Региональная олимпиада по литературе




НазваниеРегиональная олимпиада по литературе
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
2004-2005 учебный год
9 класс

Работа ученика (цы) 9 класса

Ф.И.О._______________________________________________

Школа__________________________________________________
Район_____________________________________________
Учитель (ФИО)_____________________________________


Пояснительная записка

к заданиям региональной олимпиады по литературе

9 класс
Задания для 9 класса подразделяются на 3 раздела: теория литературы; история литературы; анализ художественного текста.

Время для выполнения всех заданий - 4 часа (180 минут).

Максимальное количество баллов за все задания - 40 (теория литературы - 10; история литературы - 10; анализ текста - 20).

Вопросы по истории литературы подбирались согласно Программе по литературе для 1-11 классов (М.: Мнемозина, 2000) и с учетом того, что учащиеся проучились только первое полугодие 9 класса. Анализ художественного текста подразумевает достаточно широкую общекультурную подготовку учащегося и чувство литературного вкуса. При оценке этого задания следует особенно обращать внимание на умение проникнуть в суть литературного текста и оригинально его интерпретировать.

^ Департамент образования Администрации ЯНАО
Ямало-Ненецкий институт

повышения квалификации работников образования

Региональная олимпиада по литературе

^ 2004-2005 учебный год

9 класс
Указания к выполнению работы

Участник конкурса должен аккуратно и разборчиво переписать вопрос и под ним написать ответ. В отдельных случаях допустим развернутый ответ, однако ответы на вопросы 1 и 2 разделов (теория литературы и литературная критика) не должен превышать одной четверти стандартной страницы. Ответ на задание 3 раздела не должен превышать одной страницы, 4 раздела – двух страниц. Превышение указанных стандартов приведет к снижению оценки.

^ Вопросы по теории литературы

(каждый правильный ответ оценивается в один балл)

Вопрос 1. К какому жанру следует отнести «Слово о полку Игореве»?
Вопрос 2. Как называется литературное направление, в котором сюжеты заимствуются из античной или древнерусской истории?
Вопрос 3. Назовите высокие и низкие жанры в классицизме.
Вопрос 4. Назовите три единства в классицистической трагедии.
Вопрос 5. Как называется литературное направление, в котором чувства людей доминируют над разумом?
Вопрос 6. Как называется литературное направление, в котором автор пропускает реальную действительность «сквозь призму своего сердца» и создает особый фантастический мир?
Вопрос 7. Какие жанры доминировали в творчестве романтиков?
Вопрос 8. Какие поэтические приемы характерны для творчества романтиков?
Вопрос 9. Как называется литературное направление, представители которого стремятся к достоверному, правдоподобному отражению действительности?
Вопрос 10. Какой жанр стал доминирующим в творчестве писателей-реалистов Х1Х века?

Вопросы по истории литературы

(каждый правильный ответ оценивается в один балл)

Вопрос 1. О каком Игоре идет речь в «Слове о полку Игоревом»? Когда состоялся этот поход?
Вопрос 2. Какие слова М.Ломоносова имеют отношение к Сибири?
Вопрос 3. Какая пьеса положила начало русской поучительной комедии?
Вопрос 4. Что представляет собой композиция книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?
Вопрос 5. Можно ли утверждать, что Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза» реалистично показал своих персонажей?
Вопрос 6. Объясните обстоятельства трагической смерти А.С. Грибоедова.
Вопрос 7. С пьесами какого великого европейского драматурга перекликается комедия Грибоедова «Горе от ума»?

Вопрос 8. Как назывался критический этюд о пьесе «Горе от ума» И.А. Гончарова?
Вопрос 9. О ком Гончаров говорит: «Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота…»
Вопрос 10. Перечислите «крылатые выражения» из пьесы «Горе от ума».

^ Анализ художественного текста

(максимальное количество баллов 20)

Внимательно прочитайте два монолога Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима.

Суждения черпают из забытых газет

Времен очаковских и покорения Крыма,

Всегда готовые к журьбе,

Поют все песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты ?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?...

2

В той комнате незначущая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхам и слезами;

Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. – Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды…

Он рад, но мы не рады…

Пускай меня отъявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад –

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу….

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

^ Дайте письменный анализ двух представленных фрагментов. В анализе должны быть ответы на следующие вопросы:

  1. О какой эпохе идет речь в обоих монологах Чацкого?

  2. Объясните, что это за «времена очаковские и покорения Крыма»? Когда это было и в чье царствование?

  3. Согласны ли вы с оценкой старшего поколения Чацким: «что старее, то хуже»?

  4. Не перекликается ли описанное Грибоедовым почти двести лет назад с тем, что мы наблюдаем в настоящее время? Чем это можно объяснить?

  5. «Французик из Бордо»: какую художественную функцию выполняет употребление уменьшительного суффикса?

  6. Почему для французов Россия представлялась варварской страной?

  7. «Он рад, но мы не рады» - кого имеет в виду Чацкий?

  8. Почему Чацкий ополчается на иностранцев? Не сближается ли его позиция с позицией Скалозуба? Нет ли в этом противоречия во взглядах самого Чацкого?

9. «Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев» - кого имеет в виду Чацкий?

Похожие:

Региональная олимпиада по литературе iconПрограмма по адыгейской литературе для 9класса на 2011-2012 учебный год
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений...
Региональная олимпиада по литературе iconМетодические рекомендации для организации и проведения школьного...
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2007 г.№286), Олимпиада школьников...
Региональная олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе, 9 класс
...
Региональная олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе в 6 классе
Какие произведения, прочитанные в 5 классе, вы знаете, героями которых были дети. Назовите их
Региональная олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе. 10 класс
За верный ответ 0,5 баллов, обоснование 0,5 баллов. Максимальное количество баллов 2
Региональная олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение...
Региональная олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе. 7 класс. 2010-2011 учебный год
Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах...
Региональная олимпиада по литературе iconРабочая программа по литературе в 5 классе Пояснительная записка
Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе». – М., Дрофа, 2008) и программы по литературе Г. И. Беленького...
Региональная олимпиада по литературе iconМеждународная педагогическая олимпиада "Методическая мозаика". Международная...
Проекты: Конкурсы для педагогов. Олимпиады для учеников и студентов. Фестивали творчества!
Региональная олимпиада по литературе iconIv олимпиада по химии
Информируем, что наша олимпиада по химии попала в проект Перечня олимпиад школьников на 2010/11 год, т е победители и призеры нашей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница