Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя




НазваниеШколы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы



Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Я, Александрова Елена Владимировна, в 1986 г. закончила филологический факультет Томского государственного университета по специальности русский язык и литература. Стаж работы в школе 26 лет. В Зональненской СОШ работаю с 1987 года. В данный момент преподаю в 6, 7, 8, 10 классах русский язык и литературу. 6, 7, 8 классы Литература УМК «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева; 10 класс Литература Линия учебно-методических комплексов по литературе для 10–11 классов А. Н. Архангельского, В. В. Агеносова и др. Русский язык УМК В. В. Бабайцевой

Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах повышения квалификации по темам: «Содержательные и методологические аспекты преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования» , 80 часов, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, удостоверение 4363, 2012 г.

2011 «Экспертиза конкурсных материалов», 72 часа, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Томский государственный педагогический университет», удостоверение 236

2012 «Современное состояние детского театрального движения», 102 часа, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Океан», удостоверение 100.

Современная педагогика не существует вне философии, эстетики, психологии. Учитель, определяя смысл своей деятельности, задаёт главный вопрос: во имя чего? Ориентируясь на ключевые ценности развития личности, перед нами стоит задача сформировать целостного человека, изнутри гармоническую человеческую индивидуальность. Построить педагогический процесс таким образом, чтобы он стал средством не только для создания условий, необходимых и достаточных для развития ребёнка, но и превратить весь процесс обучения в акт «вочеловечивания», творить, создавать человеческое в человеке с помощью самих учеников.

«В основе концепции развития нашей школы лежит идея создания целостной открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности и обучающегося, и педагога» (Из программы развития «Эффективная школа» 2009-2014 г.г.)

Тема школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя.

Воспитательная цель школы: Формирование личности, которая в процессе развития способна самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной Человека.

Воспитательная цель школы на 2012-2013учебный год: Создание благоприятных условий для организации внеурочной деятельности школы при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и саморазвития. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, организацию различных видов педагогической деятельности, воздействующих на природу творческого процесса в урочное и внеурочное время, применение современных педагогических технологий; через привлечение школьников к проектно - исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

В настоящее время среди школьников, особенно среднего и старшего школьного возраста, наблюдается дефицит в обыкновенном человеческом общении. Анализ реальной ситуации в системе воспитания и обучения детей показывает, что чем старше ребёнок, тем больше времени он проводит за компьютером, и тем сложнее ему реализовать тот потенциал, который заложен у многих детей от природы. Если в младшем возрасте дети свободны, раскованы в проявлении своих чувств, эмоций, легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, с интересом берутся за любое дело, активны во всём, то в старших классах мы зачастую видим пассивного исполнителя, «зажатого» в своих высказываниях, не умеющего общаться и стремящегося любым способом скорее вернуться домой к миру виртуальной реальности. Современное образование делает акцент не только на качественное обучение школьника, но и на всестороннее воспитание и развитие его личности, на включение подростка в активную внеурочную деятельность. Одним из комплексных средств формирования и развития личности ребёнка является театральная педагогика.

Школьная театральная педагогика, как одна из самых творческих по определению, способствует воспитанию личности ученика средствами театрального искусства. Даёт возможность для творческого развития ребёнка, пробуждает интерес к искусству и литературе, способствует формированию коммуникативных навыков.

«Применению игровых и театральных технологий в процессе образования посвящены несколько методологических работ. А. П. Ершовой и В. Букатовым была разработана программа "Социоигровая педагогика". Авторами была предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности детей на основе принципов коллективной игры, что способствовало стимулированию учебной мотивации. В центре внимания авторов также тема применения опыта театральной педагогики в деятельности учителя. Кроме этого, А.П. Ершова является автором многочисленных игровых развивающих упражнений для детей, разработанных ею на основе комплекса упражнений, лежащих в основе учебного актерского тренинга»1.

В рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России" в 1993 г. вышло учебное пособие В.А. Ильева "Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока" для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. Эта работа, безусловно, является этапной в области осмысления и методологической разработки применения опыта театральной педагогики в процессе образования. Рассматривая некоторые аспекты игровой природы актерского искусства в связи с вопросами технологии режиссерского построения школьного урока, автор предлагает вниманию учителя методику организации открытого режиссерского действия и методику организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики» 2.

Проблема, над которой я работаю: «Театральная педагогика в процессе обучения и воспитания как средство для формирования и развития личности ребёнка».

^ Актуальность выбранной темы:

Современные дети мало читают, не интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

Целью работы является внедрение технологии театральной педагогики в учебный процесс для эффективного воспитания и обучения средствами искусства театра. Театрализация образовательного пространства является важным ресурсом развития личности ребёнка.

Цели:

1.Создание содержательной творческой образовательной среды на основе принципов театральной педагогики.

2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

Задачи:

  1. Создание максимальных условий для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия средствами театральной педагогики.

  2. Развитие творческих способностей и творческой фантазии.

  3. На примере лучших произведений отечественной и мировой литературы формирование нравственных качеств детей.

  4. Развитие коллективной деятельности.

  5. Улучшение досуга населения, включая организацию свободного времени детей и подростков.

  6. Освоение участниками проекта понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности.

  7. Приобщение к миру прекрасного.


Решение данной проблемы направлено на

  • Внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;

  • Организацию различных видов педагогической деятельности, воздействующих на природу творческого процесса в урочное и внеурочное время;

  • Развитие психических функций и психологических особенностей учеников;

  • Усвоение материала в действии и взаимодействии, позитивную мотивацию к предмету литература ;

  • Создание условий для формирования качественно новых отношений педагогов и школьников.

Организация работы по реализации проекта предполагает освоение содержательного материала через деятельность, которая соотносится с требованиями современного общества и состоит из двух учебных направлений:

• Театральная педагогика в учебном процессе.

• Театральная педагогика во внеурочной деятельности.

^ Театральная педагогика в учебном процессе.

Литература – это своеобразная модель культуры, а основа развития ребёнка, его эстетического вкуса закладывается одним из самых действенных, на мой взгляд, видов искусства, которое называется театр. Синтез театра и литературы является мощным катализатором и в углублении интереса к предмету, и в стимулировании творческих потребностей, и в расширении коммуникативных навыков. За последние годы сложилась определённая структура взаимодействия литературы и театра. Применение внеаудиторных форм занятий - проектно-исследовательских работ, посещение спектаклей по изучаемым произведениям и обсуждение их – способствуют повышению мотивации к изучению литературы.

Основная педагогическая задача, которая стоит перед учителем в наше время, – создание и организация таких условий для развития ребёнка, которые инициируют детское действие. Используя элементы театральной педагогики на уроках литературного чтения и литературы, появляется возможность рождения новых замыслов и претворения их в жизнь силами учеников. Именно во время уроков литературы рождались замыслы постановки спектаклей, литературных вечеров, что привело к созданию творческих проектов, над которыми работал весь класс, и к возникновению школьного театра. (Творческие проекты «Радость сегодняшнего дня», «Открытие музея», «Отечества славные сыны»)

На сегодняшний день учитель – это не транслятор знаний, а скорее конструктор новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися новых продуктов в освоении знаний. ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы на основе принципов метапредметности : освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий; способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траектории. Данная проблема становится основополагающей в свете современных требований к образованию. И пути её решения связаны с внедрением в урочную практику междисциплинарных учебных программ.

  • «Формирование универсальных учебных действий»,

  • «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,

  • «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

  • «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

В моей работе как учителя – предметника каждое из направлений деятельности напрямую связано с инновационными моделями обучения. И технология театральной педагогики – органично включает в себя каждую из заявленных учебных программ. Работа над творческими проектами невозможна без общеучебных универсальных действий - формулировки целей, задач, поиска необходимой информации, коммуникативных действий, достижений личностных результатов. Использование в работе ИКТ технологий способствует повышению мотивации к изучению предметов, причём цифровые образовательные ресурсы использует на уроках не только учитель, но и сами ученики создают информационные продукты – презентации, видеоролики, диаграммы, таблицы. Одним из действенных методов решения данной проблемы является метод учебного проекта, над внедрением которого в практику учебных занятий я работаю в данное время.(См. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд.)

Основа инновационных моделей обучения

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают

его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»

Б. Паскаль

Интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность:

коммуникативно-диалоговая,

исследовательская,

дискуссионная,

проектная,

игровая…

«Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Так что же такое учебный проект? Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.

^ Учебный проект


Проблема проекта

Почему?”
(это важно для меня


^ Актуальность проблемы — мотивация




лично)




Цель проекта

Зачем?”

Целеполагание




(мы делаем проект)




^ Задачи проекта

Что?”

Постановка задач




(для этого мы делаем)




^ Методы и способы

Как?”

(мы это можем делать)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

Что получится?”

^ Ожидаемый результат




(как решение проблемы)





Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию деятельности;

— самоанализу и рефлексии (самоанализ успешности и результативности решения проблемы проекта);

— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)».

В данный момент не каждый класс справляется с созданием учебных проектов. И пути решения данной проблемы я вижу в систематическом использовании данных заданий на уроках, прежде всего, обобщающего характера, на уроках изучения нового материала. Больше уделять внимания рефлексии сделанного, анализу получившегося и не получившегося результата.

Что касается смыслового чтения, то сам предмет русского языка и литературы предполагает пристальное внимание к тексту как таковому (по определению А.АЛеонтьева смысловое чтение - «процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей»).
^ Анализ состояния учебной мотивации по русскому языку и литературе у школьников

/учитель Александрова Е.В./
По запросам администрации школы каждый год на параллели всех классов проводится диагностика учебно-познавательной мотивации школьников по изучаемым учебным предметам для выявления положительной и отрицательной мотивации и возможных причин, обусловливающих такую мотивацию. Диагностическое обследование учеников проводится по методике В.Е. Максимова «Методика диагностики познавательной мотивации».

Результаты диагностического обследования показали достаточно высокую мотивацию обучающихся по русскому языку и литературе в классах, где преподаёт Александрова Елена Владимировна. Учащиеся отмечают благоприятную психологическую атмосферу на уроках, хорошее взаимопонимание, установившееся между учителем и учениками.

Положительный уровень учебной мотивации остаётся достаточно стабильным по мере взросления школьников, что говорит о продуманном психологическом подходе учителя к преподаванию предмета. По сравнению с другими предметами, к которым школьники бывают и отрицательно мотивированы, по русскому языку и литературе мотивация остаётся достаточно высокой.

Высокая положительная мотивация обучающихся у Елены Владимировны, обусловлена причинами, выявленными в ходе диагностического обследования, то есть обратной связи учеников:

  • высокий профессиональный уровень преподавания,

  • разнообразные виды заданий творческого характера, побуждающие интерес школьников к литературе, русскому языку и способствующие самораскрытию, самореализации школьников,

  • индивидуальный подход к школьникам с разными способностями и потребностями, помощь в разрешении волнующих проблем,

  • знание возрастных особенностей школьников и умелое применение их на практике,

  • высокая культура общения со школьниками и их родителями, что имеет воспитательное воздействие,

  • создание успеха на уроках, что имеет стимулирующее воздействие на школьников.

  • активизация познавательного интереса к поиску материалов с использованием различных источников,

  • большая помощь в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Диаграммы результатов диагностического обследования за последние три учебных года:

Интерпретация результатов:

0%- 30% - низкий уровень учебной мотивации

30% - 60% - средний уровень учебной мотивации

Выше 60% - высокий уровень учебной мотивации
Сравнительный анализ проведённой диагностики за три года показывает рост положительной мотивации на 15% и отсутствие отрицательной мотивации у школьников.

Положительную динамику изменения учебно-познавательной мотивации по русскому языку и литературе можно увидеть на примере класса, в котором ученики предъявляют завышенные требования к преподаванию учебных предметов:

Результаты анкетирования родителей показаны на диаграммах:







Результаты анкетирования показали хороший уровень взаимопонимания между родителями и педагогом, своевременная и адекватная помощь, которая не остаётся без их внимания. Данные результаты дополняют и подтверждают высокий уровень учебно-познавательной мотивации школьников.
Педагог – психолог Мних Л.Р.
^ Театральная педагогика во внеурочной деятельности

На сегодняшний день отработана следующая структура внеурочной деятельности:

Для учащихся начальной школы предлагается пропедевтический курс «Азбука театра» (он рассчитан на 2 года и предполагает знакомство с азами творчества через театральные игры, развивающие воображение, память, внимание), и коммуникативно-игровой тренинг, который ведёт психолог нашей школы Мних Л.Р. Предмет включён в общее расписание уроков и способствует переключению младших школьников от общеобразовательных предметов к развивающим, даёт возможность для развития психофизических навыков детей. Особенно актуален данный опыт в свете направлений «Нашей новой школы» в качестве дополнительных занятий для начальной школы.

Желающие продолжить занятия в театральном коллективе поднимаются на более серьёзную ступень и занимаются по программе «Театр нашего двора», рассчитанной на 5 лет обучения. (Программа утверждена 1 октября 2008 г. на методическом совете «Зональненской СОШ», отрецензирована Борисановой Н.В., зам. директора ДДТ «У Белого озера» по НМР).

^ Проект «Театр и дети».

С началом летних каникул большинство ребят предоставлены сами себе. Родители на работе, не всем удаётся купить путёвки в оздоровительные лагеря, не у всех есть возможность отдохнуть у бабушек и дедушек. И тем большее значение имеет создание детских площадок при школе. Но чаще всего они созданы для учащихся начальной школы.

Вот уже несколько лет на базе коллектива «Театр нашего двора» существует «театральная площадка». Её посещают дети среднего звена, которые занимаются в театральной студии или желают заниматься театром. Программа построена таким образом, чтобы максимально наполнить отдых детей интересными и полезными событиями.

^ Мониторинг эффективности использования театральной педагогики

Для оценки эффективности использования театральной педагогики в учебном процессе, необходимо провести сравнительный анализ состояния коммуникативных умений и организаторских способностей школьников как в экспериментальных классах, так и в классах, где обучение ведётся без использования данной технологии. Ниже приведён сравнительный анализ уровней развития коммуникативных умений и организаторских способностей школьников целевой и нецелевой групп. Результаты показывают высокий уровень развития данных параметров в классах, где уроки ведутся с использованием театральной технологии


^ Учебный год

Уровни развития, х-тика

2011-2012





10 «А» кл.

(20 уч.)

10 «Б» кл.

(15 уч.)

Уровень выше среднего

Ребята не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, самостоятельны, с удовольствием участвуют в организации общественных мероприятий.

15 детей

7 детей

Средний уровень

Дети стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Но недостаточно развита сфера социальной коммуникации

5 детей

2 детей

Уровень ниже среднего

Скорее всего, эта группа детей не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, коллективе. Не проявляет инициативы в общественных делах.

нет

6 детей

Полученные результаты позволили сделать вывод: использование в учебном процессе театральной технологии способствует развитию коммуникативных умений и организаторских способностей школьников.

Психолог школы: Мних Л.Р.

1 Ершов П.М. Технология актерского искусства. (Соч. 1 том) – М., Рос.открыт.Ун., 1992, Ершов П.М., Ершова А.П. и др. Общение на уроке или Режиссура поведения учителя. М., «Флинта»,1998, Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе, Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота - подросткам. Ивантеевка, 1994, Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.


2 Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005.- 160с.


Похожие:

Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя iconПубличный отчёт директора моу зональной средней общеобразовательной...
В 2009 2010 учебном году педагогический коллектив Зональной средней школы, работал над реализацией творческой темы «От творческой...
Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя iconРазвитие творческой личности ребёнка на уроке музыки
Об искусстве вести урок Творчество учителя и ученика (из опыта работы) Слушание музыки Музыка дети учитель Пение как состояние души...
Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя iconПубличный отчет директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Цель школы: Развитие личности ученика и учителя через построение модели адаптивной школы
Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Решением Совета муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4
Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя iconПубличный доклад мбоу сош №141 г Красноярска
Создание условий для развития личности каждого ученика, его индивидуальности, творческих способностей
Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя icon2 Требования к школьной мебели
Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы...
Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя iconШколы: «Экологическое образование и воспитание как путь развития...
Пособностей не позволяют обеспечить в достаточной мере удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей каждого...
Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя iconМетодические рекомендации по проведению педагогической мастерской...
Педагогическая мастерская создает условия для творческого развития личности учителя в процессе его профессиональной деятельности
Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя iconКабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям к условиям...
Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы...
Школы: Формирование творческой индивидуальности личности ученика и учителя iconПлан методической работы школы на 2012-2013 учебный год Методическая тема
Методическая тема: Формирование творческого потенциала ученика и учителя в условиях введения фгос ноо и фгос ООО
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница