Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993




НазваниеКраткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКраткий словарь
Тезаурус методиста

От составителя
Данный краткий словарь терминов не претендует на исчерпывающее толкование всех педагогических понятий.

Его цель – показать разные (в основном словарные) толкования некоторых основополагающих в методической работе терминов, а также терминов, «пришедших» в педагогику из других отраслей знаний, но уже «прижившихся» и частоупотребляющихся. В этом особенность современного открытого образовательного процесса – он выходит за отраслевые рамки, активно усваивает новые научные направления.

При подборе терминов, вошедших в предлагаемый тезаурус, учитывались мировые тенденции развития образования.

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление).

  1. В биологии совокупность морфозиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды;

  2. Взаимодействие личности или социальной группы со средой, включающее усвоение норм и ценностей этой среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности (социальная адаптация).


Краткий словарь современных понятий и терминов, М. – 1993.
Адаптация – приспособление организма к условиям существования. Социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде.
Педагогический энциклопедический словарь, М. – 2002.
Адаптация:

  1. Упрощение текста для малоподготовленного читателя, для начинающих изучать иностранный язык (в лингвистике).

  2. Приспособление организмов или их органов к изменившимся условиям существования (в биологии).


Новый словарь русского языка, М. – 2001.
Бакалавриат _(от «бакалавр») – система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего образования.
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. – 1993.
Герменевтика – учение о принципах толкования древних текстов.

С англ. hermeneutikos в словосочетании hermeneutike (techne) – букв. искусство толкования.
Современный словарь иностранных слов, М. – 2002.
Герменевтика – интерпретативные процедуры или наука о них. Первоначально этот термин употреблялся для обозначения интерпретации священного писания, но сегодня он используется более широко и охватывает любые интерпретативные действия.
Большой толковый психологический словарь, М. – 2001.

Герменевтика – (от греч. hermeneutika) – разъясняющий. Искусство толкования древней религии и исторических текстов, учение о принципах их интерпретации, соединившие основы богословия и филологии.
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. – 1993.
Гуманизация (от нем. Humanismus – гуманизм; лат. humanus – человечный, человеколюбивый).
Современный словарь иностранных слов, М. – 2002.
Гуманизация – усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей.
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. – 1993.
Гуманизация – распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом.
Новый словарь русского языка, М. – 2001.
Гуманитаризация (образования) – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых.
Педагогический энциклопедический словарь, М. – 2002.
Девиация – отклонение от некоторой нормы. Термин используется для обозначения отклонений в поведении, в отношениях и в статистике. В поведении это обычно относится к нарушениям или клиническим синдромам. В исследованиях отношений относится вообще к моделям изменения отношений.
Большой толковый психологический словарь, М. – 2001.
Девиантное (поведение) – поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе).
Педагогический энциклопедический словарь, М. – 2002.
Диагностика (греч. diagnosticos)

  1. Установление и изучение признаков, характеризующих состояние машин, приборов, технических средств, общественных систем и т.д. для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы.

  2. Распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения, а также принятия решения о возможностях воздействия на это поведение. Буквально переводится с греч. Как «различительное познание».


Управление школой. Ключевые слова, по ред. А.М. Моисеев, А.А. Хвагина, М. – 2002.
Диагностика:

  1. Раздел медицины, в котором изучаются способы распознавания болезней.

  2. Установление диагноза.


Новый словарь русского языка, М. – 2001.
Диагностика (психологическая) – обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей его психики: способностей, личностных черт, мотивов, отклонений от психологической нормы и т.д.
Педагогический энциклопедический словарь, М. – 2002.
Диверсификация (от лат. diversus – разный и facere – делать).

  1. Расширение сфер деятельности.

  2. Расширение номенклатуры продукции, проникновение ранее специализированных фирм в другие отрасли производства.

  3. Корректировка основной деятельности фирмы.

  4. Существенная переориентация стратегии деятельности фирмы.


Краткий словарь современных понятий и терминов, М. – 1993.
Диверсификация (на средневековой латыни diversification – изменение, разнообразие).

  1. Проникновение компаний, банков через инвестиции, покупки акций, системы участия в отрасли, не имеющие прямой производственной связи и функциональной зависимости от основного рода их деятельности.

  2. В широком смысле – распространение хозяйственной деятельности в различные сферы с целью снижения риска от возможных потерь капитала или доходов.


«Методист», №3, май – 2002.

Индивидуализация – открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей или составление индивидуальности; процесс создания оптимальных условий для проявления и развития индивидуальных свойств и качеств личности.
Большой энциклопедический словарь в 2-х томах, М. – 1991.
Индивидуализация (обучения) – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. И.О. направления на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника.
Управление школой. Ключевые слова. Под ред. А.М. Моисеев, А.А. Хвагина, Москва-Кемерово. – 2002.
Инновация (от лат. In – в внутрь; novatio – обновление) – процесс перевода системы из существующего состояния в качественно новое на основе использования новшества, уже прошедшего апробацию и в определенной степени гарантирующего успех преобразования (новации). Инновация направлена на развитие предмета изменений, выводящее его на иной уровень качества, в то время как большинство нововведений, не являющихся инновацией, связано с его преобразованиями в пределах нормы (совершенствованием).
Управление школой. Ключевые слова. Под ред. А.М. Моисеев, А.А. Хвагина, Москва-Кемерово. – 2002.
Инновации – новшества, новообразования, нововведение. Организационные меры по осуществлению инновационных процессов.
Большой энциклопедический словарь в 2-х томах, М. – 1991.
Инновация (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое. В научной литературе различают понятия «инновация» (нововведение) и «новшество» (новое средство). Новшество – это именно средство (новый метод, концепция, технология, программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства.
Е. Овчинникова. Культура опытно-экспериментальной работы учителя, Кемерово – 1997.
Интерактивное (обучение) – (от англ. interation – взаимодействие) – обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Педагогический энциклопедический словарь, М. – 2002.
Компетенция – (от лат. competo – подхожу, соответствую.

  1. Знания и опыт в определенной области, круг вопросов особой осведомленности.

  2. Узаконенный круг, объем полномочий и прав должностного лица или учреждения.


Краткий словарь современных понятий и терминов, М. – 1993.
Компетенция:

  1. Область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

  2. Круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.


Новый словарь русского языка, М. – 2001.
Компетенция:

  1. Круг полномочий какого-либо учреждения, государственного органа или должностного лица.

  2. Круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально или со знанием дела.

Лат. competentia – справедливое, правильное заключение, сообщение.

От competere – добиваться, соответствовать, подходить.
Современный словарь иностранных слов, М. – 2002.
Креативность – творчество.
Педагогические технологии по ред. В.С. Кукушина, Ростов-на-Дону – 2002.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Психологический словарь, Минск-Москва – 2001.
Креативность – термин используется для обозначения умственных процессов, которые везут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.
Большой толковый психологический словарь, М. – 2001.
Концепция – (лат. concepcio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) система взглядов, выражающая определенный способ видения (точку зрения), понимание трактовки какого-либо предмета, явлений, процессов.

Концепция (педагогическая) – систематизированная логически связанная совокупность знаний и представлений, содержащая целостное объяснение процессов и явлений педагогической деятельности.

Признаки концепции:

  • совокупность знаний, отраженная в концепции, приведена в систему на основании проверенных в практике достоверных знаний;

  • концепция обладает прогностическими возможностями, т.е. позволяет увидеть пути дальнего развития или исследования педагогических фактов, явлений, процессов.


Е. Овчинникова. Культура опытно-экспериментальной работы учителя, Кемерово – 1997.
Модель – мысленный, условный образ в виде описания, схемы, плана, графика, объекта, процесса или явления.
Философский энциклопедический словарь, М. – 1983.
Модернизация – (от лат. modernus – новый, от франц. moderniser – модернизировать) обновление, осовременивание.
Современный словарь иностранных слов, М. – 2002.
Модернизация:

  1. Процесс изменения, усовершенствования в соответствии с современными требованиями.

  2. Придавать явлениям прошлого не свойственные им современные черты.


Новый словарь русского языка, М. – 2001.
Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам.
Новый энциклопедический словарь, М. – 2002.
Медиаобразование – (от лат. media – средства) – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации.
Педагогические технологии. Под ред. В.С. Кукушина, Ростов-на-Дону – 2002.
Медиаобразование – «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования средств массовой коммуникации как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география» (цит. по: Media education. P: UNESCO, 1984. P.8).
Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций познания действительности.
Е. Овчинникова. Культура опытно-экспериментальной работы учителя, Кемерово – 1997.
Методика – (от греч. metodike) совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; излагает правила и методы преподавания какого-либо отдельного учебного предмета.
Журнал «Методист», №1, 2003.
Методика – презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующее определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. Это базовый способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания.
Новейший философский словарь, Минск – 2001.
^ Методика обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Педагогический энциклопедический словарь, М. – 2002.
Методология (от метод и …логия) – учение о структуре, логич. организации, методах и средствах деятельности; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Новый энциклопедический словарь, М. – 2002.
Методология:

  1. В широком смысле слова – формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания. Это строго говоря, не связано непосредственно с приобретением знаний или пониманием, а скорее с методами и процедурами, в соответствии с которыми такое знание и понимание достигается.

  2. Специальное значение – фактические процедуры, используемые в конкретном исследовании


Большой толковый психологический словарь, М. – 2001.
Мониторинг – (от англ. monitor – контроль, наблюдение).

  1. Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предложению.

  2. Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью.


Новый словарь русского языка, М. – 2001, также трактует современный словарь иностранных слов, М. – 2002.
Мониторинг - специально организованное наблюдение за чем-либо. Предметом мониторинга выступает состояние системы образования (и/или ее компонентов) в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этой системы.
Управление школой. Ключевые слова. Под ред. А.М. Моисеев, А.А. Хваина, Москва-Кемерово – 2002.
^ Образовательный стандарт – (от англ. Standard – норма, образец, мерило) – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Управление школой. Ключевые слова. Под ред. А.М. Моисеев, А.А. Хваина, Москва-Кемерово – 2002.

Федеральный компонент образовательных стандартов – определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.




Национально-региональный компонент образовательных стандартов – определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, трудовой подготовки и др.). Образовательный стандарт так же устанавливает объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения.




^

Парадигма – (от греч. Paradeigma – пример, образец).


  1. Образец, тип, модель (например, общественных отношений).

  2. Исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определенного этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения.

  3. Пример, взятый с истории для доказательства, сравнения.

  4. Система форм изменяющегося слова, конструкции, например, имени, глагола.


Педагогический энциклопедический словарь, М. – 2002.
Парадигма – преобразование, изменение, переустройство чего-либо.
Современный словарь иностранных слов, М. – 2002.
Парадигма – (от греч. paradeigma – пример, образец).

  1. Научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающая существенные черты действительности;

  2. Исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения; схема образовательной парадигмы – изменение, преобразование системы образования.


Краткий словарь современных понятий и терминов, М. – 1993.

Профориентация – система научно-практической деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, центры профориентации) включающая решения комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач с целью формирования у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.



Краткий словарь терминов, Кемерово – 1994

Синергетика – (от греч. synergetikos – совместный, согласованно действующий) – научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биол., физико-хим. и др.) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности.


Основа синергетики – термодинамика неравновесных процессов, теория случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн.
Новый энциклопедический словарь, М. – 2002.

^

Синергетика – новое направление в науке, рассматривающее любую проблему разными методами, в том числе и интуитивными.



Педагогические технологии. Под ред. В.С. Кукушина, Ростов-на-Дону – 2002.

Социализация – (общественный) процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. В социологии и социальной психологии делается упор на такой стороне этого процесса, как формирование на основе усвоения социального опыта жизненной позиции личности.


Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.). Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, самосознания.
Краткий словарь терминов, Кемерово – 1994

Технология – это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики.



«Профессиональная педагогика». Под ред. С.Я. Батышева, М. – 1999.
Технология:

  1. Научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы.

  2. Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.


Новый словарь русского языка, М. – 2001.

^

Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение).


  1. Иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к др. антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

  2. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

  3. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.


Новый энциклопедический словарь, М. – 2002.
^

Толерантность - терпимость (различают религиозную, расовую, этническую, культурную, политическую, лингвистическую, бытовую терпимость).



Педагогические технологии. Под ред. В.С. Кукушина, Ростов-на-Дону – 2002.

Эксперимент (педагогический) – общенаучный метод познания, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях методу педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами) и регистрации соответствующих применений в поведении изучаемого объекта или системы.
Е. Овчинникова. Культура опытно-экспериментальной работы учителя, Кемерово – 1997.
Автор-составитель: Л.В. Деветиярова,

зав. лабораторией информации ГОУ «КРИРПО»

Технический редактор: Е.В. Сахаров,

методист типографии ГОУ «КРИРПО»

Компьютерный набор: Л.Г. Голубина,

документовед ГОУ «КРИРПО»
Отпечатано в издательско-полиграфическом центре ГОУ «КРИРПО»

^ Словарь-справочник терминологии

(И. В. Жуковский)

Анализ включает в себя следующие понятия:

  • Логический при|ем познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств;

  • Разделение объекта на составные части;

  • Метод научного исследования, мысленное или реальное расчленение объекта исследования на составные части, элементы,

  • Начальные этап научного исследования, позволяющий перейти от общего описания какого-либо объекта (явления) к выявлению его внутреннего строения, состава, определению свойств его отдельных частей, отношений между частями и т.д.

Различают следующие виды анализа

  • Количественный, основу которого составляют статистические данные, характеризующие многостороннюю деятельность учреждения. При его проведении анализируется динамика и структура показателей (за несколько лет), проводится сравнительный анализ отдельных данных;

  • Качественный, в ходе которого анализируется содержание работы, её специфика, направленность; даёт ответы на вопросы: как ведётся работа, какими средствами достигнуты те или иные успехи, или в чём

проявились недостатки.
^ Деятельность педагогическая – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу накопленной человечеством культуры и опыта; создание условий для личностного развития человека и подготовки его к выполнению определённых социальных ролей в обществе (С.Д.Поляков)
Диагностирование как логика и методика индивидуального, группового или коллективного изучения педагогического опыта призвано выявить, с одной стороны, испытываемые затруднения и потребности, с другой – сильные стороны в деятельности педагогов, представляющие собой резервы совершенствования работы.
Инновация – создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в жизни
Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях каких-либо явлений. Важнейшие характеристики исследования – систематичность и эмпиричность. Систематичность – строгая и чёткая последовательность проведения всех типов исследования, благодаря которой учёные осуществляют системный подход. Эмпиричность – это возможность объективной проверки предположений разработчика, касающихся различных сторон исследования и его результатов, не только самим исследователем, но и другими лицами.
^ Исследование педагогическое – применение научного метода к решению проблем в области образования, обучения, воспитания.
Качество предполагает следующие понятия:

  • Совокупность свойств, определяющих степень пригодности объекта для использования по назначению;

  • Нормативный уровень, которому должна соответствовать продукция отрасли просвещения;

  • Степень расхождения результата с целью.

Если результат намного превышает цель, это говорит о слабой целеобразующей работе либо о явном занижении возможностей. В узком смысле качество деятельности учреждения дополнительного образования понимается как соответствие характеристик образовательных услуг требованиям социума. В широком смысле качеством деятельности учреждения дополнительного образования можно считать качество обслуживания, качество педагогического процесса, системы управления, трудовых ресурсов и т.д.
^ Качество образования (обучения, воспитания) – это система показателей (нормативов) знаний, умений и навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, которая отражает степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг, а также степень достижения поставленных в образовании целей и задач.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Неправильно выбранные критерии приводят к формальной оценке конечных результатов.

^ Критерий оценки – некий признак, которым определяется та или иная выраженность параметра. Критерии могут быть как объективные, так и субъективные; как прямые, так и косвенные.

Выработка научно обоснованных критериев позволит неформально проводить аттестацию и аккредитацию учреждений, а также качественно проводить контроль и оценку реализации их функций.
Метод можно сформулировать так:

  • Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни;

  • Совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности;

  • Приём или система приёмов в какой-либо деятельности.


^ Методическая работа – система мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Основывается на достижениях педагогической науки, передовом педагогическом опыте и анализе происходящих педагогических процессов.
^ Методическая служба – учреждение дополнительного образования педагогических кадров или объединения занимающихся методической деятельностью специалистов, по роду своих занятий и функциям, т.е. заместителей директора по научно-методической работе, руководителей структурных подразделений и входящих в них педагогов.
Мониторинг определяется как:

  • Система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения обучающимися учебного материала и его корректировку;

  • Регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе


^ Педагогический мониторинг – форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития на федеральном, региональном и местном уровнях.
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности.
^ Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, метода и т.п. новшества для удовлетворения человеческих потребностей.
^ Научно-методическое обеспечение – обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.
^ Образовательный проект – оформленный комплекс инновационных идей в образовательных системах и институтах, педагогических технологиях и деятельности.
Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Она обладает большой степенью сложности, поскольку имеет несколько уровней – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента – образовательной среды, конкретного учебного заведения и класса.
^ Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования(ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает также всю системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Педагогическая экспертиза – это совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения или оценки о педагогическом объекте (явлении, процессе)

Похожие:

Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconКраткий словарь терминов по информационным технологиям
Алгоритм — совокупность четко сформули­рованных правил, определяющих последова­тельность решения тех или иных задач за конеч­ное...
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconКраткий словарь терминов по обществознанию
Абсолютная бедность состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище,...
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconСловарь терминов и понятий по истории России VI-XVII веков
Здесь можно просмотреть всё термины по истории России VI-XVII веков в краткой и доступной форме
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconАвтореферат (произошло от латинского слова, в переводе означающее...
Словарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconТолковый словарь психиатрических терминов
Каждая статья содержит этимологическую справку, объясняющую происхождение ключевого слова
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconСловарь используемых терминов
Флаг, по флагу, флагнуться – переход противника (или союзника) в режим «Доступен для атаки» (ник фиолетовый)
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconТеория государства и права в схемах и определениях
Изучение теории государства и права в высшем юридическом учебном заведении предполагает необходимость глубокого усвоения основных...
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconУрок-игра по теме «История Отечества XVI-XVIII вв.»
Задачи: 1) применять знание дат, понятий (терминов), важнейших картографических событий
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconСогласны ли Вы с приведенными ниже определениями исторических терминов и понятий?
Недоросли – дворянские сыновья до 15-16 лет, не достигшие возраста несения государственной службы
Краткий словарь современных понятий и терминов, М. 1993 iconСловарь основных терминов и определений, принятых в методике
Важнейшим условием эффективного управления экологической безопасностью является объективная оценка качества окружающей природной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница