К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде




НазваниеК проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
О.Р. Терешкова

учитель информатики МКОУ ООШ №30

К ПРОБЛЕМЕ психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде
Аннотация. В настоящей статье рассматривается понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения, представлены подходы к определению данного понятия, а также определены особенности психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, субъекты образовательного процесса, понятие и сущность психологического сопровождения.
Актуальность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования, которые были определены в Федеральной программе развития образования на 2011-2015 годы. В настоящее время все чаще звучат мнения о том, что в поле профессионального внимания психолога должны попадать «не только индивидуальные особенности субъектов образования, но и детали целостного образовательного процесса». Среди важнейших задач службы практической психологии образования особо выделяют обеспечение непрерывного психологического сопровождения не только отдельных детей, но и на уровне образовательной среды в целом; организацию системы постоянного изучения существенных психологических характеристик образовательного пространства, которое направлено на решение и предотвращение возможных психолого-педагогических трудностей в образовательном процессе [7]. В то же время возникает ряд противоречий: между необходимостью психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде и неразработанностью содержания данной работы; между оказанием психолого-педагогической помощи субъектам образовательного пространства и отсутствием оптимизированной модели взаимодействия между ними.

Данные противоречия легли в основу проблемы нашего исследования. Основная цель работы – исследовать особенности психологического сопровождения в образовательной среде. Объект исследования настоящей работы – психологическое сопровождение в образовательной среде. Перейдем к рассмотрению особенностей психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде. Теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения были осмыслены и проработаны в трудах отечественных ученых (А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, И.В.Дубровиной, И.Б. Котовой, И.Е. Лилиенталь, Е.Н. Шиянова).

Впервые понятие «сопровождение»как новая образовательная технология прозвучало в работах Е.И. Казаковой (1995–2001) и М.Р. Битяновой (1997–2000). Исходным, по Е.И. Казаковой, для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, а важнейшим его положением – приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта [1].

В современной психологии существует несколько подходов к определению психолого-педагогических понятий сопровождения и поддержки развития субъектности в рамках образовательной среды. Рассмотрим подробнее существующие подходы.

1. «Сопровождение – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» (В.С. Мухина, В.И. Слободчиков, Э.Э.Сыманюк) [6, С.14].

2. Сопровождение является двусторонним процессом, в котором принимают участие, как сопровождающий, так и сопровождаемый. Этот процесс направлен, прежде всего, на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. В основе сопровождения как процесса находятся следующие принципы. Во-первых, вся ответственность возлагается на субъекта развития, во-вторых, в процессе сопровождения преобладают исключительно интересы сопровождаемого, в третьих сопровождение не должно прерываться даже на короткий промежуток времени (Н.А. Алексеенко, В.А. Болотов, Е.М. Кобзева, Ю.Н. Медведев) [2, с.12].

Р.М. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение –система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в образовательном процессе. В эту систему сопровождения можно включить таких участников образовательного процесса, как учащегося, родителей, учителей, администрацию общеобразовательного учреждения.

Как отмечает Р.М. Битянова, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

- осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;

- определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;

- разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;

- приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат [3, с.12].

Н.С. Глуханюк понимает психологическое сопровождение как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. В то время как Р.В. Овчарова рассматривает психологическое сопровождение как одно из направлений, возможное поле деятельности психолога и технологию профессиональной деятельности психолога – целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая [4, С.58]. Согласно И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной и В.И.Слободчикову, задачами психологического сопровождения обучающихся являются: предупреждение возникновения проблем развития; помощь в решении актуальных задач обучения, профильной ориентации и профессиональном самоопределении; развитие социально-психологической компетентности учащихся, родителей и педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ.

Следует подчеркнуть, что сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога, в рамках которой выделены три обязательных взаимосвязанных компонента: 1.систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; 2.создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; 3.создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучения. На наш взгляд, суть идеи психолого-педагогического сопровождения – комплексный подход к решению проблем развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации и приобретает особое значение в образовательном процессе.

Таким образом, сопровождение представляется нам чрезвычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач школьной психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована не в единичном авторском исполнении, а как массовая технология работы.
Литература

  1. Битянова, М.Р. Модели деятельности психолога в образовательном; учреждении; / M.Р. Битянова; Т. Беглова [Текст] // Школьный психолог. - 2010. - № 2. – С. 23-27

  2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М. : Генезис, 2010. – 289 с.

  3. Гайнанова, О.В. ГИА – 2011: система, обеспечивающая успешность [Текст] / О.В. Гайннанова // В мире образования. – 2011. - №6. – С.8-13

  4. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства [Текст] / И. В. Дубровина // Психологическая наука и образование. 2008. - № 2. - C. 5-9.

  5. Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации) [Текст]; авт.-сост. Е.М. Кобзева / Министерство образования Саратовской области. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2009. – 43 с.

  6. Садовникова, Н.О. Психолого-педагогическое содействие преодолению кризисов профессионального развития [Текст]: монография / Н.О. Садовникова, И.И. Хасанова. - Екатеринбург : Из-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф-пед. ун-т», 2009. – 59 с.

  7. Совместная работа педагога-психолога с администрацией школы [Текст] / Под ред. Е.Л. Умниковой. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010. – 68 с.




Похожие:

К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconИнформация о разработке программы психолого-педагогического сопровождения...
В условиях школы психолого-педагогическое сопровождение является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его...
К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconМетодические рекомендации по организации психолого-педагогического...
Процесс по организации психолого-педагогического сопровождения введения фгос в начальной школе проектируется совместно педагогом-психологом...
К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconПоложение о службе психолого-педагогического и медико-социального...
Настоящее Положение определяет основу деятельности Службы психолого-педагогического и медико- социального сопровождения образовательного...
К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconПсихолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста
...
К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconРешение приоритетных целей и задач модернизации российского образования...
Деятельность Карасукского отделения гбоу «Областной центр диагностики и консультирования» по организации системы комплексного психолого-медико-педагогического...
К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconТема проекта
Аются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные...
К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся...
Одним из требований к введению фгос является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы...
К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптационного...
Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого...
К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными...
Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития....
К проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде iconМетодические рекомендации по организации психолого-педагогического...
Развития и реализации модели инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации одним из приоритетных направлений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница