Программа "Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу" Пояснительная записка




НазваниеПрограмма "Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу" Пояснительная записка
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма



Программа

"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной

в среднюю школу"

Пояснительная записка



Переход учащихся из начального в среднее звено школы – это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками, с учителями.

В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера, обусловленные:

  • сменой социальной обстановки;

  • увеличением учебной нагрузки;

  • изменением режима дня;

  • отличием систем и форм обучения;

  • различием требований со стороны учителей-предметников;

  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней.

Решая проблему преемственности, предполагается работа по трём направлениям:

  1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников.

  2. Работа с детьми (учитель, педагог-психолог, логопед, медработник).

  3. Работа с родителями (учитель, педагог-психолог, логопед, медработник, социальный педагог).

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном должна обеспечивать создание системы непрерывного образования с учетом:

  • сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;

  • сформированности умений учиться как фундаментального новообразования;

  • должна быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.


Цель программы – обеспечение целостного и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса получения образования в образовательном учреждении.
Этапы организации адаптационного периода в школе:

  1. Разработка педагогом-психологом школы варианта программы для каждой группы классов: 5-е классы.

  2. Создание классными руководителями программы адаптационного режима с учетом собственных возможностей на основе базовой программы.

  3. Обеспечение заместителями директора организационных условий для проведения адаптационного периода.

  4. Промежуточный анализ и корректировка программы педагогом-психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.

  5. Постановка психолого-педагогических задач для каждого класса, анализ результатов адаптационного периода.

  6. Проведение родительских собраний для ознакомления с результатами адаптационного периода.

  7. Итоговое заседание психолого-педагогического консилиума.

Программа


формирования адаптационно-развивающей среды

при переходе из начальной в среднюю школу
Программа состоит из четырех блоков:

  • осуществление преемственности;

  • диагностика;

  • взаимодействие с классными руководителями и учителями;

  • взаимодействие с родителями.

Этапы реализации программы:

  • этап подготовки к переходу в пятый класс;

  • сопровождение пятиклассников (разработка и реализация плана сопровождения);

Цель: предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5-х классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из 4-го в 5-й класс.

^ Задачи программы:

  1. Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5-й класс эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.

  2. Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.

  3. Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.

  4. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.

  5. Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов начальной и средней школы.

  6. Повышать уровень профессиональной компетентности учителей (психолого-педагогический аспект), педагогической компетентности родителей.


^ Этапы реализации

Программы формирования адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу


  1. Этап подготовки к переходу в пятый класс.
    Знакомство с будущими пятиклассниками.





Класс

Дата

Участники


Мероприятия

4 классы

январь- май

Будущие учителя

5-х классов (математика, русский язык)

  • Знакомство с учащимися 4 классов;

  • Посещение уроков математики и русского языка в начальной школе;

  • Совместная работа по определению качества знаний учащихся 4-х классов по основным предметам;

  • Знакомство со стилем работы учителей начальной школы;

  • Знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся;

  • Установление контакта с детьми.

4 классы

апрель - май

Педагог-психолог

Проводит диагностику уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс.

4 классы

май - июнь

Классные руководители

4-х классов

Отчеты классных руководителей 4-х классов о своем классе (психолого-педагогическая характеристика класса, особенности каждого ребенка, удачные приемы индивидуального взаимодействия с каждым ребенком и его родителями) будущим классным руководителям 5-х классов.

4 классы

май

Педагог-психолог,

учитель-логопед

Встреча с родителями выпускников начальной школы; психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью. Буклет «Родителям будущих пятиклассников».

Процедура передачи документации («досье», карта класса, логопедические документы). Психолого-педагогический консилиум.

  1. ^ Сопровождение учащихся пятых классов.

Работа с учениками, их родителями, учителями и классными руководителями.


Класс

Дата

Участники

Мероприятия

5 классы

сентябрь

Учителя

начальных классов (бывших 4-х классов)

  • Посещение уроков в своих бывших классах (обсуждение с учителями и классным руководителем посещенных уроков, наблюдение за детьми, деловое обсуждение, советы и рекомендации);

  • Встреча с учащимися; анализ их первых впечатлений о средней школе;

  • Встреча с родителями; советы классным руководителям 5-х классов.

5 классы

сентябрь

Педагог-психолог



Посещение уроков, наблюдение на перемене. Первые впечатления учителей-предметников и классного руководителя.

5 классы

сентябрь- октябрь

Педагог-психолог


Проведение родительских собраний в 5-х классах на тему «Предподростковый возраст. Особенности. Рекомендации». Знакомство родителей с новыми учителями учащихся 5-х классов, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ.

5 классы

октябрь- ноябрь

Педагог-психолог


Диагностика учебных затруднений, мотивации и межличностных отношений; включенности и эмоционального благополучия.

5 классы

декабрь

Педагог-психолог

5-х классов,

учителя-предметники, классные руководители

Психолого-педагогический консилиум:

    • вопросник для классных руководителей по проблемам пятиклассников;

    • обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей;

    • выявление детей «группы риска»;

    • разработка и реализация плана сопровождения (как всего класса, так и отдельных учеников)




Задачи


Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственный

исполнитель

1.

Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе

  • Входные контрольные работы по математике и русскому языку

  • Проверка техники чтения

сентябрь

Учителя русского языка и литературы

Учителя математики

Заместители директора по УВР

2.

Проконтролировать состояние учебного процесса на предмет их преемственности с начальной школой

Посещение уроков

сентябрь-

ноябрь

Заместители директора по УВР


3.

Подвести итоги обучения учащихся в I четверти

  • Контрольные работы по математике и русскому языку

  • Проверка техники чтения

четвертая

неделя

октября

Учителя русского языка и литературы

Учителя математики

Заместители директора по УВР

4.

Проанализировать материалы тестирования «Адаптация учащихся»

  • Диагностика уровня школьной тревожности;

  • Диагностика уровня учебной мотивации;

  • Определение уровня самооценки учащихся

октябрь

Педагог-психолог


5.

Проанализировать социальное благополучие семей пятиклассников


Анкетирование

Социальный портрет класса

октябрь

Социальный педагог

Классные руководители

6.

Проанализировать результаты обучения пятиклассников

в I четверти.

Произвести сравнительный анализ с итоговыми результатами за начальную школу.

Обсудить причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов.

Выработать заключение и рекомендации по сопровождению

учащихся 5-х классов.

^ Малый педсовет

декабрь

Заместители директора по УВР

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Социальный педагог

Педагог-психолог

Учителя-предметники

7.

Проанализировать материалы тестирования «школьной зрелости» выпускников начальной школы



  • Диагностика уровня школьной тревожности;

  • Диагностика уровня учебной мотивации;

  • Определение уровня самооценки учащихся

Представление на учащихся;

характеристика учащихся

4-х классов

апрель – май


Педагог-психолог

Классные руководители


8.

Организовать занятия психологического развития для учащихся 4-х классов

Индивидуальные и групповые занятия

^ В течение года

Педагог-психолог


9.

Проконтролировать проведение индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися

Посещение занятий,

беседы

апрель

Заместитель директора по УВР


10.

Провести предварительную тарификацию


Подбор педагогических кадров (предварительный)

для работы в 5-х классах

февраль


Директор школы


11.

Согласовать действия педагогов

начального и среднего звеньев

при переходе учащихся в среднюю школу;

принять единые педагогические требования по оценке учебной деятельности школьников (ЗУН)

Психолого-педагогический консилиум


март

Заместители директора по УВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

12.

Познакомиться с контингентом учащихся будущих пятых классов, со стилем работы учителей начальных классов, с методами и приемами их работы


Посещение уроков в 4-х классах

март-апрель

Учителя среднего звена

13.

Обсудить содержание уровневых работ по предметам


Составление уровневых работ по русскому языку, математике, окружающему миру

апрель

Заместители директора по УВР

Учителя-предметники

14.

Провести уровневые работы по

усвоению учебного материала учащимися 4-х классов


- комбинированная контрольная работа по математике;

- тест по математике;

- контрольный диктант;

- словарный диктант;

- контрольное изложение;

- тест по русскому языку;

- тест по окружающему миру;

- проверка техники чтения

май


Заместители директора по УВР

Учителя начальных классов


15.

Ознакомить учителей средней школы с учебными программами, учебниками, используемыми в начальной школе;



Круглый стол

май


Заместители директора по УВР

Учителя-предметники

16.

Проанализировать уровень обученности учащихся 4-х классов


Аналитические справки

Мониторинг развития класса

май


Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Классные руководители

17.

Подготовить общую характеристику класса с учетом

внутренней дифференциации учащихся

(группа риска, нуждающиеся

в коррекционной помощи)


Педагогическое представление на

учащихся

май


Класссные руководители

Педагог-психолог


18.

Сформировать команды классных руководителей 5-х классов


Формирование команды классных руководителей

5-х классов

( собеседование)

май


Директор школы

Заместитель директора по ВР


19.

Определить стратегию и тактику организации адаптационного периода.

Обеспечить благополучное бесконфликтное протекание адаптационного периода в 5-х классах

Психолого-педагогический консилиум

по переводу учащихся в среднюю школу


май


Заместители директора по УВР

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Класссные руководители

20.

Провести родительское собрание с целью ознакомления с итогами обучения в начальной школе и задачами на следующую ступень обучения


Родительское собрание для родителей

будущих пятиклассников (подготовка учащихся

к переходу в среднюю школу)



май


Заместители директора по УВР

Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классные руководители


Примерная схема психолого-педагогической

характеристики класса



  1. Количественный состав класса.

  2. Дети с ослабленным здоровьем.

  3. Примерное деление класса на группы по типу характеров (холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики).

4. Деление класса на группы по отношению к учебной деятельности. (Рекомендации учителям среднего звена).

5. Деление класса на группы по отношению к трудовой деятельности.

6. На какой стадии становления коллектива находится класс (актив, пассив, формирование групп на основе межличностных отношений).

7. Уровень воспитанности учащихся.

8. Работа с родителями (взаимоотношения учителя с родителями, помощь родителей классу, школе).

9. Рекомендации классному руководителю 5-го класса по дальнейшему становления коллектива.



Похожие:

Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка iconПояснительная записка оу новодевиченская средняя общеобразовательная...
Самарской области) и включает в себя одну среднюю общеобразовательную школу ( с. Новодевичье ), две основных общеобразовательных...
Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка iconТема: «Педагогика практической деятельности»
Гарсе в крестьянской семье. Уже в деревенской начальной школе обнаружились незаурядные способности мальчика, и родители решили отправить...
Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка iconПостроение развивающей среды в доу понятие и сущность развивающей среды
А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки
Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка iconКак организовать окружающую среду
Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования', разработанной по...
Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе авторской...
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также...
Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка iconСоздание развивающей образовательной среды в образовательном дошкольном...
Ствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей...
Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка icon1 Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного...
Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка iconПояснительная записка Цели обучения английскому языку: Изучение иностранного...
Формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных...
Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка iconПояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Программа \"Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу\" Пояснительная записка icon№101 «О переходе начальной школы на фгос»
В связи с введением нового стандарта общего образования на начальной ступени школы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница