлан работы муниципального бюджетного учреждения культуры куйбышевского...
Куйбышевского района, государственных и общественных структур с использованием передовых технологических достижений с учетом современных...
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» iconМуниципальное задание на бесплатное библиотечное обслуживание населения...
Исполнитель: Муниципальное учреждение культуры «Белоглинская межпоселенческая центральная районная библиотека»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» icon1 Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Абинская библиотека»...
Официальное наименование Учреждения: Полное муниципальное бюджетное учреждение культуры «Абинская библиотека»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» iconМуниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района
Десятилетие Организации Объединенных Наций, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» iconОрганизации
«Межпоселенческая центральная районная библиотека» мук мцбс первомайского района Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» iconМуниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная библиотечная система г. Славгорода»
...
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» iconСценарный план проведения литературного путешествия
«Кореновская Кореновский район межпоселенческая центральная районная библиотека»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» iconМуниципальное учреждение «Методический кабинет» Ртищевского муниципального...
Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение, тип учреждения – бюджетное учреждение
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Куйбышевского района «Центральная межпоселенческая библиотека» iconИменной список средних и фармацевтических медработников по специальностям на 01 января 2013 года
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Центральная городская больница г. Медногорска
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница