Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет




НазваниеПрограмма рассчитана на реализацию в течение трёх лет
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


группа 3МКОУ «Ключиковская СОШ»

Пояснительная записка

Профилактическая работа в школьной среде предполагает взаимодействие с учащимися, имеющими отклонения в поведении, учёбе. Чаще всего активная работа всех служб и структур профилактики направлены на учащегося, а не на устранение причин, вызывающих отклонения в поведении и обучении. Сигналом для действия чаще всего служит подростковый возраст ребёнка, когда как под действием лакмусовой бумаги на поверхность выползают все проблемы, накопившиеся на протяжении нескольких лет обучения в школе. Бороться с такими проблемами сложно, а порою поздно. Стиль поведения, характер взаимодействия со сверстниками и учителями к этому времени уже практически сформирован у подростка, при этом накоплен багаж проблем в учёбе, сложилось негативное отношение к своим способностям, личностным качествам, окружению. Усугубляет положение оценка подростком несовершенства взаимодействий его и родителей, а также стиль и методы семейного воспитания. Таким образом «раскрывшийся бутон» требует больших как психологических, так и физических затрат всей социально-педагогическиой системы школы. Как следствие, проблема лишь сглаживается под воздействием целенаправленной работы психологов, педагогов, социальных служб, но практически никогда не устраняется.

Необходимо в корне пересматривать профилактическую работу и во главу ставить раннее выявление детей группы риска. Можно с уверенностью сказать, что невозможно изменить уровень воспитанности и педагогической грамотности родителей ученика, исправить среду обитания, их образ воспитания и жизни. Но вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, уберечь от необдуманных поступков, приводящих порою к правонарушениям, сохранить и развить природные способности и задатки, способствующие успешному освоению школьной программы. И всё это необходимо начинать делать как можно раньше. Таким образом, появилась программа действий, которая направлена на выявление учащихся с отклонениями в поведении, анализ причин асоциального поведения, социально-педагогическое сопровождение в трудный жизненный период учащегося.

Программа основана на принципах социальной психологии, социальной педагогики обучения и воспитания детей с нарушением познавательной деятельности, общих и коррекционных методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

Она обеспечивает взаимосвязь со службами профилактики школы, администрации села и района.

^ Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет.

Объектом реализации программы являются: учащиеся с девиантным поведением.

Предмет исследования: причины асоциального поведение учащихся.

^ Целью данной программы является: оказание психолого-педагогической помощи учащимся с отклоняющимся поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения.

Реализация программы направлена на решение главных задач:

  • выявление учащихся, имеющих проблемы в поведении, обучении, социализации;

  • создание социальной карты на учащегося и его семью;

  • исследование причин, вызывающих проблемы в обучении и поведении учащегося;

  • планирование профилактической работы по оказанию психолого-педагогической помощи учащемуся и его семье.

Основные направления программы:

  • работа с семьями;

  • работа с педагогами;

  • работа с социальными службами администрации села и района.


Предполагается, что в результате реализации программы:

  • Учащимся будут прививаться нормы поведения, морали;

менее болезненно пройдёт период адаптации в школьной среде; появится опыт решать свои проблемы и трудности совместно с социальным педагогом, психологом, учителями;

процесс социализации и становления личности подростка пройдёт естественно, бесконфликтно;

снизится количество учащихся, стоящих на учёте;

  • Родители смогут получать квалифицированную помощь в воспитании и обучении своих несовершеннолетних детей, имеющих проблемы в обучении и адаптации:

тесная взаимосвязь с родителями позволит глубже понять причину девиантного поведения учащегося для коррекции и содействия;

профилактические меры воздействия на семью позволят контролировать семейные отношения, укрепят воспитательный потенциал родителей, поспособствуют благоприятной обстановке для полноценного воспитания, обучения и развития учащегося.

  • успешная адаптация учащихся с девиантным поведением в школьной среде.

^ Программа представляет собой деятельность социального педагога с профилактическими структурами школы: педагогическим консилиумом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, завучем школы, психологом;

выстраивает взаимосвязь с родительскими комитетами классных коллективов, попечительским советом школы;

инициирует взаимодействие с участковым инспектором, комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав, медико-педагогической комиссией, социально-правовой защитой населения;

предусматривает повышение компетентности её участников.

План реализации программы содержит организационный и подготовительный этапы, во время которых создаются необходимые связи с родителями, педагогами, учащимися, полностью диагностируется контингент учащихся начального, среднего и старших звеньев, с целью выявления уровней обученности и воспитанности, их нравственный и физический потенциал, степень и причины девиаций, среда проживания.

^ В процессе реализации программы возможны следующие трудности:

- низкий воспитательный потенциал родителей учащихся с проблемами в обучении, поведении;

- неэффективность профилактических мер;

- психолого-педагогические отклонения в развитии учащегося, слабая мотивация к обучению и самовоспитанию;

- поступление в учебное заведение учащихся из других школ, с уже имеющимися проблемами в обучении и поведении.

- воспитание и обучение учащегося в подопечной или опекаемой семье, контакты с родителями нерегулярные.


^ Древо проблем


Неблагополучная среда воспитания в асоциальных семьях

Безнадзорность детей в семьях недобросовестных родителей

Приобретение стойких привычек девиантного поведения в семье и внешкольном социуме

Особенности формирования психических процессов обучающихся коррекционной программы 7-8 вида

Сопутствующие психические заболевания у отдельных учащихся

Низкий социальный и интеллектуальный уровень, педагогическая безграмотность родителей.

Неспособность сдерживать собственные противоправные поступки и противостоять им

Недостаточный уровень правовых знаний, мер ответственности обучающихся за правонарушения

Влияние средств массовой информации, печати, видео ит.д.

Дефицит профилактической работы со стороны ПДН, отсутствие школьного психолога, инспектора.

Несформированность критических оценок собственных поступков.



Концепция

Правовую основу школьной программы «Ранняя диагностика учащихся группы риска как один из этапов успешной профилактической работы в школе» составляет:

Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, закон «Об образовании», Федеральный закон РФ от 24.06.99г. №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности».

Основной концептуальной идеей программы является создание в образовательном пространстве школы благоприятной атмосферы, позволяющей реанимировать педагогически и психологически запущенных детей с проблемами в поведении и обучении для успешной адаптации и социализации.
План реализации программы

  • организационный этап

  • подготовительный этап

  • этап внедрения

  • аналитический этап

  • приложение


Комплексная диагностика.

Цель комплексного диагностирования: улучшение эффективности от реализации программы в процессе отслеживания результатов её выполнения.

В процессе диагностики реализации программы создаётся банк данных на учащихся с характерными проблемами в поведении, обучении, адаптации.

Важным показателем успешности реализации программы является динамика снижения количества учащихся, склонных к правонарушениям, бродяжничеству, неуспевающих по предметам, стоящих на учёте.

Для анализа и последующих выводов составляется диаграмма, характеризующая полную социально-педагогическую статистику классов начального звена, с учётом уровня обученности учащихся, имеющих проблемы в адаптации и социализации.

Одним из показателей успешности реализации программы является сравнительная диаграмма соотношения количества учащихся группы риска к общему количеству учащихся в классе, т.е. тенденция к снижению учащихся с девиантным поведением, трудновоспитуемым и труднообучаемым за счёт эффективной профилактической работы.

Уровень социальной адаптации и обученности устанавливается путём анкетирования, опроса, наблюдения за классным коллективом. Такое исследование проводится при поступлении учащихся в школу, на первом этапе обучения в новом для него, классном коллективе, при возникших психолого-педагогических трудностях у учащихся в процессе обучения, воспитания, не реже одного раза в четверть.

Главным показателем успешности реализации программы являются диагностика положительной адаптации и социализации учащихся группы риска в классных коллективах и социуме.

Составляется таблица и графики уровня адаптации и социализации учащихся группы риска в разные периоды времени, влияния различных факторов на поведение и обучение учащихся в школьной среде и во внеурочное время.
^ Подготовительный этап.
Девиантное поведениеэто система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

^ Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

  1. Поведение, отклоняющее от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т.е. астеников, шизоидов, элептоидов и психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Если проступки не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права.


^ Структура взаимодействия различных факторов риска в процессе формирования школьной дезадаптации

(С.А. Беличёва)


Негативные воспитательные воздействия семьи и микросоциальной среды развития ребёнка; психическая депривация

Биологические вредности, действовавшие на ребёнка в процессе развития


Нарушение психического развития



Трудности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками




Нарушения поведения

Трудности в выполнении школьных норм и правил поведения







Трудности в овладении учебной деятельностью

Школьная неуспеваемость




Негативное отношение учителя, неверный педагогический подход

Отрицательное отношение соучеников, низкий социальный статус



Состояние эмоционального дискомфорта


Школьная дезадаптация




Дальнейшие отклонения в поведении, формирование асоциальной направленности, правонарушения

Формирование негативных личностных качеств, дальнейшие нарушения психического развития

Возникновение соматической и нервно-психической патологии


^ Виды и способы реабилитации девиантных детей и подростков
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.

Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребёнка.

Восстановление ребёнка в правах предполагает учёт основных положений Концепции ООН о правах ребёнка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.

Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребёнка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.

Реабилитация невозможна без восстановления ребёнка в статусе и дееспособности. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребёнка как социального субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Реабилитация не только связана с преодолением семейных, школьных репрессий и социальной дискриминации несовершеннолетних, но и изменением представлений ребёнка о самом себе – его «Я - концепции».
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconДополнительная образовательная программа
Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста в течение трех лет
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconПрограмма внеурочного курса 2 класс
Программа «Азбука содержания животных» рассчитана на проведение занятий в течение учебного года один раза в неделю
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconПрограмма «Русская речь: прошлое, настоящее, будущее»
Программа является авторской и рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю в течение одного полугодия). Предназначена для профильного...
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconП. А. Оржековский
Программа рассчитана на преподавание курса химии на базовом уровне в течение 136 часов по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconРабочая программа по информатике в 10 классе
Настоящая программа рассчитана на изучение профильного курса информатики учащимися 10 класса в течение 70 часов (2 часа в неделю),...
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconСредняя Усьва «Согласовано»
Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю)
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconПрограмма «Здоровьесберегающие технологии в образовании детей»
Доу. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить...
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconГ. Карабаново
Программа предназначена для старшеклассников, готовящихся к сдаче экзамена по информатике, рассчитана на 34 часа и проводится в течение...
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconРабочая программа по химии (социально-экономический класс)
Программа Е. Е. Минченкова, рекомендована Министерством образования, рассчитана на преподавание курса химии на базовом уровне в течение...
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Данная рабочая программа рассчитана на изучение курса мхк в 10 классе универсального профиля моу «Калитинской сош» в течение 34 часов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница