Лекция №1




НазваниеЛекция №1
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3
□урсы повышения квалификации (Здоробье^етей №21, 1-15 ноября/2005

Педагогический университет «Первое сентября»

Марьяна БЕЗРУКИХ,

доктор биологических наук, профессор, академик РАО

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Курс лекций

Учебный план курса


газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок

18

Лекция № 2. Понятие о школьных трудностях и школьных факторах риска (ШФР). Методы оценки и выделения школьных факторов риска

19

Лекция № 3. Методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска ^ Контрольная работа № 1. Проанализировать учебную и внеучебную нагрузку учащихся в течение учебного дня (недели), используя метод анкетного опроса (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция № 4. Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации учебной деятельности детей разного возраста

21

Лекция № 5. Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекват­ности учебной нагрузки. (Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении. Возрастные особенности работоспособности. Методы оценки напряжения и утомления.)

^ Контрольная работа № 2. Оценить степень функционального напряжения учащихся и эффективности адаптации (срок выполнения — до 15 декабря 2005 г.)

22

Лекция № 6. Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации. Этапы физиологической адаптации к учебным нагрузкам, особенности адаптации на разных этапах возрастного разви­тия. Закономерности адаптации и организация учебного процесса

23

Лекция № 7. Психофизиологические основы формирования базовых учебных навыков пись­ма и чтения. Анализ существующих методических подходов, их адекватность возрастным особенностям

24

Лекция № 8. Физиологические основы организации эффективной работы учащихся при использовании новых технологий обучения

^ Итоговая работа (срок выполнения — до 28 февраля 2006 г.) представляет собой проведение сравнитель­ного анализа организации учебного процесса, напряженности двух исследуемых коллективов, различающихся по используемым методикам, программам, профилям, возрасту (можно выбрать любой вариант). Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения.


ЛЕКЦИЯ 5

Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки




21, 1-15 ноября/2005

Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении. Возрастные особенности работоспособности. Методы оценки напряжения и утомления





Интегральным показателем функционального сос­тояния организма, его изменений является работоспо­собность, именно она отражает рациональность органи­зации учебного процесса, его соответствие возможнос­тям ребенка, его эффективность. Динамика работоспо­собности позволяет увидеть, какой ценой достигается тот или иной педагогический результат.

Уровень работоспособности зависит от многих фак­торов: физиологических (функциональная зрелость орга­низма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное со­стояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия орга­низации деятельности, время дня, года и т.п.).

Существуют общие закономерности динамики работоспособности. Она делится на несколько пе­риодов: врабатывание, устойчивый период (опти­мальной работоспособности), предутомление (пе­риод неустойчивой работоспособности, или ком­пенсаторной перестройки) и утомление. Схемати­чески кривую работоспособности можно представить сле­дующим образом: пряжения. Именно этот период характеризуется сни­жением внимания, ростом числа отвлечений, снижени­ем темпа деятельности, повышением двигательной ак­тивности. Усилием воли, функциональным напряжением ребенок может продолжить работу и даже сохранить ее качество, но очень недолго. Следующий период - утомление.

Утомление - особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но не­интенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятель­ности систем организма, снижением регуляторных влия­ний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество ра­боты (т.е. снижается работоспособность).

Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокой­ство, повышение количества ошибок, нарушение координациидвижений. Первым и очень информа­тивным признаком утомления является изменение почер-









оптимум










неустойчивая







врабатывание /

работоспособность







(предутомление)







исходный /










уровень /




утомление \

А






Впериодврабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наи­более адекватных и эффективных вариантов функцио­нирования всех органов и систем, период значительно­го напряжения, высоких энергозатрат, период органи­зации произвольного внимания и функциональной орга­низации деятельности. В этот период меняются свойства нервных клеток - повышаются их возбудимость, функ­циональная подвижность, активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга. Рабо­тоспособность пока неустойчива, эффективность ее не­высока. Устойчивый период (оптимум) - это время, когда организм работает наиболее эффективно в опти­мальном режиме. Высокая устойчивая работоспособ­ность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Однако период оптимума не может продолжаться бесконечно и закономерно сменяется следующим периодом - компенсаторной перестройки. Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного на- ка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регу­ляция вегетативных функций, внешне это иногда проявля­ется как потливость (у детей сильно потеют руки), по­краснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе». Наиболее частым проявлени­ем утомления является так называемое «двигательное беспокойство». После 5-10 минут учебной деятельнос­ти, связанной со статическим напряжением (относитель­но неподвижной определенной позой при письме, чте­нии, работе за компьютером) ребенок начинает «кру­титься», многократно менять позу.

Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене дея­тельности или во время отдыха. Именно поэтому в про­цессе учебных занятий рекомендуется проводить физ­культминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.

Следует отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием. С одной стороны, оно являет­

ся защитной реакцией организма и охраняет его от чрез­мерного напряжения, с другой - стимулирует восстано­вительные процессы, раздвигает границы функциональ­ных возможностей (фактически повышает адаптивный ре­зерв). Количественно оценить утомление позволяют по­казатели работоспособности, а качественная оценка утомления очень сложна. Как правило, дети младшего школьного возраста не всегда адекватно оценивают собственное состояние - при очень интересной, эмоцио­нально значимой деятельности внешние признаки утом­ления могут не проявляться длительное время, и сам ре­бенок словно не чувствует утомления, однако функцио­нальное напряжение постепенно нарастает - и в какой- то момент ребенок отказывается от работы («больше не могу»). Дети более старшего возраста (с 10-12 лет) уже хорошо дифференцируют состояние утомления и даже предутомления (компенсаторной перестройки), умеют регулировать и ограничивать работу.

От чего зависит продолжительность отдельных фаз работоспособности? От очень многих и разнообразных причин.

Один из факторов - возраст. Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оп­тимальной работоспособности, более четко выражен пе­риод компенсации и более резко проявляется утомление.

Следующий фактор - состояние здоровья. У де­тей с хроническими заболеваниями, и особенно у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение пе­риода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстро наступает утомление.

Еще один фактор - функциональная зрелость организма, соответствие условий и требований ра­боты функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяет, может ли ребенок удержи­вать внимание, быстро врабатываться, определенное вре­мя работать без отвлечений - другими словами, рабо­тать эффективно.

Если условия и организация работы или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его функцио­нальным возможностям, удлиняется период врабатыва- ния, сокращается период оптимальной работоспособ­ности и резко наступает утомление.

В онтогенезе ребенка выделяются два критических периода - начало обучения (6-7 лет) и период полово­го созревания (11-14 лет). Эти периоды отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления.

Рациональная организация учебных занятий со­кращает период врабатывания, способствует уд­линению периода оптимальнойработоспособнос- ти и отодвигает, делает менее выраженным утом­ление.

Общие закономерности динамики работоспособности четко проявляются на протяжении урока, в течение учеб­ного дня и в течение учебного года.

Рассмотрим динамику работоспособности во время урока в начальной школе: первые 3-5 ми­нут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности, еще 5-7 минут неустойчивой рабо­тоспособности - и утомление.

Если учитель, входя в класс, говорит: «Открыли тетра­ди, быстро начинаем писать контрольную работу (решать примеры, писать изложение)», - результат работы клас­са может быть низким (отсутствие времени на врабатыва- ние приведет к эмоциональному напряжению, повыше­нию тревожности, что удлинит врабатывание и резко со­кратит период оптимума). То же самое происходит в ходе урока при быстрой смене видов деятельности - «Закры­ли учебники, открыли тетради, начинаем писать (счи­тать)...». Следует помнить и о том, что продолжительность периодов врабатывания, оптимума, утомления зависит от функционального состояния ребенка и его индивидуаль­ных особенностей. Например, у медлительных детей пе­риод врабатывания в 1,5-2 раза продолжительнее, уд­линяется врабатывание у утомленных и ослабленных после болезни детей. Не менее значим возраст. Так, напри­мер, период врабатывания детей 5-6 лет составляет 5­6 минут, а оптимума - 10 минут; у 6-7-летних период врабатывания сокращается до 1,5-3 минут, а оптимума - удлиняется до 15-17 минут. Оптимальная продолжи­тельность урока - 40-45 минут (это продолжительность интенсивной интеллектуальной деятельности и взрослого человека). При этом наименее эффективны первый, пя­тый и последующие уроки. Планируя любую работу на уроке, необходимо учитывать эти закономерности.

Дневная динамика работоспособности также дает достаточно четкую картину. Первый урок - врабаты­вание, второй и третий - оптимум, на четвертом повышает­ся напряжение и снижается качество, а пятый урок в на­чальной школе неэффективен. Разумеется, успешная работа возможна и на пятом уроке, но при этом резко возрастает функциональная цена учебной нагрузки.

Специальные исследования показали, что к 4-му уроку работоспособность первоклассников снижается в 2 раза и случаи сильного утомления отмечаются у четверти детей. У первоклассников-шестилеток отмечено резкое падение работоспособности уже после первого урока, а утомле­ние в конце дня выявлено почти у 70 % детей даже при облегченном режиме дня. Понятно, что пятые и шестые уроки в начальной школе не только нецелесообразны (слишком высоко напряжение и низка эффективность), но просто вредны, т.к. ребенок будет работать на фоне утомления. Следует учесть, что при чрезмерной интен­сивной работе у учащихся младших классов снижение работоспособности начинается со 2-го урока, а на 3-м наблюдается резко выраженное утомление. У пятиклас­сников оптимальный уровень работоспособности также отмечен на 2-м и 3-м уроках, а после 5-го урока отме­чается резкое снижение работоспособности. Для стар­шеклассников максимальное количество уроков - 6, седь­мые и восьмые часы малоэффективны и связаны с высо­ким функциональным напряжением.

Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические «сти­муляторы»: активная прогулка (часовая после 3-го урока), физкультминутки, холодовые раздражители (обтирание влажной салфеткой лица и шеи), звуковые раздражители.


•jj^ |урсы повышения квалификации ^доробье^етед № 21,1-15 ноября/2005

Педагогический университет «Первое сентября»

Важно знать и оптимальную продолжительность раз­личных видов деятельности на уроке, например, продол­жительность непрерывного чтения в 6 лет не должна пре­вышать 8 мин., в 7-8 лет - 10 мин., в 9 лет - 15 минут. Продолжительность непрерывного письма в 7 лет - все­го 2 мин. 40 сек. в начале урока и 1 мин. 45 сек. в конце. Экспериментальные данные показывают, что оп­тимальная организация урока - главный фактор предох­ранения от предметного утомления и повышения функ­ционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в тече­ние 20-25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20-25 минут. У старшеклас­сников период эффективной непрерывной интеллектуаль­ной работы не намного выше - 30-35 мин., но хорошо сформированные механизмы произвольной регуляции де­ятельности позволяют в этом возрасте значительно удли­нить период высокой работоспособности, при высокой мотивации старшеклассники могут увлеченно заниматься в течение нескольких часов.

Рационально организованный урок - это не толь­ко урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, что еще более важно, - соблюдается оптимальный темп деятельности, не создается ситуация временного цейтнота, подгон­ки, дефицита времени. Информационные перегруз­ки в сочетании с постоянным дефицитом времени - ве­дущие факторы нарушения функционального состояния и нарушений психического здоровья. В тех случаях, ког­да они сочетаются с высокой мотивацией, невротизирую- щее действие таких нагрузок усиливается. Таким обра­зом, неправильно организованный урок нарушает состо­яние здоровья и вызывает комплекс школьных проблем.

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация учебной недели. В недельной динамике работо­способности можно отметить те же периоды: понедель­ник - врабатывание, вторник, среда - оптимум, в четверг повышается напряжение и снижается эффективность ра­боты (т.е. растет ее физиологическая «цена»), в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели. Труд­ные задания, новый материал, контрольные работы по­требуют значительно большего напряжения в дни враба- тывания или накопления утомления. Это можно учитывать, распределяя учебную нагрузку. Есть опыт многих школ, показывающий, что четверг можно сделать днем своеоб­разной разгрузки (экскурсия, бассейн, прогулки, рисо­вание, музыка), и тогда пятница и суббота становятся дня­ми «высокой и устойчивой работоспособности». «Разгру­зочный» четверг в этом случае играет роль «физиологи­ческого стимулятора», как физкультминутка на 25-й ми­нуте урока или как прогулка после 3-го урока.

В последние годы многие школы работают в режиме пятидневной учебной недели. Два дня отдыха приносят положительный эффект при одном условии: если это действительно рационально организованный отдых в бла­гоприятной социальной обстановке. К сожалению, у зна­чительной части детей выходные становятся днями без­надзорной беготни или, наоборот, жестокого давления и выяснения отношений со взрослыми. В этих случаях поло­жительного социального эффекта нет и остаются нега­тивные эффекты нарушения недельного ритма и динами­ки работоспособности: удлиняется период врабатывания (понедельник, вторник), сокращается период оптималь­ной работоспособности (среда), отмечается более силь­ное утомление (пятница). К тому же увеличивается еже­дневное число уроков.

Вывод о целесообразности и эффективности «пяти­дневки» могут и должны сделать в каждой школе само­стоятельно исходя из условий жизни детей, но опираясь не на желания учителей и родителей, а на реальные воз­можности учеников. Пятидневка рациональна только при сокращении объема общей недельной нагрузки, изме­нении всей системы работы в школе.

Годовая динамика работоспособности очень близка к стандартной кривой. Первые месяцы обучения (адаптация) - врабатывание, причем этот период наибо­лее длителен (6-8 недель) в 1-м классе, во 2-4-х клас­сах он сокращается до трех-четырех недель, в 5-м клас­се опять увеличивается до четырех-шести недель и в пос­ледующие годы обучения составляет две-три недели.

Наступление утомления в течение года сдерживает­ся каникулами, играющими роль физиологических «сти­муляторов». Наиболее трудными периодами учебного года на протяжении всех лет обучения являются период после 20 декабря и середина февраля. Первый спад работоспособности (в декабре) компенсируется зимни­ми каникулами. Каникулы могли бы дать больший эф­фект, если бы они начинались 25 декабря. Второй спад работоспособности (в феврале) также рекомендуется компенсировать 7-10-дневными каникулами в середи­не февраля (для младших школьников) либо снижением нагрузки (для учащихся основной и старшей школы).

Желание учителя повысить эмоциональность урока, изменить форму работы, переключить внимание учащих­ся можно реализовать с помощью различных техничес­ких средств - компьютера, телевидения, кинофильмов, диафильмов, звукозаписи. Но все хорошо в меру, и если на одном уроке учитель пытается использовать все сразу или в течение целого урока «крутит» фильм, то ожидае­мого эффекта не будет. Применение технических средств создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, поэтому длительное использование этих технических средств, а также частое переключение с одного на другое сильно утомляет детей. Рекомендуют­ся также нормы длительности использования техничес­ких средств обучения на уроках: в 1-2-м классе про­смотр диафильмов и диапозитивов - 7-15 мин., кино­фильмов - 15-20 мин., телепередач - 5 минут.

Особого внимания требует работа учащихся с ком­пьютером (см. лекцию 8).

При планировании учебных занятий необходимо помнить, что в каждой деятельности, в том числе и учебной, есть некий (к сожалению, трудно определяемый) уровень эмо­ционального напряжения, при котором выполнение деятель­ности эффективно. Слабые и умеренные эмоции (хотя про­гнозировать их воздействие пока тоже невозможно, ведь то, что может быть слабым фактором для одного ребенка, для другого будет чересчур сильным) являются организую­щими, а сильные - дезорганизующими. И если сказка, рас­сказанная на уроке математики для разрядки, у детей вы­звала чересчур сильные эмоции, то запомнится сказка, а не то, что «проходили» на уроке. Трудность еще и в том, что психоэмоциональное напряжение быстро истощает орга­низм и приводит к падению работоспособности.




Однако резкое падение работоспособности и утомительность урока не всегда связаны с его труд­ностью. Многое зависит от уровня и методики препода-

урсы повышения квалификации





21, 1 — 15 ноября/2005







Педагогический университет «Первое сентября»

вания, подготовленности ученика. Хорошо бы, конечно, дать табличку трудности уроков и их утомительности, а к ней приложить еще одну - с готовыми рецептами их лик­видации. Увы, в педагогике, в отличие от медицины, нет готовых рецептов, да и попытки определить степень труд­ности уроков, оценивая их влияние на организм учащих­ся, оказались неудачными. На одном и том же уроке разные дети утомляются по-разному (об индивидуальных особенностях динамики работоспособности мы еще рас­скажем). А значит, понятия «трудность урока» и «утоми­тельность урока» неоднозначны.

Трудность - это объективное свойство урока, включа­ющее конкретный объем знаний, умений и навыков, кото­рые должен усвоить ученик, интенсивность работы и др., а утомительность - это субъективный индивидуальный по­казатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика. Нет и четких педагогичес­ких критериев оценки трудности урока. В то же время специальные исследования показали, что степень утом­ления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объем, насыщенность, сложность, использо­вание ТСО, интенсивность, эмоциональность и др.), а их совокупностью и сочетанием.

Урок - основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки - основная часть партитуры школьного дня...» (Ш. Амонашвили). Как оценить утомительность урока? И можно ли построить урок так, чтобы он был менее утомительным? Учитель практически не имеет критериев оценки утомительности урока. Педагогически и физиологически правильно по­строенный урок должен способствовать высокой рабо­тоспособности и не приводить к значительному утомле­нию. Для того чтобы оценить утомительность урока, мож­но использовать результаты специальных исследований, проведенных сотрудниками Института гигиены детей и подростков МЗ СССР.

Каждый урок оценивался по следующим параметрам: трудности (в зависимости от характера мыслительной деятельности); насыщенности (по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники); по характеристике эмоционального со­стояния учащихся (которая складывалась из оценки по­ложительных реакций детей на учебную нагрузку, осо­бенностей изложения учителем материала, формы и ха­рактера учебного задания и т. п.), а также по результатам подробного хронометража учебных занятий и анализа из­менений функционального состояния организма учащих­ся и динамики их работоспособности. Сопоставление всех этих данных выявило, что каждый показатель в отдельнос­ти (трудность, насыщенность, эмоциональность) в разной степени влияет на утомительность урока. По результатам этих исследований уроки чтения, русского языка, матема-

^ ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 5

  1. Что такое работоспособность? От чего зависит работоспособность ученика в течение урока, учебного дня, недели, года?

  2. Охарактеризуйте общие закономерности динамики работоспособности.

  3. Что такое утомление? Каковы1 его признаки?


  4. тики и природоведения оказывали практически одинако­вое влияние на функциональное состояние организма уча­щихся и динамику их работоспособности. Но наиболее трудными оказались уроки природоведения (традицион­но считается, что наиболее трудные уроки - русский язык и математика). Но именно на уроках природоведения детям давался большой объем новых знаний, требовались решение логических задач, творческое применение зна­ний. Это естественно, ведь природоведение - интегриро­ванный курс разных наук, представляющих целостную кар­тину мира. Затем по трудности следовали уроки матема­тики, русского языка и чтения. По насыщенности учебны­ми элементами (или видами учебной деятельности) пер­вое место занимает чтение, а затем математика, русский язык, природоведение. Наиболее высокие эмоциональные реакции вызывали уроки природоведения, за ними - уро­ки математики, чтения, русского языка.

    Результаты исследований свидетельствовали, что низ­кая характеристика одного показателя урока в основ­ном компенсируется высокой характеристикой другого. Например, при высокой трудности уроков природоведе­ния работоспособность поддерживается, по-видимому, наиболее высоким эмоциональным фоном. А анализ функционального состояния организма учащихся и их утомления показал, что утомительность урока определя­ется не каким-то одним фактором (сложностью матери­ала или эмоциональностью), а неким сочетанием, сово­купностью трех основных факторов: трудностью, насы­щенностью учебными элементами, эмоциональностью. При этом оптимальной может быть и высокая, и средняя, и низкая степень каждого из этих показателей.

    Эти исследования убеждают в том, что не нужно бо­яться рассчитывать все факторы учебного процесса - радость и удивление, смену видов деятельности и объем учебного материала, интенсивность работы и ее длитель­ность. Наоборот, знание и учет этих закономерностей приведут к тому, что дети не устанут от радости: «От ра­дости можно устать, и тебе захочется задремать, заснуть» (Ш. Амонашвили). Все хорошо в меру, а силы и возмож­ности детского организма далеко не безграничны.

    Учет физиологических закономерностей изменения функционального состояния организма и работоспособ­ности позволяет обеспечить благоприятные условия обу­чения, сохранить высокую и устойчивую работоспособ­ность, т.е. обеспечить рациональную организацию учеб­ного процесса, не создающую условий для нарушения здоровья детей.

    Сегодня как никогда актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о че­ловеке» (1787) Амбодик-Максимовича: «...сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит».
    Какие факторы1 определяют динамику работоспособности и продолжительность ее отдель­ные фаз в течение учебного дня, недели, года?


^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

по курсу М. Безруких

Контрольная работа должна быть отправлена до 15 декабря 2005 г. по адресу:

ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165. Педагогический университет «Первое сентября».

Фамилия Имя




Отчество

Идентификатор

Комментарии

-к-

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации! Для получения зачета по пройденной части курса вам необходимо выполнить следующие че­тыре задания и выслать их вместе с заполненным данным бланком или его ксерокопией. Оценка контрольной работы будет производиться по системе «зачет/незачет».
  1   2   3

Похожие:

Лекция №1 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция №1 iconЛекция Введение 1 Лекция Тема «Основные элементы компьютерных технологий»
Лекция Тема «Особенности внедрения компьютерных технологий в зависимости от комплектации учебного заведения техническим и программным...
Лекция №1 iconЛекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического...
Совершенствование знаний, формирование умений и навыков: семинар, спецсеминар, практикум, лабораторная работа, самостоятельная работа,...
Лекция №1 iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
Лекция №1 iconЛекция Лекция
Круглый стол: Как сегодня живёт импульс, данный Рудольфом Штайнером в 1912-1913 годах?
Лекция №1 iconЛекция. Архитектура микропроцессора лекция. Архитектура микропроцессора
Потребитель, воспринимает мп как нечто цельное, имеющее внешние потребительские свойства, заложенные в его архитектуру
Лекция №1 iconЛекция Подготовила и провела заместитель директора по воспитательной...
Цель лекции: Сформировать правильное понимание небезвредности раннего употребления алкоголя
Лекция №1 iconЛекция Астрология и нумерологическая символика принципов Лекция Знаки Зодиака
Сатурн — способность существования в иерархических структурах. Но, если это так, естественно предположить, что различные системы...
Лекция №1 iconЛекция понятие субд. Функции субд 3 лекция модели бд 13
В настоящем курсе рассматриваются вопросы организации баз данных и знаний. Это важная тема, без основательного знакомства с которой,...
Лекция №1 iconЛекция о Родовой карме и возможности ее отработки
Лекция о Родовой карме и возможности ее отработки (семинар во Владивостоке, октябрь 2005 г.) Надежда Домашева Владимир Самойленко....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница