Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011




НазваниеФилософи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011
страница1/40
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


М. В. ГРАЧЁВ

Ф И Л О С О Ф И Я
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


МОСКВА 2011

Грачёв Михаил Вячеславович
Философия. Пособие для подготовки к экзамену. – М.: Издательство «Спутник +», 2011. – 362 с.

В данном пособии, написанном на основе многолетней работы автора в ВУЗе (Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина), излагается материал курса философии, необходимый для успешной сдачи экзамена по этой дисциплине. Пособие содержит все обычно изучаемые в курсе философии темы по истории философии и проблематике основных разделов философского знания (онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и пр.).

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………….9

Раздел 1. Предмет философии.
Тема 1. Предмет философии, её место в культуре человечества.

  1. Предмет философии. Философия как наука…………………………11

  2. Основной вопрос философии. Материализм. Идеализм. Дуализм, деизм, пантеизм……………………………………………………….18

  3. Формы философского материализма. ……………………………….22

  4. Формы философского идеализма…………………………………….25

  5. Философия и мировоззрение…………………………………………26

  6. Функции философии………………………………………………….28

Раздел II. История философии.

Тема 2. Возникновение философии. Философские традиции Востока.

  1. Проблема возникновения философии. ………………………………..30

  2. Предфилософия древнего Египта и Месопотамии……………………33

  3. Философия древней Индии……………………………………………..37

  4. Философия древнего Китая……………………………………………..42

Тема 3. Античная философия (часть 1)

  1. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты…..…48

  2. Философия Милетской школы…………………………………………53

  3. Материализм и диалектика Гераклита………………………………….55

  4. Метафизика и субъективный идеализм Элейской школы. Апории Зенона………………………………………………………………….…58

  5. Учение Пифагора и его последователей……………………………..…61

  6. Атомистический материализм Демокрита…………………………..….63

Тема 4. Античная философия (часть 2)

  1. Философия софистов, Сократа и киников………………………………67

  2. Объективный идеализм и диалектика Платона…………………………71

  3. Аристотель. Колебания между материализмом и идеализмом, диалектикой и метафизикой……………………………………………...75

  4. Философские школы эпохи эллинизма……………………………….…80

  5. Философия Эпикура……………………………………………………....84

  6. Стоицизм…………………………………………………………………86

  7. Философия в древнем Риме……………………………………….…….89

Тема 5. Средневековая философия Западной Европы и исламского мира.

  1. Теологическая философия средних веков……………………….….….92

  2. Философия Аврелия Августина…………………………………………97

  3. Фома Аквинский как представитель средневековой схоластики……100

  4. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии………103

  5. Арабоязычная философия средних веков. Философские и медицинские воззрения Ибн-Сины…………………………………………………….105

Тема 6. Философия Возрождения

  1. Философия Возрождения (XIV – XVI вв.)……………………………..109

  2. Антропоцентризм философии Возрождения……………………….….116

  3. Натурфилософия Возрождения. Изменение картины мира в эпоху Ренессанса………………………………………………………….…….119

  4. Философские воззрения Джордано Бруно………………………..……126

Тема 7. Философия Нового времени. 17 век

  1. Основные черты философии нового времени. Эмпиризм и рационализм………………………………………………………...……128

  2. Эмпиризм Нового времени (XVI – XVII вв.). Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк………………………………………………………………………132

  3. Ф. Бэкон о путях построения научного метода……………………….133

  4. Обоснование эмпиризма в трудах Д. Локка. Принцип «Tabula rasa»…………………………………………………………………...….137

  5. Рационализм Нового времени (XVI – XVII вв.) Рационалистический дуализм Р. Декарта. Принцип Cogito»………………………………....139

  6. Пантеизм Б. Спинозы…...………………………………………………141

  7. Идеалистический плюрализм Г. Лейбница…………………………....144

Тема 8. Философия Нового времени. 18 век.

  1. Субъективный идеализм Д. Беркли…………………………………….146

  2. Агностицизм и скептицизм Д. Юма……………………………………148

  3. Французское Просвещение 18 века…………………………………….150

  4. Немецкое Просвещение 18 века………………………………………..156

Тема 9. Немецкая классическая философия

  1. Агностицизм и субъективный идеализм И. Канта………………….158

  2. Объективный идеализм и диалектика Гегеля. Противоречия между системой и методом…………………………………………………….164

  3. Антропологический материализм Л. Фейербаха……………………..168

Тема 10. Развитие русской философии

47. Философия средневековой Руси………………………………………..169

48. М. В. Ломоносов и его философские взгляды. ……………………..…172

49 Философия А. Н. Радищева и декабристов…………………………..…174

50 Философия славянофильства………………………………………...….177

51 Философия революционных демократов в России………………...…..181

52 Революционные народники в России о роли субъективного фактора в истории……………………………………………………………………….…186

53 Русская религиозная философия конца 19 – начала 20 вв. (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев)……………………………………………………………………..…..189

54 Метафизика всеединства В. С. Соловьёва………………………...……195

55 Русский космизм………………………………………………………….197

^ Тема 11. Современная западная философия

56. Основные черты современной западной философии…………………200

57 Прагматизм……………………………………………………..………..202

58 Позитивизм и этапы его развития……………………………..………..207

59 Экзистенциализм………………………………………………..……….214

60 Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.)…………...……221

61 Философия З. Фрейда и его последователей (психоанализ). ……...…227

62 Философия марксизма и современность……………………………….230
^ Раздел III. Теоретические проблемы философии

Тема 12. Философское учение о бытии (онтология)

63. Бытие……………………………………………………………………..234

64 Философские учения о материи…………………………...…………….237

65 Движение – способ существования материи. Формы движения материи, их взаимосвязь и взаимодействие………………………………….…………240

66 Пространство и время как формы бытия материи, естественнонаучное и философское понимание…………………………………………….………242

67 Понятие «природа»…………………………………………………….246
^ Тема 13. Диалектика как учение о развитии
68. Диалектический характер природы, общества и мышления, его отражение в теории современной философской и биологической науки………………252
69 Диалектика и метафизика – противоположные философские методы….254

70 Законы и категории диалектики……………………………………………257
^ Тема 14. Философские проблемы познания и сознания

71. Познание – чувственное и рациональное………………..………………..260

72 Основные гносеологические теории современной философии…...……..265

73 Сущность науки. Характерные черты научного знания……………...…..270

74 Понятие истины и ее критерия. Диалектика абсолютной и относительной истины. Сущность агностицизма, догматизма и релятивизма………………278
75 Понятие «практика». Соотношение практики и теории………………….283

76 Сознание, его происхождение и сущность………………………………..286
^ Тема 15. Философия о человеке и смысле его существования

77. Философская антропология………………………………………………..291

78 Бытие человека как проблема философии………………………….……..294

79 Поиск сущности человека в истории философской мысли. ………….….297

80 Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия………………………..…302

81 Свобода как философская категория……………………………………....309
^ Тема 16. Социальная философия

82. Философия общества………………………………………………………314

83 Материалистическое и идеалистическое понимание истории…….…….318

84 Формы общественного сознания…………………………………………..323

85 Религия как форма общественного сознания. Религия и философский идеализм. Мировые и национальные религии……………………………….326
86. Глобальные проблемы современности, возможности и пути их решения…………………………………………………………………………331



Тема 17. Ценность как способ освоения мира человеком.
87. Философское учение о ценностях. Классификация ценностей….……...340
Тема 18. Философские аспекты познания живой природы.
88. Философские вопросы биологии………………………………………….345

89 Происхождение жизни как научная и философская проблема………….350

90 Проблема развития и эволюции в биологии…………………………..….355

Предисловие
Предлагаемое читателям учебное пособие написано автором, кандидатом философских наук М. В. Грачёвым, по итогам 7 лет преподавания философии в Московской Государственной Академии ветеринарной медицины и биотехнологии (МГАВМиБ) имени К. И. Скрябина. В первую очередь оно предназначается для повышения эффективности подготовки изучающих философию студентов этого ВУЗа к сдаче экзаменов по данному предмету, а также для самостоятельной подготовки поступающих в аспирантуру МГАВМиБ к вступительному экзамену по философии. Также пособие может быть использовано студентами других учебных заведений для изучения курса философии, преподаваемого во всех ВУЗах и ССУЗах.

Структура учебного пособия в значительной степени соответствует тематическому плану преподавания философии, принятому на кафедре философии и социально-гуманитарных наук МГАВМиБ. По своему содержанию пособие охватывает все основные разделы истории философии и теоретических проблем философии. Эти два основные раздела равнозначно представлены в учебном плане и в пособии. Предлагаемое вниманию читателей пособие подразделяется на 90 пунктов, в точности соответствующих списку вопросов, включённых в состав экзаменационных билетов. Каждая из 90 главок представляет собой желательный вариант ответа на экзаменационный вопрос и содержит необходимый минимум знаний, который должен показать экзаменующийся.

Разумеется, никто не обязывает сдающих экзамен по философии студентов строить свой ответ в точности по шаблону, представленному в пособии. Однако, ориентируясь на материал пособия, можно представить уровень, на котором должен студент продемонстрировать свои знания. Также при подготовке к экзамену полезно будет обращать внимание на выделенные жирным шрифтом и курсивом основные понятия, фамилии философов и названия их главнейших работ. Подразумевается, что преподаватель имеет право проверить знание этого материала студентом.

Напомним, что самым эффективным способом подготовки к сдаче экзамена является не авральное заучивание материала в последние дни и часы перед экзаменом, но постепенное последовательное вдумчивое (а не «зубрительное») освоение материала учебного курса на протяжении всего периода его изучения от первой лекции до последней. Студентам рекомендуется пользоваться пособием для закрепления усвоенного на лекции материала и его повторения. Также стоит напомнить, что чрезвычайно желательной является активная работа на семинарских занятиях, позволяющая выработать практический навык выступления на философские темы и участия в дискуссиях. Предлагаемое пособие может оказать содействие и в подготовке к семинарам.

Поскольку один и тот же материал может использоваться при ответе на разные экзаменационные вопросы, автор пособия не смог избежать некоторых повторов, однако постарался свести их число к минимуму. Как правило, в сносках содержится отсылка к той главке пособия, в которой необходимый материал излагается подробнее.

В пособии учитывается специфика преподавания философии в МГАВМиБ, делается упор на подчёркивание связи философии с познанием живой природы и ветеринарно-медицинской практикой. Как известно, освоение философии специалистами в сфере конкретных наук повышает их креативность, существенно расширяет их мировоззренческие горизонты, содействует большей цельности и системности их мышления. Автор надеется, что благодаря предлагаемому вниманию читателей пособию изучение философии для них станет нетрудным и интересным занятием, а оценки, полученные на экзаменах, дадут им повод гордиться собой.
Автор пособия М. В. Грачёв (на фото стоит слева) благодарит за многолетнее плодотворное сотрудничество, прямую и косвенную поддержку в написании пособия коллектив сотрудников кафедры философии и социально-гуманитарных наук МГАВМиБ имени К. И. Скрябина. В первую очередь это относится к занимавшей должность заведующего кафедрой Елене Евгеньевне Пурто (сидит в центре) и её преемнице на этом посту Ирине Сергеевне Ларионовой (в первом ряду слева). Также автор хотел бы помянуть добрым словом, к сожалению, уже покойного ветерана преподавания философии в МВА Александра Савельевича Григорьева (стоит справа)




^ РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ЕЁ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Предмет философии. Философия как наука.
Слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости», от греческих слов «филия» - «любовь» и «софия» - «мудрость». В русской традиции понятие «философия» часто заменяется словом «любомудрие», а философы иногда называли себя любомудрами. Слово «философия» было, согласно античной традиции, впервые введено выдающимся древнегреческим математиком и мыслителем Пифагором в 6 в. до н.э. Будучи назван за свои таланты и познания мудрецом, Пифагор отказался от этого гордого прозвания. Он полагал, что называть себя мудрецом есть излишняя самонадеянность и тщеславие. Человек никогда не сможет овладеть всей мудростью, но зная о её существовании, будет стремиться в как можно большей степени овладеть ею. Поэтому человек может назвать себя лишь «любителем мудрости» (философом), но не мудрецом (софистом). Полная же мудрость – удел богов и людям недоступна. Пифагор также полагал, что философы отличаются от других людей тем, что они не интересуются суетными мирскими благами и почестями. В то время как большинство людей борются между собой подобно атлетам на арене, философы словно зрители безмятежно наблюдают, созерцая, за ходом борьбы. Другой выдающийся древнегреческий философ Платон полагал, что философствование изначально свойственно душе человека, поскольку стремление к мудрости характеризует человека как промежуточное существо между богами (обладающими мудростью) и животными (ничего о мудрости не знающими).

В дальнейшем философия в различные исторические эпохи и у разных философов определялась весьма разнообразно. Так, в средневековье, в период господства религиозного мировоззрения, философия понималась как любовь к Богу, поскольку именно Бог считался источником мудрости. Поэтому философом оказывался не тот, кто изощрён в диалектических рассуждениях, или познающий мироздание, а искренне и глубоко верующий в Бога, даже если этот человек неграмотен.

В целом можно выделить две основные линии в определении философии, которые берут свой исток в античности. Первая из них рассматривает философию как науку, добывающую знания об окружающем мире. Так, Аристотель полагал, что философия это наука о первых началах, определяющих ход всех процессов в реальности. Другие же античные авторы, к числу которых относятся Сократ, Диоген, Цицерон, Сенека, считали главным в философии то, что она может научить искусству жизни, помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Эти линии в рассмотрении философии могут быть прослежены вплоть до современного осмысления философии.

Предложим вниманию читателей следующее определение философии: «^ Философия – учение о наиболее общих законах бытия и мышления».

Предметом философии как дисциплины является всё мироздание в целом и то, что проявляется во всём мироздании, придавая ему единство. Отметим, что мы не употребили в определении применительно к философии слова «наука», поскольку вопрос о том, является ли философия наукой, до сих пор представляется чрезвычайно сложным и дискуссионным. Научный статус философии на протяжение всего периода существования философии как формы общественного сознания оспаривается и подвергается сомнению. В соответствии с ответом на вопрос «Является ли сама философия наукой?» выделились два направления, которые можно обозначить как сциентизм и антисциентизм.

Сциентисты1 (от лат. “scientia” – «наука») полагают, что философию можно считать наукой Однако и здесь нет полного согласия. Условно сциентизм можно разделить на философский и антифилософский. Представители философского сциентизма полагают, что философия является образцом, эталоном научности, в соответствии с нормами которого должны строиться прочие науки. Философия ставится в качестве высшей науки в привилегированное положение и получает право командовать прочими науками, становится их царицей, повелительницей. Как подобную «науку наук» рассматривал философию немецкий мыслитель 19 в. Г. Гегель. Также к представителям философского сциентизма могут быть причислены Аристотель, Э. Гуссерль и др. Разумеется, прежде всего такая позиция импонировала самим философам, но вызывала неприятие у многих учёных. Труды философов, Г. Гегеля в первую очередь, изобиловали неточностями и фактическими ошибками, что весьма раздражало учёных. Возникало желание порвать с философской опекой и развивать научные дисциплины без диктата со стороны философии.

Антифилософский (частнонаучный) сциентизм отрицает претензии философии на руководство науками и сводит философию к роли служанки наук. Философия должна не давать новое знание (этим успешно занимаются частные науки), а лишь систематизировать, классифицировать добытые науками знания. Примером антифилософского сциентизма является позиция большинства позитивистов. Так, английский философ-позитивист Г. Спенсер полагал, что философия это «вполне объединённое» знание в отличие от «частично объединённого» научного знания. Позитивисты исповедовали принцип «наука сама себе философия» и выступали за освобождение наук из-под влияния философии. Однако стоит сразу же указать, что подобная позиция подвергается вполне обоснованной критике. Научная деятельность всегда, явно или неявно, опирается на некоторые мировоззренческие предпосылки, задаваемые в том числе и философией. Значение философии для развития науки становится особенно заметным в периоды «научных революций», сопровождаемых сменой парадигм, т.е. основных мировоззренческих и методологических принципов, которых та или иная научная дисциплина придерживалась на определённом этапе своего развития.

Философию с науками связывает то, что и науки и философия нацелены на познание мира, а также необходимость обоснования полученных результатов, что отличает науку и философию от религии и искусства. Интересно отметить, что философия чётко не относится ни к естественным ни к гуманитарным дисциплинам, как бы связывая эти большие группы наук. Подобное место философии среди наук обуславливается тем, что она изучает наиболее общие законы бытия, т.е. то, что объединяет мир природы, изучаемый естественными науками с миром культуры и общества – предметом гуманитарного знания.

Антисциентисты же, в противоположность сциентистам, полагают, что философия изначально не является наукой и ей не следует навязывать нормы научности. Это не принесёт никакой пользы мышлению и приведёт к уничтожению философии как таковой и к её растворению в сонме частных наук. Философия и наука, по мнению антисциентистов, - две принципиально разные формы постижения бытия. В качестве примера антисциентистской позиции можно привести воззрения русского религиозного философа начала 20 в. Н. А. Бердяева, считавшего научность «рабством духа во власти необходимости» и рассматривавшего философию как «свободное, ничем не стеснённое исследование бытия».2 Основной недостаток науки, согласно Н. А. Бердяеву, заключается в том, что она не даёт выхода в сферу свободы, поскольку учёный обязан неотступно следовать за фактами реальности, являясь по сути их рабом. Философия, в отличие от науки, благодаря наличию творческого начала, предоставляет человеку выход из мира необходимости в царство свободы. К антисциентизму относятся воззрения таких направлений современной философии как персонализм, философия жизни, экзистенциализм, неотомизм.

Философию от науки отличает то, что философия является личностным знанием, не обладающим характерной для наук общностью для всех субъектов (интерсубъективностью). Все научные истины интерсубъективны: для всех будет истинна химическая формула воды, или 180 0 как сумма углов треугольника. В философии из-за её личностного, субъективного характера не может быть ничего общего для всех; у каждого человека свои представления о первоначалах мироздания, о смысле жизни, о бытии божественного, о добре и зле и пр. Подобные вопросы вообще не могут быть предметом научного изучения; ответы на эти вопросы, как правило, даются философией или религией.

В качестве следствия из понимания философии как личностного знания можно отметить, что философские проблемы имеют вечный, принципиально нерешаемый для всех характер. Современные философы во многом решают те же проблемы, над разгадкой которых бились их отдалённые предшественники. В философии труднее заметить прогресс в накоплении знаний по сравнению с конкретными науками. Так, любой современный медик знает намного больше, чем основоположник медицины Гиппократ, однако вряд ли можно сказать, что философы нашего времени продвинулись в изучении вопроса о материальном или духовном первоначале мироздания или о смысле жизни вперёд по сравнению со своими предшественниками. Каждый философ (или интересующийся философией человек) даёт своё решение проблемы, которое ни в коей мере не может претендовать на общезначимость.

В отличие от наук, изучающих тот или иной сегмент окружающей реальности, философия интересуется изучением целостного бытия мироздания и использует для этого предельно общие понятия – категории. Она интересуется тем общим, что проявляется в каждой отдельной сфере реальности (бытием вообще, временем вообще, движением вообще). Философия в отличие от науки ориентирована не только на достижение знания, но также и на совершенствование личности, её приобщение к миру высших ценностей. Ещё древнегреческий философ Гераклит писал: «Много должны знать мужи-философы», однако затем добавлял «многознание уму не научает». Наука даёт человеку только знания, а философия предоставляет возможность обрести ум, хотя бы частично приобщиться к мудрости.

Можно также обратить внимание на черты, роднящие философию с искусством. С искусством философию связывает их личностный характер. В произведениях искусства и философских воззрениях находят отражение личные взгляды их авторов. Подобно тому, как пейзаж не обязательно должен точно (в отличие от фотографии) отображать реальные объекты, так и философская теория не отражает в точности окружающую реальность. Можно сказать, что философ наряду с художником отражает не сам окружающий мир (это делает учёный), а свои впечатления от взаимодействия с окружающим миром. Не случайно русский философ Н. Я. Грот доказывал, что философия является не наукой, а одним из видов искусства, «творчеством в сфере отвлеченных понятий».3

Близость философии и искусства проявляется в том, что многие философы использовали художественную форму для изложения своих философских идей (Платон, Лукреций, Ф. Ницше, А. Камю, Ж. П. Сартр). В то же время деятели литературы и искусства создают произведения, характеризующиеся глубоким философским содержанием. Здесь можно упомянуть наполненные решением философских вопросов романы Ф. М. Достоевского, произведения Л. Н. Толстого, натурфилософскую лирику Ф. И. Тютчева, музыкальные композиции И. С. Баха, Л. Бетховена, картины К. Малевича, С. Дали. В русской традиции самым ярким примером «философской» живописи можно считать картину художника Николая Ге «Что есть истина? (Христос перед Пилатом)».

Достаточно распространённым является понимание философии как своеобразного синтеза веры и знания; наука выступает лишь как один, хотя и очень важный, компонент формирования философии. Английский философ 20 в. Бертран Рассел применил к философии образ нейтральной территории («ничья земля»), за которую ведётся борьба между другими формами духовной культуры – наукой и религией. Следствием такой борьбы является активное влияние науки, религии и искусства на сферу философии, что существенно обогащает предметное поле и методологический инструментарий философии. Соответственно философия приобретает черты, заимствованные от других форм культуры, и роднящие её одновременно с наукой, религией и искусством.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Похожие:

Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconУчебное пособие Москва 2008
Юдин В. П. Профсоюзная работа в школе. Учебное пособие. Москва, Издательство мгоу, 2008. 126 с
Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconРабочая программа (дополнительное образование) кружок «умники и умницы» Тип
Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. 2-е издание. Д. В....
Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconУчебное пособие Для подготовки частных охранников
Учебное пособие предназначено для слушателей учебных центров, осуществляющих подготовку сотрудников частных охранных служб
Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconВопросы для подготовки к экзамену

Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconУчебное пособие Для подготовки частных охранников
Учебное пособие предназначено для слушателей учебных центров, осуществляющих подготовку сотрудников частных охранных служб, самостоятельно...
Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconУчебное пособие Для подготовки частных охранников
Учебное пособие предназначено для слушателей учебных центров, осуществляющих подготовку сотрудников частных охранных служб, самостоятельно...
Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconТиповые задачи для подготовки к экзамену

Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconЦентр правовой информации
История государства и права зарубежных стран : учебное пособие: для вузов / И. В. Абдурахманова. Москва : инфра-м : Академцентр,...
Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconПрограмма подготовки выпускников 9-х классов к государственной итоговой...
Создание оптимальных условий для качественной подготовки выпускников 9-х классов к государственной итоговой аттестации, выпускников...
Философи я пособие для подготовки к экзамену москва 2011 iconМетодическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72
О-75 Основы религиозных культур и светской этики: Методическое пособие. – Кострома: коиро, 2011. – 152 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница