^
Цели:
- создание условий для оптимальной социально-психологической адаптации учащихся к новым условиям обучения и воспитания в санаторной школе – интернат, а также развития личности учащихся и их успешного обучения;
- выявление учащихся с трудностями социально-психологической адаптации, оказание им необходимой психолого-педагогической помощи.
|
^
|
Мероприятие
| Адресат
| Ориентировочные сроки
| Ответственный
|
Всестороннее изучение поступающих детей с целью выявления детей «группы риска»: посещение уроков с целью наблюдения за поведением и учебной деятельностью учащихся, изучение личных дел и прилагаемых к ним психолого-педагогических характеристик, проведение собеседований с воспитателями, классными руководителями и учителями с целью выявления проблемных школьников, изучение материалов обследования учащихся врачом-психиатром в рамках диспансеризации.
| Учащиеся
2 – 8 классов
| Сентябрь – ноябрь, в течение всего учебного года.
| Педагог - психолог, старший воспитатель, ЗД по УВР, медицинские
работники ОУ, воспитатели групп, классные руководители
|
Мониторинг основных показателей адаптированности: исследование уровня комфортности и удовлетворенности школьной жизнью, психологического климата в классе, уровня самооценки, тревожности, школьной мотивации, социального статуса ребенка в группе и т.д.
| Учащиеся 2 -8 классов
| Дважды в год:
Ноябрь (по окончании «острого» периода адаптации) – с целью оценки того, как прошла адаптация к учреждению.
Апрель – май (в конце учебного года) – с целью оценки продуктивности работы педагогического коллектива по адаптации учащихся к условиям обучения и воспитания в интернате.
| Педагог - психолог
|
^
|
Мероприятие
| Адресат
| Ориентировочные сроки
| Ответственный
|
Консультирование педагогического коллектива в вопросах развития, обучения и воспитания учащихся: индивидуальные и групповые консультации по итогам проведенных мониторингов и всестороннего изучения детей.
| Педагоги ОУ (воспитатели групп, классные руководители, администрация)
| В течение учебного года (с сентября по май)
| Педагог - психолог
|
Индивидуальные консультации с родителями воспитанников - индивидуальные и групповые консультации по итогам проведенных мониторингов и всестороннего изучения детей.
| Родители учащихся
| Август, сентябрь
| ЗД по УВР, медицинские работники, классные руководители, воспитатели групп, педагог - психолог
|
^
|
Мероприятие
| Адресат
| Ориентировочные сроки
| Ответственный
|
Коррекционно-развивающая работа с учащимися в «острый» период адаптации: активизация адаптационных механизмов у учащихся посредством развития необходимых социально-психологических навыков (знание и умение выполнять правила поведения в школе-интернате, навыки налаживания коммуникации и др.).
| Учащиеся 2 -8 классов
| 1 учебная четверть (сентябрь - октябрь)
| Педагог - психолог
|
Оказание психологической помощи воспитанникам в течение всего учебного года, а также психологическое сопровождение вновь поступающих учащихся: индивидуальная работа с учащимися, испытывающими разнообразные адаптационные трудности, по их обращению – это проблемы взаимоотношения в классном коллективе, проблемы взаимодействия с противоположным полом, имеющиеся страхи и повышенная тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка и др.
| Учащиеся 2 -8 классов
| В течение учебного года (с сентября по май)
| Педагог - психолог
|
^
|
Мероприятие
| Адресат
| Ориентировочные сроки
| Ответственный
|
Выступление на методических объединениях и педагогических советах с целью психологического просвещения педагогических работников школы в вопросах развития, обучения, воспитания детей (в том числе «группы риска»).
| Педагоги ОУ (воспитатели групп, классные руководители, администрация)
| В течение учебного года (с сентября по май)
| Педагог - психолог
|
Выступление на педагогическом совете с целью психологического просвещения педагогических работников школы в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, информирования о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
| Педагоги ОУ (воспитатели групп, классные руководители, администрация)
| 1 раз в год (на педагогическом совете по итогам проведенной диспансеризации)
| Педагог - психолог
|
Оформление стендовой информации: «Детям о телефоне доверия», «Телефоны экстренных психологических служб», «Как справиться плохим настроением» и пр.
| Учащиеся, родители, педагоги
| В течение учебного года, постоянно
| Педагог - психолог
|
Информирование о телефонах доверия, телефонах экстренных психологических служб через размещение соответствующей информации на официальном сайте ОУ, персональном сайте педагога-психолога ОУ
| Учащиеся, родители, педагоги
| В течение учебного года, постоянно
| Педагог - психолог
|
Проведение тематических психологических часов с учащимися: «Оптимисты и пессимисты», «Просьба о помощи», «Как справиться с плохим настроением» и пр.
| Учащиеся
2 – 8 классов
| Октябрь, январь
| Педагог - психолог
|
Проведение родительских собраний с целью информирования о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабжения рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
| Родители
| В течение года, по запросу классных руководителей
| Педагог - психолог, классный руководитель
|
Психологические акции в день психического здоровья с целью информирования о тематическом дне, мерах психопрофилактики
| Учащиеся, педагоги, родители
| Октябрь
| Педагог - психолог, педагоги - организации
|
^
Цели:
- выявление воспитанников группы суицидального риска;
- сопровождение детей, подростков группы риска и их семей, педагогов, работающих с ними, с целью предупреждения самоубийств.
|
^
|
Мероприятие
| Адресат
| Ориентировочные сроки
| Ответственный
|
Психологическая диагностика с помощью Методики «Шкала депрессии» (Цунг), Методике ОСР
| Учащиеся
5 – 8 классов
| 2 раза в год:
октябрь, февраль
| Педагог - психолог
|
Структурированное наблюдение в учебное и внеурочное время за учащимися с целью своевременного выявления воспитанников с психоэмоциональным неблагополучием (длительно проявляющееся пониженное настроение, нарушение сна и аппетита, трудности в учебной деятельности, нарушение контакта со сверстниками и пр.)
| Учащиеся
2 – 8 классов
| В течение учебного года, постоянно
| Педагог - психолог, классный руководитель, воспитатель группы, старший воспитатель
|
Собеседование с педагогами ОУ (классными руководителями и воспитателями групп) с целью сбора информации о детях и их семьях: характерологические особенности, поведенческие особенности, особенности воспитания в семье и пр. Выделение на основе полученной в ходе собеседования детей группы суицидального риска
| Педагоги ОУ
| По итогам завершения «острого» периода адаптации к условиям ОУ (конец 1 четверти, начало 2 четверти); дл поступающих в течении учебного года - индивидуальный сроки
| Педагог - психолог
|
Постоянное отслеживание психоэмоционального состояния ученика группы суицидального риска (наблюдение на переменах, беседы с классным руководителем, учителями, воспитателями).
| Учащиеся
2 – 8 классов
| В течение учебного года, постоянно
| Педагог - психолог
|
^
|
Мероприятие
| Адресат
| Ориентировочные сроки
| Ответственный
|
Индивидуальная консультация с учеником (выявление причин психоэмоционального неблагополучия)
| Учащиеся 2 – 8 классов
| По итогам определения ребенка в группу суицидального риска
| Педагог - психолог
|
Индивидуальная консультация с родителями (информирование о результатах наблюдения за учеником в ОУ, результатах обследования психиатром в рамках диспансеризации, необходимости обращения за консультацией детскому психиатру в ПНД города (для получения письменного разрешения на осмотр ребенка психиатром))
| Родители
| По итогам определения ребенка в группу суицидального риска
| Педагог - психолог
|
Индивидуальная консультация с воспитателем группы (дача рекомендаций по оказанию педагогической помощи ученику с эмоциональным неблагополучием)
| Педагоги
| По итогам определения ребенка в группу суицидального риска
| Педагог - психолог
|
Индивидуальная консультация с классным руководителем (дача рекомендаций по оказанию педагогической помощи ученику с эмоциональным неблагополучием)
| Педагоги
| По итогам определения ребенка в группу суицидального риска
| Педагог - психолог
|
^
|
Мероприятие
| Адресат
| Ориентировочные сроки
| Ответственный
|
Постановка ученика группы суицидального риска на индивидуальный контроль педагога-психолога
| Учащиеся
2 – 8 классов
| По итогам мониторинга, в течение года
| Педагог - психолог ОУ
|
Составление подробной психолого-педагогической характеристики на ученика группы суицидального риска
| Учащиеся
2 – 8 классов
| После постановки на индивидуальный контроль педагога – психолога, после получения официального разрешения родителей для обращения за консультацией к психиатру города
| Педагог - психолог ОУ, классный руководитель, воспитатель группы, ЗД по УВР
|
Сопровождение ученика группы суицидального риска в ПНД города Ухта для получения консультации, а при необходимости – медикаментозного лечения у детского психиатра
| Учащиеся
2 – 8 классов
|
| Педагог - психолог ОУ
|
Проведение индивидуальной коррекционной работы с учеником группы суицидального риска (коррекция психоэмоционального состояния - обучение навыкам саморегуляции эмоционального состояния: техникам расслабления, аутотренинга, визуализации)
| Учащиеся
2 – 8 классов
| По индивидуальному плану
| Педагог - психолог ОУ
|
Оказание психологической поддержки ученику по его обращению
| Учащиеся
2 – 8 классов
| Постоянно
| Педагог - психолог ОУ
|
Создание охранительной среды для ученика группы суицидального риска
| Учащиеся
2 – 8 классов
| Постоянно
| Педагоги ОУ, администрация, медицинские работники
|
^
Цель - Предотвращение самоубийства.
|
Оценка риска самоубийства (по схеме: крайняя - учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план; серьезная - есть план, но нет орудия осуществления; и умеренная - вербализация намерения, но нет плана и орудий.
| Педагог-психолог, администрация ОУ, медицинские работники
|
Создание кризисного штаба по предотвращению самоубийства (педагог-психолог, администрация, педагоги ОУ, медицинские работники)
| Педагог-психолог, администрация ОУ, медицинские работники
|
Связь и информирование родителей ученика (получение официального разрешения для обращения за помощью в ПНД города)
| Педагог-психолог, администрация ОУ, медицинские работники
|
Создание охранительной среды для ученика группы суицидального риска
| Педагоги ОУ, администрация, медицинские работники
|
Индивидуальная коррекционная работа с учеником
| Педагог - психолог
|
Обращение в ПНД города (при наличии письменного разрешения родителей) за консультаций, при необходимости – за наблюдением и медикаментозным лечением.
| Педагог - психолог
|