3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04




Название3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04
страница1/9
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипТематический план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования



Брянский медицинский техникум им.ак.Н.М.Амосова

ПМ.04

Профилактическая деятельность
Раздел 1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровьесберегающей среды. Проведение санитарно-гигиенического просвещения населения. Организация и проведение работы школ здоровья для пациентов и их окружения
^ Для специальности 060101.51 Лечебное дело

Работа студенческой учебно-исследовательской лаборатории
Часть 2: Методические рекомендации для самоподготовки студентов к лекционным, семинарским и практическим занятиям

АВТОР: Заслуженный учитель РФ, преподаватель валеологии высшей категории Брянского медицинского техникума им.ак.Н.М.Амосова Цаплина Э.Г.




Брянск


2013

ОГЛАВЛЕНИЕ.


1. Рекомендации студентам при самоподготовке к семинарским и практическим занятиям.

Стр.3

2. История здоровья.

5

3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу ПМ.04.

9

4. Тематический план семинарско-практических занятий по 1 разделу ПМ.04.

10
^

5. Результаты освоения 1 раздела ПМ.04 Профилактическая деятельность


10

6. Требования к результатам освоения 1 раздела модуля ПМ.04 Профилактическая деятельность

12

7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов при подготовке к лекциям

12

8. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов при подготовке к семинару

20

9. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов при подготовке к практическим занятиям:

23

- Методы исследования особенностей образа жизни. Оценка общего здоровья человека методом анкетирования.

23

- Обучение пациента и его окружение вопросам применения физической культуры.

26

- Обучение населения здоровому образу жизни.

29

- Обучение пациента и его окружение вопросам организация рационального питания.

30

- Охрана здоровья здоровых. Закаливание.

34

- Обучение пациента и его окружение методам саморегуляции. Стресс, его профилактика.

38

- Обучение пациента и его окружение вопросам обеспечения безопасной среды. Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье

41

- Организация здоровьесберегающей среды

44

10. Рейтинговая система оценки знаний студентов.

46

11. Глоссарий ПМ.04 Профилактическая деятельность,

Раздел 1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровьесберегающей среды. Проведение санитарно-гигиенического просвещения населения.

48

12. Вопросы и задания для экзамена квалификационного.

54



Здравствуйте все и всегда!
^ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Если мы перефразируем древнюю мудрость - «Медик - исцелись сам», то становится понятно: нельзя почувствовать страдания пациента, найти эффективное средство помощи, если ты сам не знаешь норм и правил сохранения собственного здоровья. Именно в помощь вам на нелегком пути самопознания и создано данное пособие.

Творческие шаги на пути самопознания и подготовке к лекционным, семинарским и практическим занятиям по разделу 1 ПМ.04:

  1. Внимание! К каждой лекции выполняем задания из раздела «Внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к лекциям»

  2. К семинару и практическим занятиям начинаем подготовку в тот же день (вечером перед сном) после того как вы прослушали лекцию и получили задание.

  3. Внимательно прочитайте, пожалуйста, первый раздел пособия, которое вы держите в руках.

  4. Оформите свой дневник здоровья (качество работы с дневником зависит от степени любви к себе).

  5. Запомните: все, что вы делаете, вы делаете для себя любимого.

  6. Оценка качества выполненной вами работы будет производиться по рейтингу.

  7. К каждому семинару вам предлагаются

  • обязательные творческие задания для всех, которые должен выполнить каждый студент,

  • перечень индивидуальных обязательных заданий (из предложенных заданий каждый студент должен выполнить обязательно только одно, но при условии, что все задания будут подготовлены членами бригады),

  • творческие задания, которые могут быть выполнены только по желанию студента.

^ ХОД РАБОТЫ

  1. Внимательно прочитайте задание к лекции, семинару, практическому занятию.

  2. Изучите материалы по лекционным материалам и рекомендованной литературе.

Памятка по работе с основной и дополнительной литературой.

  1. Изучите список рекомендованной литературы.

  2. Отберите необходимую вам литературу.

  3. Изучите аннотацию к конкретному учебнику (монографии).

  4. Изучите информацию об авторе учебника (монографии), его научные характеристики.

  5. Приступайте к работе: читайте, выделяйте главное, делайте записи, в случае трудностей обращайтесь к словарно-энциклопедической литературе, к преподавателю.

  6. Изучите заключение, запишите выводы.

  7. Сделайте по данному учебнику (монографии) конспект или тезисный (сложный) план.

  1. Ответьте на вопросы самоконтроля по данной теме семинара.

  2. Проверьте усвоение материала, решив рекомендованные тесты и задачи. Ответы сверьте с эталонами.

  3. Выполните обязательные творческие задания для всех, работая с дневником здоровья, после прослушивания очередной лекции (лучше перед сном).

  4. Выполните обязательное индивидуальное задание.

^ Презентацию оздоровительных методик (систем) подготовьте по алгоритму:

а) Краткое представление автора оздоровительной системы (Ф.И.О. возраст, профессия).

б) Что явилось причиной создания системы, оздоровительной методики?

в) Суть, содержание оздоровительной системы (при необходимости продемонстрировать упражнения).

г) Результаты работы по системе автора, других людей.

д) Отзывы специалистов.

^ Презентацию книг, журналов подготовьте по алгоритму:

а) Автор книги, статьи (по возможности краткая характеристика).

б) Краткое содержание книги, статьи.

в) В чем ценность и значимость материала?

г) Почему нас заинтересовала книга, статья, журнал?

д) Какие советы, рекомендации хотел (а) бы применять сам (а), посоветовать родным, друзьям.

  1. По желанию выполните творческие задания.

Правила подготовки и проведения беседы:

  1. Сформулируйте конкретные цели беседы.

  2. Составьте план беседы. План выступления с записанными ключевыми фразами и словами – добавочная опора для вашей памяти.

  3. Выберите подходящее время и место беседы.

  4. Задача начала беседы: привлечь внимание и создать атмосферу взаимного доверия.

  5. Речь должна быть грамотной, эмоционально окрашенной.

  6. Не допускайте слов – паразитов.

  7. Говорите лаконично, ясно, достаточно быстро.

  8. Соблюдайте культуру речи и культуру общения.

  9. Суждения должны быть краткими, ясными, легко удерживаться в кратковременной памяти.

  10. Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречие.

  11. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.

  12. Материал должен быть отобран исходя из степени убедительности.

  13. Направление беседы можно регулировать с помощью задаваемых вопросов. Задавать вопрос – это искусство, требующее безукоризненного владения речью, чуткостью, бережного отношения к человеку, оказавшемуся во власти советов.

  14. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса и авторитарности.

  1. Внимание! Не откладывайте подготовку к семинару на последний день перед семинаром. Подготовку к семинару начинайте сразу же после того как вы послушали лекцию и получили задание.

^ Творческих Вам успехов!

Будьте здоровы!
История здоровья

Обследование (сбор, анализ и интерпретация данных).

Фельдшера пользуются навыками обследования для сбора данных по планированию мероприятий по укреплению здоровья:

  1. ^ История здоровья и физическое обследование.

  2. Оценка тренированности организма: измерение объема талии, толщины кожно-жировой складки, проведение проб с физической нагрузкой (степ – теста), измерение мышечной силы и выносливости, проверка гибкости суставов.

  3. Оценка питания: измерение массы тела, оценка телосложения и роста, выяснение пристрастий в питании, насколько человек соблюдает диету.

  4. ^ Оценка риска здоровью: используются специальные методики (например, анкетирование) для оценки риска пациента по сравнению с риском человека из контрольной группы. Это помогает в обучении пациента и способствует выбору им определенного стиля жизни и принятию решений, касающихся его здоровья.

  5. ^ Изучение образа жизни:

  1. Способность самоухода, включая соблюдение гигиены полости рта, самостоятельный осмотр молочной железы, знание об угрожающих признаках рака, повышенного артериального давления и другие медицинские мероприятия.

  2. Диетические пристрастия.

  3. Физическая активность, активный досуг.

  4. Формула сна.

  5. Способность преодолевать стресс.

  6. Самореализация, включая взгляд на свою жизнь, работу, свои достижения.

  7. Понимание смысла жизни и знание того, что является важным в жизни.

  8. Взаимоотношения с другими.

  9. Контроль за состоянием окружающей среды, создание зон безопасного проживания.

  10. Использование системы здравоохранения.

  1. Обзор убеждений, связанных со здоровьем (как он может контролировать состояние своего здоровья):

  • выбор индивида участвовать в оценке своего здоровья и в здоровом образе жизни;

  • насколько компетентным является человек для обеспечения самоухода за своим здоровьем и насколько уверенно он себя чувствует при принятии решений, связанных со здоровьем.

  1. ^ Обзор жизненных стрессов: пациент и медсестра совместно обсуждают собранную информацию и делают заключение.

Диагностика.

Результаты обследования позволяют сформулировать положения, которые акцентируют внимание на силе, способности заботиться о себе и здоровом образе жизни. Они могут быть текущими и требовать постоянной поддержки или проведения медсестрой и пациентом особых мероприятий до тех пор, пока поведение станет ориентированным на здоровье.

Например:

► ведение образа жизни, ориентированного на здоровье: неудача связана с недостатком знаний;

► потенциальной возможностью снижения уровня здорового образа жизни в семье может стать изменение состава семьи;

► демонстрация соглашения о здоровом питании: подкрепление и поддержка.

Планирование.

  1. определение целей заботы о здоровье;

  2. выявление возможностей для изменения образа жизни;

  3. определение приоритетов в изменениях образа жизни;

  4. достижение соглашения по изменению образа жизни;

  5. выявление эффективных стимулов и поощрений для изменения образа жизни;

  6. установление возможных препятствий для изменения образа жизни;

  7. разработка плана введения изменений;

  8. установление необходимых ресурсов для изменения образа жизни.

Выполнение.

Пациент в соответствии с концепцией личной ответственности является исполнителем. Фельдшер:

  1. приобретает и поддерживает широкие познания в своей области:

▪ осведомленность о своей роли;

▪ концепции укрепления здоровья и благополучия;

▪ доступность ресурсов;

  1. моделирует образ поведения по укреплению здоровья;

  2. помогает пациенту /семье определить свое видение здоровья с использованием оценочной стратегии;

  3. поддерживает приобретение пациентом / семьей навыков здорового образа жизни:

▪ обеспечивает информацией;

▪ действует как посредник;

▪ поддерживает и укрепляет управление пациентом своим здоровьем;

▪ помогает пациенту / семье найти необходимые ресурсы;

▪ использует специальные стратегии, такие, как методика наблюдения; договоренности об изменении образа жизни.

Таким образом, фельдшер может быть учителем, консультантом, адвокатом и / или управляющей процессом.

^ Оценка результатов.

И вновь это совместные мероприятия для фельдшера и пациента/семьи. Они включают переоценку полученных данных. Далее пациент/семья определяют дальнейшее направление действий по укреплению здоровья.

^ Опрос пациента.

Беседу с пациентом можно определить как общение двух сторон, по крайней мере, одна из которых имеет заранее сформулированную цель, поочередно слушают друг друга. Серьезность цели отличает беседу медсестры с пациентом от простого разговора.

Успех опроса пациента зависит от того, как подготовился к нему фельдшер. Время, затраченное на тщательную подготовку к опросу, вполне оправданно.

Некоторые принципы опроса пациента:

  1. Четко определить цель опроса.

  2. При опросе придерживайтесь этой цели, если по ходу его не возникнут другие, более важные.

  3. Тщательно спланируйте опрос. Предусмотрите возможные отклонения от плана, а также реакции пациента и ваши действия при этом.

  4. Выберите время опроса, удобное как для вас, так и для пациента.

  5. Постарайтесь, чтобы обстановка располагала к беседе. Проводите её спокойно, без посторонних лиц, при достаточном освещении, с учетом физического и эмоционального состояния пациента.

Целью опроса пациента является:

  1. получение сведений о состоянии здоровья пациента в момент осмотра и в прошлом

  2. установление доверительных отношений и сотрудничества между пациентом (его семьей) и медицинским персоналом.

  3. поддержка пациента и его семьи, расширение их знаний о здоровье.

^ Факторы, повышающие эффективность опроса:

▪ располагающая обстановка;

▪ подробные разъяснения;

▪ достаточное время для установления контакта;

▪ достаточное время для обдумывания ответов пожилыми пациентами;

▪ умение вести разговор;

▪ открытые вопросы;

▪ проверка правильности восприятия вопросов;

▪ паузы в речи;

▪ умение охарактеризовать поведение;

▪ умение представить себя; индивидуальный подход.

^ Приемы, повышающие эффективность опроса:

▪ общение с пациентом с учетом его интеллекта позволяет получить больше информации;

▪ вопросы, предполагающие выбор;

▪ открытые вопросы, требующие подробного, развернутого ответа;

▪ неспешный темп беседы, позволяющий получить больше данных;

▪ сосредоточенность при опросе;

▪ соблюдение конфиденциальности;

▪ невербальные приемы ведения разговора;

▪ умение слушать.

^ Совершенствование навыков опроса.

Проверьте свое умение опрашивать пациента в тренировочных беседах с близким человеком или родственниками.

Анамнез – первый шаг в получении информации о состоянии здоровья.

^ Методологические приемы, используемые при сборе анамнеза:

▪ Слушание

▪ Опрос

▪ Наблюдение

▪ Обобщение получаемых данных.

Слушание.

В разговоре фельдшер должн дать пациенту высказаться, не прерывая его. Так он получит представление о личности и эмоциональном состоянии пациента, его интеллекте и окружении. Это даст ему возможность сформулировать наиболее оптимальные вопросы.

Опрос.

После выслушивания пациента обычно возникает необходимость прояснить некоторые детали, получить дополнительные сведения. Для этого предпочтительнее открытые вопросы, например: «Расскажите, пожалуйста, о характере двигательной активности вашей». Избегайте наводящих вопросов типа: «У вас не было в прошлом депрессии, не так ли?», так как в таких случаях пациенты часто отвечают, стараясь угодить вам.

Старайтесь, чтобы вопросы, которые могут вызвать у пациента замешательство и смущение (например, касающиеся смерти или половой жизни), носили конкретный характер.

^ Ошибки, допускаемые при опросе.

Ниже приведены наиболее распространенные ошибки, допускаемые при опросе. Они препятствуют достижению цели опроса.

  1. ^ Наводящие вопросы

При такой ошибке задается вопрос, в котором очевиден желательный ответ.

Например, «У вас есть только два друга, однако вы хотели бы иметь больше друзей, не так ли?» Желательный ответ в данном случае очевиден: «Да». Более нейтральным является вопрос: «Как вы относитесь к тому, что у вас два друга?»

  1. ^ Осуждающие вопросы

Такие вопросы включают в себя оценочные фразы, и у пациента возникает опасение быть осужденным при отрицательном ответе. Например, «Как хороший родитель, вы желаете своим детям все самое лучшее?» или «Помогаете ли вы, как хороший муж, своей жене в домашнем хозяйстве?»

  1. ^ Вопросы, требующие ответа «да» или «нет»

Вопросы такого типа предполагают краткий ответ «да» или «нет» и не позволяют получить развернутую информацию или ясную картину. Например, «Вы считаете, что работа вне дома имеет какие-либо преимущества?». Этот вопрос лучше сформулировать так: «Как выдумаете, какие преимущества имеет работа вне дома?»

  1. ^ Двойные вопросы

При ошибке такого рода задаются два вопроса в одном предложении. Вопросы могут иметь разные ответы, что приводит обследуемого в замешательство, так как он не знает на который из них отвечать. Он, в конце концов, дает один ответ на оба вопроса и тем самым дезинформирует вас. Например «Вам удалось найти работу и няню по уходу за ребенком?». Может быть, обследуемый уже нашел работу, однако не нашел няню, так на какой из вопросов он будет отвечать?

  1. ^ Нечетко сформулированные или искаженные вопросы

При такой ошибке вопрос формулируется нечетко и оказывается непроясненным.

  1. Вопросы типа «Почему?»

На такие вопросы типа «Почему вы сделали это?» или «Почему вы так считаете?», трудно ответить. Обследуемый может дать ответ, который считает приемлемым, или попытаться обосновать свое мнение. Но дело в том, что он поступил так, как считал правильным. Вопросы типа «Почему?» отчуждают пациента от вас и требуют от него интеллектуальных усилий.

Мы указали некоторые из наиболее частых ошибок, допускаемых при сборе анамнеза. Будьте внимательны, формулируя свои вопросы.

В процессе сбора анамнеза вместе с пациентом определите:

  • особенности образа жизни, способствующие укреплению здоровья;

  • особенности образа жизни, неблагоприятные для здоровья;

  • необходимость в обучении мерам по укреплению здоровья.


Стратегия укрепления здоровья в отношении взрослых.

Мероприятия по укреплению здоровья в своем широком понимании включают действия по укреплению и охране здоровья. Они часто разделяются по возрастным группам. Эти мероприятия отражают особенности возраста и развития человека, образ жизни и воспринимаемые факторы риска, характерные для данной возрастной группы.

Молодой возраст

Молодой возраст- это период оптимального физического функционирования организма, годы наибольшей силы и быстроты.

Пациенту из этой возрастной группы фельдшер может помочь провести мероприятия по укреплению здоровья в следующих областях:

  1. предотвращение травм;

  2. раннее выявление заболевания;

  3. формирование здорового образа жизни;

  4. помощь в вопросах репродуктивного здоровья.

  5. профилактика вредных привычек

  6. организация двигательной активности.

  7. Психическое здоровье

Средний возраст

С наступлением среднего возраста признаки старения начинают преобладать над признаками развития.

Некоторые мероприятия, необходимые для укрепления здоровья в среднем возрасте, включают:

  1. принятие старения;

  2. регулярные физические упражнения;

  3. контроль массы тела;

  4. уменьшение потребления сигарет и алкоголя;

  5. проведение профилактических скрининговых тестов.

Стратегии по повышению уровня здоровья взрослого человека включают в себя:

  1. индивидуальное или групповое консультирование;

  2. получение необходимой информации;

  3. описание доступных ресурсов.

Пожилой возраст

Наиболее важными аспектами здоровья в пожилом возрасте являются:

  1. укрепление здоровья;

  2. функциональная независимость.

4 специфических аспекта, связанных с укреплением здоровья людей пожилого возраста:

  1. падения (большинство падений случается в доме или рядом с ним, например падения на скользком полу, обледенелых дорожках);

  2. использование лекарств;

  3. питание.

  4. Режим двигательной активности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconПлан курса религиоведение Темы лекционных занятий: Количество часов 1
Добреньков В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989
3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconУчебно-тематический план занятий

3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconКурс 2, факультет 5 (Сп журн и Со), семестр 2 Сроки изучения дисциплины:...
Посещение лекционных учебных занятий (засчитывается при наличии рукописного варианта конспекта лекций)
3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconТематический план практических занятий для студентов 6 курса л/ф...

3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconКалендарно-тематический план занятий по Ораторскому искусству для миу (I образование)
Риторика в общественной жизни и в системе профессионального образования. Коммуникативная компетентность
3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconТематический план семинарских занятий по курсу «Конституционное право зарубежных стран»
Политические партии (понятие, функции, классификация, конституционная структура). Виды партийных систем
3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconРабочая программа 5 IV. Краткий курс лекций 9 V. Тематический план занятий
Охватывает такие отдельные сферы, как маркетинг, производство, научные исследования, опытно-конструкторские разработки и др
3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconПояснительная записка 3 5 стр. Тематический план 6 стр
Программа предназначена для разновозрастной группы учащихся (5 9 классов) общеобразовательных школ для занятий в рамках дополнительного...
3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconТематический план практических занятий в осеннем семестре 2010 учебного года
Полное отсутствие зубов. Изменения в лицевом скелете, челюстных костях при полном отсутствии зубов. Влияние этиологического фактора,...
3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04 iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан...
Математика, психология, интеллект, автор Э. Г. Гельфман, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница