Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология»




НазваниеМарютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУчебное пособие
Весна, 2007

Основы психофизиологии и нейропсихологии (I курс)
Лекции: Полещук Юлия Анатольевна (кандидат психологических наук, доцент)

E-mail: poleschukja@mail.ru
Семинары: Подберёзкин Максим Александрович

E-mail: padbiarozkin@mail.ru

Литература: Необходимые учебники:



1. Александров Ю.И. (ред.) Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология Аспект Пресс 2004


3. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1997. — 240 с.

3. Николаева Е.П Психофизиология. М.: Флинта 2005г.
Рекомендуемая литература (дополнительная):

 

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа , 19991. – 256 с.

2. Вулридж Д. Механизмы мозга. – М., 1965

3. Глазер В.Д. Зрение и мышление. – Л., 1983

4. Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М., 1971

5. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. – М., 1984

6. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. – М., 1989

7. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979

8. Милнер П. Физическая психология. – М., 1973

9. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. – М., 1994

10. Хэссет Д. Введение в психофизиологию. – М., 1981
Здравствуйте! – Мы рады видеть вас на наших занятиях. Несколько слов о курсе в целом и некоторые советы для вас
Учебная нагрузка

Учебная программа дисциплины рассчитана на 72 часа аудиторных занятий. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 32 часа; семинарские занятия – 16 часов, самостоятельная управляемая работа студентов – 24 часа.
Цели курса:

Основной целью данного курса является знакомство и освоение студентами основных положений психофизиологии – науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Темы для изучения включают: предмет, методы, историю психофизиологии, психофизиологию психических процессов и функциональных состояний, сравнительную и прикладную психофизиологии.
Задачи курса:

  1. Формирование научных представлений о предмете психофизиологии, ее задачах и методах, структуре и месте в системе других наук.

  2. Ознакомление студентов с принципами переработки информации в центральной нервной системе.

  3. Обеспечение усвоения содержания психофизиологических основ сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных процессов, психомоторики.

  4. Овладение навыками теоретического анализа психофизиологических источников с точки зрения системного подхода.

  5. Формирование научных представлений о специфике прикладных исследований в области психофизиологии.


К концу курса вы должны:
* знать роль и значение данного курса для психологической науки;

* овладеть методологическими и теоретическими основами психофизиологии;

* понимать основные концепции, принципы и теории психофизиологии, а также логику психофизиологических методов исследования;

* знать категории и понятия физиологии;

* уметь использовать основы психофизиологии для понимания конкретной формы поведения человека.

* знать основы психофизиологии движений, познавательных процессов и индивидуальных различий;

* уметь анализировать психофизиологические феномены с позиций системного подхода;

* иметь представление о методах психофизиологического исследования, областях применения прикладной психофизиологии.
Требования курса: Вы ответственны за подготовку материала к занятиям, конспектирование лекций, первоисточников, активное участие в групповых дискуссиях и, наконец, за посещение как лекционных, так и семинарских занятий. Вы должны приходить на практические занятия ознакомившись с заданным материалом. Присутствие на лекциях, а также активное участие в семинарских занятиях оказывает большое влияние на итоговую оценку по предмету в семестре.

Посещение занятий обязательно и это будет проверяться перед началом каждого занятия. Если вы вынуждены пропустить занятие, вы должны предупредить преподавателя заранее или предоставить документ, подтверждающий уважительность причины пропуска позднее. На вас, а не на нас лежит ответственность по отработке всего того материала, который вы пропустили в связи с непосещением. Мы рекомендуем каждому из вас обзавестись другом, который бы предупреждал преподавателя о вашем отсутствии, сообщал задание на семинар и мог бы поделиться конспектом лекции. За каждый пропуск занятия без уважительной причины, из вашего рейтинга будут вычтены баллы. Кроме всего вышесказанного, мы ожидаем, что вы будите приходить на занятия вовремя и находиться в аудитории в течение всего занятия. Приходить на занятия следует без верхней одежды!

Ранжирование: В течение курса будут проведены четыре теста: первый будет охватывать темы 1-4, второй по темам 5-8, третий по темам 9-13, заключительный тест будет проверкой по всем пройденным темам. Результат каждого из первых трёх тестов составит 10% от вашей окончательной оценки на экзамене. Последний, общий тест составит 20% от вашей окончательной оценки. Таким образом, по результатам тестов на 50% будет сформирована ваша экзаменационная оценка. Ещё 30% вашей оценки будет зависеть от работы на лекционных и семинарских занятиях. Наконец, последние 20% вы сможете заработать своим ответом на экзамене (см. приложение 1). Экзамен состоится в летнюю сессию, и будет проходить в устной форме.

^ ПРОПУСКИ ТЕСТОВ ИЛИ ЭКЗАМЕНА НЕ ДОПУСКАЮТСЯ. Тем не менее, если вы заболели или произошли чрезвычайные события в вашей семье накануне или в день экзамена или теста, в результате которых вы не сможете присутствовать, вы или ваш товарищ должны проинформировать нас до начала тестирования или экзамена. Только документ, подтверждающий уважительность вашего отсутствия является основанием для переноса теста или экзамена на другой день. В случае переноса теста его повторная сдача возможна в любой удобной для преподавателя форме. Пожалуйста, запомните, что тесты или экзамен не могут быть перенесены по причине дежурства в общежитии, билетов на поезд, работы или учёбы в другом учреждении и т.п.

Несолько советов: На самом деле, психофизиология – очень интересный предмет. Но вы поймёте это только, если будите внимательно готовиться к занятиям и активно участвовать в дискуссиях на семинарах. Мы советуем вам не ограничиваться конспектами лекций, а широко знакомиться с обязательной и дополнительной литературой по нашему предмету. В процессе изучения курса психофизиологии старайтесь не только заучивать, но и понимать материал, и, если что-то кажется вам не совсем понятным, не стесняйтесь обращаться к нам за помощью, ведь освоение данного курса наша с вами общая задача. Большую пользу при подготовке к семинарскому занятию, тесту или экзамену приносит объединение нескольких человек в группу – совместная деятельность часто более продуктивна, чем индивидуальная.


Мы всегда рады сделать все, что в наших силах, чтобы помочь вам в изучении психофизиологии. В случае необходимости, не стесняйтесь задавать нам свои вопросы в учебное время или через электронную почту.

Предмет: Основы психофизиологии и нейропсихологии

Лекции: доцент Полещук Ю.А.

Семинары: Подберёзкин М.А.
Условные обозначения: Лекция

Семинар

Консультация

Дата Тема Материал к занятию

14 февраля Предмет и методы исследования 1 (с.26-42); 2 (с.3-29);

в психофизиологии 3 (с.3-51); 4 (с.33-60).

СУРС (4 часа) История становления психофизиологии 1 (доп. литература) (с.6-30)

СУРС История становления психофизиологии 1 (доп. литература) (с.6-30)

14 февраля Биологические основы психики 1 (с.14-25); 4 (с.7-32).

16 февраля Биологические основы психики 1 (с.14-25); 4 (с.7-32).

СУРС Биологические основы психики 1 (с.14-25); 4 (с.7-32).

23 февраля Психофизиология сенсорно-перцептивных

процессов 1 (с.56-93).

СУРС Психофизиология сенсорно-перцептивных

процессов 1 (с.56-93).

СУРС Психофизиология сенсорно-перцептивных

процессов 1 (с.56-93).

23 февраля Психофизиология функциональных состояний 1 (с.166-180, 241-262);

3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

23 февраля Психофизиология внимания 1 (с.180-199); 2 (с.55-99);

3 (с.126-136); 4 (с.233-248).

^ 26 февраля Консультация по СУРС (Подберёзкин М.А.) 13.00-14.00

12 марта 133 Предмет и методы исследования 1 (с.26-42); 2 (с.3-29);

в психофизиологии 3 (с.3-51); 4 (с.33-60).

12 марта Консультация по СУРС (Подберёзкин М.А.) 13.00-14.00

16 марта Психофизиология памяти 1 (с.112-141); 2 (с.100-133);

3 (с.136-150); 4 (с.329-343).

16 марта 132 Предмет и методы исследования 1 (с.26-42); 2 (с.3-29);

в психофизиологии 3 (с.3-51); 4 (с.33-60).

17 марта 131 Предмет и методы исследования 1 (с.26-42); 2 (с.3-29);

в психофизиологии 3 (с.3-51); 4 (с.33-60).

17 марта 134 Предмет и методы исследования 1 (с.26-42); 2 (с.3-29);

в психофизиологии 3 (с.3-51); 4 (с.33-60).

19 марта 133 Психофизиология сенсорно-перцептивных

процессов 1 (с.56-93).

23 марта Психофизиология мышления и речи 2 (с. 256-294); 3 (с.151-182);

4 (с.311-328; 355-376).

23 марта 132 Психофизиология сенсорно-перцептивных

процессов 1 (с.56-93).

24 марта 131 Психофизиология сенсорно-перцептивных

процессов 1 (с.56-93).

24 марта 134 Психофизиология сенсорно-перцептивных

процессов 1 (с.56-93).
26 марта Первый тест
26 марта 133 Психофизиология функциональных состояний 1 (с.166-180, 241-262);

3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

26 марта Консультация по СУРС (Подберёзкин М.А.) 13.00-14.00

30 марта Психофизиология сознания и бессознательного 1 (с.200-240); 4 (с.249-284).

30 марта 132 Психофизиология функциональных состояний 1 (с.166-180, 241-262);

3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

30 марта 131 Консультация по СУРС (Полещук Ю.А.) 13.00-16.00

31 марта 131 Психофизиология функциональных состояний 1 (с.166-180, 241-262);

3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

31 марта 134 Психофизиология функциональных состояний 1 (с.166-180, 241-262);

3 (с.52-88), 4 (с.199-232).

2 апреля 133 Психофизиология памяти 1 (с.112-141); 2 (с.100-133);

3 (с.136-150); 4 (с.329-343).

6 апреля Психофизиология эмоционально- 1 (с.142-165); 2 (с.164-231);

потребностной сферы 3 (с.89-110); 4 (с.285-310).

6 апреля 132 Психофизиология памяти 1 (с.112-141); 2 (с.100-133);

3 (с.136-150); 4 (с.329-343).

6 апреля 132 Консультация по СУРС (Полещук Ю.А.) 13.00-16.00

7 апреля 131 Психофизиология памяти 1 (с.112-141); 2 (с.100-133);

3 (с.136-150); 4 (с.329-343).

7 апреля 134 Психофизиология памяти 1 (с.112-141); 2 (с.100-133);

3 (с.136-150); 4 (с.329-343).

9 апреля 133 Психофизиология мышления и речи 2 (с. 256-294); 3 (с.151-182);

4 (с.311-328; 355-376).

9 апреля Консультация по СУРС (Подберёзкин М.А.) 13.00-14.00

13 апреля Дифференциальная психофизиология 1 (363-378); 4 (с.377-404).

13 апреля 132 Психофизиология мышления и речи 2 (с. 256-294); 3 (с.151-182);

4 (с.311-328; 355-376).

13 апреля 133 Консультация по СУРС (Полещук Ю.А.) 13.00-16.00

14 апреля 131 Психофизиология мышления и речи 2 (с. 256-294); 3 (с.151-182);

4 (с.311-328; 355-376).

14 апреля 134 Психофизиология мышления и речи 2 (с. 256-294); 3 (с.151-182);

4 (с.311-328; 355-376).

14 апреля 134 Консультация по СУРС (Полещук Ю.А.) 13.00-16.00
16 апреля Второй тест
16 апреля 133 Психофизиология сознания и бессознательного1 (с.200-240); 4 (с.249-284).

20 апреля Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259); 3 (с.183-197); 4 (с.177-198).

20 апреля 132 Психофизиология сознания и бессознательного1 (с.200-240); 4 (с.249-284).

21 апреля 131 Психофизиология сознания и бессознательного1 (с.200-240); 4 (с.249-284).

21 апреля 134 Психофизиология сознания и бессознательного1 (с.200-240); 4 (с.249-284).

23 апреля 133 Психофизиология эмоционально- 1 (с.142-165); 2 (с.164-231);

потребностной сферы 3 (с.89-110); 4 (с.285-310).

27 апреля Основы системной психофизиологии 1 (с.263-324).

27 апреля 132 Психофизиология эмоционально- 1 (с.142-165); 2 (с.164-231);

потребностной сферы 3 (с.89-110); 4 (с.285-310).

28 апреля 131 Психофизиология эмоционально- 1 (с.142-165); 2 (с.164-231);

потребностной сферы 3 (с.89-110); 4 (с.285-310).

28 апреля 134 Психофизиология эмоционально- 1 (с.142-165); 2 (с.164-231);

потребностной сферы 3 (с.89-110); 4 (с.285-310).

30 апреля 133 Дифференциальная психофизиология 1 (363-378); 4 (с.377-404).

4 мая Психофизиологические механизмы

адаптивного поведения 4 (с.61-88).

4 мая 132 Дифференциальная психофизиология 1 (363-378); 4 (с.377-404).

5 мая 131 Дифференциальная психофизиология 1 (363-378); 4 (с.377-404).

5 мая 134 Дифференциальная психофизиология 1 (363-378); 4 (с.377-404).

7 мая 133 Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259); 3 (с.183-197); 4 (с.177-198).

11 мая Психофизиологические механизмы старения 4 (с.405-420).

11 мая Психофизиологические механизмы

аддиктивного поведения 4 (с.421-454).

11 мая 132 Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259); 3 (с.183-197); 4 (с.177-198).

СУРС Паранатальная психофизиология 4 (с.455-493).

СУРС Сравнительная психофизиология 1 (с.394-406).

12 мая 131 Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259);

3 (с.183-197); 4 (с.177-198).

12 мая 134 Психофизиология управления движениями 1 (с.94-111); 2 (с.232-259);

3 (с.183-197); 4 (с.177-198).

14 мая 133 Основы системной психофизиологии 1 (с.263-324).

18 мая Основы психофизиологии

профессиональной деятельности 1 (с.379-393).

18 мая 132 Основы системной психофизиологии 1 (с.263-324).

19 мая 131 Основы системной психофизиологии 1 (с.263-324).

19 мая 134 Основы системной психофизиологии 1 (с.263-324).

25 мая Новые направления прикладной

психофизиологии 2 (с.324-357).

СУРС Новые направления прикладной

психофизиологии 2 (с.324-357).
26 мая Третий тест
31 мая Четвёртый (итоговый) тест

3-26 июня ^ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН
В расписании возможны изменения.
Приложение 1

Правила подсчёта кредитов по предмету «Психофизиология» (2006/07 учебный год):

п/п

Вид работы

Количество кредитных баллов

1

Тест 1

100

2

Тест 2

100

3

Тест 3

100

4

Тест 4

200

5

Работа на лекциях и семинарах

300*

6

Ответ на экзамене

200**

* – общая сумма кредитов не ограничена

** – ответ на 10 считается неординарным и оценивается в 240 кредитов

^ Расчет суммы кредитов по дисциплине «Психофизиология» 2006/2007 за работу на лекциях и семинарах



^ Обязательные виды деятельности

часы

Кредитные баллы

сумма

1.

Посещение лекций

32

2

64

2.

СУРС лекции

16

4

64

3.

Участие в семинарских занятиях

16

2

32

4.

СУРС семинары

8

4

32




Итого




min  кредитов: 192




^ Дополнительные формы учебной деятельности

Кредитные баллы

1.

Один ответ на семинаре *

До 5

2.

Реферат **

20

3.

Ассистирование преподавателю

10

4.

Тематическое сообщение

5

5.

Анализ журнальных статей

10

6.

Изготовление дидактических материалов

3

7

Написание контрольных работ

От -2 до +5

* – Количество ответов на семинаре неограниченно

** – Количество кредитов за каждый последующий реферат снижается: за первый – 20, за второй – 10, за третий – 5, за четвёртый – 3, за каждый последующий по 1 кредиту.

Таким образом, необходимые 300 кредитов за лекционные и практические занятия можно набрать, например, следующим образом: 192 кредита (обязательные виды деятельности)+60 (в среднем 6 баллов на 10 аудиторных семинарах)+20 (реферат)+10 (ассистирование преподавателю)+10 (анализ статьи)+5 (тематическое сообщение)+3 (Изготовление дидактических материалов)=300 кредитов.

^ Перевод экзаменационной оценки в баллы:

Оценка

% от 200

Сумма кредитов

10

120

240

9

100

200

8

80

160

7

70

140

6

60

120

5

50

100

4

40

80

3

30

60

2

20

40

1

10

20

Ваша итоговая оценка будет получена путём деления общей набранной суммы баллов на 100. Например, если Вы пришли на экзамен, имея сумму баллов равную 642, то ваша итоговая оценка уже не может быть ниже 6. На экзамене вы заработали 8 баллов, что даёт вам +160 кредитов (80% от 200), таким образом, ваша общая сумма кредитов стала равна 802. 802/100=8,2 – значит, ваша итоговая оценка за курс равна 8.

Похожие:

Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconПримерный список литературы по психологии и педагогике
Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., испр. М., 1998
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconРекомендации по выполнению и защите. Учебное пособие
Настоящее учебное пособие обсуждено и одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии 17 мая 2001 года
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconУчебное пособие Для подготовки частных охранников
Учебное пособие предназначено для слушателей учебных центров, осуществляющих подготовку сотрудников частных охранных служб
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconУчебное пособие Москва 2008
Юдин В. П. Профсоюзная работа в школе. Учебное пособие. Москва, Издательство мгоу, 2008. 126 с
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconУчебное пособие Минск 1997 оглавление введение часть 1
Феномен — промышленная собственность, соотношение множеств: промышленной и интеллектуальной собственности, результатов творческой...
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconВиноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка....
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испан­ский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользовать­ся...
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconУчебное пособие Для подготовки частных охранников
Учебное пособие предназначено для слушателей учебных центров, осуществляющих подготовку сотрудников частных охранных служб, самостоятельно...
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология» iconУчебное пособие Для подготовки частных охранников
Учебное пособие предназначено для слушателей учебных центров, осуществляющих подготовку сотрудников частных охранных служб, самостоятельно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница