Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»




НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3

Основная образовательная программа начального общего образования

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Раздел № 1 «Пояснительная записка»




  1. Пояснительная записка



Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) разработана коллективом учителей школы 1 ступени образования Муниципального общеобра-зовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее – школа) на осно-ве ст.(9,14,15 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с требованиями Федерального госу-дарственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден прика-зом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241); (далее ФГОС НОО), на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», анализа деятельности школы, социального заказа родителей, возможностей систем учебников «Школа России» (под ред.А.А.Плешакова), «Школа 2100» (под ред. Р.Н.Бунеева) и завершён-ной линии учебников «Гармония» (под ред. Н.Б.Истоминой).

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета (Протокол № 19 от 30.06.2011 г.) и принята Советом школы (протокол № 5 от 30 июня 2011 года).

По мере введения ФГОС НОО и накопления опыта работы в данную программу могут вноситься изменения и дополнения. Реализация программы начнётся с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» в ФГОС 1-х классов последующих наборов учащихся. В 2011-2012 учебном году по данной программе будут учиться четыре первых класса.

ООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» – это документ, который определяет содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена:

- на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

- на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП НОО опирается на возрастные особенности младших школьников и сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка, разрешения муниципального органа управления образованием – с более раннего возраста.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик ООП НОО учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития ребенка младшего школьного возраста.

^ Цели реализации основной образовательной программы НОО:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; достижение личностных, метапредметных, предметных результатов образования средствами системы учебников «Школа России», «Школа 2100» и завершённой линии учебников «Гармония».

  • подготовки учащихся к продолжению образования в основной школе.

К числу планируемых результатов ООП НОО отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

^ Задачи реализации программы:

    • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

    • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

    • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

    • формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности;

    • развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся через включение их в проектную и исследовательскую деятельность;

    • создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

    • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Реализация данных целей и задач предполагает деятельность, направленную на:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

  • расширение опыта самостоятельного выбора;

  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

В основе реализации ООП НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем ООП НОО;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Решающее значение для результативности этого перехода имеет качество работы педагога, которое в значительной степени определяется адекватностью его педагогического инструментария и эффективностью используемых учебников.

Системы учебников «Школа России», «Школа 2100» и завершённая линия учебников «Гармония» представляют собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения ООП НОО. И обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО посредством формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) как основы ведущей образовательной компетенции − умения учиться.

Программы соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Все программы ориентированы на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач:

– формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;

– развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

– становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;

– воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;

– укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Комплексное решение названных задач, предусмотренное данными программами начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.

^ Ведущие целевые установки построены таким  образом, что  все важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения ООП НОО, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:

    • Реализации идеологической  основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    • Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
  1   2   3

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты начального общего образования и система их оценивания
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципального общеобразовательного учреждения Малышевская средняя школа №19. Начальная школа» разработана в соответствии с Концепцией...
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОсновная образовательная программа начального образования Муниципального...
Основная образовательная программа начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Цели освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Основная общеобразовательная программа начального общего образования (для 1-2-х классов)
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования. Стр. 5- 34
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОсновная образовательная программа общего образования муниципального...
Представленная образовательная программа начального общего образования планируется к реализации в муниципальном общеобразовательном...
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Рф от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница