Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав




НазваниеФормы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Выступление в рамках семинара-практикума методического объединения

отдела Экология и творчество:

«Формы работы с детьми группы риска. Профилактика употребления ПАВ»

подготовила

Шедова Екатерина Борисовна

педагог дополнительного образования

29.11.2011
Формы работы с детьми группы социального риска.

Профилактика употребления ПАВ.



  1. Формы работы с детьми группы социального риска.


В отечественной науке и практике накоплен разноплановый материал, отражающий специфику педагогического взаимодействия с детьми той или иной группы. Однако на сегодняшний день существует дефицит знания в области педагогического воздействия с детьми девиантного поведения и «группы риска», недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и поведения педагогического работника. Большинство проблем у детей сформировано на подсознательном уровне, а решать их пытаются, обращаясь к сознанию.

Магистральным направлением решения проблемы детей группы соцриска является система профилактических мероприятий. Педагоги, берущие на себя миссию работы с детьми и подростками «группы риска», должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм.

Педагогу, работающему с детьми группы соцриска, необходимо знать причины, механизмы возникновения девиантного поведения подростка и обеспечить условия для процесса социальной реабилитации, а именно:

  • создавать педагогически целесообразную среду, учитывающую способности развития ребёнка;

  • способствовать становлению ребёнка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.

Практический опыт психолого-педагогического сопровождения детей и подростков позволяет утверждать, что наиболее эффективными являются следующие мероприятия:

  • диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики для детей и подростков;

  • занятия в тренинговом режиме для подростков, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в группе;

  • родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;

  • занятия по психологическому просвещению для педагогов.

  1. Занятия в тренинговом режиме.

Тренинг подразумевает использование интерактивных способов работы (например, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика), способных повысить уровень усвоения учащимися социальных навыков (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважения и эффективного взаимодействия с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми), усилить их личные убеждения против употребления наркотиков, сформировать навыки отказа от них.

  1. ^ Интерактивные методы.

Слово ”интерактив” в переводе с английского обозначает ”взаимодействие”, ”взаимодействовать”. Интерактивный - имеющий способность взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Суть интерактивного взаимодействия в профилактической работе педагога-психолога состоит в том, что свои занятия он организует таким образом, что все воспитанники оказываются вовлечёнными в совместную творческую деятельность. Они получают возможность оценивать свои поступки не столько через оценку взрослого человека, сколько через отношение к ним окружающих сверстников.

Интерактивные психологические игры и упражнения направлены на решение некоторых жизненно важных проблем подросткового возраста и чрезвычайно способствуют развитию подростков. В играх, важные жизненные вопросы поднимаются в кругу сверстников, при этом обсуждаются различные случаи, мнения и цели, у подростка появляется возможность сравнить свою точку зрения с позицией других. Он не только сталкивается с привычными и понятными ему взглядами, но и получает возможность спросить себя: что еще возможно в этой ситуации, что применимо в жизни, что хочу я и что могу?

  1. ^ Игры по станциям.

Игры по станциям (станционные игры) организуются следующим образом. Ставят несколько пунктов (станций) по выделенному помещению. На каждом этапе есть человек, который будет давать задания и отмечать результаты в маршрутном листе. Формируются несколько команд. У каждой команды - свой маршрут, своя последовательность следования (это для того, чтобы очередь не скапливалась). Условие - пройти должны все члены команды. У каждой команды в маршрутном листе отмечаются результаты. Подведение итогов - по окончанию. Обычно на последнем этапе все команды собираются в одной точке. В одном месте.

На настоящий момент известны следующие игры по станциям, принципиально отличающие друг от друга:

  1. Кругосветка. Команда идет с маршрутным листком по строго определенному маршруту. Места расположения станций заранее известны. Команда должна пройти все стации за определенное время (равное для всех). Разновидности; информационная, веревочка,

  2. Ажиотаж. Команда заранее не знает маршрута движения, В ходе игры команда определяет очередность посещения станций самостоятельно. Команда может пройти за отведенное время, определенное число станций. Команда в случае невыполнения задания может пройти его повторно в порядке очередности. Разновидности: детерминированный, индивидуальный.

  3. Гонка на выживание. Команда получает у ведущего маршрутный листок со списком станций. За отведенное время нужно пройти как можно больше станций. Если задание на станции не выполнено с первого раза, то маршрутный листок рвется. Команда начинает игру с начала. Разновидности: командная, индивидуальная.

  4. Будь готов. Имеется игровое табло, на котором расписаны месторасположения и название игровых станций. Команды проходят станции при наличии отрывного талона с игрового табло в порядке очереди. Игра проводится либо до первой команды выполнившей все задания, либо последней команды,

  5. Стратегия. На игровом табло обозначены месторасположение, наименование и время проведения игровых станций. Команда вырабатывает маршрут и заявляет его. Если такой маршрут уже заявлен, то команда определяет новый маршрут. Некоторые игровые станции могут проводиться сразу для нескольких команд. Предлагаем описание этой формы - Команды ранее знакомятся со всеми конкурсами и их правилами, которые будут работать в игровое время. На игровом табло-заявке обозначены неизменяемые пункты: месторасположение конкурса, наименование, время прохождения, стоимость выигрыша в конкурсе, количество команд участниц в данном конкурсе и количе­ство человек, представляяющих команду в конкурсе.

Перед выходом на старт, командам предлагается заполнить графу о прохождении конкурса в то или иное время. Количество временных интервалов ограничено и зависит от времени выполнения конкурса и количества команд участниц. Время начала каждого конкурса расписано. Команды выстраиваются и в порядке очереди, совещаясь, им остается только проставить свои заявки на участие в определенный промежуток времени. Далее команда точно совещается и решает, кто из участников команды и в какое время будет проходить конкурсы. Каждый участник команды имеет право проходить несколько конкурсов. Побеждает команда, набравшая больше всех баллов.

  1. Гандикап (гонка за лидером). Команды стартуют по опреде­ленному маршруту. Старт команд осуществляется через определенное время. Побеждает команда с наилучшим чистым временем. В игровых станциях могут принимать участие разное количество членов команд.

  2. Экстрим. Команда делится на интеллектуалов и спортсменов. Интеллектуалы выполняют задание, и ведущий сообщает спортсменам наименование и месторасположение следующей игровой станции. Спортивные и интеллектуальные станции чередуются. Если спортсмены или интеллектуалы не справляются с заданием, то они должны выполнить штрафное задание. Побеждает команда с наименьшим чистым временем.

  3. Лабиринт. Команда идет с маршрутным листом по определенному маршруту. В случае невыполнения задания на игровой станции команде предлагается выполнить штрафное задание. Разновидности: на выбывание игроков.

  4. Карусель. Команды - участницы делятся поровну. Между ними устраивается противоборство (пары команд заранее известны). Побеждает команда, одержавшая наибольшее количество побед. Если команд нечетное количество, то с одной командой проводит конкурс ведущий.

  5. Фестиваль. Команды в ходе игры находят себе спарринг - команду и сообща выполняют конкурсное задание. В качестве дополнительного правила игры можно поставить условие, чтобы при прохождении очередного конкурсного задания спарринг - команды образовывали новую пару.

  6. Бюрократ. Команда делится пополам. Одна половина обеспечивает проведение игровой станции, а вторая половина должна пройти определенное число станций. Разновидности: путешествия по миру, регистрация какого-либо права. Рекомендация: Конкурсные задания на станциях должны быть выполнимы за конечное время.

  7. Эстафета. Команде предлагается пройти определенное количество этапов по определенному маршруту. Побеждает команда, выполнившая быстрее всех предложенные задания,,

  8. Олимпиада. Среди команд происходит жеребьевка. Команды, попавшие в одну пару, соревнуются между собой на вылет. Побеждает команда с наименьшим числом поражений.

  9. Ротация. Команда делится на несколько частей и выполняет задания. Суть задания одной части команды сводится к подготовительной работе для другой части. Пример. - написать сценарий - сделать постановку - подвести рейтинг и ...

  10. Экспресс. Команда находится в фиксированном месте. Бегунок доставляет определенное задание, которое необходимо выполнить за строго отведенное время. Затем бегунок относит выполненное задание и получает новое.

  11. Управленец. Лидеру команды объясняются правила выпол­нения задания. Затем он передает правила всем остальным участникам команды. Участники команды выполняют задания (все задания в разных местах). По итогам выполнения задания лидер получает новую порцию информации.

  12. Школа радости. Командам предлагается пройти несколько игровых станций, на которых им предлагается получить определен­ные знания или выполнить определенные конкурсы. Причем за отведенное время участники могут посетить 2-3 класса школы.

Квест. Некоторые относят их к станционным играм, но, скорее всего, они уже давно выделилась в самостоятельную группу (игрокам предстоит найти какую-то вещь, получить которую они могут только выменяв у другого персонажа. Соответственно приходится распутывать цепочку – бобику принести кость, получить за кость сосиску, отнести сосиску котенку, за это получить зернышко и отнести его курочке…ну это так, утрированно. •

  1. ^ Профильные лагеря.

По мнению специалиста по работе с «трудными» детьми, психолога Ирины Михайловны Рынкевич только в профильных лагерях можно эффективно и грамотно решить проблему создания различных ситуаций, которые раскрывают особенности человека, развивают в нём те качества и навыки, которые сейчас оказываются на втором плане, но непременно будут востребованы в жизни.

Основная задача стационарных лагерей – оздоровление. В профильных лагерях это лишь один из компонентов, отнюдь не самый важный. Продолжительность смены в профильном лагере 10 дней, максимум 14 дней. После этого интерес к программе снижается какой бы интересной она не была. В межсезонье лагеря могут быть и меньше – 3-5 дней. оптимальное количество детей в группе 12 человек, максимум – 15. Рекомендуемый возраст детей 12-14 лет.


  1. Профилактика употребления ПАВ

Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше.

^ Что такое антинаркотическая профилактика.

Профилактика (превенция) наркомании – это комплекс мер, направленных на предупреждение приобщения к наркотикам, а так же предотвращения развития тяжёлых последствий заболевания наркоманией.

Профилактика бывает трех видов, в зависимости от контингента, с которым она проводится:

  1. ^ Первичная профилактика - проводится со здоровыми детьми и подростками, а также с подростками, которые имели однократное употребление (пробовали какое - либо ПАВ). Проводится медицинскими работниками и включает в себя информацию о вредных эффектах ПАВ и вредных последствиях употребления ПАВ;

^ Система мероприятий по первичной профилактике наркоманических тенденций у подростков и молодежи включает в себя:

  • Выделение, из общего числа учебных заведений, путем проведения анонимных социологических опросов, так называемой, “группы риска”;

  • Проведение целенаправленных профосмотров;

  • Проведение активной противонаркоманической пропаганды.

  1. Вторичная профилактика - проводится с детьми и подростками, уже имеющие в своем опыте неоднократное употребление (после пробы ПАВ было повторное употребление с целью достижения уже знакомого одурманивающего эффекта), а также с подростками со злоупотреблением какого-либо ПАВ (они находятся на учете у нарколога). Проводится на фоне лечения индивидуально врачами - наркологами и включает в себя информацию о вредных эффектах ПАВ и вредных последствиях употребления ПАВ плюс информацию о необходимости лечения зависимости от ПАВ;

  2. ^ Третичная профилактика - проводится с больными детьми, имеющими психические и поведенческие расстройства, а также соматические изменения в результате употребления ПАВ. Проводится индивидуально врачом - наркологом и включает в себя реабилитацию больного после лечения зависимости от ПАВ.

  3. ^ Общая профилактика - это комплекс мероприятий направленных на противодействие распространению и употреблению табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Проводится организаторами, психологами, классными руководителями, родителями, включает в себя развлекательные мероприятия, обеспечение досуга, расширение кругозора, профессиональную ориентацию.

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.

Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Важнейшим в профилактической работе является:

  • Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

  • Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.

Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.

^ Профилактическая работа включает в себя три компонента

1. Образовательный компонент

Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.

^ Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.

Цель – формирование развитой Я – концепции у подростка.

^ 2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.

Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

^ 3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.

Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
Основные ошибки при проведении профилактической работы по употреблению ПАВ.

  1. Одинаковый подход в вопросах профилактики употребления разных психоактивных веществ.

  2. Запрет на произношение слова «наркотик», запрет на произношение названий наркотических веществ. Дети должны знать слова «наркотик», «психоактивные вещества», «токсические вещества», названия наркотических веществ, последствия их влияния на организм.

  3. «Наркотик приносит людям только боль и страдание». Не стоит скрывать от детей, что наркотик в период «экспериментирования» приносит приятные ощущения, а не только боль и зависимость.

  4. Недопустимо говорить детям о способах выращивания, сбора и заготовления наркотических средств, о способах транспортировки и местах хранения.

При организации профилактической работы не следует забывать, что работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно. Сформировать какую-либо привычку гораздо легче, если требуемая модель поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно. Поэтому прежде чем решать задачу формирования жизненных навыков у детей и подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей. Кроме того, если сами родители и обладают определенным жизненным опытом, то часто там, где нужны специальные знания, они оказываются не вполне компетентны. Так обстоит дело с употреблением психоактивных веществ (табака, алкоголя, токсических и наркотических препаратов) и профилактики начала их употребления. Для того чтобы осознать всю сложность и опасность проблемы, чтобы удержать своего ребенка от первой пробы, родитель должен уметь говорить на языке подростка, понимать его интересы и стремления, наконец, он должен уметь донести до подростка информацию о возможной опасности некоторых его поступков. Для повышения общего уровня родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков в профилактическую работу необходимо в качестве составного элемента включить модули для родителей, соответствующие тематике подростковых программ. На профилактических занятиях родители смогут получить ответы на следующие вопросы: что такое психоактивные вещества, и какими они бывают? Как их употребляют, и какое действие они оказывают на организм? Каковы особенности поведения злоупотребляющих различными видами психоактивных веществ? Что представляют собой заболевания, связанные с зависимостью от психоактивных веществ? Каковы причины употребления психоактивных веществ, и в каком возрасте чаще всего это происходит? Как распознать начало беды? Что необходимо делать, чтобы уберечь ребенка от заболевания? Могут ли родители как-то помочь своему ребенку в решении его проблем?

Работа по профилактике требует также привлечения к ней всего педагогического коллектива в целом.

В России в течение последних 15 лет начата активная работа в области профилактики употребления ПАВ детьми и подростками, особенно в школах. Одной из тенденций было использование опыта зарубежных стран, хотя многие программы являются авторскими российскими.

Специалисты в области профилактики рекомендуют в профилактических программах, посвящённых употреблению наркотиков молодёжью, отдавать предпочтение не назидательным дидактическим техникам обучения, а интерактивным методам. В этом случае молодые люди сами становятся субъектами обучения и формируют адекватные себе формы усвоения профилактического материала, а не полагаются полностью на учителя или других взрослых, например врачей. Лидеры-сверстники являются молодыми людьми того же возраста, что и их товарищи, или чуть старше, выбираются своими одноклассниками или/и учителями в качестве позитивной ролевой модели и специально обучаются, чтобы помогать в проведении профилактической программы. Считается, что лидеры сверстники помогают адаптировать профилактические программы и повышают их эффективность в данной аудитории, способствуя формированию норм «неупотребления» ПАВ, демонстрируя социальные навыки противостояния давлению и закрепляя желаемое поведение за стенами школы. Лидерство сверстников также обеспечивает те позитивные возможности, которые повышают уровень, как их собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

Другая стратегия, вовлекающая сверстников, которая была применена некоторыми исследователями в области профилактики, использует принцип позитивной альтернативной (или вне учебной) деятельности для детей и подростков.

Этот «альтернативный» подход был разработан с целью обеспечить то время, которое подросток проводит без контроля со стороны родителей какой-то занятостью, которая и более привлекательна, чем алкоголь и другие наркотики, и несовместима с ними.

Важным компонентом «альтернативного» подхода является активное вовлечение сверстников в процесс планирования деятельности и её осуществление в дальнейшем, которое может помочь повысить эффективность и уровень сотрудничества

Альтернативная деятельность может быть или развлекательной (напр., программы путешествий), или социальной (напр., спортивные, танцевальные кружки), или социально-полезной (напр., программы по наставничеству) направленности.

Самое последнее поколение стратегий, разработанных в сфере профилактики употребления алкоголя и других наркотиков молодыми людьми, используют многокомпонентный подход. Он представляет комплексную интервенцию, соединяющую школьную программу с использованием ресурсов воздействия сверстников, семьи и/или сообщества, чтобы расширить и усилить контекст адресного воздействия на молодых людей до социального окружения. Идея заключается в том, что данный подход может помочь поддержать и закрепить те поведенческие изменения, которые создаст программа, построенная на модели социального влияния. Многокомпонентный подход предусматривает одновременное уменьшение как потребности в алкоголе и других наркотиках (спроса), так и доступность ПАВ (предложение).

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям (например, таким, как здоровье человека и стремление его сохранить), поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса.

Список используемой литературы

  1. Ананьев В.А. Легальные и не легальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. Часть 2. УЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ПЕРЕШЕЕК». – Санкт-Петербург, ГМНПП «ИМАТОН», 2000 – 104с.

  2. Рынкевич И.М. Эффективная педагогика. Профильный лагерь. Практическое пособие. – ОАО «Полиграфист» г.Мончегорск.

  3. Рынкывич И.М. Из опыта работы с «трудными» подростками в условиях проектной деятельности общественных организаций. – ОАО «Полиграфист» г.Мончегорск.

  4. Фалькович Т.А.. Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 256с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

  5. Методические рекомендации для тех, кто хотел бы результативно проводить профилактические мероприятия с учащимися. – ОАО «Полиграфист» г.Мончегорск.

  6. http://iemcko.narod.ru/2109.html

Похожие:

Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав iconПриложение 12 Профилактика правонарушений
Цель деятельности в данной работе: изучение, контроль, корректировка работы с детьми «группы риска», предупреждение, профилактика...
Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав iconОб организации работы по выявлению, постановке и реабилитации детей «группы риска»
В целях совершенствования и упорядочения работы по внутриведомственному взаимодействию Управления образования и образовательных учреждений...
Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав icon2. Цель и задачи работы с детьми «группы риска»
Дети «группы риска» это особая группа детей в образовательном учреждении. К ним относятся обучающиеся
Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав iconПрограмма «В здоровом теле здоровый дух» Программа «Профилактика употребления пав»
План работы по учебно-познавательному, правовому и интеллектуальному направлениям «Ученье свет»
Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав iconМетоды профилактической работы с детьми из неблагополучных семей
Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп, для определенной общественной среды и могут зависеть...
Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав iconПрофилактика наркозависимости и употребления пав учащимися
Профилактическая деятельность реализуется посредством взаимодействия специалистов различных ведомств
Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав iconЦиклограмма работы социального педагога
Посещение уроков с целью проверки организации индивидуальной работы учителя с учащимися «группы риска»
Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав iconПлан работы по профилактике правонарушений, употребления пав несовершеннолетних обучающихся
Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений. Коррекционная работа с детьми девиантного поведения
Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав iconАнализ работы социального педагога мбоу «Лицей» Рыкуновой Юлии Алексеевны за 2011 2012 уч год
Обеспечить учащимся социально-педагогическую поддержку, заботу, содействовать детям группы социального риска в выборе оптимального...
Формы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав iconПрограмма профилактики употребления пав
Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления пав, так как отсутствие целостной научно обоснованной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница