Переход учащихся из начальной школы в среднее звено




НазваниеПереход учащихся из начальной школы в среднее звено
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено
Поступление в школу и переход из 1 ступени во 2 ступень – это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, сверстниками, с учителями.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:

-совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей на первом этапе и учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.

-работа с детьми (учитель, психолог, педиатр).

-работа с родителями (учитель, психолог, педиатр, соц.педагог). Преемственность между начальной школой и 5-м классов предполагает следующие направления:

-образовательные программы;

-организация учебного процесса;

-единые требования к учащимся;

-структура уроков.

Этап перехода из начальной школы в основную группу (конец 4-го класса в 5-й класс), как и первый, имеет переходный характер.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками и прочее.

Формулировка проблемы: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю школу у значительной части учащихся (20%) вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников:

-недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.

-неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие, неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым сравнениям с начальной школой методам обучения.

-непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с раннее изученным в начальной школе.

-неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе.

Снижение успеваемости учащихся 5-х классов по сравнению с начальной школой обусловлено следующими причинами:

- большая наполняемость классов в начальной школе;

- недостаточное владение методикой активизации обучения;

-недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы.

-направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся.

^ План действий по решению проблемы преемственности между 1 и 2 ступенью обучения

МОУ СОШ №16 на 2011-2012 учебный год



Задачи

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный
исполнитель


1

Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе

Контрольные работы

сентябрь

Учителя рус. Языка (Шевчук Н.В., Марченко Л.М.), математики (Беляева Г.Е., Чуканова А.А.)

2

Изучить индивидуальные особенности и оценить качество обученности пятиклассников

педагогический консилиум

Третья неделя ноября

завучи, пред. МО, руковод. кружков

3

Определить индивидуальные цели учителей 5-го класса в решении проблемы преемственности

собеседование с учителями

вторая третья неделя сентября

пред. МО, Зам. директора по УВР Мусатова А.В., учителя-предметники

4

Изучить подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене

МО

сентябрь

завуч, пред. МО, учителя-предметники

5

Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся

заседание

четвертая неделя сентября

пред. МО, Зам. директора по УВР Мусатова А.В., учителя-предметники

6

Теоретически и практически подготовить учителей к решению проблемы «Активизация обучения младших школьников»

МО, открытые уроки

октябрь

пред. МО, Зам. директора по УВР Мусатова А.В., учителя-предметники

7

Изучить организацию домашней работы у учащихся 5-го класса

Беседы с учителями, учащимися. Наблюдение уроков, анкетирование

октябрь

пред. МО, Зам. директора по УВР Мусатова А.В., учителя-предметники

8

Скоординировать домашнюю работу учащихся 5-го класса

Индивидуальная работа с учителями

октябрь

завуч, пред.МО

9

Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста»

открытые уроки

октябрь-апрель

завуч, учителя начальной школы, учителя-предметники, пред. МО

10

Подвести итоги обучения учащихся 5 классов в 1 четверти

контрольная работа

четвертая неделя октября

учителя

11

Проанализировать результаты обучения пятиклассников в 1 четверти

МС

ноябрь

завуч

12

Теоретически и практически подготовить учителей начальной школы к решению проблемы развития ОУУН учащихся

открытые уроки

декабрь

завуч, пред. МО

13

Проконтролировать наличие дидактического материала для самостоятельной работы учащихся в кабинетах начальной школы и распространить опыт работы лучших учителей

смотр кабинетов

январь

завуч, пред. МО

14

Организовать разработку диагностических заданий для выявления уровня ОУУН учащихся 4-х классов

беседы с учителями

февраль

пред МО


15

Организовать разработку диагностических заданий для выявления предметных умений учащихся 4-5-х классов

беседы с учителями

март

пред.МО

16

Составление графика дополнительных занятий с учащимися, плохо усваивающими базисный компонент

издание приказа

четвертая неделя марта, сентябрь, январь

директор, завуч

17

Изучение личности выпускника начальной школы

тестирование, индивидуальная работа

апрель

психолог

18

Проконтролировать проведение индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися 4-го класса

Посещение занятий, беседы

апрель

завуч пред. МО

19

Организация занятий психологического развития для учащихся 4-х классов

Внеурочные занятия

в течение года

психолог

20

Организовать проверку ОУУН и предметных знаний и умений в 5-м классе в соответствии с разработанными стандартами

контрольные работы

вторая третья неделя мая

Мусатова А.В.

21

Изучить подготовленность выпускников 4-х классов к обучению в средней школе

педагогический консилиум

май

пред. МО, Зам. директора по УВР Мусатова А.В., учителя-предметники

22

Проконтролировать состояние учебного процесса в 5-м классе на предмет его преемственности с начальной школой

посещение уроков

В течение учебного года

завучи, пред. МО, руководитель кружка

23

Проверка документации:


- журналы

-дневники
-рабочие тетради по русскому языку, математике, истории, природоведению

Тетради для контрольных работ по русскому языку, математике



Сентябрь,

октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март,

апрель, май
Сентябрь,

Декабрь,

февраль, апрель

октябрь, декабрь, март


Ноябрь, февраль, май

Зам. директора по УВР Мусатова А.В


Зам. директора по УВР Мусатова А.В.

Зам. директора по УВР Мусатова А.В.

Зам. директора по УВР Мусатова А.В.


^ Выработка единых требований к выпускникам начальной школы

1.Требование выполнения государственной программы ЗУНов начальной школы.

2.Критерии, заложенные технологической картой ученика.

В карту заносятся:

-результаты внутреннего контроля в начальной школе – завучем школы (декабрь-январь)

-результаты посещения уроков – завучем школы (февраль-март)

-результаты классно-обобщающего контроля пятых классов в октябре-декабре.

Важное значение в решении проблемы преемственности играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальных классов. Если не учитывать эти особенности, то возможно породить конфликты между педагогами и детьми, педагогами и родителями, между самими педагогами. Выпускные начальные классы обследовать психологом школы при активной помощи учителей. Делается социометрия, изучается мотивация, интерес к предмету. Соотнести все это с материалами первого класса. Необходимо заполнить психолого-педагогическую карту. Ее заполняет классный руководитель.

Качество знаний и умений учащимися проверяется различными формами:

-тестирование

-зачеты

-письменные контрольные работы.

Навыки проверяются в апреле-мае итоговыми контрольными работами. Эти же контрольные работы дать в пятых классах после окончания темы «Повторение». Вместе с текстом учителю-предметнику передается и анализ работ, выполненных в апреле-мае. При переходе в пятый класс вместе с ученическим коллективом передаются документы:

1.Анализ проведенных контрольных работ с 1-го по 4 классы по основным темам программы;

2.Анализ годовых контрольных работ в выпускном классе начальной школы.

3.Психологическая характеристика класса, сделанная психологом. Будущих учеников 5-х классов и их родителей как можно раньше необходимо познакомить с будущими учителями. Представить требования нового педагога, его педагогические позиции, перспективу.
^ Программа перехода учащихся из начальной школы в среднюю

время проведения

мероприятие

участники

Сентябрь-октябрь

выработка единых требований и критериев классно-обобщающего контроля за знаниями учащихся начальной школы

заместитель директора по УВР

декабрь-январь

внутренний административный контроль в начальной школе. Психологическое обследование 3-4-х классов.

завуч, психолог, классный руководитель будущих пятиклассников, учитель нач. классов

декабрь

расстановка кадров на будущий год в 5-е классы с учетом психологического обследования классов

Зам. директора, директор, руководители МО

февраль

совещание по организации и проведению классно-обощающего контроля в 4-х классах

завуч, учителя 4-х классов, учителя будущих 5-х классов

февраль-март

классно-обобщающий контроль в 4-х классах

администрация, учителя 5-х классов

март

подведение итогов классно-обобщающего контроля. Совместные МО учителей начальной и средней школы

администрация, завучи, учителя будущих пятиклассников и учителя начальных классов

апрель-май

посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками. Итоговый срез знаний в 4-х классах. Родительские собрания в 4-х классах с приглашением будущих учителей

администрация, учителя начальной школы и учителя будущих пятиклассников.

май-июнь

передача документации по классу

классные руководители (начальной школы и будущего пятого класса)

август

совещание по проблеме перехода выпускников начальной

администрация, логопед, психолог, школьный врач, учителя нач. классов и среднего звена

октябрь-ноябрь нового учебного года

классно-обобщающий контроль 5-х классов

администрация, учителя нач. классов, психолог

декабрь нового учебного года

подведение итогов классно-обобщающего контроля

администрация, учителя нач. классов (бывших 4-х классов) и учителя 5-х классов, принимавшие участие в программе преемственности


Директор МОУ СОШ № 16 Н.П. Федорченко

Похожие:

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено iconПрограмма "Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе...
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому...
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено iconЗаседание методического объединения проводится 1 раз в месяц в соответствии...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №15 г. Юрги»
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено iconДо начала мероприятия звучит песня «Дорогою добра». Фанфары. Выход ведущих
Ведущий 1: Добрый день, дорогие, друзья! Прошло уже почти 2 месяца с того дня, когда среднее звено нашей школы пополнилось новыми...
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено iconОбразовательная программа начальной школы
Советского Союза Андрея Петровича Дубинца (далее школа), характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного...
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено iconПсихологическая диагностика готовности ребенка к переходу в среднее...
...
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено iconПояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и...
...
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено iconПсихологические особенности пятиклассников
Переход выпускников начальной школы на новую ступень обучения совпадает с началом переходного возраста, поэтому многие психологические...
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено iconПрограмма «Радуга» 3 ступень среднее звено
Объективно и закономерно, что каждый ребенок стремиться не просто к объединению, а к общению, взаимодействию с теми, кто разделяет...
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено icon№101 «О переходе начальной школы на фгос»
В связи с введением нового стандарта общего образования на начальной ступени школы
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено icon«Формирование основ информационной компетентности учащихся начальной...
Использование проектной деятельности учащихся в воспитательной работе для формирования основ информационной компетентности (начальная...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница