В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно




НазваниеВ 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3
Инклюзивное образование.

В 2012 – 2013 учебном году школа № 34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно – двигательного аппарата.

Для реализации программы «Доступная среда» потребуется создание безбарьерной образовательной среды, а главное – формирование толерантного отношения к детям с особыми потребностями у учащихся и педагогического коллектива. Возникла необходимость разработки программы коррекционного образования для определения оптимального варианта психолого-педагогического сопровождения детей - колясочников. Была сформулирована следующая гипотеза: дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и с сохранным интеллектом могут успешно усваивать программу в общеобразовательной школе при выполнении следующих условиях:

  • специально подготовленные для работы с «особыми» детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ);

  • материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинет для коррекционных занятий с психологом, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);

  • составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;

  • осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;

  • необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми;

    1. Ступень образования, на которой осуществляется обучение детей – колясочников - начальное общее, основное общее образование, среднее полное образование.



Данные о содержании работы по внедрению в учебный процесс программы «Доступная среда»

    1. Проблема, на решение которой направлена работа:

Создание модели инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения

Обоснование актуальности:

  1. Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования.

  2. Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (в специальных учреждениях) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.

  3. Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достичь путем внедрения методологии инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:

  • Дети ходят в школу. Это важно для детей и родителей, так как дает возможность учащимся адаптироваться в ученическом коллективе.

  • Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).

  • Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.

Проектирование модели психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения.


Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Актуальность проектирования такой модели определяется проблемами, которые возникают в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы. Проведенные исследования и наблюдения показывают, что особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Воспитатели выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и часто не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Более того, в среде педагогов и здоровых детей зачастую доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление стереотипов, отрицательных установок.

Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Предполагается, что при создании эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья можно будет добиться максимального успеха в обучении и воспитании детей в зоне их ближайшего развития.

^ Цель реализации программы «Доступная среда»:

Отработка модели инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для каждого ребенка, имеющего различные образовательные потребности.
Задачи:

  • Изучение и развитие методологии, направленной на детей и признающую, что все дети с различными потребностями в обучении – индивидуумы.

  • Разработка более гибкого подхода к воспитанию и обучению детей для удовлетворения различных потребностей в обучении.

  • Создание условий для эффективного обучения воспитания детей с различными образовательными потребностями.

^ Методы работы по внедрению программы «Доступная среда»:
теоретические:


  • изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах;

  • логико-исторический, теоретический и системный анализ

  • синтез исследуемой проблемы,

  • изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом;

экспериментальные:

  • прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей;

  • анкетирование, тестирование, глубинное интервьюирование,

  • беседы с учителями и родителями, регистрация наблюдений в протоколах;

опытно-экспериментальная работа:

  • констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент;

  • статическая и математическая обработка результатов исследования.


Методики:

  • Технология личностно-ориентированного обучения;

  • Методики дифференцированного обучения;

  • Специальные методики для работы с детьми с нарушениями ОДА

Предполагаемые результаты:

  • Создание образовательной модели инклюзивного образования в общеобразовательной школе, которая позволит обучаться в ней всем детям независимо от их возможностей:

-доступная среда;

- набор методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разно уровневых группах;

- воспитательная среда, где каждый человек чувствует себя равноправным партнером;

  • Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.

Возможные риски:

  • Возможные трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Возможная перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах эксперимента (необходимость дополнительного обучения; отсутствие пособий и материально-технической базы заставит педагогов самостоятельно подбирать эффективные методы и приемы работы, создавать качественно новые средства обучения для разных категорий воспитанников).

^ Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:

  • Анализ развития детей два раза в год. Мониторинг качества образования. Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка. Портфолио.

  • Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.

Организационное и научно методическое обеспечение

Состав участников работы по внедрению программы «Доступная среда»:

  • МОУ СОШ № 34

  • Отдел образования администрации города Комсомольска – на - Амуре

  • Информационно-методический центр администрации города Комсомольска – на – Амуре.

  • Психолого – медико - педагогическая комиссия города Комсомольска – на - Амуре

Кадровое обеспечение:

Педагогический коллектив.

  • Психолого – медико - педагогический консилиум

  • педагог- психолог

  • преподаватель-организатор ОБЖ

  • медсестра

  • Привлечение студентов АмГПГУ.

  • Привлечение волонтеров для работы в качестве педагогов сопровождения детей - колясочников


Состав участников:

- дети

- педагоги

- медицинские работники

- родители (законные представители)

^ Научно-методическое обеспечение:

  • Сотрудничество с кафедрой педагогики и психологии АмГПГУ.

  • Сотрудничество с Информационно-методическим центром администрации г.Комсомольска – на Амуре.

Этапы реализации программы «Доступная среда»

I этап: Подготовительный.

    • Обучение педагогических коллективов. Курсы повышения квалификации при факультете повышения квалификации АмГПГУ

    • Проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов с целью детального изучения методик личностно-ориентированного дифференцированного обучения.

    • Создание сенсорной комнаты, подготовка кабинетов.

    • Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения детей – колясочников.

    • Составление протоколов психолого-медико-педагогического обследования.

    • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

    • Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности: составление индивидуальной программы обучения каждым специалистом, динамическое отслеживание результатов обучения.

    • Подготовка и ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребенка, динамику его состояния.

    • Постепенное вовлечение в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся школы.

    • Изучение общественного мнения.

II этап. Реализация.

Цель: разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми в гетерогенных классах, учитывая интересы всех участников образовательного процесса.

    • Создание воспитательной среды, основанной на развитии у детей общечеловеческих ценностей, как условия эффективности инклюзивного образования.

    • Привлечение всех нуждающихся детей микрорайона к учебно-воспитательному процессу в школе.

    • Разработка методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования.

    • Анализ развития детей в условиях инклюзивного образования. Выявление недостатков и трудностей и путей их преодоления.

    • Работа по популяризации идеи инклюзивного образования среди школ города.

III этап. Заключительный.

Цель: подведение итогов эксперимента, тиражирование опыта.

  • Анализ итогов эксперимента.

  • Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях инклюзивного образования.

  • Тиражирование опыта инклюзивного образования через систему семинаров, круглых столов, публикаций.


^ 3. Третьим важным направлением ОЭР стало дистанционное обучение детей-инвалидов (с ОВЗ).

Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется в МОУ СОШ № 42 г. Томска в рамках мероприятий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года.

Развитие дистанционного образования детей - инвалидов направлено на расширение доступа к образованию детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу, и нуждаются в обучении на дому.

Данный проект программы определяет цель, приоритеты и меры, реализация которых позволит создать целостную систему, которая обеспечит максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости и, соответственно, их успешной социализации.

Данный проект охватывает период с 2010 по 2013 годы.

Цель:

Создание единого информационно- образовательного пространства, построенного на основе активного использования технологий дистанционного обучения детей -инвалидов.

Задачи:

1. Создание необходимой нормативно-правовой базы ДО.

  1. Разработка с учетом требований стандарта и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ индивидуальных учебных программ и курсов по выбору, позволяющих обеспечить освоение и реализацию образовательной программы дистанционной части образования детей-инвалидов.

  2. Дидактическое, учебно-методическое, психологическое обеспечение обучения в системе ДО детей с ОВЗ.

  3. Дидактическое, учебно-методическое, психологическое сопровождение педагогов, родителей, учащихся.

  4. Обучение педагогов и родителей по работе на специализированном оборудовании.

  5. Организация процесса обучения детей – инвалидов, в том числе проведение мероприятий, связанных с социализацией.




  1. Основные этапы:

I. Вводный 2010-2011 годы (организационный):

- постановка целей, задач

- технический (оснащение кабинета ДО)

- создание необходимой нормативно-правовой базы

- содержательный (обучение педагогов, участников проекта, систематизация и разработка учебных программ по предметам, создание локальных нормативных документов)

- апробационные мероприятия (пилотная группа из 20 педагогов)

II. Основной этап 2012-2013 годы:

- реализация Проекта

- поддерживание бесперебойного функционирования школьного образовательного ресурса

- корректировка Программы

- аналитические мероприятия

^ 3. Общие положения
  1   2   3

Похожие:

В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconВ 2012 2013 учебном году в школе создано 32 класс комплект, в которых...
В 2012 – 2013 учебном году в школе создано 32 класс – комплект, в которых работает большой коллектив педагогов: 32 классных руководителей,...
В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconДоклад директора мбоу «сош №1» (за 2012-2013 уч год)
В 2012-2013 учебном году в базовой школе обучалось 846 учащихся, в структурном подразделении «Начальная школа — детский сад» 72 учащихся,...
В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconАнализ работы за 2012 2013 уч г. Мбдоу №38 «Детский сад комбинированного вида» в учебном год
Мбдоу №38 «Детский сад комбинированного вида» в учебном году посещало 134 ребёнка, функционировало 6 групп (из них: 4 -общеразвивающие,...
В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconУчебно-методической работы мбоу сош №3 за 2012 2013учебный год. В...
В 2012-2013 учебном году школа работала в режиме 6 – дневной учебной недели для 2-11 классов, и 5 – дневной для 1-х классов в одну...
В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconПеречень учебников, используемых в 2012-2013 учебном году мбоу «Средняя...
...
В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconИтоги работы моу «сош №5» по реализации стандартов фгос ноо II поколения...
С реализацией образовательных стандартов 2-го поколения, которые введены с 2011 года. В школе реализуются две вариативные программы,...
В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconГ. Михайловск Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
В 2011-2012 учебном году основной целью воспитательной работы являлось создание условий в школе для развития социально активной личности,...
В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconПубличный отчет мбоу сош п. Ждановский кстовского района нижегородской...
Основной целью анализа работы мбоу сош п. Ждановский является: аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном году...
В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconАнализ воспитательной работы мобу «Средняя общеобразовательная школа...
В 2012 2013 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год
В 2012 2013 учебном году школа №34 работает над созданием условий для инклюзивного образования детей. В школе будут обучаться дети с нарушением опорно iconАнализ воспитательной работы мобу «сош №7» в 2012-2013 учебном году Новотроицк
Создание условий для реализации II этапа программы (практического 2012-2014 г г.) патриотического воспитания «Мы — Россияне»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница