Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности




НазваниеКонцепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 – 2020 годы (проект)


Обоснование актуальности

Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в российской школе определяется оценкой роли образования как «пространства формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» и задачей «возвращения школе безусловной ценности… воспитания», сформулированной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12.12.2012г. Усиление воспитательной компоненты в российской школе направлено на решение современных социальных проблем: недостаточная актуализация общенациональной системы ценностей, духовных приоритетов и социально-культурных задач; морально-нравственная дезинтеграция общества; низкий уровень доверия и социальной солидарности; нарушение преемственности поколений; недостаток гражданского, патриотического самосознания; рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; снижение ценности производительного труда, творчества и образования; усиление миграционных процессов; снижение ценностей семейной жизни, ослабление физического, социального и психического здоровья населения. Настоящая концепция Программы определяет основное содержание стратегии развития воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на период до 2020 года. Программа служит основой для координации деятельности краевой системы органов управления образованием, органов местного самоуправления, администраций ОУ, их партнерства с институтами гражданского общества. Программа носит комплексный отраслевой характер, предназначена, прежде всего, для органов управление образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов.

Наименование

программы



Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе Красноярского края (далее - Программа)

Губернатор Красноярского края, Министерство образования и науки Красноярского края

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.

Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 №124

Федеральный Закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Государственная Программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», утвержденная в октябре 2012г.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Указ Президента РФ от 20 октября 2012г. «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»

Послание Президента РФ к Федеральному Собранию (12.12.2012г.)
Указ Губернатора края от 26.11.2012 № 263-уг «О координационном совете по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

Постановление Правительства Красноярского края от 03.12.2008 № 211-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»

Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020г. (проект)

Долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013годы

Государственный

заказчик Программы

^ Основания для разработки Программы

Цель


- систематизация и обеспечение необходимых условий для усиления воспитательной компоненты в системе общего образования;

- укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Красноярского края на основе системного взаимодействия на региональном, муниципальном уровнях и общеобразовательных учреждений

Задачи


формирование региональной общественно-государственной системы организации воспитания обучающихся на основе элементов регионального стандарта гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского края;

разработка, введение системы мероприятий по профессиональному развитию, образовательных модулей, программ повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников образования для реализации программ воспитания и социализации;

организация информационно-методического сопровождения Программы через издание НМЛ и специального журнала, выпуск видеопродукции, организацию теле- и радиопередач, информационная поддержка воспитательных мероприятий через СМИ, Интернет-сайты министерства, КК ИПКиППРО, страницы сайтов муниципальных управлений образованием и ОУ, Интернет - конференции, вебинары, форумы и т.д.

разработка и проведение мониторинга эффективности реализации системы воспитания и социализации обучающихся ОУ общего образования в Красноярском крае.

совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты, развитие межведомственного взаимодействия по реализации Программы в системе общего и дополнительного образования с привлечением органов по молодежной политике и спорту, учреждений культуры, охраны здоровья и социальной политики, управления в сфере образования, охраны детства, прав ребенка и других ведомств

^ Целевые группы и механизмы реализации Программы


Приоритетными целевыми группами Программы являются: обучающиеся ОУ, работники образования, родители обучающихся, муниципальные служащие, представители общественных объединений.

^ Механизмы реализации программы – повышение квалификации работников образования по направлению; система мероприятий по поддержке профессионального развития; муниципальные и школьные программы, проекты по усилению воспитательной компоненты; сетевое взаимодействие проектных команд; профессиональные конкурсы педагогов, образовательных учреждений, детских общественных организаций, учащихся и молодежи в области гражданско-патриотического образования и воспитания. Важное условие реализации – проведение прикладных исследований, направленных на изучение особенностей социализации детей с различными образовательными нуждами. Для организации выполнения Программы Центр гражданского образования КК ИПКиППРО преобразуется в Центр научно-методической и кадровой поддержки развития и воспитания личности гражданина

Программа служит основой для координации деятельности краевой системы органов управления образованием, органов местного самоуправления, администрации ОУ, их сотрудничества с институтами гражданского общества. Программа носит комплексный отраслевой характер, призвана развивать потенциал воспитательной компоненты в общеобразовательной школе.

^ Основные принципы реализации Программы


Принцип социального взросления – воспитание направлено на решение возрастных задач развития, возможности, направления, формы, методы воспитания на ступенях образования существенно различаются;

Принцип личностного примера педагога, принятие педагогами нравственного смысла профессиональной деятельности, обладание высокими моральными качествами;

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив, оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательного процесса;

Принцип открытости - взаимодействие школы с социокультурной образовательной средой, учет мировоззренческих, социальных и культурных особенностей семей;

Принцип свободы выбора учащимися видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования; участия в деятельности различных творческих объединениях, общественных организациях и т.д.;

Принцип воспитывающей среды, составляющими которой являются уклад, сотворчество в коллективной деятельности, эстетичность пространства, психологическая комфортность, и партнерство с семьей в воспитании.

^ Сроки, этапы

Первый этап реализации Программы (2013-2015 годы). Определение возможностей правового и финансово-экономического обеспечения Программы. Разработка муниципальных моделей, программ, проектов воспитания гражданина в соответствии с социально-экономическими задачами развития, социальными, культурно-историческими особенностями территорий, на основе взаимодействия ОУ, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и науки, родительской общественности и других учреждений. Разработка программ воспитания и социализации общеобразовательных учреждений для начальной и подростковой ступеней. Образование в КК ИПКиППРО Центра научно-методической и кадровой поддержки развития и воспитания личности гражданина. Разработка образовательных модулей, программ повышения квалификации и переподготовки работников образования, системы мероприятий поддержки профессионального развития для кадрового обеспечения воспитательной компоненты в школах Красноярского края. Разработка учебных и методических пособий, организация информационно-методического сопровождения основных направлений Программы.

^ Второй этап (2016-2018 годы). Создание инфраструктуры воспитательного процесса на уровне школ, муниципалитетов и региона. Разработка программ воспитания и социализации общеобразовательных учреждений старшей ступени. Разработка масштабных межведомственных, просветительских, информационных проектов. Разработка и проведение мониторинга эффективности реализации системы воспитания и социализации обучающихся ОУ в Красноярском крае.

^ Третий этап (2019 - 2020 годы). Реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах. Системный мониторинг результатов воспитания учащихся Красноярского края.

^ Современное состояние воспитания


Нормативно-правовой аспект. Основой концепции Программы является нормативно-правовое определение воспитания, представленное в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,… наряду с обучением, воспитание составляет единый процесс образования». В Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС) развитие воспитания представлено по трем позициям:

  1. ^ Содержание направлений осуществления ФГОС.

  • начальное образование: духовно-нравственное развитие и воспитание, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России, развития культуры образовательной среды ОУ;

  • основное общее образование: овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся;  обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности;

  • старшая школа: духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, условия развития обучающихся, обеспечивающие их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности, социальное и гражданское становление личности.



  1. Результаты воспитания во ФГОС представлены через содержание личностных результатов освоения основных образовательных программ:

  • на ступени начального образования: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • на ступени основного общего образования:  воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  • в старшей школе: сформированность российской гражданской идентичности, гражданской позиции выпускника, готовность к служению Отечеству, его защите, сформированность мировоззрения, основ саморазвития и самовоспитания на основе нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества, сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, сформированность навыков продуктивного сотрудничества, сформированность нравственного сознания.

  1. В соответствии с ФГОС в образовательных учреждениях должны разрабатываться программы воспитания и социализации.

Ступень начального общего образования. ^ Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции

Ступень основного общего образования. ^ Программа воспитания и социализации на основе на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России. Формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных), участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций

Ступень старшей школы. ^ Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основании базовых национальных ценностей российского общества таких как патриотизм, социальная солидарность, труд и творчество, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России. Формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей, формирование у учащихся активной и ответственной гражданской позиции, приобретение обучающимися опыта социальной деятельности, возможность социального проектирования, формирование зрелых социальных компетенций и гражданских ценностных установок, социализация обучающихся средствами социально значимой деятельности, формирование готовности к службе в вооруженных силах, формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию. Содействие решению обучающимися проблем жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора.
^ Социально-педагогический аспект. Теоретическую и методологическую основу Программы составляют концепции педагогики и психологии развития, духовно-нравственного воспитания, гражданского образования, теории управления развитием образовательных систем.

Современное образование осваивает два источника содержания воспитания:

  • первый источник – государство и гражданское общество. Ценности общенациональные, гражданские, общественные, общечеловеческие, принятые как соглашение о ценностях (конвенциальных);

  • второй источник – культура и традиционные религии. Традиционные ценности, о которых не договаривались, «данные свыше», которые освоить, принять ребенку возможно через погружение в культурную религиозную традицию, в исторический и литературный процесс.

Воспитание в условиях динамизма и поликультурности современности характеризуется переходностью:

от традиционного воспитания в смысле формирования личности согласно нормам, принятым в обществе, процесса передачи ценностей от старших младшим,

к воспитанию через детско-взрослую деятельность, совместные решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемую развитием каждого из них. Развитие ребенка осуществляется в особой деятельности присвоения общественно заданных способностей, с самого начала развертывающейся через общение ребенка с взрослыми, и, если такому общению, деятельности присвоения в определенных условиях придается необходимая направленность, то возникает собственно воспитание как форма развития.

В дошкольном возрасте ребенок по преимуществу воспитывается в игре и в художественной деятельности. В младшем школьном возрасте на первый план выступает учебная деятельность, в которой формируется учебная самостоятельность, рефлексия. Это возраст формирования чувства успешности в той или иной деятельности, как необходимого условия воспитания личности. В подростковом возрасте ведущая деятельность носит по преимуществу воспитывающий характер, в общении подростки воспитываются. Развивающее воспитание в школе – это подростковая школа (В.В.Давыдов). В юношеском возрасте происходит социальное самоопределение, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности. Выбор своего будущего социального положения и способов его достижения, и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения, т.е. системы убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Возрастная рамка ФГОС актуализирует разработку, диссеминацию форм и методов воспитания, решающих задачи социального взросления.

Необходимость новых решений в развитии воспитания задается, и объективной сложностью духовного становления личности человека. Процесс ценностного развития личности нелинеен и вероятностен, можно говорить о двух основных путях формирования нравственной личности: личность и коллектив, в школе первый путь реализуется через изучение отдельных предметов, личностное влияние учителя. Проявляя себя как нравственная личность, учитель воспитывает нравственность в детях. Индивидуальное нравственное влияние педагога на каждого ученика зависит от его подготовленности как профессионала и его зрелости как личности. Воздействие непосредственного общения с личностью учителя может быть настолько сильным, что перекрывает собою воздействие окружающей ребенка социальной среды. Нравственность – существеннейший параметр общения и, выявляет себя в нем, она «заразительна», как впрочем, и её противоположные формы: фанатизм, конформизм, право силы и т.п. (В.В.Давыдов).

Постановка задачи развивающего воспитания в современной школе усложняется многообразием мировоззренческих и культурных особенностей и социального капитала семей; противоречием между содержанием естественно-научных предметных областей и необходимостью приобщения к ценностям религиозных культур и традиций; усилением «нешкольных» мест влияния на личность - социальных сетей, молодежных индустрий, детско-юношеских неформальных сообществ, информационных потоков Интернет и культурных индустрий, СМИ и т.д.

Актуальной задачей является взаимодействие таких субъектов воспитания и социализации как семья, школа, государство, традиционные конфессии, учреждения дополнительного образования, общественные организации.

^ Заделы для развития воспитания в школах Красноярского края

Для развития системы воспитания в школах Красноярского края сложились условия, накоплен опыт реализации региональных и муниципальных программ воспитания.

Программа развития системы дополнительного образования «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала» (с 2003г.) и долгосрочная целевая программа «Дети» на 2010 – 2012 годы способствовали получению, накоплению опыта проведения интенсивных школ, конкурсов детей, молодежи и профессиональных конкурсов педагогов, разработки и реализации новых технологий, воспитательно-образовательных проектов образовательных учреждений и муниципальных образований на всей территории края.

На базе Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников, регионального многопрофильного образовательного учреждения дополнительного образования детей реализуется проект «Краевой Школьный парламент», школа для детских общественных организаций, сеть детских общественных объединений Красноярского края, орган детско-взрослого управления общественными инициативами школьников, ориентированными на положительные изменения в жизни Красноярского края. Участниками КШП становятся активисты детских, молодежных организаций, школьники, которые выступают инициаторами социальных проектов, акций, эффективно реализуют их и проявляют себя яркими и творческими личностями. Направления деятельности КШП: правозащитное, патриотическое направление, развитие толерантности.

Научное и прикладное значение имеет проект региональной концепции и программы – ориентира воспитания детей и молодежи Красноярского края (2009-2012г.) авторского коллектива Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева. Цель программы-ориентира – это содействие духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения детей и молодежи в контексте российской идентичности и современных социальных реалий. Авторы проекта акцентируют проблематику формирования нравственных черт характера как показателя социальной зрелости, духовно-нравственных мотивов поведения, развитой доброй воли, деятельно-волевых черт характера растущего поколения.

Перспективен для решения новых задач приобщения к ценностям традиционной духовной культуры опыт восьми кадетских корпусов и двух Мариинских гимназий. В учреждениях создана культурно-образовательная среда, насыщенная нравственными ценностями, традициями, символами и ритуалами патриотического содержания.

Значимым заделом развития системы воспитания в Красноярском крае является сотрудничество с традиционными конфессиями в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ): конференции по проблематике духовно-нравственного воспитания в рамках Краевого Гражданского Форума, муниципальные конференции педагогов курса, региональный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», Всероссийский конкурс «Православная инициатива».

Актуализация традиционных ценностей в содержании воспитания осуществляется также региональный компонент, региональную историю, региональную литературу и другие виды искусства, народные традиции, историю образовательного учреждения. В этно-педагогических центрах Эвенкийского и Таймырского муниципальных районов разработаны учебно-методические комплексы для изучения этно-регионального компонента.

Социо-культурная образовательная среда территорий Красноярского края осваивается образовательными учреждениями в качестве ресурса воспитания. Лидирующую позицию в этом процессе занимают школьные музеи, созданные в 25% школ края. В крае действуют 285 школьных музеев (50 – Музеи Боевой Славы и 208 – историко-краеведческие). Основная работа школьных музеев направлена на активизацию работы со старшим поколением – ветеранами и поисково-исследовательскую деятельность по истории страны и края.

1% учащихся школ края - дети из семей трудовых мигрантов, наибольшая концентрация этих учащихся - в некоторых школах г.Норильска, Ленинского района г.Красноярска (от 20 до 45%) . Для решения задачи социо-культурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов в крае реализуются образовательные программы: долгосрочная городская целевая программа «Профилактика экстремизма на территории города Красноярска» на 2013-2015 годы; долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие межнационального согласия в муниципальном образовании город Норильск» на 2012 – 2015 годы; программа «Адаптация учащихся мигрантов к условиям обучения в российской школе» в ОУ Ленинского района г. Красноярска, дополнительная общеобразовательная программа «Социальная адаптация детей-мигрантов» в Ленинском районе г. Красноярска. На базе Норильского ИПК открыты опытно-экспериментальные площадки и педагогические лаборатории в шести образовательных учреждениях по проблемам формирования гражданской позиции, воспитанию этнотолерантности, адаптации школьников в условиях поликультурной среды.

В 2009-2012гг. в рамках работ экспериментальной площадки Института Управления Образованием РАО в КК ИПК разработана модель управления развитием демократического школьного сообщества в регионе в контексте целей и задач ФГОС. На базе инновационных площадок: муниципальные и школьные проекты Ленинского района г.Красноярска, г.Норильска, г.Бородино, Курагинского района, лицея №1 г.Канска Центром гражданского образования КК ИПКиППРО сформировались проектные направления: муниципальные ресурсные центры для гражданского образования, школьный демократический уклад, педагогическая поддержка семейного воспитания, детские общественные организации, школьный музей нового поколения, школьный календарь для гражданского образования, педагогический мониторинг развития гражданских интересов, умений.

С 2010 года в школах края создаются институты восстановительной медиации - службы примирения, уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса, правые клубы и т.п. В 992 образовательных учреждениях Красноярского края действуют уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса. Школьные службы примирения действуют в 129 школах Красноярского края. Благодаря деятельности уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, школьных служб примирения около 80% обращений от детей и их родителей решаются на уровне образовательного учреждения. За 2010 – 2013гг. только 252 педагога обучились по данному направлению. Перспективным является обучение детско-взрослых школьных команд, поддержка развития сетевых сообществ педагогов, создающих практики восстановительной медиации.

2008 – 2012гг. в Красноярском крае оформилась практика проведения краевых Уставных уроков, юбилейных региональных образовательных акций, краевых уроков, способствующих открытости системы образования социально-экономической, социально-политической реальности региона. Разработана концепция и методики проведения основных событий Календаря как последовательности тематических ритмов формирования базовых образов в гражданском взрослении учащихся (история Родины, родного края\поселения, культурные традиции, социальные проблемы, интересы, решения). Содержание краевого календаря ежегодно анализируется на научно-практической конференции «Гражданское образование в информационный век», обсуждается на форуме сайта КК ИПК, рекомендации по содержанию календаря на предстоящий учебный год утверждаются Министерством образования и науки края.

С 2009г. в рамках научно-практической конференции «Гражданское образование в информационный век» обсуждается, оформляется стратегия развития воспитания на региональном уровне. В 2009г. целью конференции стало обсуждение и постановка проблем, обоснование и согласование подходов к построению региональной модели гражданского образования, региональной специфики в построении модели гражданского образования. В 2010г. - обсуждение, обоснование и согласование подходов к становлению идентичности в разных возрастах в рамке гражданского образования, обсуждение проектных идей, программ, разработок обосновывающих проблематику содержания, условий и механизмов становления гражданской идентичности. В 2011г. - обсуждение институциональных условий и средств становления гражданственности, обоснование и согласование обязательных элементов регионального Стандарта гражданского образования и воспитания детей Красноярского края в разных возрастах. В 2012г. - обсуждение значения общественно-научных предметов как фактора социального взросления на ступенях общего и начального, среднего профессионального образования в контексте введения ФГОС, определение направлений и способов повышения качества учебно-методических материалов по национально-региональному компоненту.

Важным результатом реализации проектов и программ в крае является определение обязательных элементов (регионального стандарта) гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского края:

  • гуманистические, демократические и традиционные ценности духовно-нравственной культуры многонационального российского общества как основания воспитания в школе,

  • краевой школьный календарь гражданского образования и воспитания как последовательность тематических ритмов формирования базовых образов в гражданском взрослении учащихся (история Родины, родного края\поселения, культурные традиции, социальные проблемы, интересы, решения);

школьные программы социокультурной адаптации и интеграции учащихся из семей мигрантов, включающие программу обучения русскому языку как иностранному и просветительскую программу об основах государственного строя, основах духовно-нравственной культуры народов России.

  • школьные институты восстановительной медиации, например, службы примирения, уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса, детско-взрослые организации по посредничеству в конфликтах, правые клубы и т.п.)

  • уклад школьной жизни как системообразующий фактор, соорганизация всех элементов учебно-воспитательного процесса, задающая стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни, условия, поддержки общественного мнения, взаимной ответственности участников образовательного процесса, участие в принятии решений Управляющих советов и органов ученического самоуправления,

  • воспитание в процессе обучения, особое значение преподавания таких предметов как литература, русский язык, история, обществознание, мировая художественная культура, «Основы религиозных культур и светской этики»;

  • программы социальных, социо-культурных практик учащихся как возможностей получения позитивного социального опыта, социально ответственного действия, общественного служения обществу, решения проблем местного сообщества, конкретного человека.

Основные проблемы в школьном воспитании

  • отсутствие системности в региональной политике в области воспитания,

  • формализм определения обязательных элементов воспитания в школах,

  • разрыв между школами и учреждениями дополнительного образования в определении воспитательных результатов программ, создании,

  • рассогласованность целей, ответственности за воспитание между школой и семьей,

  • дефицит информационных, программно-методических ресурсных материалов, обеспечивающих развитие воспитания.

Воспитание в школьной практике осуществляется в основном стихийно, нет ясности в формулировке целей, задач, форматов и результатов воспитания. По данным итоговых материалов аттестации школ края, содержание большинства программ воспитания и социализации по существу не актуально, декларативно. По материалам выборочного анализа аттестационных материалов педагогов края, наиболее слабой позицией является описание духовно-нравственной позиции: 37% учителей не дают описания своей деятельности по разделу «Духовно-нравственная позиция (поступки, поведение, характер) и профессиональное развитие аттестуемого».

По данным исследования Центра гражданского образования КК ИПК (2009г.) высокую оценку директоров школ получил воспитательный потенциал учебных предметов только в 3,9% ответов по начальной школе, 12,1% по подростковой ступени, 11,8% по старшей ступени. Директора школ не оценили учебные предметы в качестве значимого фактора воспитания: 84,3% ответов по начальной школе, 50,7% - по подростковой ступени, 64,8% - по старшей школе. Исследование Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае «Изучение образовательной среды как источника прогнозирования ситуации с соблюдением прав детей» (2012г.) показало, что неудовлетворенность учащихся в общении с учителями и сверстниками в рамках изучения предметов ведет к снижению у них общего положительного отношения к школе.

Не сложилась практика совместного обсуждения задач, результатов воспитания, согласования программ и деятельности на уровне учреждений, муниципалитетов, региона. В практике воспитания существует разрыв между школами и учреждениями дополнительного образования. С одной стороны, в системе дополнительного образования организуются интенсивные правовые школы и система правовых олимпиад, детская инициатива поддерживается через ежегодный конкурс проектов «Мой край – мое дело», «Я – гражданин России», «Моя законодательная инициатива», Краевым школьным парламентом инициируется и проводится краевая акция «Знай свои права – управляя своим будущим». С другой стороны, в школах недостаточно эффективных практик обеспечения участия детей в общественной и повседневной жизни, особенно в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. Недостаточно используется и воспитательный потенциал организованностей детского коллектива в школе – класса, ученического самоуправления, общественных организаций. По итогам исследования ЦГО КК ИПКиППРО (2010г.) 32,8% директоров школ назвали ученическое соуправление значимым элементом гражданского образования, классные часы в этом списке назвали 8% директоров школ.

Наиболее остро потребность в обновлении школьного воспитания проявляется в связи с профилактикой противоправного поведения несовершеннолетних. 5863 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, стояли в крае на учете в 2012г. По данным государственной статистики, число совершенных суицидов среди подростков в крае превышает средний показатель по России почти в два раза. Проблема профилактики жестокого отношения к детям в Красноярском крае остается крайне актуальной – в 2011 году от преступных деяний погибли 54 ребенка, 92 несовершеннолетних получили тяжкие увечья, зарегистрировано 911 уходов детей и подростков из семей. Одна из главных причин роста уходов - ощущение своей ненужности, непосильный домашний труд, неблагополучие, связанное с алкоголизмом родителей. Алкогольное опьянение в Красноярском крае является одним из базовых факторов преступности подростков.

По оценкам экспертов ситуация семейного неблагополучия, насилия над детьми в Красноярском крае не улучшается. По результатам исследования «Профилактика семейного неблагополучия, насилия в отношении детей», выполненного в 2010г. по заказу Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, более половины подростков, 40% родителей и опекунов время от времени нуждаются в какой-либо помощи в сложных жизненных ситуациях. Родители нуждаются в квалифицированной педагогической помощи по воспитанию и развитию детей, их волнуют проблемы безнадзорности детей, занятости детей, конфликтов семьи и школы, семейных конфликтов.

В крае около 20 000 детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании в Российской Федерации» эти дети с 01.09.2013г. могут реализовать свое право на образование в общеобразовательных учреждениях. Негативным фоном процесса преодоления изоляции детей с ОВЗ является устойчивый стереотип социального градирования детей на «нормальное большинство» и остальное «меньшинство» как в среде родителей, так и педагогическом сообществе.

На остроту проблематики развития воспитания существенное влияние оказывает негативная тенденция наращивания отставания Красноярского края от среднероссийских показателей по уровню дифференциации доходов населения, уровню бедности; миграционной убыльности населения в рамках внутрироссийской миграции. В школьных программах воспитания и социализации нет определенности направлений, форм воспитания региональной идентичности, заинтересованного участия выпускников в настоящем и будущем региона, заботы о своей малой Родине, планирования своих жизненных перспектив в родном крае, стремления стать счастливыми в своей стране. Содержание программ и учебных пособий предметов национально-регионального компонента в этом контексте отстают представленных задач.

специалистов на этапе вузовского и послевузовского образования.
  1   2

Похожие:

Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности iconГлавное управление образования и молодежной политики алтайского края приказ
О разработке «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Алтайского края»
Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности icon«О районной программе «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных...
Районная программа «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Мишкинского района на 2013-2015 годы»
Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности iconПрограмма развития воспитательной компоненты
Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях
Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности iconПрограмма развития воспитательной компоненты
Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях
Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности iconУчреждений красноярского края в краевом государственном
В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, учитывая пункт 16 Соглашения по регулированию социально-трудовых отношений...
Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности iconКонцепция ресурсного центра негосударственного общеобразовательного...
Настоящая концепция разработана на основании Концепции развития системы дошкольного и общего образования учреждений ОАО «ржд» и Программы...
Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности iconРеализация программы развития воспитательной компоненты
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет для использования в работе...
Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности iconПопова Л. Г. заместитель директора по воспитательной работе
В любом случае основные положения в них сохранятся. Зачем потом перестраиваться, когда можно правильно выстроить сразу. Одним из...
Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности iconФедеральное государственное учреждение государственный центр агрохимической...
Красноярского края до 2010 года. В ней обоснованы необходимые агрохимические мероприятия. Особое внимание уделено ресурсному обеспечению...
Концепция Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2014 2020 годы (проект) Обоснование актуальности icon«Большеключинская основная общеобразовательная школа №4»
Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки красноярского края об организации воспитательной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница