Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа)




НазваниеПланирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа)
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
  1   2   3
Планирование
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ( 34 часа)

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности.

Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
^ Тема I: «Древние корни народного искусства» (8 часа+1 час)

Содержание темы учебного курса

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство –уникальное явление духовной жизни народа. Связь кркстьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

^ Программа. Контроль за ее выполнением.


№ п/п

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Тип урока

( (форма и вид деятельности)

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Компьютер

ное обеспечение урока

1

Древние образы в народном искусстве


Комби

нирован

ный (введе

ние новых знаний, практи

ческая работа)

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками.

Задание: Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля,

птица, конь, солнце).

Материал: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумага.

^ Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

^ Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

«Древние образы в народном искусстве»


2

Убранство русской избы.

Комби-

нирован

ный

Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трех- частной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлу пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Задание: Создание эскиза декоратив-

ного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и

зооморфными мотивами, выстраиване их в орнаменталь-

ную композицию.

Материал: Сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

^ Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

«Дом как микрокос

мос»

3

Внутренний мир русской избы

Комби-

нирован

ный

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет).

Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

Задание: Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянско

го интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка.

Материал: Карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

^ Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать уветовую композицию внутренного пространства избы.

«Внутренний мир русской избы»

4

Конструкция и декор предметов народного быта

Комби-

нирован

ный

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда –область конструктивной фонтазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декоро.

Предметы народного быта: ковши (ковш-скопкарь, ковш-кгнэсг. ковш-черпак), ендовы, солонины. ииВ- ницы, вальки, рубеля и др. Снмзс-tz- ческое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нар^лныг декор — не только украшение презмгь- та, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вешь- образ.

Задание: Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.).

Материал: Смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

^ Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского икусства с природой.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умель- пам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.


«Русская прялка»

5

Русская народная вышивка

Комби-

нирован

ный

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери- земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

Задание: Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материал: Гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.\

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

«Русская народная вышивка»

6

Народный праздничный костюм

Комби-

нирован

ный

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно- подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма.

Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

Задание: Создание эскизов народного праздничноо костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из варриантов:

А)украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы;

Б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) народным орнаментом.

Материал: Бумага ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, дать ему эстетическую оценку.

Соотносипъ особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков

Объяснятъ общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного отстояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия »орнаментике костюма черты национального своеобразия.

«Народный праздничный костюм»

7

Иготовление куклы –берегини в русском народном костюме

Урок -практикум

Декоративные куклы.

Задание: выполнить игрушку – куклу из лоскутов в технике народных мастеров.

Материалы: лоскуты ткани, ножницы, шерстяная нить красного цвета.


Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных

«Иготовление куклы –берегини в русском народном костюме»

8-9

Народные праздничные обряды

Комбинированный урок, обобщение темы

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение.

Задание: Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору)


Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. «

Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

^ Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.


«Русские народные праздники»

  1   2   3

Похожие:

Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconРабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство»
«Декоративно-прикладное искусство» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения...
Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconЭлективный курс по технологии для 9 класса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»
Элективный курс «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» ориентирован на обучение, воспитание и творческое развитие учащихся
Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconПриказ №
Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб для 5 кл общеобразоват учреждений /Под ред....
Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconИнформационно-тематический лист для учащихся
Учебно-методический комплекс: Н. А. Горяева, О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник для 5 кл...
Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconПланирование изобразительное искусство в жизни человека (34 часа)
Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной...
Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconЗадачи: Воспитание уважения к прошлому. Мы чуем с предками родство
Мы с вами сегодня на уроке будем говорить о народно культуре: декоративно-прикладном искусстве и фольклоре. Давайте вспомним, что...
Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconИндрякова Л. Г., Преподаватель художественного отделения «создание...
В эстетическом образовании детей особую роль играет декоративно-прикладное искусство. Произведения различных видов прикладного искусства...
Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconДекоративно-прикладное искусство
Беневольская, Л. Колыбель для кошки / Л. Беневольская // деко. – 2011. № – С. 40 – 41
Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconПлан-конспект открытого урока по изобразительному искусству в 6 классе....
Знакомство с изделиями народного промысла Гжели и Хохломы, освоение традиционных элементов росписи: «розан», «купавка», «ягодка»,...
Планирование декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа) iconЭкзаменационные вопросы по изобразительному искусству
Назвать виды изобразительного искусства (Живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Дать характеристику...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница