Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»




НазваниеУрок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Урок-игра по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель:

Обобщить знания по содержанию романа, привлечь внимание учащихся к деталям художественного произведения, которые помогают понять мир, изображённый Пушкиным в романе

Учитель.

Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений А.С. Пушкина  — роману «Капитанская дочка». С одной стороны, он понятен, с другой — загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея — последняя, которую застал поэт.

Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Ещё в юности зачитывался «Историей государ­ства Российского» Н.Карамзина. “Этой историей можно гордиться” — это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила». В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачёва. Итогом работы стали «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».

А итогом нашей работы над романом станет игра.

Правила игры:

Участвуют три команды. Капитаны выбраны заранее. В каждой команде есть банкиры, которые будут вести банковские карты, т.е. вписывать заработанные командой суммы.

Стоимость вкладов выбирают капитаны.

В какой последовательности вы будете выбирать вопросы, установлено на ваших картах.

В зависимости от суммы, набранной за игру, будут выставлены оценки: 1 место - «5», 2 место – «4», 3 место – «3»

Мы начинаем/

Первый раунд

Савельич

10 — Имя и фамилия Савельича. (Архип Савельев.)

20 — На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему приказывают, — принёс 100 рублей, проигранных Зурину.)

30 — Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет? (Мальчик выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.)

40 — За какие достоинства стремянный Савельич получил “повышение”, став дядькой маленького барина? (“...за трезвое поведение”.)

Гринёв-отец

10 — Как оформил конверт письма своему сыну Гринёв-старший? (“Сыну моему Петру Андреевичу Гринёву, в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость”.)

20 — В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку премьер-майором.)

30 — “Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего. (“...солдат, а не шаматон”.)

40 — С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею Карловичу? (“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах”.)

Гринёв-сын

10 — Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше? (Песенка.)

20 — Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересуется: “В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на последний вопрос ответил Гринёв? (“Такова воля начальства”.)

30 — Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на пятые сутки.)

40 — Кто из литераторов XVIII века “очень похвалял” стихи Гринёва? (Поэт и драматург А.П. Сумароков.)

Швабрин

10 — Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? (Пятый год.)

20 — Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачёву? (Государь.)

30 — Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?” (Упал на колени перед Пугачёвым.)

40 — Кто был учителем литературы у Швабрина? (Поэт Тредиаковский: “Такие стихи достойны моего учителя, Василия Кирилыча Тредьяковского...”)

Пугачёв

10 — Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? (“Ваше благородие, ты...”)

20 — Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? (Около трёх часов.)

30 — Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? (В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями.)

40 — “Я воюю хоть куда, — скажет Пугачёв Гринёву. — Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой?” Чем же похвастается далее Пугачёв? (“Сорок енералов убито, четыре армии взято в плен”.)

Капитан Миронов

10 — Почему Иван Кузьмич советует Гринёву оставить стихотворство? (Это дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее.)

20 — Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах? (“Все они люди беспутные и горькие пьяницы”.)

30 — Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости? (Двадцать второй год.)

40 — Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана Миронова? (130 солдат.)

Второй раунд

Пословицы

20 — Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”? (Береги честь смолоду.)

40 — Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге”? (Долг платежом красен.)

60 — Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст — свинья не съест.)

80 — Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)

Песни

20 —

Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку...

Закончите последнюю строчку этой солдатской песни, взятой Пушкиным в качестве эпиграфа к главе “Крепость”. (“...Зарядим картечью пушку”.)

40  -

Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.

К какой главе Пушкин использовал эту лирическую песню в качестве эпиграфа? (К главе “Любовь”.)

60 — Какая народная песня была любимой у Пугачёва? (“Не шуми, мати зелёная дубровушка...”)

80 — “Пётр Андреич сочинял недавно песню и сегодня запел её при мне, а я затянул мою любимую...” Скажите, какая песня у Швабрина, по его словам, любимая? (“Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь...”)

Устаревшая лексика

20 — “Возговорит надёжа православный царь: // Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын...” — это, как вы помните, строчки из бурлацкой песни, которую пели пугачёвцы на военном совете. А что такое “исполать”? (Хвала, слава.)

40 — “Хорошо, коли отсидимся или дождемся сикурса”, — скажет Иван Кузьмич. Что такое “сикурс”? (Помощь.)

60 — “...До сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами” — эта фраза из речи капрала Белобородова. Каково значение слова “супостат”? (Враг.)

80 — С какой целью использовался погребец в XVIII веке? (Дорожный сундучок для посуды и съестных припасов.)

Одежда

20 — Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк.)

40 — Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке.)

60 — Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак.)

80 — Анна Власьевна хотела, чтобы Маша предстала перед императрицей не в своём дорожном платье, а в более солидной одежде. Какой именно? (В жёлтом роброне широком платье.)

Напитки

20 — Какой напиток предпочитал Бопре винам своего отечества? (Русскую настойку.)

40 — Каким напитком потчевал ротмистр Зурин Петра Гринёва, обучая его игре в бильярд? (Пуншем.)

60 — Какой напиток предлагает Савельич Петру Гринёву: чтобы избавиться от головной боли после попойки с Зуриным? (Огуречный рассол с мёдом.)

80 — Какой единственный безалкогольный напиток употребляла матушка Петра Андреевича? (“Отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать”.)

Военные чины

20 — Первый после рядового военный чин в русской армии. (Капрал.)

40 — В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце “Капитанской дочки” он получил повышение по службе. Какой чин стал у него? (Чин майора.)

60 — Машу Миронову с Петром Гринёвым в пути задерживают кавалеристы Зурина. Припомните чин старшего среди них. (Вахмистр.)

80 — Высший военный чин в армии Пугачёва был у беглого капрала Белобородова. Что это за чин? (Фельдмаршал.)

Третий раунд

80 — В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как именно? Ответ напишите одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул головою.)

Подведение итогов

1 команда

2 команда

3 команда

Домашнее задание:

Подготовиться к семинару по поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина.






Похожие:

Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconОбобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
...
Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconАнализ произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Совсем недавно мною было прочитано великолепное произведение А. С. Пушкина "Капитанская дочка". В книге повествуется о юном парне...
Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: 1 образовательные: актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии А. С. Пушкина, исторических событий того периода,...
Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПлан-конспект урока роман А. С пушкина «Капитанская дочка». История создания. Вводный урок
Тип урока: освоение «нового знания» с использованием эор нп и самостоятельной деятельности учащихся
Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconСценарий проектной деятельности
«Благие потрясения» в жизни главного героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconАвтор, рассказчик и герой в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат «История Пугачевского...
Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПроверочная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Определите...
Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева
Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconТест по повести а. С. Пушкина «капитанская дочка» 1
После того как Пугачев отпустил Гринева с Савельичем на все четыре стороны, они снова, несмотря на опасность, вернулись в крепость....
Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconАннотация Цель исследования
Цель исследования: сопоставить образы Пугачёва в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и поэме С. А. Есенина “Пугачёв”
Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconНачальник отдела образования администрации Сорочинского района
Всероссийская литературная Пушкинская премия «Капитанская дочка» (далее – премия) учреждена Правительством Оренбургской области и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница