Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна




НазваниеПодготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
«МОУ Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района Белгородской области»

Психологическая безопасность образовательного
процесса как условие обеспечения
психологического здоровья школьников


(Выступление на открытом заседании ММО учителя истории и обществознания Ходюковой Галины Ивановны из опыта работы)


Подготовила

учитель истории и обществознания

Ходюкова Галина Ивановна



2011 год

Психологическая безопасность образовательного
процесса как условие обеспечения
психологического здоровья школьников


Здоровье детей и подростков в любом образовательном учреждении всегда являлось и является одной из актуальнейших проблем для педагогического коллектива. Во многих школах забота о здоровье обучающихся осуществляется через разработку и реализацию программ «Здоровье».

Не является исключен Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа, которая в течение 10 лет активно внедряет в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, как через учебную, так и внеучебную деятельность. Известно, что установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Психологическое здоровье, в свою очередь, – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь не простые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования, забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности .

Насколько оправдан это интерес? Не преувеличены ли рассуждения о том, что школа не всегда обеспечивает психологическую безопасность ребенку? Обоснованы ли опасения, что порой образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания, неадекватную самооценку и другие проявления психологического нездоровья детей и подростков? Ведь, очевидно, что ни один педагог, ни один сотрудник образовательного учреждения никогда сознательно и целенаправленно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя или внушить суицидальные мысли.

Многих родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, проблемы психологического и физического насилия в детских коллективах, возможность манипулятивных воздействий на ребенка.

Насколько оправданы эти опасения? Практика позволяет привести примеры несправедливого осуждения ребенка в школе, прямого насилия или скрытых оскорблений со стороны одноклассников, невнимания, излишней строгости или холодности со стороны учителя, равнодушия к тем семейным обстоятельствам, в которых живет и развивается ребенок.

Древняя мудрость гласит: «Учитель – ты судьба для несмышленыша»?

Современная социокультурная, социоэкономическая и экологическая ситуация в России дает нам многочисленные примеры негативного влияния среды, то есть внешних обстоятельств жизни на человека. Торнадо, цунами, засуха, пожары, технократические катастрофы, социальные волнения, террористические акты – все эти явления становятся предметом обсуждения и причиной поиска способов обеспечения безопасности человека.

Между тем очевидны специфика и значительное разрушающее влияние тех угроз, которые создают психологически опасную среду для растущей и развивающейся личности. Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, технократических, обладают следующими особенностями. Они менее «видимые», а потому и более трудно контролируемые со стороны тех, кто отвечает за безопасность ребенка и озабочен проблемами его психологического здоровья. Они чрезвычайно субъективно оцениваются по силе их воздействия на психику: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного, для другого может иметь разрушительное влияние. Они глубоко переживаются детьми, подростками и юношами, но порой без внешнего видимого проявления до определенного времени, пока не накопится достаточное для психического взрыва количество обид, страданий, что и проявится в открытых конфликтах, эмоциональных срывах, протестных реакциях, аддитивном поведении ребенка

^ ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ – ДВА РАЗНЫХ МИРА

Не забывайте, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы, взрослые.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий момент сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь гораздо больше.

Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке хорошее, то, чего не заметили вы!

Помните, для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок! Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство над ним в знаниях.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности в избранной вами методике работы с ними.

Никогда не забывайте, что мы еще мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте «Не навреди»!
Опасная особенность психологических угроз в том, что они действуют постоянно и «безнаказанно» в течение длительного времени, а их источник – не некие непредсказуемые, трудно устранимые обстоятельства или происки врагов, а взаимодействия педагога с детьми. Как и в семье – самые близкие люди порой становятся друг для друга, поневоле или сознательно, источником страданий и слез, болезней и разочарований в жизни, так и в школе – самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, учитель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя. Почему эту особенность можно назвать опасной? Да потому, что именно она и не позволяет открыто признать, честно обсуждать, настойчиво защищать ребенка от психологических угроз в образовательной среде.

Что же это за угрозы? Что может разрушительно действовать на психику малыша в детском саду или на поведение подростка в школе? Обратившись к великой книге великого педагога В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», мы легко составим их список (сохранив терминологию автора):

скука;

предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;

многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;

формализм программных знаний;

нервозность школьной обстановки, в которой царят торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;

недоверие к ребенку, его желанию учиться, его индивидуальности.

Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем дополнить перечень, выделив так называемые школьные факторы риска (М. Безруких), остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и трудно преодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

это стрессовая тактика педагогических воздействий;

несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;

нерациональная организация образовательного процесса;

 особенности режима движений, отдыха, питания;

недостаточная психологическая компетентность педагогов и многое другое.

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», – пишет В. А. Сухомлинский.

Забота о здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в школе – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Забота о здоровье детей, выливающаяся в разнообразные и настойчивые поиски здоровьесберегающих технологий – это на самом деле не что иное, как признание того факта, что между образованием и здоровьем складываются неадекватные отношения. Сегодня мы может выделить несколько вариантов понимания обществом реальной связи между этими двумя феноменами. Первый – альтернативный: или хорошее образование – или хорошее здоровье; нездоровье становится высокой платой за перегрузки и напряжения, которые переживают в течение многих лет детский организм и психика. Второй – дополнительный: хорошее образование и сохраненное (не преумноженное, а не растраченное) здоровье. Более того, в этом варианте само здоровье рассматривается как необходимое условие хорошего образования.

Возможен ли иной вариант? Можно ли по аналогии с известной идеей Л. С. Выготского о «хорошем» образовании полагать, что подлинным, качественным является только такое образование, которое «ведет здоровье за собой», укрепляет здоровье, формирует привычки здорового образа жизни, обеспечивает укрепление физических сил организма, развивает ценности здорового образа жизни? Думается, именно так и должно пониматься и проектироваться образование в отношении здоровья, и тогда необходимо говорить не только и не столько о здоровьесберегающих технологиях, сколько о здоровьепостроении как цели одной из задач образовательного процесса.

Сегодня же пока нужно и можно начать с малого: с понимания причин того, почему, несмотря на все разговоры и усилия педагогов, здоровье детей оставляет желать лучшего и какое влияние на их здоровье оказывает психологическая безопасность образовательной среды.

Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению; у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.

Здоровье, в том числе и психологическое, – это не только объективная, но и субъективная категория: ребенок только тогда поистине здоров, когда он себя ощущает здоровым, когда он радуется своему здоровью. Психологические исследования показывают, что у современных подростков здоровье занимает одно из доминирующих мест в системе ценностных ориентаций, но при этом они полагают его недоступным для себя. Такой ценностный конфликт в сознании растущего человека наводит на серьезные размышления и может интерпретироваться как индикатор субъективного душевного неблагополучия.

Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов и лучших образовательных учреждений. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье».

Возможно ли, чтобы конкретная школа не просто сохраняла, а формировала, укрепляла здоровье детей? Очевидно, что возможно, но только в том случае, если здоровье ребенка рассматривается как категория педагогическая, а психологическая безопасность в образовательном процессе обеспечивается с той же обязательностью, как пожарная безопасность или санитарно-гигиенический режим в школе.

Является на сегодня здоровье и психологическое благополучие ребенка категорией педагогической? Скорее нет, чем да, несмотря на многочисленность деклараций и разговоров о здоровьесбережении. Но, очевидно, что и педагогическому сообществу, и гражданскому обществу, и государству сегодня необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы это произошло. Вспомним, как много лет мы встречали высказывание, воспринимавшееся массовым сознанием как аксиома: «В здоровом теле – здоровый дух». И верили в это, хотя жизнь порой доказывала, что отношения духа и тела значительно сложнее. Те, кому удавалось найти первоисточник, обнаруживали, что идея древних глубже и точнее: «Молите бога, чтобы в здоровом теле жил здоровый дух». Перефразируя это высказывание, можем сказать сегодня: «Сделаем все, чтобы здоровье стало категорией педагогической – в этом случае в здоровом теле ребенка будет жить здоровый дух».

Как известно, категории – это предельно абстрактные, важные или основополагающие понятия, образующие мировоззрение, определяющие понятийный строй в той или иной науке или практике, в том числе и в педагогической. К основным категориям педагогики относятся «обучение», «воспитание», «образование», «социализация», из которых, в свою очередь, выводятся другие, более конкретные понятия: «знания», «урок», «отметка», «метод обучения», «дидактические средства» и другие. Важно то, что эти понятия образуют сознание педагога, а оно, в свою очередь, определяет все профессиональные действия и поведение учителя. Если бы здоровье являлось педагогической категорией, то урок осуществлялся бы на практике как организационная форма укрепления (а не только сохранения!) здоровья и оценивался бы именно с таких позиций, в том числе с позиций психологической безопасности для детей. Так ли это сегодня? В силу того что здоровье не представлено пока в сознании учителя как основополагающее педагогическое понятие, урок порой превращается в занятие, после которого ребенку необходимо серьезно восстанавливать свои душевные и телесные силы, что нельзя оправдать никакими ссылками на якобы приобретенные им важные знания.

Думает ли учитель, что отметка – это дидактическое средство, способствующее укреплению детского здоровья? Интерпретирует ли педагог-предметник сегодня такие конкретные и чрезвычайно важные профессиональные действия, как домашние задания, учебные задачи, средства и методы обучения, исходя из категории здоровья и психологической безопасности школьников? К сожалению, придется признать, что далеко не всегда.

Именно поэтому отметка, трактуемая как средство оценки академических успехов ребенка, на практике иногда становится средством давления на детскую психику и учебно-дисциплинирующим фактором, нарушающим и психическое, и телесное здоровье. Как предельно точно определил в свое время выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин, «отметка – это винтовка, направленная в лоб ребенка». Сколько страха, тревоги, унижения, горьких чувств и переживаний испытывают маленькие дети, подростки и даже юноши под этим прицелом!

Поскольку здоровье не стало еще категорией педагогической, домашние задания превращаются в обстоятельство психологической опасности, вызывая у учащихся тревогу, утомление, снижая самооценку и желание учиться. «Мне за здоровье и душевное благополучие учащихся не платят – мне за их знания и подготовку к экзаменам платят», – можно услышать из уст учителя. К сожалению, эти слова отражают реальность: зарплата педагога до последнего времени никак не оценивала его деятельность по здоровьесбережению. Сегодня, в условиях введения новой системы оценки труда учителя, предполагается серьезно стимулировать тех педагогов, которые стремятся и умеют укреплять здоровье, формировать базовые компетентности детей и подростков.

Сознание учителя, позиция учителя созидается и укрепляется обществом, его профессиональным образованием и теми профессиональными требованиями, которые к нему предъявляют. Утверждение здоровья как педагогической основополагающей категории возможно только в том случае, если и родители, и политики, и общественность, и государственные деятели, и СМИ, и академическая наука – все без исключения станут ждать от школы того, к чему она и предназначена по смыслу, по сути: помощи ребенку в развитии всех его природных потенциалов и помощи в освоении того культурного опыта, который позволяет быть здоровым, успешным и счастливым человеком. Решение этой задачи возможно только в условиях психологически безопасной образовательной среды.

Очевидно, что все новшества вводятся для того, чтобы реализовать три основных задачи, сформулированные в Концепции модернизации российского образования на период до 2010/11 года: обеспечить достижение современного качества, доступности и экономичности российского образования.

Инновации – какими бы необходимыми они нам ни казались – всегда, в любом случае, приводят к тому, что изменяются (иногда в позитивную, иногда в негативную сторону) психологические состояния участников образовательного процесса, степень их уверенности в своих силах, усложняется характер взаимоотношений между учителем и школьниками. Иногда эти процессы могут приобретать характер открытых протестных реакций – их называют инновационными барьерами. В других случаях они протекают латентно, скрыто, оказывая свое разрушительное влияние не столь быстро, оставаясь при этом психологическими рисками.

Инновационные риски способны серьезно нарушить психологическую безопасность всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, администрации. Их необходимо, во-первых, прогнозировать, во-вторых, по возможности минимизировать, в-третьих, помогать людям справиться с теми изменениями, которые могут их травмировать или разочаровать, усиливая их психологические потенциалы. Психологи – как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых – способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему школьному сообществу.

Нам всем сегодня стоит напомнить себе, что психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность. Но, сравнивая усилия администрации и педагогов по обеспечению всех чрезвычайно важных компонентов безопасности участников образовательного процесса, справедливости ради стоит сказать: «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».

Похожие:

Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна icon"Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов" Ходюкова...
Оборудование: компьютер, проектор, экран. Слайды по программе Power Point: фрагменты каре, портретов руководителей восстания, осужденных...
Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна iconДоклад подготовила Максименко Е. П., учитель истории, обществознания мбоу «сош№2»
Второй всероссийский съезд учителей истории и обществознания: пути решения проблем исторического образования
Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна iconМетодические рекомендации к уроку «Русская культура XVII в.»
Дунаева Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания моу средне-Муйская сош
Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна iconУрок «Идеология как средство легитимности власти»
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...
Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна iconБорданенко Мария Васильевна учитель истории и обществознания 2010...
Сведения об авторе: Борданенко Мария Васильевна учитель истории и обществознания
Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна iconУрок истории в 7 классе по теме: Наследники Петра
Трахирова Наталья Ивановна учитель истории Родинской сош I квалификационной категории
Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна iconПодготовила: учитель начальных классов высшей категории моу краснознаменская...
Каждой команде давалось задание узнать, кто такой Дед мороз и как возник этот образ: узнать о новогодних традициях народов мира
Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна iconУрок истории в 6 классе. Тема урока
Вотякова Ольга Петровна, учитель истории и обществознания 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Подготовила учитель истории и обществознания Ходюкова Галина Ивановна iconКонспект рока по Истории Древнего Мира в 5 классе. Составил учитель истории и обществознания
Задачи: Формировать знания о процессе создания древнего государства на берегах рек Тигр и Евфрат
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница