Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии




НазваниеЛитература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипЛитература
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 52 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ





ПОДГОТОВИЛА:

Крылова О.И.,

заместитель заведующего по ВОР

2012
Жизнь не стоит на месте.

И, как говорил Чарльз Дарвин,

в процессе эволюции выживает

тот, кто лучше всех откликается

на происходящие изменения.
Чарльз Дарвин

Современная ситуация в России характеризуется ускоренным развитием различных сфер деятельности, а в том числе и образование. Естественно, что с введением новых ФГТ к педагогам будут предъявляться новые требования. Понадобятся педагоги, глубоко владеющие психолого – педагогическими знаниями, понимающие особенности развития дошкольников, внимательные, восприимчивые к интересам детей, открытые ко всему новому. В связи с этим будут востребованы педагоги готовые к реализации инновационных проектов. Вместе с тем, на пути внедрения ФГТ часто существуют психологические барьеры в виде профессионально обусловленных изменений (деструкций) педагога.

Возникновение и развитие профессиональных изменений снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессионально-педагогическую позицию. Педагог теряет интерес к работе, зацикливается на ее отрицательных сторонах, предпочитает не выходить за рамки нормативно одобряемой деятельности.

В этой ситуации роль службы психологического обеспечения педагогического процессастала ее необходимым компонентом в ДОУ.

Являясь муниципальными тьютерами по организации психолого-педагогического сопровождения ФГТ в ДОУ, сегодня мы поделимся тем небольшим материалом, который наработан в дошкольном учреждении в течение двух лет.

Работа по выстраиванию модели психологического сопровождения педагогов ДОУ находит отражение в основных видах деятельности педагога-психолога.
1. Диагностическое направление

2. Коррекционное направление.

3. Профилактическое направление.

4. Консультативное направление.
В методическое оснащение психологического сопровождения педагогов входит библиотека практического психолога. Литература подбиралась, исходя из следующих позиций:

  • литература по общей психологии (включая словари);

  • литература по педагогической психологии;

  • диагностическая литература;

  • коррекционно-развивающая литература;

  • литература по организации психологической службы;

  • литература по правовым вопросам

  • периодические издания.

1.Диагностическое направление

В психологическом сопровождении особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей. В современных условиях данная работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

Для этого был подобран перечень методик, позволяющих оценить индивидуальные особенности личности педагога:

  • Методика изучения психологической готовности педагога к инновационной деятельности;

  • Тест фигур (Рогова Е.И.) предназначен для изучения творческого потенциала личности педагога;

  • Тест (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) на изучение уровня профессионализма педагогов.


Важной составляющей, влияющей на эффективность деятельности педагога, являются личностные особенности (характер, темперамент, внешняя или внутренняя ориентация: интроверт, экстраверт, самооценка и др.), которые откладывают свой отпечаток на работу педагога в целом. Особенно это касается молодых и вновь прибывших педагогов. Предлагаются для заполнения анкеты, диагностические таблицы (например, «Диагностика на определение его педагогической стрессоустойчивости», (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева).

Результаты диагностики заносятся в психологический профиль педагога, который закладывается на первом этапе и затем пополняется.
При отборе диагностических методик мы исходили, в первую очередь, из принципов отбора методического инструментария и требования к ним.

1.Разнонаправленность методик, охватывающая все стороны психической жизни человека: психические процессы, состояния, направленность личности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия и др.

2.«Банк» методик должен включать методики для разных групп педагогов, дающие возможность проведения психологического анализа и грамотной интерпретации; включающие комплекс различных показателей в их динамике, дающие возможность регистрации актуальных состояний и возможность построения прогноза.

3.Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового исследования.

4. Наличие экспресс-методик для получения оперативной информации.
2.Направление – коррекционное.
При возникновении психологического и эмоционального «истощения» для педагоговорганизуются игры, тренинговые занятия. Цель - коррекция психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья педагогов. Тематика их разнообразна:


  • игры, направленные на рефлексию профессиональных качеств;

  • тренинги личностного роста,

  • тренинги на развитие невербальных форм общения.

  • Тренинг на развитие творческих способностей»;

  • тренинг «Осознание профессиональных мотивов»;

  • тренинг для профилактики эмоционального выгорания;

  • тренинг коммуникативной компетентности и др.


На выставке также представлены программы коррекционно - развивающих занятий для педагогов в рамках работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива: «Формирование сплоченности коллектива», «Саморегуляция эмоционального состояния». Автор составитель: Еремеева Евгения Феликсовна.

^ 3. Профилактическое направление.

Как показывает практика,80% успеха работы по внедрению новшеств зависит от степени заинтересованности участников в результатах совместной деятельности. В практике управления есть «золотое правило» - чем больше людям известно об объекте инновации, тем ниже уровень их сопротивления. Важные условия успешности мотивации на новый вид деятельности использование профилактических мероприятий.

Для повышения мотивации педагогов к новому виду деятельности используются различные формы обучения персонала:

  • теоретические семинары;

  • практикумы;

  • ролевые игры, деловые игры;

  • дискуссии, диспуты;

  • обсуждение открытых мероприятий.

Необходимо отметить, что эффективность психологического сопровождения педагогического процесса в ДОУ может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий психологической и методической служб для решения поставленной цели. Каждая из них решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - повышения профессиональной компетентности, развитие творческого потенциала личности педагога и в конечном итоге повышение качества работы.

Без скоординированных и  согласованных  действий данных служб в условиях ДОУ невозможно  эффективно внедрять инновации.

Наиболее действенными являются:

  • участие в работе творческих групп, клубов;

  • участие в методических объединениях.

  • участие в конкурсах педагогического мастерства;

  • педагогические советы;

  • обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;

  • разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

  • педагогические чтения, научно-практические конференции;

  • творческие группы;

  • методические объединения,

  • педагогический фестиваль;

  • стендовая защита и т. д.


На выставке, представлены материалы, отражающие мастерство педагогов ДОУ (проекты, методические разработки, конспекты НОД и др.).

^ 4. Консультативное направление.
Темы для групповых и индивидуальных консультаций подбираются на основе выявленных проблем в работе педагогов.

Наиболее востребованными в нашем ДОУ являются темы, касающиеся:

  • адаптации ребенка к детскому саду,

  • работа с «трудными» детьми,

  • профилактика эмоционального «выгорания»,

  • формы работы с родителями и т.д.

Начинающие воспитатели ДОУ узнают об основах психологии дошкольников, педагогических приемах развития речи и интеллекта детей. Основной акцент делается на то, чтобы сформировать у них осознание приоритета игры в работе с детьми на фоне всех остальных задач.

Главная задача психолога состоит в том, чтобы помочь педагогу организовать педагогический процесс как процесс свободного личностного развития каждого воспитанника в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей, так как результатом должно явиться становление эффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Таким образом, грамотное сопровождение профессиональной деятельности педагогов позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.


Похожие:

Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconПсихология вопросы психологии
Журнал публикует оригинальные теоретические и экспериментальные работы в области общей, возрастной и педагогической психологии, а...
Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconИстория Психологии
С 1967 года – декан факультета психологии мгу и одновременно зав кафедры общей психологии
Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconПереживание потока 1 Дормашев Юрий Борисович
Московского Университета, где работает с 1978 г. Кандидат психологических наук. Преподаватель общей психологии, специалист в области...
Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconТемы контрольных работ для заочников по дисциплинам кафедры психологии и социальной педагогики
Основные принципы психологии. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений....
Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconЛекции по общей психологии
Сегодня мы начинаем, товарищи, курс по психологии. Это обширный курс, который продолжится 5 семестров
Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «История психологии» 2004-2005
Предмет, задачи и функции истории психологии. Закономерности развития научного знания. Принцип историзма в истории психологии. Проблема...
Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconВопросы к итоговому контролю
Классификации отраслей психологии. Исторические условия развития отраслей психологии. Особенности развития отраслей психологии в...
Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconОсновная литература
Константинов В. В. Методологические основы психологии. Завтра экзамен. – Спб.: Питер, 2010. – 240 с
Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconЛитература Винникотт Д. В
Мухамедрахимов Р. Ж., Плешкова Н. Л. Метод изучения привязанности у детей раннего вораста. //Практикум по возрастной психологии под...
Литература по общей психологии (включая словари); литература по педагогической психологии iconЛитература Отечественная и зарубежная литература Газета «Литература»...
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница