Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?»




НазваниеИсследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипИсследование
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТАТУС ДОШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ

Татьяна Владимировна Сидорова, педагог-психолог, МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок».

На базе нашего дошкольного учреждения было проведено психологическое исследование с целью установления взаимосвязи между личностными особенностями и статусом дошкольника в группе сверстников.

Мы предполагаем, что статусное положение ребенка в группе взаимосвязано с его личностными характеристиками.

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи:

- определить социальный статус воспитанников;

- изучить самооценку детей 5-7лет;

- оценить уровень агрессивности дошкольников;

- провести статистический анализ полученных данных

и сделать соответствующие выводы.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: социометрический метод, метод статистической обработки данных, а также следующие методики: 1) методика Т.В.Дембо - С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан «Исследование самооценки и уровня притязаний»; 2) методика «Лесенка» в модификации С.Г.Якобсона, В.Г.Щура (изучение общей самооценки); 3) методика «Рисунок несуществующего животного» С.Л.Колосовой (оценка уровня агрессивности поведения ребенка); 4) анкета для родителей Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко (определение уровня агрессивности); 5) тест «Два домика» в модификации Я.Л.Коломинского, Т.А.Репиной, Р.К.Терещука (исследование межличностных отношений дошкольников); 6) социометрический эксперимент «У кого больше?» разработанный Я.Л.Коломинским (исследование межличностных отношений и статусного положения детей в группе).

Выборка детей составила 34 ребенка 5-7 летнего возраста, из них: 18 девочек и 16 мальчиков.

Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап - определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?», «Два домика», дифференциация детей по статусному положению.

2 этап - исследование личностных особенностей дошкольников, таких как: самооценка по методикам «Лесенка» и методика «Исследование самооценки и уровня притязаний» Т.В.Дембо - С.Я.Рубинштейн; агрессивность по методикам «Несуществующее животное» и «Анкета для родителей».

3 этап - анализ полученных результатов исследования.

На первом этапе эмпирического исследования нашей целью было определение статусного положения дошкольника в группе сверстников и дифференциация детей по социометрическому статусу. Для этого мы провели социометрический эксперимент «У кого больше» Я.Л.Коломинского.

В ходе проведения исследования выявили, что 20% детей относятся к статусной категории «звезды»; 35% - «предпочитаемые»; 25% - «принятые»; 20% - «не принятые».

Согласно данной методике 1 и 2 статусные группы являются благоприятными, 3 и 4 неблагоприятными. На основании этого мы распределили детей на две группы по статусному положению.

Распределение детей по статусному положению



Количество детей имеющих статус:

благоприятный

неблагоприятный

количество

детей



%

количество

детей



%

19

55%

15

45%



Наглядно результаты исследования представлены на рисунке № 1.

Таким образом, было выявлено, что больше половины детей (55%) имеют благоприятный статус (1 и 2 категории) и 45% испытуемых – неблагоприятный (3 и 4 категории).

Дети с неблагоприятным статусным положением в группе испытывают трудности в общении, проявляют агрессивные формы поведения, имеют неадекватную реакцию на замечания педагогов, у многих недостаточно высокий уровень интеллектуального развития, некоторые замкнуты, не уверены в своих силах.

Дошкольники с благоприятным статусным положением отличаются доброжелательностью, жизнерадостностью, легко вступают в контакт с окружающими, любознательны, дружелюбны.

Так как используемый нами эксперимент учитывает только положительные выборы, количество которых ограничено тремя, то с целью получения более объективной оценки положения детей по социометрическому статусу в группе сверстников была проведена методика «Два домика».

Данные этого исследования незначительно отличаются от данных полученных по методике «У кого больше?». Детей с благоприятным статусным положением (59%), с неблагоприятным (41%).

Исходя из полученных результатов исследования, по двум методикам можно сделать вывод, что большинство детей данной выборки имеют благоприятный статус в группе сверстников.

На втором этапе нашей работы мы исследовали личностные особенности дошкольников, такие как: самооценка и агрессивность.

Для исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики: «Лесенка», методика на исследование самооценки и самосознания Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Уровень самооценки дошкольников по методике «Лесенка»

Из полученных данных видно, что 62% детей имеют адекватную самооценку, 29% - завышенную и лишь 3 ребенка, что соответствует 9% от общего числа испытуемых, имеют заниженную самооценку.

Для исследования какой-либо личностной характеристики дошкольника недостаточно использования одной методики. Это связано с особенностями детей дошкольного возраста: неустойчивостью внимания, переменчивостью эмоциональных состояний. Добиваясь более объективных показателей уровня самооценки у дошкольников, мы воспользовались методикой «Исследование самооценки и уровня притязаний» Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

Уровень самооценки по методике Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейн (в %)

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство детей данной выборки имеют адекватную самооценку (65%) что соответствует возрастной норме; 32% испытуемых имеют завышенную самооценку и 3% -детей заниженную.

По результатам двух методик видно, что большинство детей испытуемой группы имеют адекватную самооценку. Они оценивают свои качества на среднем или высоком уровне развития. Это, как правило, дети из полных семей, чувствующие любовь и поддержку родителей, имеющие хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Дошкольники с завышенной самооценкой считают себя лучше других, некоторые из них имеют трудности в общении, неадекватно реагируют на замечания взрослых, тяжело воспринимают свои неудачи.

С заниженной самооценкой выявлено наименьшее количество испытуемых, но именно они нуждаются в наибольшей помощи. Это, как правило, замкнутые дети, неуверенные в своих силах, не принятые в коллективе сверстников или имеющие значительные трудности в общении. Зачастую это объясняется особенностями семейного воспитания, отсутствием внимания со стороны родителей и близких.

На этом этапе исследования так же была изучена такая личностная характеристика как агрессивность дошкольников. С этой целью были проведены следующие методики: анкета для родителей Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко; методика «Рисунок несуществующего животного» С.Л.Колосовой.

По результатам анкетирования было выявлено, что 34 % испытуемых имеют низкий уровень агрессивности, 24% детей – средний и столько же детей имеют высокий уровень, 18% характеризуются повышенным уровнем агрессивности.

Анкетирование родителей отображает только их субъективную оценку развития данной психологической характеристики у детей. Поэтому для определения уровня агрессивности дошкольников была дополнительно использована методика «Рисунок несуществующего животного» С.Л.Колосовой

Уровень агрессивности у детей дошкольного возраста по методике «Рисунок несуществующего животного» (в %)

Было выявлено, что 26% детей имеют низкий уровень агрессивности, 30% - средний, 28% - высокий и 16% испытуемых имеют повышенный уровень агрессивности.

Детям с высоким и повышенным уровнем агрессивности свойственны: трудности в общении со сверстниками, частые драки, порча игрушек, неспособность к сочувствию и сопереживанию. Такие дети больше всего нуждаются в компенсирующей работе педагогов и психологов.

На следующем этапе эмпирического исследования данные по использованным методикам были обработаны с помощью метода линейной корреляции с целью выявления значимых корреляционных связей между социометрическим статусом и личностными характеристиками

Результаты эмпирического исследования статусного положения детей и их личностных особенностей были занесены в сводную таблицу для дальнейшей статистической обработки.

Статистическая обработка данных выявила, что между самооценкой и статусом дошкольника в группе существует тенденция к значимой корреляции (0,303), которая свидетельствует о взаимосвязи этих двух параметров. Это указывает на то, что высокое статусное положение дошкольников в группе связано с высокой самооценкой, соответственно мы можем предполагать, что чем ниже статусное положение, тем ниже его самооценка. Однако корреляция незначительна. Корреляция выявлена на уровне значимости 0,05, что может свидетельствовать о том, что самооценка в этом возрасте находится в стадии формирования и не оказывает существенного влияния на статус ребенка в группе сверстников.

Также выявлено, что существует отрицательная корреляционная связь статуса дошкольника с агрессивностью (- 0,572) на уровне значимости 0,01, что свидетельствует о том, что высокое статусное положение ребенка связано с низким уровнем агрессивности.

Таким образом, можно предположить, что именно такая личностная характеристика как агрессивность нуждается в наибольшем внимании и коррекционных воздействиях со стороны взрослых. Агрессивным детям присущи враждебность, гнев, рассказывание историй с элементами насилия, на приветствие они отвечают злостью, портят общественную и личную собственность, неадекватно относятся к замечаниям, дерутся, что в свою очередь негативно сказывается на статусном положении ребенка в системе межличностных отношений.

Проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование, посвященное проблеме влияния личностных особенностей на статус дошкольника в детской группе, позволяет констатировать следующее.

Теоретический анализ психологической литературы, проведённый нами в первой главе, показал, что в дошкольном возрасте личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенных факторов, регулирующих взаимоотношения его с другими детьми и взрослыми и влияющих на ускорение дальнейшего хода социального и культурного развития. В силу глубоких преобразований, которые происходят по мере включения ребенка в социальное окружение, этот возраст можно рассматривать как начальный период образования личности, когда впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе.

Результаты эмпирического исследования, проведённого среди детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с №42 «Теремок» г. Серпухова, подтвердили нашу гипотезу, что статусное положение ребенка в группе взаимосвязано с его личностными характеристиками. Не все личностные особенности в равной степени влияют на статусное положение детей в системе межличностных отношений. Нами было выявлено, что статус дошкольника имеет значительную корреляцию с агрессивностью, в то время как взаимосвязь статуса ребенка и самооценки имеет лишь тенденцию к значимости. Вероятно, это связано с тем, что самооценка в этом возрасте находится в стадии формирования.

Можно заключить, что такая личностная характеристика как агрессивность нуждается в наибольшем внимании и коррекционных воздействиях со стороны взрослых. Опираясь на результаты исследования, были сформулированы психологические рекомендации для родителей по снижению агрессивности, что может являться условием для формирования благоприятного статуса ребенка в группе сверстников.

Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что в дошкольном возрасте такие личностные свойства как агрессивность и самооценка взаимосвязаны со статусным положением ребенка в группе сверстников.

Список литературы

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. /Под ред. Н.М.Платоновой. СПб. 2004.

  2. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Задачи и упражнения. Минск,1997.

  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. М.,2004.

  4.  Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М.,2001.

  5. Детская психология: Учебное пособие/Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, А.Н. Белоус и др. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько. Минск,1988.

  6. Диагностика психического развития детей./Под ред. Е.В.Гуровой и др. М.,1992.

  7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль,1996.

  8. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск,1984.

  9. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев,1977.

  10. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб., 2005.

  11. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-6 лет. Ярославль,2001.

  12. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. М.,2004.

13. Лавроентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев,1988.

14Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.,1997.

15 Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов/Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр. И доп. М.,2000.

  1. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М.,2000.

  2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. М.,2004.

  3. Общая психология./ Под ред. ДПН, профессора А.В. Карпова М.,2002.

  4. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И.Рогов М.,1995.

  5. Психотехнологии диагностики и формирования социальных компетенций в образовательной среде: Материалы научно-практической конференции «Социальные умения и жизненные навыки в образовании»./Отв. Ред., сост. И автор предисловия С.В.Кривцова. М.,2006.

  6. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. М.,1996.

  7.  Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2х книгах. Книга 1: система работы психолога с детьми разного возраста. М.,2001.

  8. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М.,1978.

  9. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. С-Пб., 2002.

  10. Романова Е.С. Психодиагностика. С-Пб.,2005.

  11. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.,2005.

  12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

  13. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль,2003.

  14. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов на Дону, 2004.




Похожие:

Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» iconИнтернат №4 г. Ухты 24 декабря 2012г
Мониторинг основных показателей адаптированности: исследование уровня комфортности и удовлетворенности школьной жизнью, психологического...
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» iconКонкурс состоял из 4-ёх этапов. Первый этап
Н. С. провела в 4-а классе Алырёва Г. В провела урок технологии в 5-б классе. Третий этап «Самооценка урока». Четвёртый этап «Педагогическая...
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» iconВопрос подготовки дошкольников к обучению школе становится с каждым...
И одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовки руки к письму. Это связано с психофизиологическими...
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» iconКак преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка Задачи тренинга
Предварительно проводится социометрическое исследование (изучение статуса детей в коллективе), а также анкетирование детей и родителей....
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» iconЧто делать, если ваш ребенок не говорит?
Охватывает несколько возрастных этапов
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» iconАнализ предпрофильной подготовки маоу сош №35 за 2012-2013 уч год
Внедрение индивидуальных учебных планов в общем образовании можно разделить на несколько этапов
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» iconВикторина по сказкам "Приглашение к чтению"
Ведущий: Ребята, наша сегодняшняя викторина будет состоять из нескольких этапов. Первый этап – разминка
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» iconКак вы думаете, Николаи Борисович, куда идет наше здравоохранение!
«Кузнецкому краю» для публикации несколько глав своей новой книги «Реформа здравоохранения РФ. Новая стратегия развития». Правда,...
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» iconУрок путешествие по стране «Натуральные Числа»
Класс разбивается на 2 группы. К началу игры готовится презентация, задания на каждую станцию, карточки с заданиями. Игра проводится...
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап определение социометрического статуса ребенка в группе по методикам «У кого больше?» icon Елена Петрова, 2000 с-петербург
Это явление, базируется, как представляется, на некоторой специфике, которая есть результат суммирования эффекта обучения быстрому...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница