Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии»




НазваниеСтатья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипСтатья

Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии», 2008 г.


Интегральные психологические характеристики личности педагога

как перспективная проблема акмеологии.
Крупко А. И., учитель гимназии №6,

НОУ МГИ, аспирантка, спец. 19.00.13

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте.

Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ.

Н.А. Некрасов

Правильный путь таков: усвой то,

что сделали твои предшественники,

и иди дальше.

Л.Н. Толстой

Весь накопленный поколениями опыт, в том числе опыт многочисленных и разнообразных наук, областей знаний, теорий и практик показывает: прежде чем вообще что-либо «сеять», надо как следует подготовить «почву». И этот же опыт, прежде всего, педагогический – при передаче знаний от старшего поколения младшему - демонстрирует, какие специфические трудности возникают при изучении «почвы» под посев «разумного, доброго, вечного».

«Легче великое новое дело с богом начать и окончить, нежели старое и испорченное дело починивать», - справедливо говаривал Петр I. Этот постулат необыкновенно современен и сегодня, когда речь идет о дихотомии «учитель-ученик». В условиях реализации концепции личностно ориентированного обучения и воспитания как никогда актуальна и понятна мысль о том, что эта двуединая система не может эффективно функционировать без применения личностно ориентированного подхода не только к каждому конкретному ученику, но и к каждому конкретному учителю.

Успехи в обучении и воспитании детей определяются много факторов, каждый из которых является достаточно весомым, пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче.

Методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и многое другое – важнейшие факторы, обуславливающие результативность педагогического воздействия. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально и психологически к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований, Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог [12, c.138]

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитав детей. И это не только высокие слова: каждый из нас, родителей, хотел бы видеть рядом со своим ребенком именно такого профессионала. Без любого из перечисленных факторов успешный результат педагогической работы невозможен [7, c. 245-254].

Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных, талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и неповторимую личность [8, c. 258-280].

Основой для исследования личности, индивидуальности в контексте профессиональной, в том числе педагогической деятельности, стали труды Б. Г. Ананьева.

Истоками учения Ананьева о жизненном пути человека и последовательном возникновении в процессе жизни разных свойств характера послужили исследования, проведенные группой ученых Ленинграда в 1932-1936 гг. Результаты исследований были изложены Б. Г. Ананьевым в книгах «Психология педагогической оценки» (1935) и «Воспитание характера школьника» (1941).

В теории Ананьева человек исследуется как полисистемное образование, в котором ученый выделяет разные ипостаси. Первая из них определяется как индивид или целостный организм. Индивидные свойства человека выступают в виде слож­нейшей совокупности различных - первичных и вторичных свойств. К первичным относятся соматические, нейродинамические, конституциональные, половые характе­ристики. Возникающие между ними в процессе жизни связи ведут к появлению вторич­ных индивидных свойств - сенсомоторной организации, темперамента, структуры органических потребностей, а также задатков. Прослеживая их дальнейшую интегра­цию, Ананьев приходит к выводу о том, что темперамент и структура органических потребностей образует природные основания характера и мотивации поведения человека [4, с. 82].

Выделяя в целостности человека уровень его существования как индивида, Анань­ев называет линию его развития онтогенетической эволюцией. В психологии под онтогенезом часто понимают лишь ранний период жизни человека. Ананьев отказался от этой традиции: линия онтогенеза пронизывает всю жизнь человека. Исследователь должен изучать и ранний, и поздний онтогенез [4, с. 103], а также связи между ними, так как с онтогенезом связана возрастная и половая эволюция человека.

Рассмотрение личности как производной от системы социальных отношений вы­двигает на первый план фундаментальную проблему «личность и общество», вклю­чающую вопрос о том, представляет ли личность основной и исходный элемент общества, его самостоятельную единицу или она поглощается иными социальными образованиями.

В своем учении Ананьев не отделяет личность от общества, говоря о ее зависимой роли. Он пишет: «...личность как общественный индивид не есть отдельная (само­регулирующаяся) система, не есть единичный элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых функционирует общество. Такой структурной единицей, «элементом» общества является не отдельный человеческий индивид с его отношениями к обществу, а группа, взаимоответственные связи которой внутри нее и между другими группами, с обществом в целом создают коллектив» [4, с. 295]. Ананьев утверждает: «Именно общности, а не отдельные личности являются субъектами общественных отношений» [4, с. 28]. Общественные отношения имеют высокую степень обобщенности, они осуществляются через социальные институты, законы и установления общества. Но реализуются они в межличностных отношениях, в поступках отдельных людей, субъективирую­щих социальные связи и запечатлевающих в них свою неповторимую личность. Именно в «общественном индивиде», в саморегулирующейся личности создаются истоки новых общественных отношений, радикальных преобразований общества. Конечно, осуществление новых идей зависит от того, насколько глубоко они будут присвоены определенными общностями и станут мотивами их поведения.

Представления Ананьева о структуре личности строятся на основе двух главных положений: 1) структура личности посте­пенно складывается в процессе ее социального развития и в своей полностью развитой форме является продуктом всего жизненного пути человека; 2) интраиндивидуальное строение личности тесно связано с интериндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит человек. В соответствии с принципом перехода «интер» и «интра» Ананьев многократно подчеркивает конкретно-историческую сущность личности. Она является продуктом своей эпохи и жизни страны [4, с. 276-277]. Исходя из этого положения, Ананьев и считает основополагающими элементами ее структуры статусы (или положение в обществе), определяемый ими образ жизни, а также исполняемые роли. Кроме того, в личностной организации ученый вычленяет субъективные, сознательные отношения личности к обществу, к миру и себе, взаимопроникающие смыслы и значения, мотивы, нравственные установки.

Наметив пути развития личности, Ананьев возвращается к проблеме развития человека как целостности. В процессе своего становления личность сообщает специфическое движение индивидным свойствам человека, преобразует их, способствуя их связям, которые многократно опосредуются социальными качествами личности. В результате, организация личности включает в себя и структуру индивида в форме наиболее общих и актуальных для жизнедеятель­ности и поведения комплексов органических свойств [4, с. 305]. В свою очередь, индивидные изменения - возрастные и половые - выступают как факторы, влияющие на судьбу личности. Индивидные свойства определяют своеобразие последовательно формирующихся у личности коммуникативных, интеллектуальных, волевых, эмоцио­нальных, рефлексивных свойств. В их формировании важнейшая роль принадлежит еще одной ипостаси человека ~ субъекта деятельности. Нельзя не указать на трудности, которые возникают при попытке разведения понятий «субъект» и «лич­ность».

Разработка понятия субъекта Ананьевым в 50-60-е гг. XX столетия была значительным вкладом в отечественную психологию. В структуре ее методологии, теории и экспериментальной части образовался пробел, не заполненный и в наши дни: в категориальной системе психологии на протяжении нескольких десятилетий централь­ное место занимало понятие деятельности. Но при этом деятельность, как подчерки­вает Ананьев, присоединяясь к позициям В.Н. Мясищева, изучалась в отрыве от деятеля. Между тем, основания субъектного подхода были заложены в отечественной психологии работами С.Л. Рубинштейна, относящимися еще к 40-м годам, но прошло почти четверть века, прежде чем этот подход получил продвижение в исследованиях некоторых его учеников. Эти исследования органично вливаются в движение мировой психологической мысли. Крупными психотерапевтами и персонологами человек определяется, прежде всего, как субъект — инициирующее, креативное начало во взаимо­действии с обществом, жизнью, миром, самим собой.

Ананьев наполняет понятие субъекта психологическим содержанием. Прежде всего, он выделяет множество форм активно-деятельного отношения человека к миру - таких, как игра, учение, труд, боевая и спортивная деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. Соответствующие им понятия вхо­дят в самую широкую категорию - общественное поведение. Динамике деятельности соответствует и динамичная структура ее субъекта. В ней выделяются: формирование замысла, постановка целей, выработка программ поведения и планов действий, выбор стратегий и тактик, проектирование будущего продукта деятельности, сопоставление полученного результата с антиципированным. Необходимыми условиями продуктивной деятельности выступают интеллект, воля и способности. Эти компоненты связывают структуру субъекта со структурой личности. Начав разрабатывать проблему субъекта деятельности, Ананьев поставил перед психологией задачи выяснения своеобразия психологической структуры субъектов разных форм деятельности, проблему развития человека как субъекта и личности в ситуациях «содействия», практического взаимоотношения с другими людь­ми. Исследования в этой области помогут обогатить представления о психологическом функционировании субъекта деятель­ности.

Завершая анализ феномена «субъект», Ананьев вновь обращается к принципу целостности человека. Линия жизни человека в качестве субъекта существенно влияет на его онтогенетическую эволюцию, развитие психофизиологических функций (напомним о факте их двухфазного развития), совершенствование психомоторики, образование новых связей между разными свойствами организма. В свою очередь, особенности онтогенеза сказываются на судьбе субъекта деятельности.

Принцип целостности достигает своего апогея при выделении Ананьевым наиболее интегрированной ипостаси человека - его индивидуальности. Ананьев, анализируя жизненный путь, выделяет в нем периоды подготовки, старта, стабилизации, первой кульминации (или «пика»), временного спада, второй кульмина­ции (или подъема), за которой следует усиление инволюционных процессов и финиш. Ученый предупреждает, что проблема стадиальности жизненного пути очень трудна ввиду многомерности жизни человека, и что выделенные им стадии более характерны для судьбы субъекта деятельности. Но вместе с тем в состав каждой стадии вплетены изменения статусов и ролей, возникновение новых ценностных ориентации, обретение человеком новых идеалов, переосмысливание субъективных отношений к миру и т.д. Хорошо известны слова Ананьева о том, что определить моменты смены стадий можно лишь путем сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека - гражданского состояния, экономического положения, семейного статуса, согласованности или разобщенности социальных функций, осуществленности или неосуществленности жизненных планов и т.д. [4, с. 161-162]. Но трудной оказывается и психологическая расшифровка каждой из стадий, особенно «подготовительной». Как указывает Ананьев, функцию подготовки выполняют институты обучения и воспит­ания. Они определяют цели формирования у человека ценных для общества и ин­дивида свойств, помогающих ему стать субъектом общественного поведения и профессиональной деятельности. С этих позиций Ананьев полностью присоединяется к учению А.С. Макаренко о необходимости социального проектирования личности. Поскольку же личность, как пишет Ананьев, всегда конкретно-исторична и выступает продуктом своей эпохи и жизни страны, то «проектирование» должно ограничиваться рамками конкретного периода жизни общества. Однако мысль Ананьева сумела подняться над шаблонами педагогики и идеологии того времени. Выдвинутое им положение весьма актуально для наших дней. Оно гласит, что необходимо подготав­ливать людей будущего, которые обладали бы весьма пластичной организацией, были готовы к изменениям в мире, к активному творческому преобразованию действи­тельности [4, с. 98]. По нашему мнению, на современном этапе проблема проектирования личности может получить развитие не только со стороны объекта, а для педагогики это личность ребенка, но и со стороны субъекта – личности педагога, учителя и воспитателя.

В концепции Ананьева интегративность также выступает как самое важное свой­ство индивидуальности: происходит синтез и гармонизация характеристик человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Однако сам по себе процесс интеграции вряд ли может быть достаточным условием появления индивидуальности. Необходимы множественные новообразования в пространстве личности и субъекта деятельности. Человек должен извлечь опыт из своего жизненного пути, отвергнуть как чуждые навязанные ему определенные позиции, взгляды. В результате прежняя организация его психической жизни разрушается. Но к этому времени у него уже оказываются сформированными рефлексивные характерологические свойства, с помощью которых он и начинает выстраивать свою индивидуальность. В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций. Воз­никшая таким образом индивидуальность обладает, согласно Ананьеву, особой орга­низацией. Центральную ее область занимает внутренний мир, который включает «Я» человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый контур регулирует все свойства человека и выступает психологическим барьером, опреде­ляющим, по Ананьеву, избирательное отношение субъекта к различным воздейст­виям. Замкнутая система «встроена», как выражается Ананьев, в открытую систему постоянного взаимодействия человека с окружением. Ведущей во взаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализует все великие возможности исторической природы человека [4, с. 329]. Иными словами, для Анань­ева «трансцендентной функцией» выступает не погружение личности в бессознатель­ное, а выход его за пределы себя путем созидания. Индивидуальность, как подчер­кивает Ананьев, заключается в продуктах творческой деятельности, изменяющей окружающую действительность [4, с. 328].
Концепция изучения личности и индивидуальности человека в деятельности и многообразии социальных связей и отношений получила развитие, в том числе и в области изучения личности педагога.

Вслед за Б.Г. Ананьевым личность педагога изучали многие авторы: А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.

Н.В. Кузьмина выделила две группы педагогических способностей: перцептивно-рефлективные и проективные, включающие разные виды чувствительности педагога к отдельным сторонам педагогического процесса [11, c.236-254]. В. А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием педагогических способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов, выделял общение как одну из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика [10, c.155-176].

Э.Ф. Зеер описал подструктуры личности педагога - профессиональную направленность (ценностные установки, мотивы, отношение), профессиональную компетентность (знания, умения, способы выполнения деятельности), профессионально важные качества. Профессиональное становление педагога, для Э.Ф. Зеера, есть результат «формообразования» личности, адекватной профессиональной деятельности. Он же описал профессиональные деформации личности педагога, проявляющиеся в таких качествах, как авторитарность, педагогический догматизм, индифферентность, консерватизм, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер. Личностные деформации вызываются стереотипами профессиональной деятельности, механизмами эмоционального старения, стагнацией развития, психофизиологическими изменениями, пределами профессионального развития и акцентуациями характера [5, c.8].

Подробно изучалась мотивационная сфера профессиональной деятельности педагога. И.И. Осадчева установила преобладание потребности в доминировании в мотивационной сфере личности педагога, как правило, являющейся ресурсом самоактуализации. Н.Н. Демиденко выявлено три типа мотивационно-потребностной сферы педагога (нисходящего типа - потребности в безопасности, самооценке; переходного типа - устойчивая тенденция роста от потребностей в самооценке к потребности в самоактуализации; восходящего типа) [1, c. 150-194].

М.С. Игнатенко и С.А. Белых описаны складывающаяся у педагога концептуальная модель педагогического процесса, связь индивидуальной концепции педагогической деятельности с профессиональной деятельностью. М.В. Журавковой отмечается повышенная значимость ошибочных действий в деятельности педагога. Л.Г. Дмитриевой описан психологический барьер закрепощенности учителя в деятельности и общении.

Много внимания уделялось типизации черт личности педагога. М.В. Журавкова наметила профессиональные типы личности педагога: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистичный, из которых наиболее адекватным для педагогической деятельности является социальный профессиональный тип [13, c.196].

О.В. Кондратьева строит типологию личности педагога в связи с его профессиональным стилем деятельности — достиженческий, доминирующий, уравновешенный, аффилиативный [5, c.8].

В исследованиях Л.А. Ивашневой изучена интегральная индивидуальность педагога и ее уровни - нейродинамический, психодинамический, личностный, метаиндивидуальный. Личность учителя изучалась в связи с его индивидуальными стилями (педагогического оценивания - критикующий (негативный), пассивно-формальный (нейтральный), поддерживающий (позитивный), которые интерпретируются в связи с типом нервной системы педагога (работы Н.П. Крикля ) [5, c.8].

Ряд авторов в качестве интегральной характеристики личности педагога рассматривают его профессиональную компетентность. Н.В. Кузьмина выделила виды компетентности педагога - методическую, дифференциально-психологическую, специальную, научно-педагогическую, аутопсихологическую и др. [11, c.236-254].

Н.Е. Костылева компонентами профессиональной компетентности педагога называет - общую культуры педагога личностно-гуманистическую ориентацию, целостное и системное восприятие педагогической реальности, профессиональные знания и умения, наличие мотивации, критичность мышления, готовность к творчеству.

Профессиональная компетентность педагога в работах А.А. Воротниковой рассматривается в связи с уровнями его рефлексии, концепции «я – педагог» - репродуктивный, эвристический, креативный. В.А. Коротков выделил четыре типа профессиональных ориентации педагога, определена их различная распространенность у педагогов: ориентация на ценность содержания предмета (18,1%), ориентация на инновационную деятельность (26,5%), ориентация на технологию профессиональной деятельности (21,5%), ориентация на личность ребенка (33,9%), данные показывают достаточно высокую распространенность увлечений педагогами как гуманистическим, так и технологическим подходами. Б.Г. Ананьевым и А.П. Канатовым отмечается двухфазный характер развития психических качеств учителя под влиянием педагогической деятельности: так, мышление учителя, снижающееся с возрастом, может сопровождаться развитием профессионально сенсибилизированной структуры мышления. [6, c.302-332].

Особенность социально-экономической, культурной ситуации в нашей стране состоит в том, что преобразования в обществе ставят проблему развития человека в ранг приоритетных задач. При этом обновление образования связано с признанием ведущей роли внутренней активности личности в ее развитии, поэтому успешность современных реформ образования естественным образом связана с утверждением идеи саморазвития и личности ребенка, и личности педагога.

Обзор научной литературы по проблемам личности педагога показывает, что они широко и многосторонне разрабатываются в отечественной педагогике и психологии. В научных работах представлены результаты психолого-педагогического анализа профессиональной педагогической деятельности учителя, его личности и педагогического общения, раскрываются основные пути и методы совершенствования педагогического мастерства в системе существующей профессиональной подготовки учителя.

Однако, как замечает А. Б. Орлов, «в подавляющем большинстве этих работ внимание авторов акцентируется преимущественно на необходимости частичных технологических улучшений и совершенствований сложившихся форм и методов подготовки учителей, гораздо меньше внимания уделяется поиску и обоснованию новых подходов в этой работе, выходящих за пределы традиционных представлений о системе подготовки учителей как системе передачи некоторой суммы психолого-педагогических знаний, умений и навыков» [15, с.145].

Нельзя не согласиться с утверждением А. Б. Орлова, что без обращения к реальной личности учителя нельзя решить основные проблемы в области психологии труда учителя и в конечном счете в области обучения и воспитания в целом.

В самом широком смысле, с позиций гуманистической психологии и акмеологии, цель дальнейшего изучения личности педагога может быть сформулирована следующим образом: создание условий для увеличения вероятности самореализации личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности.

Принимая точку зрения, согласно которой «самореализация – это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [13, с.4], важно отметить, что самореализация – это не только процесс, но и результат. При этом в рамках гуманистической психологии и акмеологии результат самореализации всегда имеет субъективный характер, так как степень реализации внутреннего потенциала может лучше всех оценить сам человек в своих субъективных переживаниях (в конечном счете – это глобальное переживание удовлетворенности или неудовлетворенности вообще и прожитой жизнью в частности). Объективным же критерием уровня самореализации личности могут выступить индивидуально-психологические свойства. В процессе деятельности свойства личности определенным образом преобразуются, связываются друг с другом, происходит их интеграция. Результатом этого процесса является образование в структуре личности новых, более обобщенных свойств с более сложной структурой – интегральных свойств личности: социальных - таких как направленность, ценностные ориентации, роли, статусные характеристики личности, и индивидуальных - духовности, аутентичности, твердости в смысле силы противостояния неблагоприятным обстоятельствам, интернальности-экстернальности, личностного богатства [9, c.358-372].

Таким образом, результат самореализации личности педагога в профессиональной деятельности может быть представлен в личностном плане – как наличие и развитие определенных психологических свойств и качеств, что и является перспективными задачами акмеологии в области профессионального становления и развития личности.
Литература:

1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1997.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. I. - М., Педагогика, 1980.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., Наука. 1977.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., Изд-во ЛГУ, 1969.
5. Белякова И. Г. Влияние интенсивного обучения на профессионально важные качества личности педагога. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.13 - психология развития, акмеология. – М., 2000.

6. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 (Я-концепция учителя: 302-332.)

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.- М., 1984. (Психология учителя: 245-254.)

8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.- М., 1979. (Психология учителя: 258-280.)

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. , (Психология и учитель: 358-372.)

10. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М.,1987. 155-176

11. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.,1985.

12. Курлов В.Ф., Тумалев В.В. и др. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х. – СПб.: Изд-во ГУМП, 1995.

13. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

14. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования. – М., 2003.

15. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

16. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/






Похожие:

Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconО проведении региональной научно-практической конференции
Приглашаем вас принять участие в pегиональной научно-практической конференции «Гуманизация пространства детства как актуальная проблема...
Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconПоложение о I региональной научно-практической конференции
Настоящее Положение определяет статус, цель, задачи, порядок проведения научно-практической конференции учащихся «Языковые тенденции...
Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconСтатья «Развитие познавательно-языковой и коммуникативно-речевой...
Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: качество, эффективность, доступность», том 1 «Компетентностный...
Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconН. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи
Работа опубликована в сборнике «Homo Ludens как отражение национальной культуры и социального варьирования языка. Материалы международной...
Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconРезолюция Международной научно-практической конференции "Актуальные...

Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconПрограмма конференции
Приглашаем Вас принять участие в работе IX российской научно-практической конференции “Модниковские чтения” по теме: «Актуальные...
Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconПрограмма проведения II учительской научно-практической конференции...
Открытие II учительской научно-практической конференции (актовый зал, начало 14 час. 00 мин.)
Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconДоклад прочитан на региональной научно-практической конференции Кузгпа...

Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconО Межшкольной дистанционной научно-практической конференции
Настоящее положение устанавливает порядок и условия проведения Межшкольной дистанционной научно-практической конференции учащихся...
Статья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» iconРезолюция международной научно-практической конференции
Ханты-Мансийске, а также методистов из Республики Беларусь, Великобритании, Латвии, Израиля, Польши, сша, Франции, Эстонии и других...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница