«Готовность к школе»




Название«Готовность к школе»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Советы специалиста
«Готовность к школе»
Поступление в школу не только важная ступенька в жизни ребенка, но и событие для всей семьи, к которому, как правило, заранее готовятся, думают, обсуждают, выбирают школу, программу и … тревожатся.

Выбор школы – непростая задача для большинства родителей. Ведь так хочется, чтобы школьные годы сделали ребенка образованным, умным, успешным. Специалисты дошкольных образовательных учреждений осуществляют работу по подготовке детей к школе в соответствии с программами, по которым они работают, однако и с родителей никто не снимает уровень ответственности за готовность ребенка к школе.

Что такое «готовность к школе» и есть ли она у ребенка? Что нужно для этого сделать? Над этими вопросами, наверное, задумывается каждый из родителей будущего первоклассника.

       Наиболее важными показателями, определяющими степень готовности ребенка к школьному обучению, являются показатели интеллектуальной, речевой и психологической готовности. Рассмотрим основные моменты каждого из них.

^ 1. Показатели интеллектуальной готовности ребенка к школе:
- развитие памяти - ребенок должен при запоминании 10 слов запомнить 6 и более слов;
- внимание - ребенок должен уметь работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь;
- готовность руки к письму - скопировать несложный рисунок, несложную печатную или письменную фразу;
- умение действовать по инструкции - нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу;
- развитие логического мышления - уметь найти сходство-различие между предметами и явлениями (чем похожи мячик и яблоко), обобщать несколько слов и предметов в одну группу (назови одним словом), назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.;
- пространственная ориентация – уметь показать правую и левую руку, уметь назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под;
- общая осведомленность ребенка об окружающем мире - ребенок должен знать времена года, дни недели, признаки природных явлений и т.д.;
- элементарные математические навыки (ребенок должен считать до 10 и обратно, уметь решить несложную задачу с помощью предметов, называть правильно цифры).

2. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения, т. е. речевой готовности. Перечислим их, ребенок должен уметь:

- правильно произносить все звуки родного языка.

- слышать и различать звуки; уметь выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, уметь называть последовательно все звуки в простых словах типа «сок», «мост», «паук».

- правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (стол-столик, куст-кустик и т.д.), образовывать слова в нужной форме (окно-окна, лев-львы), выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, меховой); образовывать прилагательные от существительных (варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.).

- пользоваться развёрнутой фразовой речью, правильно строить простые и распространенные предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять рассказ по сюжетным картинкам. Составлять самостоятельно рассказ – описание.

    Наличие у первоклассников нарушений в речевом развитии ведёт к проблемам в усвоения чтения и письма.

3. Психологическая готовность ребенка к школе. Вот на какие моменты стоит обратить внимание:

- Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
- Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, проехаться в общественном транспорте.

- Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

- Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

- В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

- Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

Ребенка считают психологически неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
^ Уважаемые родители!

Не огорчайтесь, если проанализировав особенности своего ребенка, вам пришлось отказаться от престижной, интенсивной программы обучения или решить отдать своего ребенка в школу с семи лет. Задача начальной школы – дать ребенку прочные учебные навыки и основы будущих знаний, не лишив его при этом здоровья и желания учиться.

Успехов Вам и вашим детям!

Материал подготовила

логопед ПМПК Татьяна Белькова

Похожие:

«Готовность к школе» iconГотовность к школе Выделяются разные виды готовности к школе: Психологическая...
Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
«Готовность к школе» iconПсихологическая готовность ребенка к школе Личностная и социально-психологическая...
Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная...
«Готовность к школе» iconПсихологическая готовность ребёнка к школе
Подготовка детей к школе – задача комплексная и длительная, охватывающая весь период дошкольного детства и все сферы жизни ребенка....
«Готовность к школе» iconМодель выпускника
Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, от среды конкретного доу, от уклада жизни в семье. Поэтому,...
«Готовность к школе» iconЛичностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе
Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная...
«Готовность к школе» iconПсихологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития: мотивационный,...
«Готовность к школе» iconЛичностная и социально-психологическая готовность
Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная...
«Готовность к школе» iconСегодня мы проводим учебно-методический семинар «Психологическая...
«Психологическая готовность детей к обучению в школе». Для участия в работе семинара мы пригласили педагогов начальной школы, учителей-предметников,...
«Готовность к школе» iconПсихологическая подготовка ребенка к школе
Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической, подготовки
«Готовность к школе» iconГотовность ребёнка к школе
В современной психологии принято выделять несколько критериев готовности ребёнка к школе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница