Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное




НазваниеКурс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное
страница1/19
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС
КУРС ЛЕКЦИЙ
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 февраля 2007 года
Издание второе,

переработанное и дополненное
Н.А. РОГОЖИН
Рогожин Николай Александрович, советник юстиции 2-го класса, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Орловской региональной академии государственной службы и кафедры гражданского права и процесса Орловского государственного технического университета.

Автор книг и многочисленных статей по актуальным проблемам права.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Совершенствование экономических отношений вызвало необходимость создания адекватной им судебной системы. Основу современных экономических отношений Российской Федерации составляет рыночная экономика, т.е. экономика, основанная на предпринимательской деятельности, поэтому в противовес ранее действующей системе государственного арбитража, функционировавшего в экономике административно-командного типа, была создана система арбитражных судов, задачей которых является защита нарушенных прав и законных интересов субъектов права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В последнее время интерес к арбитражному процессуальному праву повысился, поскольку знание арбитражного судопроизводства является необходимым не только для получения высшего юридического образования, но и для осмысленного и эффективного участия в арбитражном процессе в конкретных спорах на практике.

Действующий АПК 2002 г. (далее - АПК РФ) в значительной степени усложнился по сравнению с двумя предыдущими Кодексами 1992 г. и 1995 г. Знание и правильное применение действующих норм арбитражного процессуального права - одно из главных условий успешной практической защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов права в арбитражном суде.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, в котором систематизированы, в простой и доступной форме изложены основные положения действующего арбитражного процессуального законодательства с учетом подходов, выработанных судебно-арбитражной практикой, и освещены основные институты арбитражного процессуального права.

Учебное издание не только дает возможность студенту ознакомиться с арбитражным процессом, чтобы успешно сдать экзамены, но и позволяет практикующему юристу обновить свои знания в этой области.

Данное учебное издание будет также полезно аспирантам, преподавателям юридических вузов, а также другим лицам, интересующимся современным арбитражным процессуальным законодательством.
^ Тема 1. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. История становления арбитражных судов

в Российской Федерации
Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России можно считать коммерческие суды, рассматривающие в то время торговые, вексельные дела и дела о торговой несостоятельности <1>, т.е. имевшие свою специальную компетенцию.

--------------------------------

<1> См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С. 130 - 132.
В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в условиях ослабления товарно-денежных отношений, слабости экономических отношений в целом судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предпринимателями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием экономических отношений, особенно в 20-х гг. прошлого века - в период новой экономической политики (НЭПа), возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и учреждениями, в связи с чем в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний <2>.

--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Арбитражный процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2007 (издание третье, исправленное и дополненное).
<2> См.: Арбитражный процесс. Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Треушникова. М.: Издательство БЕК, 1993. С. 2 - 3.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. <3> был образован государственный арбитраж, разрешавший споры между социалистическими учреждениями и предприятиями и выполнявший задачу по укреплению договорной, плановой дисциплины и хозяйственного расчета. При этом образовались два вида арбитража: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету) <4>.

--------------------------------

<3> СЗ СССР. 1931. N 26. Ст. 26.
КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Арбитражный процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2007 (издание третье, исправленное и дополненное).
<4> См.: Арбитражный процесс. Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Треушникова. М.: Издательство БЕК, 1993. С. 3.
Система указанных арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. введением в действие Закона РСФСР "Об арбитражном суде" <5>, который послужил основой замены арбитражей арбитражными судами. Причиной замены советских арбитражей арбитражными судами являлся переход России на новые экономические условия хозяйствования - от административно-командных отношений к рыночным отношениям. Соответственно, разрешение споров между юридически равными субъектами предпринимательской деятельности старыми способами административно-командного характера, применявшимися в условиях советской хозяйственной системы, стало невозможным.

--------------------------------

<5> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1013 - 1014; 1992. N 34. Ст. 1965.
В последующем в Конституции РФ 1993 г. арбитражные суды были окончательно закреплены в качестве самостоятельной составляющей судебной власти Российской Федерации.

С 1995 г. деятельность арбитражных судов в Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
§ 2. Понятие арбитражных судов и их система
Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды - это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан - индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Соответственно, субъекты Российской Федерации не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отнесенные к подведомственности арбитражных судов.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

1) арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения - Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции;

2) 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов - по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов;

3) 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции;

4) Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ (см. схему 1).
Схема 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации
┌───────────────────────────────────────────┐

│ 4-й уровень │

│ Высший Арбитражный Суд РФ │

│ (высшая судебная инстанция) │

└─────────────────────/\────────────────────┘





┌─────────────────────┴─────────────────────┐

│ 3-й уровень │

│ Арбитражные суды кассационной инстанции │

│(10 федеральных арбитражных судов округов) │

├───────────────────────────────────────────┤

│ 2-й уровень │

│ Арбитражные суды апелляционной инстанции │

│ (20 арбитражных апелляционных судов) │

├───────────────────────────────────────────┤

│ 1-й уровень │

│ Арбитражные суды первой инстанции - │

│ арбитражные суды субъектов РФ │

└───────────────────────────────────────────┘
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации - судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверки законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации - судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство - структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, т.е. без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (последняя редакция Регламента утверждена Постановлением Пленума ВАС РФ от 30 декабря 2002 г. N 12 <6>).

--------------------------------

<6> См.: Вестник ВАС РФ. 2003. N 3.
Согласно ст. 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов - Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации".
§ 3. Задачи и функции арбитражных судов
Задачи арбитражных судов определяются целями судебной деятельности, в целом их можно разделить на две группы:

а) свойственные всем арбитражным судам;

б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ.

Общие задачи всех арбитражных судов закреплены в ст. 2 АПК:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Кроме того, как вытекает из практики осуществления экономического правосудия, задачей арбитражных судов является также защита в равной степени как частных, так и публичных прав и интересов.

На Высший Арбитражный Суд РФ также возложены задачи:

- изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами;

- давать разъяснения по вопросам судебной практики;

- подготавливать предложения по совершенствованию законодательства при реализации права законодательной инициативы;

- вести судебную статистику и контролировать ее ведение в нижестоящих судах, осуществлять меры по обеспечению деятельности арбитражных судов в целом (в том числе, в вопросах материально-технического, кадрового обеспечения и др.).

Основная задача судопроизводства в арбитражных судах - это защита нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которая реализуется в судебном решении.

Функции арбитражных судов следующие:

а) разрешение споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. осуществление экономического правосудия;

б) предупреждение нарушений законодательства в экономической сфере;

в) сохранение правопорядка и обеспечение правовой стабильности.

Кроме общих функций Высший Арбитражный Суд РФ в лице своего высшего судебного органа - Пленума дает разъяснения арбитражным судам по вопросам применения законодательства в экономической сфере в целях его единообразного и правильного применения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconУчебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию...
Гражданское право: в 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник....
Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconПравовые аспекты школьного экстерната материал подготовлен с использованием...
Александр Эрделевский, профессор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук
Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconУчебник 3-е издание, переработанное и дополненное
Гражданское право: в 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е. А. Суханова. М. Волтерс...
Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconРоссийскаяфедераци я федеральныйзако н об антикоррупционной экспертизе...
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов...
Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconРабочая программа по химии учителя биологии-химии первой квалификационной категории
Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации...
Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconИздание 2-е переработанное и дополненное
Но совершенно очевидно, что парус — это целая эпоха в истории человечества, изобретение столь же гениальное, как и изобретение колеса....
Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconЗакон от 17. 07. 2009 n 172-фз (ред от 21. 11. 2011) "Об антикоррупционной...
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconИзданиетретье, дополненное и переработанное
Министерства здравоохранения СССР в качестве учебника для студентов медицинских институтов
Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2007 года Издание второе, переработанное и дополненное iconСамостоятельная работа вопросы для повторения тем налоговые и неналоговые доходы в РФ
Полномочия на издание налоговых нормативных правовых актов и по установлению налогов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница