Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г




НазваниеПрограмма «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Рязани


ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника»
Принято на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08. 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Нормативно-правовая и документальная основа................................2

2. Паспорт программы...............................................................................3

3. Введение .................................................................................................4

3.1. Актуальность

3.2. Цели

3.3. Задачи

3.4. Принципы

4. Критерии сформированности способностей дошкольников………6

5. Организация деятельности школы будущего первоклассника…….6

6. Участники реализации программы…………………………………..6

7. Содержание программы…………………………………………........7

8. Учебный план…………………………………………………………9

9. Математическая подготовка…………………………………………9

10. Подготовка к обучению письму…………………………………….11

11. Подготовка к обучению грамоте……………………………………12

12. Тематическое планирование по развитию речи.……………...........13

13. Тематическое планирование занятий «Веселый счет»………………………………………………………………………14

14. Виды деятельности………………………………………………… 15

15. Результаты ….....................................................................................16

16. Литература…………………………………………………………..17

Нормативно-правовая и документальная основа
• Закон РФ «Об образовании» (статья 45).

• Письмо Министерства образования РФ от 22.07.1997 г. № 990/1415 «О подготовке детей к школе».

• Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13.
Паспорт программы

1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Программа разработана на основе

Программа под редакцией Федосеевой «Преемственность» для детских дошкольных учреждений

4

Основная цель программы

Формирование готовности к обучению в начальной школе будущих первоклассников; развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе, положительное отношение к школе.

5

Задачи программы

  1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста.

  2. Укрепление и развитие мотивационной сферы ребенка.

  3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для успешной адаптации к школе.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7

Основные направления программы

- формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

- расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде;

- обогащение активного словаря ребенка, развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики;


8

Сроки реализации программы

2013-2014 учебный год

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 5,5-6 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

- формирование его готовности к систематическому обучению



Введение

В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По данным обследования среди поступающих в школу 6-летних детей только 40% имеют «внутреннюю позицию школьника» - у остальных она отсутствует, примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готова к школе. Таким образом, подготовленность детей, не посещающих ДОУ, к обучению к школе низка. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Главный путь подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Для этого, в нашей школе организованна работа «Школы будущего первоклассника», занятия в которой проводят учителя начальных классов.

Занятия в «Школе будущего первоклассника» построены с учетом возрастных особенностей детей шестилетнего возраста и направлены на развитие учащихся. Материал занятий не совпадает с материалом уроков 1 класса. Преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы.
«Школа будущего первоклассника» работает по субботам, с ноября по апрель.

Предусмотрены два родительских собрания. На первом собрании мы знакомим со школой, с администрацией, с документацией школы (уставом, программой развития, образовательной программой), с учителями первых классов. На втором собрании подводим итоги работы «Школы будущего первоклассника». Учителя начальных классов, логопед дают рекомендации родителям. В марте приглашаем родителей посетить открытые занятия в ШБП.

Программа обучения и воспитания в «Школе будущего первоклассника» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей, речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и готовит к усвоению программы начальной школы.
Цель данной программы:

формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
^ Основные задачи программы:

• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе

предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей

детей этого возраста;

• укрепление и развитие мотивационной сферы,

• формирование социальных черт личности будущего первоклассника,

необходимых для успешной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, за время работы «Школы будущего первоклассника», происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы:

сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только

готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы «Школы будущего первоклассника»:

• группы формируются из детей 5,5 - 6-летнего возраста;

• продолжительность обучения составляет 22 занятия ( октябрь – апрель);

• режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 30 минут, подвижные перемены
Принципы:

  • Доступность (для детей любого уровня готовности к школе)

  • Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников)

  • Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

  • Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка).

  • Открытость.

  • Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку).

  • Актуальность


Критерии сформированности способностей дошкольников:

  1. Деятельность и общее развитие:

• произвольная деятельность;

• психологическая саморегуляция;

• развитость творческого потенциала;

• способность принимать инструкцию;

• коммуникативные способности;

• зрительное восприятие

  1. Речевое развитие

• словесная реакция на ситуацию;

• способность понимать говорящего;

• способность объяснять мысль словами
^ Участники реализации программы

• администрация ОУ

• педагоги ОУ

• дети

• родители

Организация деятельности «Школы будущего первоклассника»




Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1

Составление тематического планирования для занятий в ШБП

сентябрь-октябрь

Анашкина Н.В., зам.директора,

учителя нач.классов

Фоломеева Л.А,

Спирина Н.П.,

Кузнецова Е.В.

2

Родительское собрание «Скоро в школу»



сентябрь

Анашкина Н.В., зам.директора,

учителя нач.классов

Фоломеева Л.А.,

Спирина Н.П.,

Кузнецова Е.В.

3

Организация работы «Школы будущего первоклассника» и проведение занятий

октябрь - апрель

Анашкина Н.В., зам.директора,

учителя нач.классов

КузнецоваЕ.В.,

Фоломеева Л.А.,

Спирина Н.П.

4

Консультации для родителей

сентябрь - апрель

Анашкина Н.В., зам.директора,

учителя нач.классов

Кузнецова Е.В.,

Фоломеева Л.А.,

Спирина Н.П.,

логопед Несова С.С.

5

Открытые занятия для родителей будущих первоклассников:

- развитие речи,

- «Веселый счет»,

- « Школа – интересная игра».

март

Анашкина Н.В., зам.директора,

учителя нач.классов

КузнецоваЕ.В.,

Фоломеева Л.А.,

Спирина Н.П.


6

Итоговое родительское собрание

апрель

Анашкина Н.В., зам.директора,

учителя нач.классов

Кузнецова Е.В.,

Фоломеева Л.А.,

Спирина Н.П.


7

Анализ работы ШБП

август

Анашкина Н.В., зам.директора,

учителя нач.классов

Кузнецова Е.В.,

Спирина Н.П.,

Фоломеева Л.А.


^ Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

«Веселый счет».

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

«Развитие речи».

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Упражнение в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развитие мелкой моторики руки; ориентировка на плоскости листа. Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

. «Школа – интересная игра».

Упражнения, развивающие произвольное поведение; упражнения, обучающие адекватному и конструктивному поведению в новых жизненных ситуациях. Приемы расслабления и саморегуляции. Развитие умения сотрудничать в парах и малых группах. Осознание собственной индивидуальности, уникальности и сильных сторон своей личности, формирующих положительную и дифференцированую самооценку.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра и др..

^ Цели занятий

• Развитие слухового и зрительного восприятия

• Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

• Развитие слуховой и зрительной памяти

• Развитие мышления и речи

• Развитие общей и мелкой моторики

• Совершенствование коммуникативных навыков

• Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

• Совершенствование навыков монологической речи

• Совершенствование навыков диалогической речи

• Развитие способностей к глубокому образному мышлению

• Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

• Формирование эмоционально-волевой сферы

• Формирование этических представлений

• Повышение уверенности в себе

• Научить принимать решения

^ Учебный план «Школы будущего первоклассника»

\№

Название

Количество часов за год

1

Развитие речи

22

2

Веселый счет

22

3

Школа - интересная игра

22


Математическая подготовка

Основными задачами математического развития дошкольников являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентирами.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому используется большое количество игровых упражнений.

Психологи указывают на то, что игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Формирование навыков самооценки способствует подведение итогов занятия. Здесь же дети могут высказать своё отношение к занятию.

Поскольку все дети обладают своим уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом!

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.

Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

^ К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

- считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);

- уменьшать и увеличивать число на 1;

- сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;

- сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, весу;

- размещать предметы в порядке возрастания, убывания;

- различать цвет и форму предметов;

- различать геометрические фигуры;

- ориентироваться на листе бумаги.

^ Подготовка к обучению письму

Основные задачи:

1. Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.

2. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

3. Развитие умения работать в коллективе, доводить начатое до конца, контролировать свои действия.

4. Развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками.

^ К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

· правильно держать ручку при письме;

· ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;

· фиксировать границу и величину элементов;

· знать и уметь выполнять разные виды штриховки;

· при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;

· уметь по фрагментам продолжить узор.

· развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;

· производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении: сверху вниз, слева направо и по косой; развитие зрительно – двигательной координации;

· развитие «ручной умелости» ребёнка.

^ Подготовка к обучению грамоте

Основные задачи:

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

2. Развитие наглядно-образного и формирование словеснологического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.

3. Формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

4. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

5. Развитие умений говорения, слушания и чтения.

6. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.

7. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря, развитие грамматического строя речи.

8. Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением

9. Развитие звуковой культуры речи.

10.Расширение представлений об окружающем мире, явлениях природы с опорой на жизненный опыт ребёнка.

11.Развитие умения работать в коллективе, доводить начатое до конца, контролировать свои действия.

12.Развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками.

^ К концу обучения у детей предполагается формирование следующих

умений:

· правильно держать ручку при письме;

· ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;

· фиксировать границу и величину элементов;

· запоминать конфигурацию букв;

^ В результате реализации программы «Школа – интересная игра» предполагается:

- создание условий для формирования у детей предпосылок возникновения внутренней позиции будущего ученика,

положительного отношения к школе;

- развитие умения сотрудничать в группе, в паре; управлять своим поведением.
  1   2   3

Похожие:

Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в рамках образовательной...
Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью...
Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г iconШкола будущего первоклассника
Программа «Школы будущего первоклассника» составлена на основе программы «Преемственность» по подготовке к школе детей 5-7 лет (научный...
Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
Рассмотрена на педагогическом совете Утверждена Протокол №1 от «30» августа 2012г. Приказ №126 от 31 августа 2012 г
Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г icon«29» августа 2011 года Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол №1 от
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г iconУчебный план «Школы будущего первоклассника» включает следующие предметы:...
В своей деятельности по организации работы «Школа будущего первоклассника» руководствуется
Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г iconС. К. Туранина 31. 10. 2011года. Положение о «Школе будущего первоклассника»
«Школа будущего первоклассника» (шбп) создаётся на базе моу «Средняя общеобразовательная школа №25» на основании статьи 45 Закона...
Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Принято с изменениями и дополнениями на педагогическом совете мбоу «Кадетская школа №14» г. Чебоксары
Программа «Школа будущего первоклассника» Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30. 08. 2012г iconУтверждена на педагогическом совете моу сош №2/протокол №1 от 28....
Общая характеристика моу уваровский кадетский корпус им. Святого Георгия Победоносца
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница