Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от




НазваниеПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская гимназия №3 им. О.Г.Макарова»




Согласовано

Председатель Совета МБОУ УГ№3 /И.В.Щелик/

Протокол №3 от21.03.2012г.


Принято на педагогическом Совете

Протокол №5 от «30» мая 2012г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ УГ№ 3

им. О.Г.Макарова_______В.Д.Сидорюк

Приказ № 47/5-0 от 01.06.2012г.

Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования


Срок реализации – 5 лет (2012 – 2017гг.)

г.Удомля

2012г.

Пояснительная записка

^ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, которые разработаны на основе научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
^ Цель программы

Целью коррекционного и психологического сопровождения является:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

^ Задачи программы

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

  • обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


^ Методологические положения программы.

Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

  • обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

  • изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

^ Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного и психолого – педагогического сопровождения
В результате реализации программы психолого – педагогического сопровождения 5 – 9 классов в рамках опережающего введения ФГОС у выпускников получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

У выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

• формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

Направления работы

  • Диагностико-коррекционная (развивающая) работа

  • Психопрофилактическая работа

  • Психологическое консультирование

  • Психологическое просвещение

План коррекционной работы

по сопровождению реализации программы ФГОС ООО

Формы работы, мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Ответственный

1

2

3

4

1.Подготовительный этап

1.Разработка психологом анкеты-опросника для администрации (Пр 1)

Апрель

Создание анкеты-опросника, оптимальной для учреждения

Психолог

2.Проведение анкетирования администрации при помощи анкеты-опросника

Апрель

Выявление проблем и ресурсов

Психолог

3.Выступление с результатами анкетирования на педсовете или планёрке

Май

Предварительные результаты

Психолог, администрация

4.Составление ориентировочного плана работы психолога с администрацией на следующий учебный год с учётом выявленных проблем

Май-июнь

План мероприятий на следующий год

Психолог, администрация

5.Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет)

Май-июнь

Разъяснение основных понятий по ФГОС

Психолог, администрация

6.Определение обязанностей психолога сопровождения реализации ФГОС

Май-июнь

Разграничение полномочий

Психолог, администрация

Педагоги

1.Разработка психологом анкеты-опросника для педагогов (Пр 1)

Апрель

Создание анкеты-опросника, оптимальной для учреждения

Психолог

2.Проведение анкетирования педагогов при помощи анкеты-опросника

Апрель

Выявление проблем и ресурсов

Психолог

3.Выступление с результатами анкетирования на педсовете или планёрке

Май

Предварительные результаты

Психолог, администрация

4.Составление ориентировочного плана работы психолога с педагогами на следующий учебный год с учётом выявленных проблем

Май-июнь

План мероприятий на следующий год

Психолог, администрация

5.Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет)

Май-июнь

Разъяснение основных понятий по ФГОС

Психолог, администрация

Родители

1.Разработка психологом анкеты-опросника для родителей ( Пр 2)

Апрель

Создание анкеты-опросника, оптимальной для учреждения

Психолог

2.Проведение анкетирования родителей при помощи анкеты-опросника

Апрель

Выявление проблем и ресурсов

Психолог

3.Выступление с результатами анкетирования на педсовете или планёрке

Май

Предварительные результаты

Психолог, администрация

4.Составление ориентировочного плана работы психолога с педагогами на следующий учебный год с учётом выявленных проблем

Май-июнь

План мероприятий на следующий год

Психолог, администрация

5.Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет)

Май-июнь

Разъяснение основных понятий по ФГОС

Психолог, администрация

Психолог

1.Организация единого информационного пространства для психологов ( база данных)

Апрель-май

Получение информации, общение

Методическое объединение психологов

2.Анализ литературы по ФГОС, знакомство с методами диагностики и развития УУД, составления плана работы по ФГОС на следующий год

Май-июнь

Получение информации, необходимой для работы

Психолог, администрация

  1. ^ Адаптационный ( диагностический) этап 1 триместр

Администрация

1.Подготовка «Словаря психологических терминов ФГОС», педсовет, семинар, методическая планёрка по разъяснению психологических терминов

Август

Психологический ликбез

Психолог

2.Разработка критериев оценки успешности перехода учителей от знаниевого к деятельностному подходу в обучении

Август

Разъяснение разницы в подходах

Психолог, администрация

3.Создание «Журнала самодиагностики для учителей», отражающего критерии оценки успешности их работы (Пр 3)

Август

Конкретизация требований администрации и в работе учителя

Психолог, администрация, педагоги

Педагоги

1.Подготовка «Словаря психологических терминов ФГОС», педсовет, семинар, методическая планёрка по разъяснению психологических терминов

Август

Психологический ликбез

Психолог

2.Разработка критериев оценки успешности перехода учителей от знаниевого к деятельностному подходу в обучении

Август

Разъяснение разницы в подходах

Психолог, администрация

3.Создание «Журнала самодиагностики для учителей», отражающего критерии оценки успешности их работы

Август

Конкретизация требований администрации и в работе учителя

Психолог, администрация, педагоги

4.Помощь педагогам в разработке некоторых уроков с учётом требований ФГОС

Сентябрь-октябрь

Консультирование учителей

Психолог, педагоги

5.Знакомство учителей с их психологическими особенностями ( сильные и слабые стороны, что мешает и помогает в работе)

Сентябрь-октябрь

Диагностика, консультации, беседы

Психолог, педагоги

Родители

1.Ознакомление родителей с результатами предварительного опроса по анкетам, планом работы психолога с детьми на текущий учебный год

Сентябрь-октябрь

Родительское собрание по ФГОС

Психолог, администрация, педагоги, классные руководители

2.Подготовка материала для родителей об особенностях возраста, психического развития и основных проблемах в обучении и воспитании

Октябрь

Пополнение информации через информационный стенд, сайт школы, классный уголок

Психолог, администрация, педагоги, классные руководители

3.Организация встреч с родителями по возникающим вопросам ( индивидуально или в группах), родительские собрания

В течение учебного года

Консультирование родителей

Психолог, администрация, классные руководители

Психолог

1.Организация семинаров и тренингов для психологов, работающих по ФГОС, для обмена опытом, снятия тревожности и профилактики выгорания

В течение учебного года

Обмен опытом, профессиональная и психологическая поддержка

Институт г. Тверь, метод. объединение психологов г.Удомля

2.Организация мероприятий по корректировке совместных действий психологов по ФГОС, согласование единого направления в психологической работе

В течение учебного года

Информированность психологов о происходящем в других школах

Методическое объединение психологов

Учащиеся


1.Предварительная диагностика учащихся по направлениям: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сфера.

Сентябрь-октябрь

Сбор информации об уровне развития обучающихся на начало года

Психолог

2.Составление плана

коррекционно-развивающей работы по итогам предварительной диагностики для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися

Октябрь

Выявление основных проблем учащихся

Психолог

^ 3.Содержательный ( коррекционный) этап 2 триместр

Администрация

Консультирование администрации по текущим проблемам и другим вопросам, связанным с ФГОС, с целью корректирования совместных планов работы и решения организационных вопросов

В течение учебного года

Осведомлённость администрации о текущих проблемах

Психолог

Педагоги

1.Консультирование педагогов по текущим проблемам и другим вопросам, связанным с ФГОС.

Ноябрь- март

Решение текущих проблем

Психологи, педагоги

2.Помощь педагогам. (составление рекомендаций для педагогов по ФГОС)

Ноябрь-март

Решение текущих проблем

Психологи, педагоги

Родители

1.Проведение индивидуальных и групповой работы с родителями : консультации, диагностика, тематические тренинги

Ноябрь-март

Психологический ликбез, снятие родительской тревожности

Психолог, педагоги

2.Размещение на информационном стенде, сайте школы или класса психологической информации для родителей, рекомендации

В течение учебного года

Повышение психологической компетентности родителей

Психолог, педагоги, классные руководители

Психолог

1.Организация семинаров для психологов по обмену опытом, снятию тревожности и профилактике эмоционального выгорания

В течение учебного года

Обмен опытом, профессиональная и психологическая поддержка

Метод.объединение. Психологи

2.Пополнение единого информационного пространства для психологов ( база данных), обмен опытом, ссылка на литературу

В течение учебного года

Обмен опытом, профессиональная и психологическая поддержка

Метод.объединение. Психологи

Учащиеся

1.Выявление путём наблюдения и консультаций с родителями и педагогами индивидуальных особенностей обучающихся, проблем в обучении и адаптации. Психодиагностика

Ноябрь-март

Предварительная диагностика, коррекция планов

Психолог

2.Развивающие занятия с учащимися, направленные на развитие универсальных учебных действий

( УДД): личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сферы

Ноябрь-март

Развитие УДД

( универсальных учебных действий)

Психолог

^ 4. Итоговой ( рефлективный) этап 3 триместр

Администрация

1.Проведение контрольного (повторного) анкетирования администрации с целью сравнения с данными первого исследования

Апрель

Получение информации об изменении отношений, ситуации

Психолог, администрация,

2.Ознакомление администрации с результатами диагностики

Апрель-май

Анализ динамики процессов

Психолог, администрация,

3. Корректировка программы с администрацией исходя из полученных при повторном исследовании данных

Май

Составление плана работы на следующий учебный год

Психолог

Педагоги

1.Проведение контрольного (повторного) анкетирования администрации с целью сравнения с данными первого исследования

Апрель

Получение информации об изменении отношений, ситуации

Психолог, администрация,

2.Ознакомление администрации и педагогов с результатами анкетирования

Апрель-май

Анализ динамики процессов. Планирование работы

Психолог, администрация,


Родители

1.Разработка психологом анкеты для родителей с целью изучения удовлетворённости учебным процессом

Апрель

Создание анкеты - опросника

Психолог

2.Проведение анкетирования родителей и ознакомление их с полученными результатами на родительском собрании

Апрель- май

Осведомлённость всех участников учебного процесса с мнением родителей

Психолог, администрация, педагоги, классные руководители

3. Пихопрофилактика. Корректировка программы с родителями

Апрель- май

Внесение изменений в план работы

Психолог

Психолог

Семинары, планёрки и т.д. Анализ работы

Апрель-май

Внесение изменений в план работы

Психолог, администрация, педагоги, классные руководители

Учащиеся

1.Контрольная диагностика по направлениям: личностная, познавательная, регулятивная, коммуникативная сфера

Апрель

Выявление динамики процессов

Психолог

2.Корректировка психодиагностических и развивающих методик в зависимости от полученного на повторной диагностике результата

Май

Корректировка методов исследования

Психолог

3. Корректировка программы с учащимися исходя из полученных при диагностике данных

Май

Внесение изменений в программу

Психолог

Похожие:

Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в рамках образовательной...
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПрограмма «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом...
Паспорт программы
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от icon«29» августа 2011 года Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол №1 от
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconУтверждена на педагогическом совете моу сош №2/протокол №1 от 28....
Общая характеристика моу уваровский кадетский корпус им. Святого Георгия Победоносца
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
Рассмотрена на педагогическом совете Утверждена Протокол №1 от «30» августа 2012г. Приказ №126 от 31 августа 2012 г
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconОткрытый публичный доклад
Заслушан на заседании Управляющего совета школы (протокол №1 от 26. 08. 2012г.), на общешкольном родительском собрании (протокол...
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconСобрание трудового коллектива Протокол №1 от
Введено в действие приказом №170 На Совете школы от 24 октября 20 12 г. Протокол №3 от 22. 10. 12 г
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconО результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного
Отчет о самообследовании обсужден на педагогическом совете образовательного учреждения – протокол №1 от «28» августа 2013 г
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПрограмма утверждена на Педагогическом совете Протокол №1 «30»
Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с овз
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница