О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения




НазваниеО логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2
УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ № 4 _________ Ломов В.А.

« » ________________200 г.
ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ 

МОУ «СОШ № 4» г. Лангепаса

 1.      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.           Настоящее Положение о логопедическом пункте МОУ СОШ № 4 г. Лангепаса (далее Положение) разработано в соответствии с

- Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.1996 г. № 12 – ФЗ);

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе» от 20.06.97г. №139;

- Приказом Минздрава СССР от 30.08.91г. №245 «О нормах потребления этилового  спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения);

- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196;

- Инструктивно-методическим письмом о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);

- Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98г. №20-58-07 ин.20- 4 «Об учителях - логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;

- Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Письмом Министерства Российской Федерации от 16 января 2001 г. «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений»)

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта МОУ СОШ № 4.

Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

Основная цель службы – оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

1.3.           Основные задачи логопедического пункта:

- диагностика и коррекция нарушения устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;

- распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- нормализация учебной деятельности;

1.4. Важнейшим условием эффективности работы логопедической службы является правильное понимание логопедом и педагогическими работниками сущности их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций логопеда и педагога в подходе к ребёнку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

1.5. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

Логопедическое обследование обучающихся, зачисленных в общеобразовательное учреждение, проводится без согласия родителей (законных представителей).

^ 2.      ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

2.1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Приём обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

2.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту.

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

2.3. ^ Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского – не более 20 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения.

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Ученики, не посещающие группы продлённого дня , приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продлённого дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Воспитатели групп продлённого дня не вправе задерживать ребёнка или не пускать его на занятия к логопеду по причине медленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине. Так же как и учитель начальных классов не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, нарушения письма и чтения, обусловленные ОНР – не менее 3 раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН или фонематическим недоразвитием речи, - не менее 2-3 раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее 1-2 раз в неделю;

- с заикающимися обучающимися – не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с обучающимися, имеющими ОНР II уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

2.4. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, примерно 4-9 месяцев; срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи – примерно 1,5-2 года.

2.5. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

2.6 Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед может использовать для того, чтобы: сопровождать детей, проверить письменные работы, подготовить наглядный материал.

2.7.  В случаях необходимости уточнения диагноза, обучающиеся  с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами – специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию.

2.8.       Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте муниципального общеобразовательного учреждения несут родители (законные представители), учитель – логопед, классный руководитель и администрация МОУ СОШ № 4.

3. ДОКУМЕНТАЦИЯ

  • Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. ( образец в Письме Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.

  • Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.

  • Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися. Журнал является финансовым документом.

  • Рабочая программа на каждую группу обучающихся .

  • Общий план методической работы на учебный год.

  • Рабочие тетради.

  • Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

  • Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.

  • Отчёт о работе за год.

  • Журнал консультаций

  • Журнал движения учащихся


3.1. Ведение документации
1. «Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:
Журнал

учета посещаемости логопедических занятий

учащимися, зачисленными на логопедический пункт

МОУ «СОШ № __»

г. Лангепас, ХМАО-Югра

Тюменской области

на 200___ / 200___ учебный год


Страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы проводимых занятий указываются в соответствии с рабочей программой.)

Примечание: если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине ( на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом учителя и родителей ученика.

На одной из последних страниц отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся , например:



Дата Время Проделанная работа


27.08. 01 10.00-14.00 Работа в кабинете с документацией (подготовка

«Общей речевой карты обследования речи детей»,

подбор материалов к обследованию)

Оценки работы учеников в «Журнал учета посещаемости» не ставятся.
2. Для «Журнала обследования устной и письменной речи учащихся» логопед использует любую тетрадь, разграфленную соответствующим образом. При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, домашний адрес, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т. п.)




Ф.И

Класс

Дом.адрес

Дата

обслед.

Логоп.

заключ.

Принят.

меры

Примеч.


«Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» ведется несколько лет.

3. «Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся» за-полняется во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая по прилагаемой схеме. Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то они своевременно вносятся и в « Речевую карту».

4. Журнал движения заполняется по форме:




Ф.И.

Возраст

Класс

Диагноз при зачис-лении на логопункт

Дата зачисления

Результаты коррекционной работы


5. Журнал учета консультаций заполняется по форме:



Консульти-

руемый

Класс

Дата проведения

Повод обращения

Тема

конс.

Краткое содержан.


Речевая карта

(1 класс)
1. Фамилия, имя, возраст

2. Класс

3. Домашний адрес, телефон

4. Откуда поступил

5. Дата зачисления в логопедический пункт

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей)

7. Заключение психиатра (невропатолога)

8. Состояние слуха

9. Национальный язык

10. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития

Первые слова

Фраза

Речевая среда

Анамнез: беременность

роды

заболевания до года

заболевания родителей

11. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность). (Нужное подчеркнуть)

- Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата без аномалий.

- Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогения, прогнатия)

- Зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, очень мелкие зубы)

- Язык (толстый, мясистый, «географический», длинный узкий, короткая подъязычная связка).

- Твердое небо (высокое узкое, низкое, плоское, наличие расщелин)

- Мягкого небо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка, отсутствие его)

- Губы (тонкие, излишне толстые, наличие рубцов, короткая верхняя губа)

12. Общая характеристика речи:

а) словарный запас:

словарь в пределах обихода, шире, характеризуется бедностью, неточностью

какие части речи преимущественно употребляет: существительные, прилагательные, наречия, глаголы и т.д.

ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений (двусоставные, трехсловные, сложносочиненные и сложноподчиненные), наличие аграмматизмов (в спонтанной р________________жносочиненные и сложноподчиненные)уба), расщепление маленького язычка, отсутствие его)

ечи аграмматизмы не проявляются)

в) произношение и различение звуков:

произношение звуков:

- полиморфное нарушение звукопроизношения
- мономорфное нарушение звукопроизношения

- произношение звуков не нарушено

различение оппозиционных звуков

воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом:

- в спонтанной речи нарушения звуко-слоговой структуры слова отсутствуют

- наблюдаются единичные ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры

Тротуар

Градусник

Фотоаппарат

Экскаватор

Виолончелист


Клубника

Сковорода

Кинотеатр

Перепорхнуть

Аквалангист



Виолончелист укладывает инструмент в футляр

Регулировщик Валерий регулирует (руководит) движением на перекрестке

У фотографа фотоаппарат со вспышкой

Темп и внятность речи:

- темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

- ритм (нормальный, дисритмия)

- правильность расстановки пауз в речевом потоке

- употребление основных видов интонации

13. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:

- выделение конечного согласного из слов: кот ___, сом ___, лимон ___, сироп ___, сук ___, малыш ___, грач ___, лещ ___

- выделение начального согласного из слов: мост ___, пол ___, вода ___, дом ___, банка ___, тапки ___, чайник ___, щетка ___

- определение последовательности звуков в слове: кот ___, дом ___, нос ___, суп ___, вата ___, лапа ___, рыба ___, шина ___

- определение количества звуков в словах: нос ___, бык ___, кит ___, ваза ___, батон ___, банка ___

14. Связная речь:

  • составление рассказа по сюжетной картинке

15. Письмо:

^ I. ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.Ошибки в звуковом составе слова:

а) замены гласных;

б) замены согласных;

в) пропуски гласных;

г) пропуски согласных;

д) пропуски слогов и частей слова;

е) перестановки;

ж) вставки;

з)раздельное написание частей слова

2.Лексико-грамматические:

а) замена слов по звуковому сходству;

б) замена слов по семантическому сходству;

в) пропуски слов;

г) слитное написание слов;

д) нарушение согласова-ния;

е) нарушение управле-ния;

ж) неправильное обо-значение границ предло-жения

3. Графические:
а) замена букв по количеству элементов;

б) замена букв по пространственному расположению;

в) зеркальное письмо



^ II. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями.

16. Чтение:

-уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами);

- ошибки при чтении:

- понимание прочитанного

17. Проявление заикания:

- не проявляется

- проявляется

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)

г) адаптация к условиям общения

18. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи)

19. Логопедическое заключение

20. Результаты исправления речи

^ РЕЧЕВАЯ КАРТА

(2-4 классы)

1. Ф. И. учащегося _______________________ Дата рождения _____________

2. Краткий анамнез раннего речевого развития

3. Речевая среда и социальные условия

4. Жалобы учителя на состояние речи

5. Общая и мелкая моторика

6. Состояние физического слуха

7. Заключение невропатолога

8. Артикуляционный аппарат

9. Устная речь:

общее звучание речи

понимание речи

активный словарь

грамматический строй речи

слоговая структура речи

звукопроизношение

фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез

связная речь

темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием)

10. Письменная речь:

Чтение

а) беглое, слоговое, побуквенное

б) характеристика ошибок

в) понимание прочитанного

Письмо

а) написание всех букв (строчных, заглавных)

б) списывание

в) диктант

г) I. ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.Ошибки в звуковом составе слова:

а) замены гласных;

б) замены согласных;

в) пропуски гласных;

г) пропуски согласных;

д) пропуски слогов и частей слова;

е) перестановки;

ж) вставки;

з)раздельное написание частей слова

2.Лексико-грамматические:

а) замена слов по звуковому сходству;

б) замена слов по семантическому сходству;

в) пропуски слов;

г) слитное написание слов;

д) нарушение согласова-ния;

е) нарушение управле-ния;

ж) неправильное обо-значение границ предло-жения

3. Графические:
а) замена букв по количеству элементов;

б) замена букв по пространственному расположению;

в) зеркальное письмо



^ II. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями.
11. Логопедическое заключение

12. Результаты коррекционной работы.

3.2. Сроки хранения логопедической документации

Хранению подлежат: «Журнал учета посещаемости логопедических занятий», «Журнал обследования устной и письменной речи», «Речевая карта обследования устной и письменной речи ребенка-логопата», отчет о проделанной за учебный год работе и паспорт или картотека логопедического кабинета.

«Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащихся» с речевой картой обследования устной и письменной речи и отчетом о проделанной за учебный год работе хранится у логопеда до полного выпуска детей, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2-х лет..

«Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» хранится на логопедическом пункте до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т.е. не менее 8 лет. Паспорт логопедического кабинета или картотека находится у логопеда постоянно.
  1   2

Похожие:

О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconО логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения
Настоящее Положение о логопедическом пункте моу сош №4 г. Лангепаса (далее Положение) разработано в соответствии с
О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconО внутришкольном контроле в моу сош №42 Общие положения
Письмом Министерства образования РФ от 10. 09. 1999 г. №22-06-874 «Об обеспечении инспекционно контрольной деятельности», Уставом...
О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconКомитет образования прика з
Моу «Гимназия №1», моу «сош №18», моу «сош №19», моу «сош №20», моу «сош №21», моу «сош №22», моу «Лицей №1», моу «Гимназия №2»,...
О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconМоу «сош №22» города Новотроицка Оренбургской области Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом школы
О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconДетской организации «Страна ЛутадориЯ» моу «сош №31» г. Саратова...
Детская организация «Страна ЛукадориЯ»- общественное, самостоятельное, добровольное, многонациональное, независимое, неполитическое...
О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconПоложение о кадетских классах мбоу сош №62 общие положения о создании кадетского класса
Кадетские классы создают условия для возрождения лучших традиций российского образования и культуры, народных и воинских традиций,...
О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconПоложение о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися...
Настоящее Положение устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса...
О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconПоложение о социально-психологической службе Общие положения
Социально-психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы
О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconПоложение о психологической службе моу «Новониколаевская сош №1 им. А. Н. Левченко»

О логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения iconПоложение об информационно-библиотечном центре Муниципального образовательного...
Настоящее Положение регулирует деятельность информационно– библиотечного центра, созданного на базе библиотеки Муниципального образовательного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница