Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования»




НазваниеМетодические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования»
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации

«Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования»

Методические рекомендации к организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области составлены на основе следующих документов:

  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;

  • Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;

  • Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень) - РАО;

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993

Одним из критериев полной готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса потребуется согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений. Однако, ведущая, определяющая роль в организации внеурочной деятельности принадлежит педагогическому коллективу ОУ. Общеобразовательное учреждение, работающее по новому ФГОС, формирует образовательное пространство, объединяющее урочную и внеурочную деятельность детей, обеспечивает более тесное взаимодействие с родителями обучающихся и социальными партнерами по вопросам воспитания, здоровьесбережения, профилактики правонарушений и безнадзорности, социальной защиты детей.

Настоящие методические рекомендации определяют цели, содержание и алгоритм действий по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Условия организации внеурочной деятельности отражаются в общественном договоре о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание внеурочной деятельности.

Образовательному учреждению при организации внеурочной деятельности целесообразно учесть следующие факторы:

- запросы участников образовательного процесса, родителей (законных представителей),

- уровень квалификации педагогических работников;

- качество программ внеурочной деятельности, в соответствии с целями и задачами ООП НОО;

- значение программ внеурочной деятельности для конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Обучающиеся могут посещать не все занятия внеурочной деятельности, предлагаемые образовательным учреждением, или вообще отказаться от этих занятий.

Количество групп, количество учащихся в группах, а также направления внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении, расположенном в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения.

Финансирование внеурочной деятельности осуществляется из региональных субвенций.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 10 часов в неделю.

Оплата часов внеурочных занятий осуществляется в соответствии с тарификационными требованиями (1 час внеурочной деятельности равен 1 часу урочной деятельности). Фиксируется содержание, формы, факты проведения внеурочных занятий в отдельном журнале.

Вопрос о сопровождении учащихся начальной школы в период между урочными и внеурочными занятиями решается самим образовательным учреждением путем внесения в должностные инструкции учителей начальных классов или воспитателей ГПД соответствующих должностных обязанностей.

Исходя из региональных особенностей образовательных учреждений Московской области, инновационным компонентом образовательной программы образовательного учреждения должна стать программа внеурочной деятельности.

Образовательное учреждение на основе примерных программ, или самостоятельно, создает программы по внеурочной деятельности, корректирует их в соответствии с целями, задачами ОУ, возможностями педагогов. Обеспечивая реализацию системно – деятельностного подхода, ОУ предоставляют обучающимся, родителям возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие потенциала обучающихся, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями.

Программы по внеурочной деятельности необходимо выстроить на основе следующих принципов: непрерывности образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целом, развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности, системной организации управления учебно – воспитательным процессом.

Длительность внеурочных занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5— для обучающихся 4 классов.

Для организации различных видов внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Программы по внеурочной деятельности могут быть:

- комплексными (например, для 1 класса по теме «Хочу все знать и уметь» - вся внеурочная деятельность подчинена данной тематике в зависимости от направлений, например, спортивно – оздоровительного направления внеурочные занятия: «Мы ловкие и смелые», «Туризм» - духовно-нравственное: «Я житель Земли»,- социальное: «Учусь делать добро»,- общеинтеллектуальное: клуб «Всезнайка», «Экономика для малышей»).

- по направлениям (спортивно – оздоровительного направления внеурочные занятия: секция «Туризм», «Спортивные игры», - художественно-эстетического направления внеурочные занятия: «Народная культура», «Хор» и т.д.);

Структура программ по внеурочной деятельности. Программы по внеурочной деятельности должны включать следующие разделы:

  1. пояснительная записка;

  2. общая характеристика программы по внеурочной деятельности;

  3. описание места программы в структуре ООП;

  4. описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности;

  5. результаты освоения программы по внеурочной деятельности;

  6. содержание программы по внеурочной деятельности;

  7. тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;

  8. описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

Рабочие программы по внеурочной деятельности согласовываются на методическом объединении (кафедре, творческой группе) педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность, с заместителем директора по воспитательной работе (именно в его функционал необходимо внести вопросы планирования, контроля и анализа внеурочной деятельности), утверждаются директором.

Программа внеурочной деятельности должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.

Так как Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность, рекомендуем, разработать Приложение к Учебному плану. Приложение к Учебному плану должно включать в себя: цели, задачи и направления внеурочной деятельности.

Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. Система воспитательной работы во внеурочной деятельности образовательного учреждения должна строиться на следующих принципах:

  • неразрывная связь воспитания и обучения в начальных классах;

  • позитивный педоцентризм как принцип организации содержания воспитания;

  • признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с другими субъектами: родителями и педагогами;

  • согласованное распределение полномочий всех субъектов воспитания в начальной школе.

В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.

1.Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).

Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме диалога равных партнеров.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

2. Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.

Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Для большинства членов он является временным, неустойчивым объединением и лишь для единиц-энтузиастов, выполняющих роль лидеров, – постоянным местом самоутверждения, развития. Клубы различаются по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); степени организованности (официальные и неформальные); возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); временному фактору (постоянные, временные).

Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как организованного общения в группе единомышленников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д. Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

3. Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:

  • специфические образовательные задачи;

  • принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;

  • ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;

  • демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

При организации работы секции должны соблюдаться принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторяемости, наглядности и индивидуализации.

Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных для каждого вида спорта.

Занятия в секциях должны носить регулярный характер. Каждое последующее тренировочное занятие как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их. Работа и отдых в спортивной тренировке чередуются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта.

Тренировочные нагрузки должны увеличиваться постепенно, и быть посильными, чтобы избежать перегрузки учащихся.

Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике: словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника и т. д.) и наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т. д.). Методы практических упражнений включают в себя две группы: 1) методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); 2) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).

Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.

4. Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.

Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т. д. Основной целью деятельности студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие.

Студии организуют свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

5. Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

6. Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.

Мастерская имеет определенные отличительные черты:
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconМетодические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных...
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconМетодические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных...
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального...
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconОб утверждении программы внеурочной деятельности начального общего...
...
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconМетодические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных...
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconРуководителям муниципальных органов управления образованием
Московской области направляет для использования в работе методические материалы по организации внеурочной деятельности образовательных...
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconО яс ни те л ь н а я з а пи с
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.,«Вентана-Граф»,2012. Учтены рекомендации...
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconПлан-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного...
Разработка и утверждение плана-графика введения фгос начального общего образования в образовательном учреждении
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconМетодические рекомендации по организации дополнительного образования...
Ленинградской области направляет методические рекомендации, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования...
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconО создании творческих групп по введению фгос начального общего образования
Фгос начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях города Магнитогорска, реализующих образовательные программы...
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования» iconОрганизация работы по введению фгос ноо. Организация работы рабочей...
Для разработки и реализации программы введения фгос начального общего образования в школе необходимо создание рабочей группы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница