Рассмотрено Согласовано




НазваниеРассмотрено Согласовано
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 65»

Рассмотрено Согласовано

на заседании МО зам. директора по УВР

протокол №______от «____»_____2012г. _________________________

Руководитель МО:__________________ «___»_______________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2012 – 2013 учебный год

Класс: 2 «Б»

Образовательная система «Гармония»

Составитель: Абдульманова Татьяна Юсуповна

учитель начальных классов



г. Оренбург
пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XX! век»).
Основные цели изучения курса «Русский язык»:

- создание условий для воспитания ученика как языковой личности, для становления интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

- становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

- формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

- влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и, в целом, умения учиться средствами предмета «Русский язык»;
- обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становления их коммуникативной компетенции.
В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:

- формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;

- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);

- обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам наше­го языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвисти­ческого образования учащихся. Это значит, что освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определён­ным этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необ­ходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых, - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых, - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Необходимый компонент развития школьников - формирование у них УУД, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содер­жания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе потребно­сти и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными слова­рями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с приви­тием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических по­нятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе является коммуникативная направленность, т.к. язык — это основное средство общения людей. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического контроля младших школьников.

Таким образом, курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

- формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

- формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

- формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных УУД осуществляется при освоении всех разделов курса.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2-м классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

2. Тетрадь-задачник к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – В 3-х ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. :

3. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1 и 2 / Т.Е. Корешкова; под ред. проф. М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Учебно-тематический план


  1. Знаем — повторим, не знаем — узнаем – 21 ч.

  2. Главные опасности письма. Как писать без ошибок? – 24 ч.

  3. Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении) – 12 ч.

  4. Хочу сказать больше (Понятие о тексте) – 12 ч.

  5. Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем) – 10 ч.

  6. Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями слов, с окончанием) – 8 ч.

  7. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова – 46 ч.

  8. Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова) – 29 ч.

Резерв – 8 ч.

Итого: 170 часов.

График проведения контрольно-измерительных работ


^ Период обучения

Кол-во часов


Диагностический материал


1 четверть

45 часов


Стартовая диагностика (диктант) – 1.

Проверочная работа – 1.

Диктант – 1.


2 четверть

34 часа


Контрольное списывание – 1.

Диктант – 1.


3 четверть

53 часа


Контрольное списывание – 1.

Диктант – 2.


4 четверть

38 часов


Контрольное списывание – 1.

Диктант – 1.

Проверочная работа – 1.


Итого:

170 часов

(5 часов в неделю)


Диктантов – 6.

Контрольных списываний – 3.

Проверочных работ – 2.



Содержание программы (170 часов)


Тема

Содержание

программного материала

УУД

Контрольные и творческие работы


^ Знаем – повторим,

не знаем – узнаем (21 ч.)

Поговорим об ушедшем ле­те... О нашей речи. Что ты знаешь о словах? Будем го­ворить понятно! Может ли быть непонятной письмен­ная речь? Всегда ли нужно обозначать мягкость соглас­ного звука перед согласным? За какими буквами прячется звук [й]? Обобщение.


Анализировать рече­вые ситуации, сравни­вать средства языка, выбирать их. Оцени­вать речь как понятную и непонятную, вы­являть средства оформления предло­жений в письменной речи, соотносить их со способами оформле­ния в устной речи. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков.


Стартовая диагностика (диктант)

Проверочная работа

^ Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (24 ч.)

Новое научное слово - ор­фограмма. Орфограммы безударных и ударных глас­ных. Орфограммы парных по глухости и звонкости соглас­ных. Когда согласным можно доверять? Учимся записы­вать орфографические за­дачи. Обращаемся в орфо­графическое «справочное бюро». Учимся писать без ошибок. Орфографические задачи, которые легко ре­шать. Знаю или не знаю? Пишу или...? Бывает ли бук­ва одна, а орфограмм две? Проверяем себя. Научим друг друга. Попробуем сочи­нять загадки.


^ Понимать информа­цию, представленную в моделях, схемах, таблицах, с помощью учителя словесно формулировать её. Обнаруживать в запи­си орфограммы. Соз­давать речевые про­изведения определен­ных жанров.

Контрольный диктант.

Творческая работа «Сочи­няем загадки, составляем рецепты».

^ Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении) (12 ч.)


Как мы строим предложе­ния? Какие бывают предло­жения? Как спросишь - так и отвечу. Отвечаем на вопрос «Почему?» Предлагаем, просим, желаем.

Выявлять слова, зна­чения которых требуют уточнения; обращать­ся к словарю, находить в нём нужное слово. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, груп­пировать их, аргумен­тировать решение.


Контрольное списывание.


^ Хочу сказать больше (Понятие о тексте) (12 ч.)


А если одного предложения мало? Как в детской пира­мидке. Как сделать текст хо­рошим? От слов к тексту. Составляем и пишем дик­танты. Учимся письменному пересказу. Рассказываем сами и обобщаем.


Анализировать мо­дель речи, с опорой на неё строить сообще­ния. Отличать текст от группы предложе­ний, объяснять разли­чие. Определять гра­ницы предложений при зрительном воспри­ятии текста, переда­вать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме.


Творческая работа «Со­ставляем и пишем диктанты».

Творческий пересказ.

Сочиняем сказку.


^ Размышляем о словах (Знакомство с родст­венными словами и корнем) (10ч.)


Что в слове главное? Соби­раем родственников. Скоро Новый год!

^ Делать вывод о нали­чии в языке групп слов, обобщать сведения. Подбирать родствен­ные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов.


Контрольный диктант.

^ Продолжаем размыш­лять о словах (Знакомство с измене­ниями слов, с оконча­нием) (8 ч.)


Вспомним и узнаем новое. Наблюдаем за изменениями слов. Чему учиться дальше?

Планировать процесс списывания и действо­вать по плану. Осоз­нанно действовать, проводя полный и час­тичный морфемный анализ слов (на основе памятки). Читать со­общения, находить нужные сведения.


Контрольное списывание.

^ Учимся решать глав­ные орфографические задачи в корне слова (46ч.)


Слова-подсказки - какие они? Подбираем провероч­ные слова для названий предметов. От значения слова к правильной букве. Как узнать буквы корня в на­званиях действий? Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов. Снова о значении слова. Уточняем, как решать орфографиче­ские задачи в корне слова. Обобщаем и стараемся пи­сать без ошибок. Буква на месте звука, которого нет. Когда командует словарь. Звук один, а буквы две. Под­ведём итоги. Сочиняем, пересказываем, рассказываем.


Обнаруживать орфо­граммы по изученным опознавательным при­знакам, выделять те, способы решения ко­торых известны. Пользоваться орфо­графическим словарем учебника. Применять полученные знания, выявлять их возмож­ную недостаточность, запрашивать и исполь­зовать дополнитель­ную информацию.


Контрольный диктант.

Итоговый диктант.

Творческая работа «Сло­весные зари­совки», «Сочи­няем, расска­зываем, пере­сказываем».


^ Как устроены слова? Продолжение знакомства с составом слова) (29ч.)


Что я знаю о словах? Зна­комься: другие части слов! Словесный конструктор. Как узнать строение слова? Но­вое об известных опасностях письма. Ь или Ъ? Повторе­ние. Теперь я знаю и умею... Как сказать лучше? Я раз­мышляю о словах своего языка.


Правильно образовы­вать слова с задан­ными морфемами, вы­бирать их в соответст­вии с указанным зна­чением или с учетом контекста. Сравнивать слова с одинаково зву­чащими приставками и предлогами, по опор­ной схеме формулиро­вать способ их раз­граничения и применять его при письме.

Контрольное списывание.

Проверочная работа.

Итоговый диктант.



требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения курса «Русский язык» второклассники должны знать:

— пары согласных по глухости-звонкости;

— названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных слов);

— изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;

— виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).
^ Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые умения

Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четко­стью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значе­ниями и произносить их с соответствующей интонацией. Отличать текст от группы предло­жений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? — ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написан­ное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравле­ние, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку, обдумывать их содержание и язы­ковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).

Языковые умения (фонетико-графические и грамматические)

Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять различие в количестве звуков и букв (если оно есть).

Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и пере­становок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [и1]), обнару­живать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать на­звания предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим сло­вам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что де­лает? что сделал? что делала? что сделала? и т.п.

Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая — рисовать; гора, гористая — горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной — у реки, на реке).

Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на ос­нове памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить — значение начала действия, вбежать, влететь — движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное значение и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.

Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окра­ске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

^ Орфографические умения

Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Исполь­зовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й] (сначала без их выбора, запи­сывая как «дробь», а потом осуществляя выбор).

Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква без­ударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте орфограмм без­ударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв, из которых осу­ществляется их выбор.

Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безудар­ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе мор­фем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффик­сы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника. Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в при­менении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом пра­вила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

Писать слова с непроверяемыми орфограммами: апельсин, арбуз, берёза, билет, ва­гон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, ки­петь, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кро­вать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.

планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, ком­муникативные) универсальные учебные, действия как основа умения учиться.
  1   2   3

Похожие:

Рассмотрено Согласовано iconРассмотрено согласовано утверждаю

Рассмотрено Согласовано iconРассмотрено согласовано утверждаю
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрено Согласовано iconУтверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено
«Обществознание,6-9 классы» Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений
Рассмотрено Согласовано iconУтверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено
«Обществознание,6-9 классы» Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений
Рассмотрено Согласовано iconПояснительная записка. Статус документа
Рассмотрено на методсовете : Согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы
Рассмотрено Согласовано iconРабочая программа по технологии за курс 5 6, 7 8 классов
Рассмотрено на методсовете : Согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы
Рассмотрено Согласовано iconП. Чернянка Белгородской области Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю
Рабочая программа учебного курса алгебры и начал анализа для 11 класса составлена
Рассмотрено Согласовано iconПрограмма для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
Рассмотрено: согласовано: утверждаю: рмо учителей биологии Зам директора по ур директор моу «Степновская сош»
Рассмотрено Согласовано iconПояснительная записка Основное содержание программы «Неорганическая химия»
Рассмотрено: согласовано: утверждаю: рмо учителей химии Зам директора по ур директор моу «Степновская сош»
Рассмотрено Согласовано iconРабочая программа по предмету «Мое самоопределение и потребности...
Рассмотрено на методсовете : Согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница