И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17




НазваниеИ. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
ПОДВИЖНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ
Родионова, И.Н. Подвижник просвещения / И.Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. – 2011, №8. – С.12 – 17.
Аннотация: сценарий мероприятия, рассказывающего о разносторонней деятельности М.В. Ломоносова, для учащихся 7 – 11 классов.
Оформление

Эпиграф к мероприятию: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом» (А.С. Пушкин).

В мероприятии принимают участие учителя-предметники, представляющие свои науки, в которых М.В. Ломоносов сделал важные открытия.
^ Действующие лица: Ведущий, Чтецы (1 – 4), Учитель русского языка и литературы, Учитель физики, Учитель астрономии, учитель химии, Учитель изобразительного искусства, Учитель географии, Учитель истории.
ВЕДУЩИЙ: Имя Михаила Васильевича Ломоносова извест­но каждому в России. Кто-то, мо­жет быть, не знает, какие откры­тия он сделал и что написал, но то, что он выдающийся рус­ский учёный, знают все.

В Средние века учёных, кото­рые были сведущи в самых разных областях знаний, именовали полигисторами. М.В. Ломоносов за­мечал, что они «знали разные на­уки так довольно, что могли в них производить новые приращения». Позднее на смену этому понятию пришло другое — энциклопедист. Ломоносов стал первым русским энциклопедистом. Его просвети­тельскую роль в истории нашего Отечества трудно переоценить.

ЧТЕЦ (1): «...Соединяя не­обыкновенную силу воли с не­обыкновенною силой понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минера­лог, художник и стихотворец — он всё испытал и всё проник. Вся жизнь его была одним непрерыв­ным подвигом», — писал о М.В. Ломоносове А.С. Пушкин.
ЧТЕЦ (2): «Если в Древней Греции семь городов спорили между собою, кому принадлежит слава слыть родным городом Го­мера, то ныне в России более се­ми наук спорят между собою о праве и чести считать Ломоно­сова своим основателем или пер­вым представителем», — писал в начале XX века видный химик и историк науки Павел Иванович Вальден.

ВЕДУЩИЙ: М.В. Ломоно­сов — один из выдающихся деяте­лей русской науки и культуры во­шёл в историю как величайший учёный-новатор. Жизнь его — вечный пример беззаветного слу­жения Родине. Человек энцикло­педических знаний, разносторон­них интересов и способностей, он прошёл нелёгкий и полный пре­вратностей путь от любознатель­ного крестьянского паренька с далёкого Севера до корифея ми­ровой научной мысли. Трудно да­же перечислить все сферы де­ятельности этого человека. Это был учёный-естествоиспытатель, физик, химик, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития отечественной науки.

Ребята, что вы знаете о жизни М.В. Ломоносова? (^ Ребята отвечают.)

В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегу деревеньки, движимый жаж­дой знаний, бросает всё и идёт в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из не­скольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, по­скольку некогда учился в Москве на священника. Мать Михаила Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно она, к сожалению, рано умершая, научила читать сына ещё в юном возрасте, привила любовь к книге. Особенно полюбил он «Грамматику» Мелентия Смотрицкого, «Псалтырь рифмованную» в силлабических стихах Симеона Полоцкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. Именно эти книги позже Ломоносов называл «вратами своей учёности».

В каких же учебных заведениях учился Михаил Ломоносов?

(В Славяно-греко-латинской акаде­мии в Москве, в Академическом университете в Петербурге, в Мар-бургском университете в Герма­нии.)

(Ребята отвечают.)

Невзирая на бедность (отец за своеволие отказался присылать Михаилу деньги на содержание в академии) и насмешки одно­кашников над двадцатилетним учеником-переростком, который «пришёл латыни учиться», за год освоил курс трёх классов. Здесь он изучил латинский язык, полити­ку, риторику и отчасти филосо­фию. О своей жизни этого первого школьного периода М.В. Ломоно­сов так писал И. И. Шувалову в 1753 году...

ЧТЕЦ (3): «...Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день боль­ше как на денежку хлеба и на де­нежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

ВЕДУЩИЙ: Какие же семь наук спорят между собой о праве и чести считать Ломоносова своим основателем или первым предста­вителем?

(Ребята отвечают. На сцену выхо­дит Учитель русского языка и ли­тературы.)

^ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: Русский язык и литературу раньше называли «русская словесность». Работы М.В. Ломоносова в области рус­ской словесности весьма значи­тельны. Он реформировал систе­му русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения послужили началом становления русского литературного языка светского характера.

Для того чтобы внести порядок в литературный язык, Михаил Ва­сильевич распределил весь его сло­варный состав по трём группам — «штилям», связав с каждым из них определённые литературные жан­ры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии, торжественной оды как высокого. В 1739 году М.В. Ломоносов, учась в Марбургском университете, написал пер­вую свою оду «На взятие Хотина» и составил «Письмо о правилах российского стихотворства». Осо­бое место в его поэзии занимает образ Петра I. Ломоносов — автор фундаментальных филологических трудов: книги по риторике «Крат­кое руководство к красноречию» (1747), «Предисловие о пользе книг церковных в российском язы­ке» (1758) и «Российской грамма­тики» (1755) — первой научной книги о правилах русского языка.

В каком произведении Ломо­носов пишет, «что может собст­венных Платонов и быстрых разу­мом Невтонов // Российская земля рождать»? (В «Оде на день восшествия на Всероссийский пре­стол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петров­ны 1747 года».)

(Ребята отвечают.)

Ломоносов, как истинный гу­манист, посвятил свою литератур­ную деятельность гражданскому воспитанию общества, и художес­твенные принципы классицизма вполне соответствовали его цели. Он считал, что поэзия должна нести людям возвышенные идеа­лы, поэтому основным его жан­ром стала торжественная ода. В созданных поэтом одах возника­ет образ идеального монарха, ко­торый трудится на благо России и может быть примером для всех граждан. Величие монарха являет­ся для М.В. Ломоносова символом величия страны. Потому в этой оде в лице дочери Петра I про­славляется русская государствен­ность. Вдохновенные строки оды посвящены бескрайним просто­рам России, её природным богат­ствам, восхваляется талантливый русский народ, утверждается, что будущее страны — в развитии на­уки и просвещения.

В 1741 году М.В. Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений ино­странцев-академиков, студент не получил ни места, ни жалованья.

Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, М.В. Ломоносов был определён в академию адъюнктом физики. (Уходит.)

ВЕДУЩИЙ: Благодарим Вас за интересное выступление.

(На сцену выходит Учитель физики.)

^ УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ: Всё же главные открытия выдающегося русского просветителя касаются химии, физики и астрономии. Он на десятилетия опередил западно­европейских учёных, но часто его разработки оставались незамечен­ными европейской наукой, кото­рая не придавала особого значе­ния развитию точных знаний в «варварской стране», которой они считали Россию.

Леонард Эйлер был едва ли не единственным современником М.В. Ломоносова, который понял масштабы его ума и оценил глуби­ну его обобщений. Отдавая долж­ное заслугам Михаила Васильеви­ча, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширить пределы ис­тинного познания природы».

Физические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинка­ми, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был от­крыт закон сохранения материи — один из основных законов приро­ды. Печатная публикация этого открытия последовала через 12 лет, в 1760 году, в диссертации «Рассуждение о твёрдости и жид­кости тел». В истории закона со­хранения энергии и массы М.В. Ломоносову по праву при­надлежит первое место.

Он также первым сформули­ровал основные положения кине­тической теории газов, открытие которых обычно связывают с име­нем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быст­рее, а при охлаждении — мед­леннее.

В 1742-1743 годах он изучал северное сияние и высказал пра­вильную догадку о его электричес­кой природе, оценил его высоту. Учёный пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электри­чества и света, которую хотел обна­ружить экспериментально. В эпо­ху господства корпускулярной теории света он открыто поддер­жал волновую теорию «Гугения» (X. Гюйгенса) и разработал ориги­нальную теорию цветов. В 1751 го­ду за свои заслуги М.В. Ломоносов был возведён в дворянское досто­инство.

Вместе с ним изучением элект­ричества занимался его друг — не­мецкий учёный Георг Рихман. Эти исследования закончились пе­чально: проводя в 1753 году опыт с молнией во время грозы, Г. Рих­ман погиб. (Уходит.)

ВЕДУЩИЙ: Это, безусловно, очень интересно. Приглашаем Учителя астрономии.
(На сцену выходит Учитель астро­номии.)
^ УЧИТЕЛЬ АСТРОНОМИИ: Всю жизнь М.В. Ломоносову не была чужда астрономия. И родом он был из деревни Мишанинской, что находится недалеко от села Холмогоры, в котором за поколе­ние до него была основана первая русская обсерватория. Далеко опережая современную ему науку, он первым из учёных разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный оке­ан, в котором даже «камни, как зола, кипят». Загадкой во времена М.В. Ломоносова была и природа комет. Он высказал смелую мысль, что хвосты комет образу­ются под действием электричес­ких сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в об­разовании хвостов комет действи­тельно участвуют солнечные лучи. Настоящий звёздный час для Ломоносова-астронома наступил в 50 лет. 26 мая 1761 года европей­ские астрономы, разъехавшиеся со всей Евразии, прильнули к оку­лярам своих телескопов. Шла одна из первых международных научных акций — наблюдение за прохождением Венеры по диску Солнца.

Ломоносов наблюдал не по общей программе, но «любопытства больше для физических примеча­ний». Существование атмосферы на Венере было подтверждено. В планы учёного входило детальное изучение поверхности планеты. Даже её горам он заранее дал названия: Семирамида, Клеопат­ра. Сафо.

Михаил Васильевич Ломоно­сов готовил новые средства на­блюдения. Он разрабатывал и со­вершенствовал «ночезрительные трубы». По своей схеме он изгото­вил телескоп-рефлектор и, испы­тав его, пришёл к выводу, что «из­обретение произошло в действие с желаемым успехом». Эта схема телескопа носит название Ломохова – Гершеля. Ровно 200 лет спустя после звёздного года М.В. Ломоносова, в 1961 году, к Венере была запущена отечест­венная космическая станция — самая первая в мире. Радиоастрономия и космонавтика XX века раскрыли тайны этой планеты. На Венере теперь есть и кратер Сафо, и кратер Клеопатра. (Ухо­дит.)
ВЕДУЩИЙ: Благодарим Вас за ценные и интересные сведения о Ломоносове-астрономе.

(На сцену выходит Учитель химии.)

^ УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: До Миха­ила Васильевича Ломоносова ка­ких-либо целенаправленных ис­следований по химии в России не проводилось. Именно он создал первую в стране химическую ла­бораторию. Выстроенная в Петер­бурге по его плану, она открылась 12 октября 1748 года. По оборудо­ванию не уступала лучшим евро­пейским, а в одном отношении ей, пожалуй, не сыскалось бы рав­ных — лаборатория была физи­ко-химической.

«Испытать всё, что только можно измерять, взвешивать и определять вычислением» — вот девиз М.В. Ломоносова. Он счи­тал...

ЧТЕЦ (4): «Химик без знания физики подобен человеку, кото­рый всё должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут».

^ УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: И пото­му, утверждал Ломоносов, «вся моя химия физическая». Историк науки П.И. Вальден был совер­шенно прав, считая: «М.В. Ломо­носов, предвосхитив своими пла­нами относительно физической химии действительное её возникновение (около 1887 года) на це­лое столетие, опередил также ос­нователя количественного перио­да химии А. Лавуазье на деся­тилетие...»

М.В. Ломоносов проработал в лаборатории с 1749 по 1757 год. Это был самый плодотворный пе­риод в его творческой деятельнос­ти как химика. Учёный регулярно посылал в Академию наук «рапор­ты» о результатах проведённых ра­бот и планах работ предстоящих.

Он способствовал созданию многих химических производств в России, разработал рецепты и технологию приготовления цветных стёкол, которые ис­пользовал для своих мозаичных картин; одним из первых выска­зал гипотезу об органическом происхождении нефти и камен­ного угля.

Какие впечатляющие откры­тия в области химии М.В. Ломо­носов мог бы ещё сделать! Но он не имел дельных помощников, не встречал понимания даже у про­свещённых современников, не получал необходимой поддержки и от властей. А ведь этот «химик-романтик», по словам П.И. Вальдена, «был создан для того, чтобы насадить в России науку; своим устным словом мог воодушевить множество учеников, обильным потоком идей — создать центр на­учной школы русских исследова­телей...» (Уходит.)

ВЕДУЩИЙ: Спасибо! Инте­ресно, а как связано имя Ломоно­сова с изящными искусствами?

(На сцену выходит Учитель изобра­зительного искусства.)

^ УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬ­НОГО ИСКУССТВА: Раз уж упо­мянуто о цветных стёклах, хочу вам рассказать о том, что научные интересы М.В. Ломоносова каса­лись самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств! В начале 1750-х годов он проявляет особый инте­рес к мозаике, стеклянным и би­серным заводам. Начинает новое дело — строит фабрику цветных стёкол и создаёт художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. В сентябре 1752 года он закончил и препод­нёс императрице Елизавете Пет­ровне первую русскую мозаику — «Мадонна». Именно Михаилу Ва­сильевичу мы обязаны рождением русской мозаики и истинного ше­девра — знаменитого панно, вы­полненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой, — «Полтавская бата­лия». В 1753 году учёный получил привилегию на основание фабри­ки мозаики и бисера и 211 душ с землёй в Копорском уезде. А в 1763 году он стал членом Ака­демии художеств. (Уходит.)
ВЕДУЩИЙ: Да, поистине та­лантливый человек талантлив во всём. Продолжает разговор о ве­ликом русском учёном Учитель географии.

(На сцену выходит Учитель геогра­фии.)
^ УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: М.В. Ломоносов незадолго до смерти, в 1763 году, произнёс про­роческие слова: «Российское мо­гущество прирастать будет Сиби­рью и Северным океаном». Самые «умные очи» XVIII столетия раз­глядели в природе много такого, что оказалось недоступно другим; за что бы ни брался Михаил Ломо­носов, он всегда опережал своё время. Он не совершил ни одного путешествия в неизведанные стра­ны. И всё же по праву считается одним из основоположников рос­сийской географии.

В XVIII веке в России было со­вершено много географических от­крытий. Чтобы нанести на карту исследованные области, в 1739 году при Академии наук был учреждён Географический департамент, тру­дами которого был издан «Атлас Российский». Это стало важным событием не только российской, но и мировой географии. Однако в издании имелось немало недо­статков. М.В. Ломоносов, как ни­кто другой, понимал, что «Атлас» должен быть составлен на основе более строгих исследований. В 1757 году он даже написал специальную «Инструкцию Географическому департаменту». Учёный разработал подробный план создания нового «Атласа». Прежде всего он сочинил «Географические запросы» — спе­циальную анкету, которую разослали по губерниям. Много ценных сведений ожидал получить Ломо­носов от этой первой «географи­ческой инвентаризации» громад­ной страны. Население активно откликнулось, благодаря чему бы­ли собраны данные, которые впос­ледствии послужили источником для многих экономико-географи­ческих трудов. Да и сам термин «экономическая география», проч­но вошедший в научное обраще­ние, предложил именно М.В. Ло­моносов.

Он одним из первых понял, на­сколько важно отыскать и освоить Северный морской путь. Именно он стал изучать верхние слои ат­мосферы. Предвидел, что наступит время, когда с помощью различ­ных приборов смогут предсказы­вать погоду.

В работе «О слоях земных» М.В. Ломоносов высказал мысль об изменении климата нашей пла­неты в процессе её развития. Эта работа положила начало геологи­ческой науке в России.

Взгляды Ломоносова значи­тельно опередили его время. Так, Михаил Васильевич объяснил зна­чение внутренних сил в образова­нии рельефа Земли, что животные и растения далёких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, напри­мер пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование чернозёма, связывая его с накоп­лением в почве перегноя — остат­ков отмерших растительных и животных организмов. Эта мысль М.В. Ломоносова в XIX ве­ке получила развитие и подтвер­ждение в исследованиях чернозё­ма В.В. Докучаевым, основавшим новую науку — почвоведение.

Учёный на протяжении всей жизни интересовался проблемами минералогии. Одной из первых работ, написанных им после воз­вращения на родину, был «Мине­ральный каталог», где давалось детальное описание камней и окаменелостей, хранящихся в петер­бургской Кунсткамере. Ломоно­сов задумывался и о создании капитального труда, посвященно­го минералам России. В 1763 году он обратился к «заводчикам и со­держателям рудных мест» с прось­бой присылать образцы горных пород, руд и минералов с указани­ем, когда и откуда эти образцы взяты. Цель состояла в том, «что­бы для общего знания и прираще­ния рудных дел во всей Россий­ской империи сочинить описание руд и других минералов... из чего б составить общую систему минера­логии российской и показать... правила и приметы рудным мес­там для прииску много точнее, не­жели поныне известны». Вскоре со всех концов страны в Петербург начали приходить посылки с раз­личными образцами минерально­го сырья. В 1764 году Ломоносов издал «Первые основания метал­лургии или рудных дел».

М.В. Ломоносову, к сожале­нию, не удалось составить «Мине­ралогию российскую». Его идею спустя полстолетия воплотил в жизнь выдающийся минералог и химик Василий Михайлович Севергин. (Уходит.)
ВЕДУЩИЙ: Благодарим Вас за такой подробный и интересный рассказ о вкладе учёного в разви­тие отечественной географии и геологии. И наконец, послуша­ем Учителя истории.

(На сцену выходит Учитель исто­рии.)
^ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Всю жизнь М.В. Ломоносов работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. При этом он не был кабинетным чудаком. Крупный, позднее пол­ный, и в то же время быстрый, сильный, нрав имел хоть и доб­рый, весёлый, но крутой, вспыль­чивый до ярости. Он совершенно не терпел над собой никакого на­силия. Однажды — это было ещё в его студенческие годы — задума­ли его ограбить трое матросов на Васильевском острове. Он пришёл в такое негодование, что одного уложил без чувств, другого с раз­битым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам: снял с него куртку, камзол, шта­ны, связал узлом и принёс «добы­чу» домой.

Заботясь о просвещении в Рос­сии, М.В. Ломоносов настаивал на создании университета европей­ского типа, доступного всем слоям населения. Учёный имел немало врагов и завистников, во главе ко­торых стоял всесильный И.Д. Шумахер. По счастью, у него был и по­кровитель — граф И.И. Шувалов, через которого Ломоносов имел возможность провести в жизнь важные планы: в 1755 году по его проекту был образован Москов­ский университет. В 1757 году он становится канцлером, то есть, по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. А в 1759 году он занимался устрой­ством гимназии и составлением устава для неё и университета при академии.

М.В. Ломоносову пришлось взяться и за изучение русской ис­тории, так как немецкие истори­ки, служившие в Академии наук, по его убеждению, превратно её толковали. Он сделал несколько поразительно точных историчес­ких открытий и опубликовал «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), где содер­жится перечень важнейших собы­тий до эпохи Петра I включитель­но. В 1761 году он написал работу «О сохранении и размножении российского народа», по подлин­ным документам собрал «Древ­нюю Российскую историю от на­чала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года».

В конце жизни М.В. Ломоно­сов был избран в почётные члены Шведской и Болонской академий. Став уже признанным, окружён­ный почётом, привычек своих Ло­моносов не менял. До конца жиз­ни он не переставал помогать родным своим, вызывал их в Пе­тербург и переписывался с ними. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны учёного в Александро-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью. (Уходит.)
ВЕДУЩИЙ: Спасибо за инте­ресные исторические факты жиз­ни и творчества учёного. Какую же длинную жизнь должен про­жить человек, чтобы успеть столько сделать? 80 или 100 лет? Ломоносов прожил всего 54 года и оставил после себя огромное количество трудов и оригиналь­ных идей для потомков. Он лю­бил повторять своим студентам и ассистентам: «Чтобы покорить, надо знать, а мы пока знаем очень мало».


Похожие:

И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 iconМ. В. М. Богушас
Б74 Играем в настольный теннис: Кн для учащихся.— М.: Просвещение, 1987.— 128 с: ил
И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 iconЭлективный курс на 2011-2012уч год: «Учимся решать задачи по химии»
Решение задач требует не только умения свободно владеть теоретическим материалом, но также умения логически мыслить, производить...
И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 iconЧитаем летом… Список литературы на лето для учащихся 10 класса. Учебник:...
Учебник: В. И. Сахаров, С. А. Зинин. «Литература XIX века». В 2-ух ч. – «Русское слово», 2010-2011
И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 iconЗачем мы учимся?

И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 iconЗанятие №9. Зарубежная Европа: регионы и страны. К занятию необходимо
Холина В. Н., Наумов А. С., Родионова И. А. Социально-экономическая география мира: справочное пособие
И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 iconЧто читаем летом?
Литература. 6 класса: Учебник хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор составитель
И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 icon«Учимся быть семьёй»
Создание благоприятных психологических условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства
И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 iconД. В. Родионова архитектор ООО «Центр православного зодчества»
Жизнь храма начинается с первых его эскизов. Каноничность здания церкви, совершенство её облика и удобство во многом зависят от того,...
И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 iconПрограмма внеурочной деятельности «учимся программировать в scratch»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4
И. Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. 2011, №8. С. 12 17 iconСколько звуков в слове «сшить»?
В рассказе И. С. Тургенева «Бурмистр» читаем: «При самом въезде в околицу встретил нас староста, дюжий мужик в косую сажень»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница