Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект




НазваниеФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
  1   2

Проект

2.06.2013

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования.

Проект


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




  1. Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация), а также индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность (далее – ИП).

Требования настоящего Стандарта к Организации распространяются на ИП, реализующего Программу, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом.


  1. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые в свою очередь являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

При разработке Стандарта учтены:

● особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

● возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.


  1. Стандарт утверждает основные принципы:

● поддержки разнообразия детства;

● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

● ориентации на познавательные интересы ребёнка при включении его в различные виды деятельности;

● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.


  1. Стандарт преследует следующие цели:

● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

● сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.



  1. Стандарт решает задачи:

● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе, их эмоционального благополучия);

● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

● обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья);

● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

● определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).


  1. Стандарт является основой для:

● разработки и реализации Программы;

● разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);

● разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

● формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

● объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

● подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.


  1. Программа формируется как программа социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей  возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.),  сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка. Образовательная среда  составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию),  деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).


  1. Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ1. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач педагогической работы. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее – групп) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе, групп кратковременного пребывания детей, полного и продлённого дня и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе, разновозрастных групп.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации2.


  1. Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования3.




  1. Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

● к структуре Программы;

● к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

● к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.


  1. Центральное место в структуре требований настоящего Стандарта играют требования к условиям реализации Программы в Организации.


^ II. ТРЕБОВАНИЯ

к структуре основной образовательной программы

дошкольного образования


    1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.


    1. Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.




    1. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

● коммуникативно-личностное развитие;

● познавательно-речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.


    1. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

● предметно-пространственная образовательная среда;

● характер взаимодействия детей со взрослыми;

● характер взаимодействия ребёнка с другими детьми;

● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.


    1. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).

В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные4 программы, методики, формы организации образовательной работы.


    1. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%.




    1. Структура Программы состоит из следующих основных разделов:

I. Общие положения.

II. Обязательная часть Программы.

III. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений.

IV. Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования (в случае, если такая работа предусматривается Программой).


    1. Основные разделы Программы должны содержать следующие сведения:




  1. В разделе «Общие положения» должны быть представлены:

● планируемые результаты реализации Программы в виде целевых ориентиров;

● указание на Примерные программы, с учётом которых разработана Программа;

● сведения о педагогическом коллективе Организации;

● наиболее существенные особенности и преимущества Программы.


  1. В разделе «Обязательная часть» должны быть рассмотрены:

● характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

● особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

● особенности организации предметно-пространственной среды;

● характеристика основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе, связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе);

● способы и направления поддержки детской инициативы;

● особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

● иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.


  1. Раздел «Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений» составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

● специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

● выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

● поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

● сложившиеся традиции Организации (дошкольной группы).


  1. Раздел «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования» включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее – детьми с ОВЗ).

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекционная работа должна быть направлена на:

– обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

– освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, осваивающими Программу в группах и Организациях комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным.


    1. Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами самостоятельно в соответствии со спецификой Программы.




    1. Обязательная часть Программы, в случае, если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто в соответствии с п. 9 настоящих Требований к структуре Программы. В противном случае обязательная часть Программы оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.


    1. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

● возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации – в том числе, категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;

● реализуемые Примерные программы – в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;

● характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

● иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.

^ III. ТРЕБОВАНИЯ

к условиям реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования
Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к предметно-пространственной среде.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников;

● способствует профессиональному развитию педагогических работников;

● создает условия для развивающего дошкольного образования;

● обеспечивает его открытость и привлекательность.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах коммуникативно-личностного, познавательного и речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
^ Требования к психолого-педагогическим условиям реализации

основной образовательной программы дошкольного образования


  1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в разных видах детской деятельности;

● возможность выбора детьми видов активности, партнёров по деятельности, материалов;

● защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

● построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семьи воспитанников непосредственно в образовательный процесс.


  1. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.




  1. Деятельность педагогических работников в Организации (группе) должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.




  1. В Организации (группе) может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе, измерение их образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики6 (или мониторинга) и/или квалифицированными специалистами в рамках исследовательских программ.

Участие ребёнка в исследовательских программах, предполагающих оценку его развития, допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения педагогических задач:

● индивидуализации образования (в том числе, поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

● оптимизации работы с группой детей.


  1. Для реализации Программы:

1) во всех случаях наполняемость группы не должна превышать 26 воспитанников;

2) рекомендуется следующая наполняемость группы7:

● для детей в возрасте от двух месяцев до полутора лет – не более 10 человек,

● для детей в возрасте от полутора до трёх лет – не более 16 человек,

● для детей в возрасте от трёх лет и старше – не более 24 человек;

3) Рекомендуемое количество детей в разновозрастной группе:

● при наличии в группе более двух детей в возрасте до полутора лет – не более 12 человек,

● при наличии в группе детей любых трёх возрастов с полутора до 7 лет – не более 18 человек;

4) Предельная наполняемость групп, включающих детей с ОВЗ8, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.


  1. У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:




  1. обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:

создания позитивного психологического климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе, принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе, ограниченными) возможностями здоровья,

проявления чуткости к интересам и возможностям детей,

непосредственного общения с каждым ребёнком;


  1. организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнёров, материалов;




  1. построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его возрастные и индивидуальные возможности и склонности:

обеспечивая вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, учитывая их интересы и возможности,

уважая индивидуальность каждого ребёнка, его право быть не похожим на других,

активно используя недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,

создавая широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе, обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды,

создавая условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей,

организуя виды деятельности, стимулирующие развитие воображения, мышления, детского творчества;


  1. открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:

непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи,

взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.


  1. В Организации, реализующей Программу, должны быть созданы условия для:

● повышения квалификации педагогических и руководящих работников (в том числе, по их выбору) и их профессионального развития;

● консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации;

● организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе в плане взаимодействия с социумом.


  1. Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей в целях охраны и укрепления их здоровья9.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности, должна осуществляться в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Работа с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида.


  1. Организация должна создавать возможности:

● для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;

● для педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе, в информационной среде;

● для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.
^ Требования к предметно-пространственной среде


  1. Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка10) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.




  1. Предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе, детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.




  1. Предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.


  1. Предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.




  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе, техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.


  1. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей.




  1. Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм;

● наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре).


  1. Вариативность среды предполагает:

● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.


  1. Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования.


  1. Организация самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе, расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь (в соответствии со спецификой Программы).


^ Требования к кадровым условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования


  1. Организация должна быть укомплектована квалифицированными11 кадрами.




  1. Реализация Программы осуществляется:

1) Воспитателями в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.

Каждая группа должна непрерывно сопровождаться одним или более воспитателем. При этом в течение 50 процентов времени пребывания воспитанников в Организации, но не менее 2-х часов и не более 7-ми часов в сутки, оптимальное соотношение числа воспитателей, реализующих Программу, к числу воспитанников зависит от возраста детей и составляет:

● от двух месяцев до полутора лет – не менее одного воспитателя на 5 детей;

● от полутора до трёх лет – не менее одного воспитателя на 8 детей;

● от трёх лет и старше – не менее одного воспитателя на 12 детей.
2) Младшими воспитателями и (или) помощниками воспитателя в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.

Каждая группа должна непрерывно сопровождаться одним или более воспитателем или помощником воспитателя. При наличии воспитанников от двух месяцев до трёх лет должно предполагаться не менее одного младшего воспитателя или помощника воспитателя на каждые 10 воспитанников указанного возраста в течение всего времени пребывания воспитанников в организации.
3) Иными педагогическими работниками12 вне зависимости от продолжительности пребывания воспитанников в Организации из расчёта не менее одной должности педагогического работника на 30 детей, но не менее одной должности на Организацию. Соответствующие должности педагогических работников устанавливаются Организацией самостоятельно в зависимости от содержания Программы.


  1. Реализация Программы требует от Организации осуществления управления образовательной деятельностью, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учёта, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, необходимого медицинского сопровождения13. Для решения этих задач привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников Организации и/или заключаются договора с организациями, предоставляющими соответствующие услуги.




  1. При работе в группах для детей с ОВЗ в Организации должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей, из расчёта не менее одной должности на группу детей.




  1. При организации инклюзивного образования:

● при включении в общеобразовательную группу детей с ОВЗ, в Организации должна быть предусмотрена дополнительная должность квалифицированного педагога из расчёта не менее 1 работника на 3 воспитанников с ОВЗ, но не менее одного на группу, в соответствии со спецификой их образовательных потребностей;

● при включении в общеобразовательную группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе, находящихся в трудной жизненной ситуации14, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов РФ.


  1. Реализация программы ИП:

● при числе детей в группе не более пяти – может осуществляться одним педагогическим работником в группе в течение всего времени пребывания воспитанников (в том числе за счёт привлечения ИП педагогических работников);

● при числе детей в группе более пяти – осуществляется в соответствии с требования настоящего Стандарта к Организациям.
^ Требования к материально-техническим условиям реализации

основной образовательной программы дошкольного образования


  1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

  1. требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе:

● к зданиям (помещениям) и участкам Организации (группы),

● к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции зданий (помещения) Организации (группы),

● к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию,

● к искусственному и естественному освещению образовательных помещений,

● к санитарному состоянию и содержанию помещений,

● к оснащению помещений для качественного питания воспитанников;

  1. требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

  2. оснащённость помещений для работы медицинского персонала в Организации15.


Требования к финансовым условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования


  1. Финансовые условия реализации Программы должны:

● обеспечивать Организации возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

● обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников;

● отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.



  1. Объём финансового обеспечения реализации Программы определяется, исходя из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования данного Стандарта с учётом направленности Программы, категории воспитанников, вида Организации, форм обучения и иных особенностей образовательного процесса и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией:

● расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;

● расходов на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе, расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет;

● расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности;

● иных расходов, связанных с реализацией Программы.


  1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и негосударственных Организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.

При осуществлении финансового обеспечения реализации Программы в негосударственных Организациях, посредством предоставления субсидий на возмещение затрат, соответствующие нормативы финансирования не включают расходы на содержание недвижимого имущества и коммунальные расходы.


  1. Финансовое обеспечение реализации Программы в государственных и муниципальных Организациях осуществляется с учётом распределения полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования между региональными и местными уровнями власти.




  1. Финансовое обеспечение реализации Программы бюджетного и/или автономного образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы в соответствии с требованиями Стандарта по каждому виду и направленности образовательных программ с учётом форм обучения в соответствии с ведомственным перечнем услуг.

В случае реализации Программы в казённом образовательном учреждении учредитель обеспечивает финансирование его деятельности на основе распределения бюджетных ассигнований по смете с учётом объёмов доходов от приносящей доход деятельности.


  1. При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг по реализации Программы, составлении бюджетной сметы казённого учреждения, а также для определения объёма субсидий на выполнение муниципальных заданий бюджетным и (или) автономным учреждением должны учитываться нормативы финансирования, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми местным бюджетам предоставляются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.




  1. Государственное (муниципальное) задание учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы должно обеспечивать соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на эти цели.

Показатели, характеризующие выполнение государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы, должны учитывать требования Стандарта к условиям реализации Программы.

^ IV. ТРЕБОВАНИЯ

к результатам освоения основной образовательной

программы дошкольного образования
1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.16
2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.
3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников17. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников18.
4. Настоящие требования являются ориентирами для:

● учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

● педагогов и администрации Организаций для решения задач:

– формирования Программы,

– анализа своей профессиональной деятельности,

– взаимодействия с семьями воспитанников;

● авторов образовательных программ дошкольного образования;

● исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

● родителей (законным представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

● широкой общественности.
5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

● аттестацию педагогических кадров;

● оценку качества образования;

● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе, в рамках мониторинга (в том числе, в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

● оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

  1   2

Похожие:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект iconФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования оглавление
Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект iconПояснительная записка рабочая программа по информатике 5 класс составлена...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект iconФедеральный государственный образовательный стандарт основного общего...
Ный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований,...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект iconДоклад к педагогическому совету по теме «Введение фгос ноо»
Фгос. С 1 сентября 2011 года в школах реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования....
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект icon«L» llCJd'f,л,2009 г. № !i'l } федеральный
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект iconУтверждено
Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница