Факторы создания благоприятного психологического климата урока




НазваниеФакторы создания благоприятного психологического климата урока
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Факторы создания благоприятного психологического климата урока

Факторы создания благоприятного психологического климата урока

Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок.
Урок, как основная форма организации обучения школьников, прошел длительный путь своего становления и совершенствования.
В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными целями обучения, воспитание и развитие творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учиться по достижению запланированной цели.
Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.
Анализ методической литературы, показывает, что особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. Т.С. Щуркова подчеркивает, что современный урок-это поиск, открытие и осмысление истины современной деятельности учителя и учащихся. Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху.
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, моральными нормами и интересами.
В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
• Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
• Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
• Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
• Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
• Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова – неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. «Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя,- пишет А.В. Мудрик,- предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».
Большой воспитательный потенциал содержит в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, неподходящую для развития личности.
Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
1. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
2. Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
3. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка их знаний.
4. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)
5. Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)
6. Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
7. Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
8. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
9. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
10. Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
11. Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
12. Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
13. Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать 14. Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
15. Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
16. Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
17.Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Похожие:

Факторы создания благоприятного психологического климата урока iconКонкурсная программа
Цель: развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искусству, создание благоприятного психологического климата в коллективе,...
Факторы создания благоприятного психологического климата урока iconМедиа-план с 28. 05. 12г по 01. 06. 12г
Создание благоприятного психологического климата, развитие эмоций, эстетических чувств, снятие «зажимов», укрепление коллектива
Факторы создания благоприятного психологического климата урока iconМониторинг социально-психологического климата в моу сош №8 Автор-разработчик
Сравнение (по полугодиям) динамики изменения значений показателей успешной спа, обуславливающих формирование благоприятного спк
Факторы создания благоприятного психологического климата урока iconФакторы, определяющие особенности климата России Цель урока
Климатические условия оказывают большое влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Поэтому...
Факторы создания благоприятного психологического климата урока icon«Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа...
Ользованы различные упражнения, направленные на сплочение трудового коллектива: упражнения «Приветствие», «Поздороваемся», «Рука»,...
Факторы создания благоприятного психологического климата урока iconПлан работы педагога-психолога Поповой Е. В. на 2012-2013 учебный год Основная цель работы
Основная цель работы: содействие психическому и личностному развитию учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, коррекция...
Факторы создания благоприятного психологического климата урока iconУрок подразумевает совместную деятельность учителя и ученика, на...
В свете современных преобразований школы в целом и экспериментальной программы по раннему обучению детей английскому языку в системе...
Факторы создания благоприятного психологического климата урока iconФормирование социально-психологического климата в организации
Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Факторы создания благоприятного психологического климата урока icon1 содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического...
Данная функция осуществляется в форме консультаций, внушающих воздействий, просветительских бесед с различными контингентами
Факторы создания благоприятного психологического климата урока iconФормы работы
Вместе с тем ученые особо отмечают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница