Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников




НазваниеОсобенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников
Адаптация к школьным условиям - довольно сложный период в жизни каждого ребенка. Одной из причин школьной дезадаптации может стать недостаточная речевая готовность к обучению в школе. Нарушения в развитии речи первоклассника могут повлиять на успешность освоения им общеобразовательных программ, отрицательно сказаться на психологическом состоянии, вызвать снижение учебной мотивации, отклонения в поведении, и, как следствие, осложнить весь процесс приспособления ребенка к школьной жизни.

В нынешнем году среди первоклассников более 30% детей с различными нарушениями речи. Две трети из них имеют дефекты звукопроизношения, не отягощенные отклонениями в фонематическом восприятии и недостатками в лексико-грамматическом строе и связной речи. Другая треть – это дети с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи: нарушения произносительной стороны речи сочетается у них с неразвитостью фонематических процессов и отставанием в формировании грамматических навыков, словарного запаса и связной речи. Наряду с речевыми дефектами у этих детей отмечаются нарушения психологических процессов, общей и мелкой моторики, пространственного восприятия. Эта группа детей вызывает у учителя-логопеда особую тревогу, так как именно они испытывают специфические трудности в овладении навыками письма и чтения и в усвоении общеобразовательных программ начальной школы в целом.

Чтобы предупредить возможные трудности обучения, скорректировать имеющиеся нарушения в развитии устной речи и, в общем, облегчить процесс адаптации первоклассников к школе, как учитель-логопед на школьном логопункте выполняю следующую работу.

В начале учебного года провожу глубокое, всестороннее обследование состояния устной речи и неречевых функций обучающихся первых классов. На основе анализа диагностических данных строится вся последующая коррекционная работа, причем учитываются особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.

Индивидуализация коррекционного обучения – один из главных его принципов. Индивидуализация – это и выстраивание траектории развития и коррекции для каждого ребенка. Это и соблюдение оптимального темпа обучения (соответствие времени, отведенного на освоение навыка, индивидуальным возможностям ребенка). Это и подбор средств обучения, специальных методов и приемов логопедического воздействия, соответствующих уровню развития данного учащегося. Так, для одного ребенка достаточно выработать основные положения и движения органов артикуляционного аппарата, чтобы начать этап постановки звука. С другим учеником необходимо освоить весь комплекс подготовительных упражнений. У одного получается вызвать звук по подражанию, у другого – только с механической помощью. Один испытывает трудности автоматизации поставленных звуков речь, и этот период у него затягивается; у другого появившиеся звуки легко вводятся в речь, процесс их автоматизации менее продолжительный. Кроме того, индивидуализация – это и поиск психолого-педагогического подхода к каждому ученику. Стараюсь установить психологический контакт с каждым обучающимся, создать на занятии атмосферу эмоционального комфорта. Личностно-ориентированное обучение способствует успешной адаптации к школе.

Необходимо также отметить, что логопедическая работа носит не только коррекционный, но и развивающий характер. Поэтому широко использую современные развивающие технологии в своей практике: технологию развития артикуляционной моторики, технологию развития фонематического восприятия, инновационные методы развития связной речи. Кроме того, применяю такие формы работы и приемы, которые позволяют наряду с речевой функцией развивать и психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие. Всестороннее развитие первоклассников призвано сгладить трудности их школьной адаптации.

Следует также заметить, что нередко обучающиеся с речевыми нарушениями – это часто болеющие, соматически ослабленные дети. На логопедических занятиях считаю обязательным использование элементов здоровьесбережения, что помогает облегчить адаптационный период. Стараюсь насытить занятие разнообразными по содержанию и форме видами деятельности, соблюдать оптимальную продолжительность каждого и их смену, сопровождать наглядным материалом, демонстрационным и раздаточным. Подбираю задания, позволяющие сочетать познавательную деятельность с двигательной активностью (выполнять в движении, с мячом, сопровождать физическими упражнениями). Особое внимание уделяю мышечной релаксации. Обязательным этапом каждого занятия является артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения. Все это позволяет сохранить интерес к занятию, познавательную активность, работоспособность, повысить эффективность коррекции, предотвратить переутомление и в конечном счете предупредить дезадаптацию первоклассников.

Кроме того, в адаптационный период достаточное внимание уделяю формированию элементарных учебных навыков: умению слушать учителя, целенаправленно выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы.

Немаловажным моментом в своей работе считаю взаимодействие с родителями обучающихся. Установление доверительных отношений с родителями позволяет выявить особенности развития ребенка, его личностные качества, интересы, склонности, а также вовлечь самих родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Проведение комплексной диагностики устной речи первоклассников, индивидуализация коррекционного процесса, использование инновационных логопедических, развивающих, здоровьесберегающих технологий, консультативно-просветительская работа с родителями – все это позволяет облегчить протекание школьной адаптации у первоклассников с речевыми нарушениями.

Похожие:

Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconПлан выступления Речевые особенности детей с онр активный словарь...
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи умственно отсталых школьников
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconПояснительная записка I. Работа учителя-логопеда в мдоу «Детский сад №64»
Работа учителя-логопеда в мдоу «Детский сад №64», не имеющего специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей....
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconПлан работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Ознакомление педколлектива с нормативными и методическими документами по предупреждению ддтт
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconДля родителей первоклассников: Особенности адаптации первоклассников
Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная...
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconПлан работы по предупреждению правонарушений и преступлений
План работы по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения и алкоголизма, наркомании среди учащихся
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconАдаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни в гбоу сош г. Беслан
Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; определить направления дальнейшей работы...
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconПлан работы по предупреждению правонарушений среди подростков
Совещание при директоре по плану работы по предупреждению правонарушений среди подростков
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconНаправления работы психологической службы
Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconНекоторые особенности работы по предупреждению курения табака в общеобразовательных учреждениях
При планировании проведения уроков по методу превентивного обучения необходимо разбивать их на блоки. Первые три блока (или шесть...
Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников iconМатериал для семинара-практикума для педагогов Психологические особенности...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница