Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В




НазваниеРабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4













Рабочая программа основного общего образования

по биологии для 5 класса

разработал учитель биологии Тарарыкова О.В.
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897,зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011года,регистрационный номер 19644; Закона об образовании №3266-1 от10.07. 1992;Примерных программ основного общего образования по биологии для 5-9 классов на основе рабочих программ предметной линии учебников В.В. Пасечника 5-9 классов ,Москва издательство -Дрофа-2012г,Вертикаль. .Данная программа предназначена для организации процесса обучения биологии в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК «Биология»(6 класс). Бактерии, грибы, растения, автора В.В.Пасечника .В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. При разработке данной программы предполагается преемственность обучения биологии в начальной школе . Данная Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по биологии и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и т.д .Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях содержании стратегии обучения ,воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета биология; предусматривает выделение этапов обучения структурирования учебного материала определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов .В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала ,пути формирования системы знаний ,умений и способов деятельности, развития учащихся.

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Содержательной основной школьного курса биологии является биологическая наука, которая обеспечивает

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

  • овладением научным подходом к решению различных задач ;

  • овладение умениями формулировать гипотезы конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты ;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни ;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде ,осознания значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведение точных измерений и адекватной оценки полученных результатов представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Реализуются цели нескольких уровней :

глобальном, метапредметном, личностном, предметном на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ . Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями , в том числе изменением социальной ситуации развития -ростом информационных перегрузок изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее продуктивным сточки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимы . С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются :

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений

,обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность -носителя ее норм ценностей, ориентации ,осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей
накопленных обществом в сфере биологической науки,

^ Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей :признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей ,экологическое сознание ,воспитание любви к природе,

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний , овладением методами исследования природы формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями : учебно - познавательными информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными,

  • формирование у учащихся познавательной культуры,осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры, как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

^ Обучающие, развивающие и воспитательные цели

Обучение биологии в данном УМК реализуются в процессе формирования , совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

• ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ: усвоение учащимися знаний о живой природе о живых системах и
присущих им свойствах, о строении , жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов; формировании у учащихся представлений об истории развития
биологической науки , о значении биологических знаний в жизни людей ; развитие
знаний об основных методах биологической науки ; овладение умениями применять
биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы

,обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека ;

развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с

реализуются цели нескольких уровней :

глобальном, метапредметном , личностном, предметном на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ . Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями , в том числе изменением социальной ситуации развития -ростом информационных перегрузок изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее продуктивным сточки зрения решения задач, развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования

как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимы . С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются :

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений

,обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность -носителя ее норм ценностей, ориентации ,осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей
накопленных обществом в сфере биологической науки,

^ Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей :признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,здоровья своего и других людей ,экологическое сознание ,воспитание любви к природе,

  • развитие познавательных мотивов направленных на получение нового знания о живой природе познавательных качеств личности связанных с усвоением основ научных знаний , овладением методами исследования природы формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями : учебно - познавательными информационными ,ценностно-смысловыми, коммуникативными,

  • формирование у учащихся познавательной культуры ,осваиваемой в процессе познавательной деятельности , и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

^ Обучающие, развивающие и воспитательные цели

обучения биологии в данном УМК реализуются в процессе формирования , совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

• ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ: усвоение учащимися знаний о живой природе о живых системах и
присущих им свойствах, о строении , жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов; формировании у учащихся представлений об истории развития
биологической науки , о значении биологических знаний в жизни людей ; развитие
знаний об основных методах биологической науки ; овладение умениями применять
биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы

,обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека ; развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с

лабораторным и экскурсионным оборудованием , проводить простые опыты ,и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: предполагают развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся ; привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям связанных с биологией .

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ : воспитание позитивного ценностного отношения к природе ответственного отношения к собственному здоровью, формирование ценностного отношения к жизни как феномену; развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле. Достижение школьниками основной цели обучения биологии способствует их развитию как личностей .Курс биологии в наибольшей мере ,по сравнению с другими школьными курсами , направлен на формирования нравственных ценностей -ценности жизни во всех ее проявлениях,включая понимание самооценки уникальности и неповторимости всех живых объектов ,в том числе и человека . ТАКИМ ОБРАЗОМ ,главные цели курса соответствуют тому ,что зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по биологии , а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и примерным программам по биологии для основного общего образования .

^ Место предмета в учебном плане образовательного учреждения

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 6-х классах на этапе основного общего образования в объеме-35 часов.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках и учебно-методических пособиях созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Учебное содержание курса включает следующие разделы:

с

  1. «Бактерии .Грибы .Растения».-35часов (5класс).

  2. «Многообразие покрытосеменных растений»-6класс(35часов).




  1. «Животные» -70 часов(7класс).

  2. «Человек»-70 часов(8класс).

  3. «Введение в общую биологию».-70часов(9класс). В б классе учащиеся узнают о строении и многообразии покрытосеменных растениях,

,получают общие представления о процессах жизнедеятельности, обмене веществ и превращении энергии , питании и дыхании растений. Знакомятся с основными систематическими категориями: вид, род, семейство и т.д. Изучают классификацию цветковых растений, нравственных нормах и принципах отношения к природе . Учащиеся получают сведения о растительных сообществах, влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Контрольных работ 4

Экскурсии 2

Лабораторных работ 12

Практическихработ 2

Проектов и исследований 2_
Резервное время (Зчаса), предусмотренное в Примерной программе , предполагает
использовать для реализации авторского подхода в изучении биологии, разнообразия
форм организации учебного процесса , внедрения современных методов обучения и
педагогических технологий (коммуникативный подход, использование ИКТ) и т.п.

^ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению биологией .В свою очередь изучение биологии способствует развитию коммуникативных способностей школьников ,что положительно сказывается на развитии познавательных способностей формирование общеучебных умений учащихся в изучении природы . Деятельность^ характер предмета « Биология» соответствует природе школьника Илет.вопринимающего мир целостно и эмоционально и активно. Это позволяет включать различные виды деятельности свойственные ребенку данного возраста (работа в малых группах, проектная, исследовательская, выполнение практических и лабораторных работ.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи .

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативной компетенции основу которых составляет процесс общения и грамотная речь. Это способствует правильному использованию биологической терминологии и символики ,развитию потребности вести диалог,выслушивать мнение оппонента , учавствовать в дискуссии. Развитие личности в системе образования обеспечивается , прежде всего , через формирования универсальных учебных действий ,которые выступают инвариативной основой образовательного и воспитательного процесса . УУД- это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта ; совокупность способов действия учащегося , обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса. Это обобщенные способы действий, открывающие возможности ориентации учащихся , как в различных предметных областях, так и в самой учебной деятельности , включая осознание учащимися ее целей , ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Таким образом, достижения «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности , которые включают : 1) учебные мотивы ,2) учебную цель ,3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала ,контроль и оценка). Под метапредметными действиями понимаются умственные действия учащихся , направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью и применяются как в рамках образовательного процесса дак и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

^ ФУНКЦИИ УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения , ставить учебные цели , искать и использовать необходимые средства и способы достижения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе , высокой социальной и профессиональной мобильности;


• обеспечение успешного усвоения знаний , умений , и навыков , формирование картины
мира и компетентностей в любой предметной области.

^ Виды Универсальных Учебных Действий: ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Освоение общекультурного наследия Россини общемирового культурного наследия; ориентация в системе норм и ценностей , особенностях социальных отношений и взаимодействий ; экологическое сознание ,признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях ; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий ; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; уважение к личности и ее достоинству доброжелательные отношения к окружающим гражданский патриотизм , любовь к Родине ,чувство гордости за свою страну,уважение к другим народам России и мира и принятие их , межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству ; потребность в самореализации , самовыражении, социальном признании , умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических политических и экономических условий готовность к выбору профильного образования , выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению готовность к самообразовнию и самовоспитанию.

^ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

целеполаганию, включая постановку новых целей преобразование практической задачи в познавательную , умение самостоятельно планировать,анализировать и контролировать условия достижения цели ,уметь принимать решения в проблемной ситуации ,уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее, эффективный способ осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач , адекватно оценивать свои возможности достижения цели.

^ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

формулировать собственное мнение и позицию , аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь ; адекватно использовать речевые предметные средства для решения различных коммуникативных задач ; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками определять цели и функции участников , способы взаимодействия ; планировать общие способы работы ; работать в группе - устанавливать рабочие отношения , эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации ;интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми ; знать и уметь применять основы коммуникативной рефлексии ; использовать мотивы и потребности для отображения своих чувств и мыслей ; брать на себя инициативу в организации в совместного действия ; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе на основе уважительного отношения к партнерам ,адекватного межличностного восприятия , готовности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

^ ПОЗНАВТЕЛЬНЫЕ УУД включают:

1) ОБЩЕУЧЕБНЫЕ универсальные действия: осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач ; осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций ;строить логическое рассуждение ,включающее установление причинно- следственных связей ; объяснять явления и процессы , связи и отношения выявляемые в ходе исследования ; владеть основами ознакомительного изучающего , усваивающего и поискового чтения ; знать и использовать основы рефлексивного чтения ; постановка и формулировка проблемы самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ; действия со знаково-символическими средствами (замещение ,кодирование декодирование моделирование).

2)ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, имеют общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания . В рамках школьного обучения биологии логическое мышление понимается способности и умения учащихся производить простые логические действия (анализ синтез, сравнения ,обобщения), а также составные логические операции(построение, рассуждения ,отрицания опровержение , с использованием различных схем - индуктивной и дедуктивной).

^ НОМЕНКЛАТУРА ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВКЛЮЧАЕТ:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных(с целью выделения тождеств различия определения общих признаков и составления классификации); опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью включения в тот или иной класс; анализ-выделение элементов и единиц из целого расчленение целого на части; синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая ,восполняя недостающие компоненты; классификация -отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи ; подведение под понятия -распознавание объектов выделение существенных признаков и их синтез .вывод следствий; установление аналогий. ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

способы преобразования учебного материала , представляют действия моделирования выполнения функции отображения учебного материала ,выделения существенного отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование и обобщение знаний .Это действия - моделирование-преобразование объекта из чувственной формы и модель где выделены существенные характеристики объекта -(пространственно-графическая или знаково-символическую).- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО РЕЗУЛЬТАТОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД в 6 классе БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ УМЕНИЯ :

произвольно или осознанно владеть общим приемом решения задач ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; использовать знаково-символические средства в том числе модели и схемы для решения задач осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; использовать знаково-символических средств в том числе модели и схемы для решения учебных; ориентироваться на разнообразие способов решение задач ; учиться основам

Результативность изучения предмета биологии в основной школе.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе ;

  2. формирование познавательного интереса к изучению живой природы, уметь:

а) сравнивать строение и функции клеток растений, организмы прокариоты и эукариоты

б) делать выводы о клеточном строении организмов растений, бактерий, грибов, об
усложнении растительного мира в процессе эволюции;

в) строить рассуждения, анализировать;

3) эстетическое отношение к живым объектам: бережное отношение к организмам, видам, природным сообществам, соблюдение правил поведения в природе.

Метапредметными результатами по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умен видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

  2. умение работать с разными источниками информации, находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно - популярной литературе биологических словарях, справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами являются:

1.6 познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов ( отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов ( роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами.

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснения роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жиз человека, значения биологического разнообразия для сохранения биосфер

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах - органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностей строения клеток, тканей, органов растений и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно - ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами ( препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями; выращивания и размножения культурных растений и уход за ними.

5. В эстетической сфере:

- выявление эстетических достои

Содержание программы
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой...
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconРабочая программа по биологии для 5 класса, 1час/нед., всего 35часов....
В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология....
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 6...
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconРабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской Программы по биологии для 8 класса, составленной под руководством Пономаревой И....
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconРабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений рф, в соответствии с...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса разработал учитель биологии Тарарыкова О. В iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница