Рабочая программа по биологии 8 класс




НазваниеРабочая программа по биологии 8 класс
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Первомайская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

школьным методическим Директор школы: __________/Брянцева С.А./

объединением. Приказ № 66 от 02. 09. 2013г.

Руководитель ШМО:

______________/Барсукова И.С./

Протокол № 1 от 02. 09. 2013г.

Рабочая программа

по биологии

8 класс
Всего часов на учебный год: 70.

Количество часов в неделю: 2.

Учитель:

Барсукова Ирина Сергеевна

Квалификационная категория 1.

Стаж работы: 16 лет.

2013 г.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе авторской Программы по биологии для 8 класса, составленной под руководством Пономаревой И.Н. (авторы: А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш), в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г).

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Согласно действующему в МКОУ Первомайская ООШ учебному плану, в 8 классе предполагается обучение в объеме: всего 70 часов, в неделю – 2 часа - федеральный компонент.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по Биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основная цель: развитие основных анатомических, физиологических, гигиенических понятий о человеке, формирование научного мировоззрения и развитие глубокого понимания сущности человека как живого организма.

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены. Проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системам и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.


  1. Тематическое планирование

  • Введение (1 час)

  • Общий обзор строения организма. (3 часа)

  • Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма. (8 часов)

  • Опорно-двигательная система. (5 часов)

  • Внутренняя среда организма.(4 часа)

  • Кровообращение. Лимфообращение. (5 часов)

  • Дыхание.(6 часов)

  • Пищеварение.(5 часов)

  • Обмен веществ и энергии. (4 часа)

  • Выделение. (2 часа)

  • Кожа. (4 часа)

  • Воспроизведение и развитие человека. (4 часа)

  • Органы чувств. (4 часа)

  • Поведение и психика. (8 часов)

  • Человек и окружающая среда. (7 часов)


3. Содержание.

Введение

Биологическая и социальная природа человека

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

^ Организм человека. Общий обзор.

Здесь и далее в скобках указано дополнительное время, отводимое на повторение и обобщение учебного материала. Обзорные темы выделены жирным шрифтом.

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническя служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитие головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

^ Опорно-двигательная система.

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища, Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение ^ Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений,

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

^ Кровь и Кровообращение,

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. ^ Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки, Классификация иммунитета, Тканевая совместимость и переливание крови. I, II. III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды — органы кровообращения, Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

^ Дыхательная система.

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи. Бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

^ Пищеварительная система.

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения. Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

^ Обмен веществ и энергии. Витамины.

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота» ), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

^ Мочевыделительная система.

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения их значение. Строение и функции почек. Нефрон — функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Кожа.

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

^ Эндокринная система.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза. Гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гиперфункцией (карликовость) и с гипер функцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

^ Нервная система.

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

^ Органы чувств. Анализаторы.

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

^ Поведение и психика.

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения - торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

^ Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

^ Индивидуальное развитие человека.

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.



4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен знать/ понимать:

    • Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

    • Сущность биологических процессов, протекающих в организме человека: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

Объяснять:

  • Родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

  • взаимосвязь человека и окружающей среды;

  • Зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

  • проявление иммунитета в организме; роль гормонов и витаминов.

Изучать биологические объекты:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.

Распознавать и описывать:

  • основные части и органоиды клетки;

  • органы и системы органов человека;

Анализировать и оценивать:

  • воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

Проводить самостоятельный поиск биологической информации:

  • уметь пользоваться дополнительной литературой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек;

  • оказания первой помощи;

  • рациональной организации труда и отдыха.




  1. Лабораторные работы

«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

«Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей».

«Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц».

«Определение правильности осанки. Определение наличия плоскостопия».

«Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после физической нагрузки».

«Измерение артериального давления

«Действие ферментов слюны на крахмал».

«Действие ферментов желудочного сока на белки».

Практические работы

«Исследование рефлекторных реакций человека».

«Знакомство с приемами оказания первой помощи при повреждениях скелета».

«Знакомство с приемами искусственного непрямого массажа сердца»

«Знакомство с приемами остановки кровотечения».

«Знакомство с приемами искусственного дыхания».

«Измерение массы и роста своего организма».
^ 6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся  должны быть положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены

^ Общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

^ Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

^ Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

^ Оценка "1":

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
7. Литература:

А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология: Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». Воронеж: 2008.

Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Календарно-тематическое планирование по биологии в 8 классе


п/п

Дата

предп. фактич.

Т е м а

Вид деятельности

Валеология



1.


2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.
9.

10.

11.


12.

13.


14.

15.


16.


17.


18.

19.
20.

21.

22.


23.

24.

25.


26.
27.


28.

29.
30.
31.

32.

33.


34.


35.

36.

37.

38.

39.
40.


41.


42.
43.


44.

45.

46.

47.

48.

49.
50.

51.


52.

53.

54.


55.


56.

57.
58.
59.

60.

61.
62.
63.


64.


65.

66.

67.

68.

69.
70.



04.09.


06.09.

11.09.

13.09.

18.09.

20.09.

25.09.
27.09.
02.10.

04.10.

09.10.


11.10.

16.10.


18.10.

23.10.


25.10.


30.10.


01.11.

13.11.
15.11.

20.11.

22.11.


27.11.

29.11.

04.12.


06.12.
11.12.


13.12.

18.12.
20.12.
25.12.

27.12.

15.01.


17.01.


22.01.

24.01.

29.01.

31.01.

05.02.
07.02.


12.02.


14.02.
19.02.


21.02.

26.02.

28.02.

05.03.

07.03.

12.03.
14.03.

19.03.


21.03.

02.04.

04.04.


09.04.


11.04.

16.04.
18.04.
23.04.

25.04.

30.04.
02.05.
07.05.


09.05.


14.05.

16.05.

21.05.

23.05.

28.05.
30.05




Введение
Науки о человеке и их значение.
Общий обзор строения организма
Клетка, ее химический состав, строение и процессы жизнедеятельности.


Ткани.

Органы. Системы органов. Организм – единое целое.

Лабораторная работа № 1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».
Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма
Нервная система: строение, функции, принцип деятельности.

^ Практическая работа № 1«Исследование рефлекторных реакций человека».


Безусловные и условные рефлексы.

Спинной мозг.
Головной мозг.
Вегетативная нервная система.

Эндокринная система.

Нарушения деятельности эндокринной системы.


Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма».
Опорно-двигательная система
Общий план строения и функции опорно-двигательной системы. Кости: химический состав, строение, способы соединения.

^ Лабораторная работа № 2

«Состав костей».


Строение скелета человека.

Первая помощь при повреждениях скелета.

Практическая работа № 2 «Знакомство с приемами оказания первой помощи при повреждениях скелета».
Строение и функции мышц. Их работа.

Лабораторная работа № 3 «Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц».
Развитие опорно-двигательной системы.

^ Лабораторная работа № 4 «Определение правильности осанки. Определение наличия плоскостопия».

Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма. Состав и функции крови.

Иммунитет.
Заболевания крови, нарушение деятельности иммунной системы. Лечение и профилактика.
Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма».
Кровообращение. Лимфообращение
Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции.

Строение и работа сердца.

Движение крови в организме.

^ Лабораторная работа № 5 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после физической нагрузки».

Лабораторная работа № 6 «Измерение артериального давления».
Гигиена сердечно-сосудистой системы.

^ Практическая работа № 3«Знакомство с приемами искусственного непрямого массажа сердца».
Первая помощь при кровотечениях.

Практическая работа № 4 «Знакомство с приемами остановки кровотечения».
Дыхание
Строение и функции дыхательной системы.


Состав воздуха. Газообмен в легких и тканях.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Меры первой помощи при поражении органов дыхания.

^ Практическая работа № 5 «Знакомство с приемами искусственного дыхания».

Обобщающий урок по теме «Дыхание».

Пищеварение
Питание и пищеварение.


Пищеварение в ротовой полости. Гигиена зубов.

^ Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал».
Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов желудочного сока на белки».
Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика.
Обобщающий урок по теме «Пищеварение».

Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии. Регуляция обмена веществ.

Превращение веществ и энергии в организме.
Нормы питания.

^ Практическая работа № 6 «Измерение массы и роста своего организма».
Витамины.
Выделение
Строение и функции почек.
Питьевой режим.
Кожа
Строение и функции кожи.

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.

Терморегуляция и ее нарушение в организме. Закаливание.
Обобщающий урок по теме «Кожа».

Воспроизведение и развитие человека
Размножение и половая система человека.

Эмбриональное развитие человека.
Постэмбриональное развитие человека.

Урологические, гинекологические и венерические заболевания и их профилактика.

Органы чувств
Анализаторы. Орган зрения – глаз.

Заболевания и повреждения глаз, их профилактика и меры первой помощи.


Органы слуха и равновесия и их гигиена.


Органы осязания, обоняния, вкуса.
Поведение и психика
Врожденные и приобретенные формы поведения.

Закономерности работы головного мозга.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Память и ее виды.

Биологические ритмы. Бодрствование.

Биологические ритмы. Сон и его значение.
Воля и эмоции. Внимание.
Обобщающий урок по теме «Поведение и психика».
Человек и окружающая среда
Человек как биологический вид.


Человек как социальный вид. Личность и ее свойства.

ЗОЖ – обязательное условие гармонического развития личности человека.
Деятельность человека – глобальный экологический фактор.

Подведем итоги. Контроль знаний.
Заключительный урок.



Беседа.


Сост. схемы «Химический состав клетки», работа с учебником и тетрадью.
Терминологический диктант.

Решение кроссворда «Системы органов».

Выполнение л/р
Тестирование.

Исследование.

Выполнение п/р


Заполнение таблицы «Безусловные и условные рефлексы».

Письменная проверочная работа.

Составление кроссворда
Беседа, проведение эксперимента.
Составление схемы «Классификация желез»
Самостоятельная работа с учебником, консультации учителя.
Контроль знаний. Тестирование.


Работа с учебником, рисунки в тетради
Исследование.


Работа с учебником, составление схемы

Выполнение практической работы.

Ролевая игра «На приеме у врача»
Исследование.

Выполнение лабораторной работы.
Исследование.

Составление памяток «Меры по предупреждению искривления позвоночника» и «…плоскостопия».

Решение биологич. задач.

Сост. схемы.
Проблемные ситуации.
Сообщения учащихся.

Контроль знаний. Тестирование.


Рассказ учителя. Работа в тетрадях.

Заполнение таблицы «Фазы сердечного цикла».


Исследование.
Выполнение л/р


Выполнение практической работы.

Выполнение практической работы.

Работа с учебником.

Заполнение таблицы «Дыхательная система».
Решение биологических задач.
Рассказ учителя.
Работа в группах.
Выполнение практической работы.


Составление теста по теме.

Контроль знаний.

Составление схемы «Пищеварительная система».
Исследование.

Выполнение л/р


Исследование.


Рассказ учителя. Беседа.

Составление кроссворда по теме.


Беседа. Работа с учебником.

Заполнение в тетрадях схем.

Исследование.

Сообщения учащихся.

Заполнение таблицы.

Рассказ учителя.
Работа с учебником и тетр

Заполнение таблицы «Строение и ф-и кожи»

Знакомство с приемами оказания первой помощи.
Решение биологич. задач.

Контроль знаний по теме.

Письменная проверочная работа.

Самостоятельная работа с учебником.
Рассказ учителя.
Заполнение таблицы.
Рассказ учителя.

Заполнение таблицы.
Работа в группах.

Составление памяток «Гигиена женщины», «Гигиена мужчины»
Рассказ учителя.

Заполнение таблицы «Орган зрения».
Работа с учебником.

Составление памятки «Правила гигиены зрения».
Заполнение таблиц.

Решение биологич. задач.

Рассказ учителя.
Заполнение таблицы «Виды анализаторов».

Контроль знаний. Тестирование. Рассказ учителя.

Проведение опытов.
Беседа. Рассказ учителя. Заполнение таблицы.

Составление схемы «Виды памяти».
Работа с учебником.

Решение биологических задач.

Беседа. Составление памятки «Гигиена сна».

Беседа.
Ролевая игра «По письмам телезрителей».

Работа с учебником. Заполнение таблицы «Расы человека…»
Беседа. Заполнение таблицы «Типы темперамента».

Сообщения учащихся.

Защита проектов.
Тестирование.
Беседа.



Физминутка.

Упражнения

на осанку

Упражнения для глаз.

Физминутка.

Упражнения на релаксацию.


Разучивание комплекса упражнений, предупреждающих искривление позвоночника и развитие плоскостопия.


Физминутка.


Упражнения на осанку.


Гимнастика для глаз.

Гимнастика для пальцев и кистей

рук.


Разучивание комплекса упражнений дыхательной гимнастики.
Физминутка.

Упражнения на осанку.


Физминутка.

Гимнастика

для глаз.
Массаж лица.

Физминутка.

Гимнастика для пальцев и кистей

рук.

Разучивание комплекса упражнений

для глаз.


Ритмические упражнения.

Физминутка.



Похожие:

Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г
Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии Класс: 6
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику
Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая учебная программа по биологии 9а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 9 класс «Биология»...
Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 10 класс «Биология»...
Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой...
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс ( 35 часов)
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»...
Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии Ступень обучения (класс) общее 6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 города Ейска
Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа учителя по биологии
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы по биологии
Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница