Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение




НазваниеОбразования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ШАРЫПОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР № 35.


Принят:

Методическим Советом

МБОУ ДОД ШР ДЮЦ № 35

Протокол № 12 от 28.11.2011г.




«Утверждаю»

Директор ДЮЦ №35

__________Г.Н. Волчкова
«___»____________2011г


^ Образовательная программа дополнительного образования детей
Взаимосвязь устного народного творчества

с декоративно-прикладным искусством





^ Тип программы: авторская

Срок реализации - 3 года

Возраст обучающихся - 5 - 12 лет
Педагог дополнительного образования:

Е.М. Качаева




2011 г.

^ Пояснительная записка
Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. В данной программе учащиеся углубленно знакомятся с произведениями устного народного творчества, основными жанрами устного фольклора, рассматривают декоративные произведения народного творчества и закрепляют изученный материал через творческие декоративно- изобразительные практические работы.

Особенно детям близки сувениры и игрушки выполненные своими руками. Рукотворные изделия пришли к нам из глубоких веков, они были известны у многих народов в разных областях и районах нашей страны, у Шарыповского района особая в этом плане история, здесь на малой территории проживает многонациональное население (появившееся вместе с Всероссийской стройкой КАТЭК) и в каждом селе сохраняются свои народные традиции, но главным источником формирующим облик района являются древнейшие культуры обнаруженные на территории, это-афанасьевская, окуневская, андроновская, карасугская, тагарская, таштыкская (европейско-монголоидные культуры).

Лучшие художественные традиции по всему миру сохраняются, по сей день в разных народных промыслах (глиняных, деревянных, тканевых, берестяных, металлических, соломенных и т.д.) и развиваются в современной промышленности, а также в самодельной игрушке. В творчестве детей они находят отражение в простоте форм, яркой декоративности.

Программа актуальна для нашего района, так как позволит привлечь в дополнительное образование детей увлекающихся литературой, историей и прикладным искусством, т.е. программа интегрированная.. Более глубоко изучить возможности народного творчества во взаимосвязи устного с изобразительным, Поможет понять исторические корни, направить учащихся к их исследованию, бережно относиться к историческому прошлому, устному литературному наследию (легендам, преданиям, а их в районе немало- это русские, хакасские, татарские и других народов так как на территории района проживает более 90 национальностей). В программу добавлен фольклор характерный именно для нашей местности, нашего района и края.

Образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Программа рассчитана на 3 года изучения по 144 часа в год. Возраст привлекаемых детей от 5 лет до 12 лет. Реализовать программу предполагается на базе школ района, где находятся объединения Детско-юношеского центра, для реализации программы будут привлечены специалисты хорошо себя зарекомендовавшие в области литературы и изобразительного искусства, а также краеведения. Часы рекомендованные для прохождения того или иного материала могут варьироваться по усмотрению педагога, а так же могут корректироваться темы, но непременным остается условие сохранения общей структуры программы. В конце каждого полугодия по усмотрению педагога допускается планирование резервных часов до 20 на индивидуальную работу с детьми, отстающими и медленно работающими, а так же с одаренными детьми, желающими глубже изучить интересующие их темы.
^ Цель программы: изучение истории народной культуры родного района, края, России, освоение знаний и опыта предков, возрождение утерянных традиций и обычаев путем вовлечения обучающихся в продуктивную творческую деятельность.

^ Образовательные задачи:

- расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества;

- показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка;

- показать влияние произведений устного народного творчества на традицию прикладного искусства;

-обучение простейшим технологическим операциям при работе с разными материалами (глина, ткани, дерево и т.п.);

- формирование у детей навыков представлять свои творческие замыслы в виде схем, рисунков, проектов, алгоритмов действий.

^ Развивающие задачи:

- развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, образного мышления, памяти;

- развитие коммуникативных качеств;

- развитие деловой и познавательной активности;

- развитие мотивации и творческого отношении к занятиям в детском объединении;

- развитие мелкой моторики руки.

^ Воспитательные задачи:

- воспитание устойчивого интереса к творчеству требующему большой усидчивости и настойчивости;

- духовное обогащение личности ребенка через приобщение к народной культуре;

- воспитание активной гражданской позиции, патриотических чувств;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни, готовности к социальному и профессиональному самоопределению.

^ На занятиях можно использовать следующие виды работ:

- выразительное чтение текста;

- комментирование текста;

- театрализованное представление текста;

- заочные экскурсии и пресс- конференции с фольклорными персонажами.

-выполнение ручных декоративно-прикладных работ и пр.

^ Тематический план

Первый год обучения




Тема. Краткое содержание

Всего час.

В том числе

теория

практика



Вводное занятие. План и задачи объединения. Оборудование. Правила по технике безопасности.


2

2

2



Мегалитические памятники района. Солярные знаки на них. Изготовление сувениров. Роспись по камню акриловыми красками-контурами. (Возможна замена на изготовление украшений из дерева)


4

1

3



Выполнение нанчиха- хакасского аналога русской ладанки с национальными узорами (возможен вариант выполнения вышитой ладанки)

8

2

6



Фольклор - колыбельные песни, прибаутки, пестушки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки и пр.

Иллюстрирование колыбельных песенок.

4

1

3



Колыбельные песни в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя мое, усни…»; Л. Мей.»Баю-баюшки-баю…» В. Брюсов «Спи, мой мальчик…»; М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…» и др.)

Изготовление мягкой игрушки «Подружка- подушка»

12

2

10



История народной глиняной игрушки.

( Филимоново, Дымково, Абышево, Гжель, Скопино и др.) Экскурсия в Муниципальный учебный комбинат в мастерскую по глине.

Коллективная работа лепка глиняных по сюжетам народных сказок о животных с самостоятельным выбором стиля того или иного глиняного промысла

12

2

10



Особенности волшебных народных сказок.. Народные сказители. Выполнение коллективного мозаичного панно по мотивам народных волшебных сказок

12

2

10



Беседа о животных нашего края, о красоте родной природы, которую надо беречь.

Пошив мягких игрушек животных, альтернативные варианты вязание

крючком или валяние из шерсти мини- игрушек

22

2

20



Народные сказки о домашних животных. Лепка сюжетов из пластилина в коллективных композициях.

22

2

20



Влияние русской народной сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие) Рисование витражными красками панно на стекле по мотивам сказок русских писателей (Возможны варианты работы в других материалах)

12

2

10



Фольклорный театр. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки.

Изготовление пальчиковых игрушек героев сказки выбранной коллективом (например «Мужик и волк») с последующим разыгрыванием отдельных сценок учащимися

30

4

26



Игра- викторина. « Из какой это сказки?...» Итоговая выставка работ.

4

2

2



Итого:

144 час








^ 1 год обучения

Цели и задачи

Обучающие:

- освоить основные виды ручных швов («назад иголка», «вперед иголка», «петельный шов», «через край», тамбурный шов);

- научить определять на образцах тканей основу, лицевую и изнаночную стороны, виды тканей (хлопок, лен, натуральный и искусственный шелк, шерсть, синтетика), умение сочетать ткани по цвету, виду, назначению;

- дать понятие о видах игрушек, и их последовательности изготовления по шаблону.

- научить приемам лепки от большого к малому из целого куска;

-дать понятие об этапах работы над эскизом

Познавательные:

- познакомить детей с историей народной игрушки и декоративно- прикладным искусством Шарыповского района, др. Руси ;

- ознакомить с мегалитическими памятниками района и солярными знаками на них;

- формировать познавательные потребности, собранность, дисциплинированность, умения быстро и творчески работать;

- развивать логическое мышление, эстетические вкусы, рационально использовать время и материала, развивать коммуникативные (навыки в виде устной речи).

- познакомить с особенностями народного кукольного театра.

Воспитательные

- Прививать любовь к декоративно-прикладному искусству.

- воспитывать усидчивость, аккуратность, серьезное отношение к выполнению определенной работы;

- воспитывать любовь к Родине, к родному краю, городу;
- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

^ Ожидаемый результат.

Учащиеся должны знать:

- основные памятники мегалитического периода и солярные знаки характерные для Шарыповского района;

- некоторые фольклорные произведения малого жанра;

- историю основных глиняных промыслов др. Руси;

- особенности композиционного построения волшебной народной сказки;

- отличать особенности народных сказок о животных ( тотемизм, анимизм, анимализм)

-историю появления театра кукол.

^ Учащиеся должны уметь:

- переносить солярные изображения на декоратино-прикладные изделия, призванные украшать быт;

-выполнять разные виды ручных швов, стежков;

-формировать из целого куска пластического материала пластичную форму народной игрушки;

-собирать объемную игрушку по разрозненным выкройкам;

-делать изделия из папье-маше.

^ II год обучения:




Название темы

Всего часов

В том числе

Теоретич. занятие

Практич. занятие


1

Вводное занятие. План и задачи объединения. Оборудование. Правила по технике безопасности. Беседа «Символы и знаки разных народов мира, что можно по ним узнать?». Придумываем символику для своего коллектива.

8

2

6

2

Ткани и волокнистые материалы. Художественные возможности войлока. Изготовление войлочных бус путем мокрого валяния.

8

2

6

3

Ярмарка (Сабантуй, Тун-Пайрам) – народное гулянье. (Фольклорный праздник)

4

2

2

4

Викторина «Все о животных нашего края».

4

2

2

5

Былины. « Русь богатырская». Происхождение, сказители и собиратели.

Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор. Изготовление игрушки на основе конуса из картона, который будет декорирован тканью. Обратить особое внимание на детали его одежды.

16

2

14

6

Три богатыря». Главные герои русского эпоса – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Пошив кукол богатырей из ткани и пошив на них этнической одежды

26

2

24

7

Особенности социально-бытовых былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович». Изображение быта отраженного в русских былинах с включением особенностей русского интерьера в барельефе из картона или глины

16

2

14

8

Былины в живописи (Васнецов, Н. Воробьев, И. Щукин, К.Васильев и другие).

2

2




9

Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговоренные. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)

Изготовление поделок- барельефов из природных или других материалов древнерусских духов и т. п.

26

2

24

10

Игра «Бабушкин сундук». Обратить внимание на предметы древнерусского и хакасского быта (прялки, веретена, мельницы, маслобойки, хомут, коромысло, пого, нанчих и т.д.) Игра строится по принципу «Поле чудес»


4

2

2

11

Предания и легенды Шарыповской земли. Иллюстрирование сюжетов легенд и сборка в коллективную брошюру. Возможно создание журнала с использованием компьютера. Изготовление из подручных материалов куклы-шаман, или куклы в хакасском одеянии.

20

2

18

12

Народная игрушка. Куклы- закрутки.

10

2

8




Итого:

144








^ 2 год обучения

Цели и задачи

Обучающие

- Совершенствовать умения и навыки в выполнении ручных швов («назад иголка», «вперед иголка», «петельный шов», «через край», тамбурный шов, крестик);

- закреплять умения определять на образцах ткани основу, лицевую и изнаночную стороны, виды тканей (хлопок, лен, натуральный и искусственный шелк, шерсть, синтетика), умение сочетать ткани по цвету, виду, назначению;

- cовершенствовать умения в изготовлении игрушек разных видов из разных материалов по шаблону, лекалам, эскизам, во 2 половине учебного года дать возможность учащимся изготавливать игрушки по своим выкройкам и эскизам.

- формировать умения работы с различными бросовыми материалами

^ Познавательные и развивающие
- Продолжить знакомство детей с историей народной игрушки и декоративно- прикладным искусством района и России;

- формировать познавательные потребности, собранность, дисциплинированность, умение быстро и творчески работать;

- изучать и собирать легенды и предания Шарыповского района;

- развивать логическое мышление, эстетические вкусы, рационально использовать время и материал;

- развивать умение планировать, умения обобщать и, доказывать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причину, развивать навыки работы в коллективе.

Воспитательные
- прививать любовь к декоративно-прикладному искусству;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, серьезное отношение к выполнению определенной работы;

- воспитывать любовь к Родине, к родному краю, городу, бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни, усидчивость, аккуратность, серьезное отношение к выполнению определенной работы. Ожидаемый результат.

^ Учащиеся должны знать:

- разные приемы работы с войлоком (по-сырому и по-сухому)

- основных героев былинного эпоса Древней Руси;

- легенды и предания Шарыповского района;

- русских живописцев отразивших в своих картинных былинные сюжеты;

- названия и назначение предметов древнего русского быта;

-некоторые символы и знаки разных народов мира.

^ Учащиеся должны уметь:

-делать украшения из войлока и применять их в повседневной жизни;

-составлять символы и знаки на основании анализа рассматриваемых явлений и

предметов, опираясь на полученные знания по символике;

-различать былины бытового характера от героических;

- выполнять куклы- закрутки в соответствии с установленными канонами;

- выделять главное в сюжетах легенд и преданий для их иллюстрирования.
^ III год обучения:




Название темы

Всего часов

В том числе

Теоретич. занятие

Практич. занятие


1

Вводное занятие. План и задачи объединения. Оборудование. Правила по технике безопасности.

2

2




2

Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни Шуточные и плясовые песни. Проведение праздника с разучиванием народных песен.

2

1

1

3

Беседа «Сувенир. Его назначение»

Изготовление сувениров типа свинья- копилка из подручных материалов по самостоятельно придуманным эскизам.

8

2

6

4

Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.

Лепка коллективной композиции солдатиков в др. русском обмундировании на тему солдатских песен «Раз, два- горе не беда…» Вспоминаем легенды Шарыповского района о разбойниках.

18

2

16

5

Исторические песни о Степане Разине, Пугачеве, Петре 1, Ермаке и др. Выполнение рисунков на тему «Покорение Сибири Ермаком»

8

2

6

6

Диванная подушка с вышивкой крестом по народным изобразительным растительным мотивам

20

2

18

7

Лирические любовные и семейные песни.

Выполнение лепной коллективной композиции о крестьянской семье «Семеро по лавкам…»

20

2

18

8

Народные промыслы др. Руси ( деревянные промыслы - Хохлома, Палех, Городецкие изделия, Мезенские, Богородские, Полховские, Семеновские и пр.) Импровизации на тему «Русская матрешка»- сувениры из дерева или

папье - маше

10

2

8

9

Лирика русской свадьбы (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.) Русские свадебные костюмы, выполнение рисунков.

8

2

6

10

Выполнение сувенира- игрушки «Домовенок»

10

2

8

11

Лиса Патрикеевна, главная героиня русских народных сказок о животных.

Шьем игрушку

10

2

8

12

Посиделки. Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек

2

1

1

13

Фольклорный праздник «Масленица!». Возможно чай-питие с блинами и играми.

2

1

1

14

Коллективная работа. Композиция по сюжетам легенд и преданий Шарыповского района из лепных глиняных фигурок.

10

2

8

15

Коллективная работа «Огромный мир неизведанного». Мозаика из окрашенных крупы, опилок или яичной скорлупы. Обобщающее панно объединяющее все темы изученные ранее.


10

2

8

16

Экскурсии. Пленер. Выставки.

4

2

2




Итого:

144








^ 3 год обучения

Цели и задачи

Обучающие

- учить учащихся традициям проведения календарно- обрядовых песен;

- содействовать пониманию происхождения исторических корней различных лирических песен (семейно- бытовых, рекрутских, разбойничьих, любовных и т.д);

-изучить приемы выполнения мозаичных работ из разных материалов;

- научить определять характеры фольклорных героев и их предназначение.

^ Познавательные, развивающие

- Продолжить знакомство детей с историей народной игрушки, с декоративно- прикладным искусством ;

- формировать познавательные потребности, собранность, дисциплинированность, умения быстро и творчески работать;

- развивать логическое мышление, эстетические вкусы, рационально использовать время и материал;

- развивать умение планировать, умения обобщать и, доказывать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причину, развивать навыки работы в коллективе.

- формировать знания многих народных традиций связанных с праздниками.

Воспитательные

- Продолжить привитие любви к декоративно-прикладному искусству;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, серьезное отношение к выполнению определенной работы;

- воспитывать любовь к Родине, к родному краю, городу, бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни, усидчивость, аккуратность, серьезное отношение к выполнению определенной работы.

^ Ожидаемый результат.

Учащиеся должны знать:

- различия между обрядовой и необрядовой поезией Древней Руси;

- особенности лирической песни и ее разновидности;

- главных героев исторических песен Древней Руси;

- основные народные промыслы Древней Руси по обработке дерева;

- основные виды одежды носимой женщинами и мужчинами разных сословий

на Древней Руси;

-распространенные легенды и предания Шарыповского района;

^ Учащиеся должны уметь:

-делать сувениры по самостоятельно придуманным эскизам;

- составлять многофигурные композиции в коллективных работах;

- выполнять роспись изделий соблюдая стиль определенного промысла

(например Хохлома, Полхов, Городецк и др.)

- активно включаться в проведение коллективных мероприятий проводимых

как в объединении, так и за его пределами.

Литература

  1. Александрова Л. Сказки про леших, русалок, домовых и русских мастеровых.- М., 2001

  2. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России- М., «Народное образование»,2005

  3. Аксенова М. Символы. Знаки.- М., 2006

  4. Агапова И. Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками.- М., 2001

  5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера.- М., 1994

  6. Дайн Г.Л. Русская игрушка.- М., 1987

  7. Еременко Т.И. Рукоделие.- М., 1989

  8. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники.- М., 1998.

  9. Хананова И. Н. Соленое тесто.- М., 2006


Похожие:

Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconМетодическая разработка учебного занятия «День Земли»
Управление образования администрации муниципального района «Волоконовский район» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconАдминистрации уренского муниципального района нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2
Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconМуниципальное задание Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского и юношеского туризма и экскурсий...
Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconОтчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Учредитель: Учредителем учреждения является муниципальное образование Тюльганский район. Функции и полномочия учредителя Учреждения...
Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconУправление образования администрации богучанского района муниципальное...

Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconПрограмма развития доу на 2010-2013 гг Муниципальное бюджетное образовательное...
Статус и наименование Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение центр развития ребенка – детский сад №34 «Чебурашка»...
Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconКрасноярский край муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconКрасноярский край муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconНачальник управления образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Образования администрации шарыповского района муниципальное бюджетное образовательное учреждение iconВоспитательная модель
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Егорлыкского района
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница