Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений»




НазваниеУрок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок


Разработан учителем биологии

МБОУ «Новоозерновской ООШ»

Смолиной Ириной Викторовной.

Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений».

Цели:

  1. Образовательно – развивающая цель:

Выведение новых понятий: дыхание.

Применение опорных понятий: Минеральные вещества, органические вещества, фотосинтез, питание, устьица, хлоропласты.

Развитие общенаучных умений: определение понятий, выделение родового и видового признаков в содержании понятий, формирование проблемных вопросов, выявление противоречий, разрешение противоречий.

  1. ^ Воспитательная цель:

Формирование диалектико – материалистического мировоззрения на основе выявления философских категорий: причина – следствие, общее – частное, единство – многообразие.

^ Этапы

Урока.

Деятельность учителя.

Баллы

и

время.

Деятельность учащихся.

  1. Организация класса.



  1. Вступление – обоснование темы.



  1. Актуализация знаний.



  1. Выведение новых знаний.



  1. Обобщение темы урока.



  1. Домашнее задание.



Оценка настроения.


Сегодня на уроке мы продолжим изучать основные свойства живых организмов.

- Какие это свойства?


- Какое свойство мы рассмотрели на прошлом уроке?
Все растения, содержащие хлорофилл, осуществляют процесс фотосинтеза на свету, в результате которого обогащают атмосферу кислородом, поглощая углекислый газ но, как и для всех живых организмов для растений характерен процесс дыхания, который, как известно, идет с поглощением кислорода и выделением углекислого газа. Но содержание кислорода и углекислого газа в атмосфере относительно постоянно. Как же в организме растения протекают эти два взаимопротивоположных процесса? Процесс фотосинтеза уже изучен, соответственно сегодня мы будем говорить о процессе…
Задайте вопрос – суждение к теме нашего урока.

Ученикам сообщается заявка на оценку, раздаются контрольные листы.

Заявка на оценку:

«5» - 17 баллов и более

«4» - 14 -16 баллов

«3» - 10-13 баллов.

Определение понятий, выявление родового и видовых признаков (понятийный диктант в форме «Биолото»).

Понятия: устьица, минеральные вещества, органические вещества, фотосинтез, хлоропласты, питание.


Отчеты по результатам опытов.

  1. Опыт, доказывающий, что для процесса фотосинтеза необходима световая энергия.

Растение или побег помещают на неделю в темное место.

  1. Окрашивание йодом листа герани окаймленной.

На лист герани на зеленую часть и белую капают каплю йода.

Сейчас мы с вами должны разрешить противоречие между двумя процессами, протекающими в организме растения. Питание – это процесс приобретения пищи, а не энергии, но растениям, как и всем другим организмам необходима энергия. А как же растения получают эту энергию? Чтобы это узнать, нам необходимо познакомиться с процессом дыхания.

На доске два облака, на обратной стороне которых написан текст задания.


Задание №1. Сравните процессы дыхания и горения.

Этап индивидуального труда:

  1. Какое значение имеет дыхание?

  2. Определите свойства процессов дыхания и горения.

  3. Выявить сходство между процессами дыхания и горения.

  4. Для чего растению нужна выделившаяся энергия?



Этап простой кооперации:

1 группа – 1,2 вопросы;

2 группа – 3,4 вопросы.


Этап сложной кооперации:

Определение понятия дыхание: дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в реакциях превращения органических веществ в менее сложные, с освобождением энергии.

Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат?

Демонстрация опытов.

Опыт№1: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. Опустим в каждую банку зажженную свечу.

Вопрос – суждение: Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?


Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Самооценка. Модель таблицы выстраивается на магнитной доске.

-Как же в организме растения разрешается противоречие, сформулированное в начале нашего урока.

Проблемный вопрос: Почему в комнатах, где вы спите, не рекомендуется ставить много растений?


Тестовое задание (Приложение №3).


Выставление оценок, в соответствие с заявкой на урок. Оценка настроения.

Составить карточку №3 (Приложение №5).

30 сек.

5 мин.

10 мин.

20 мин.

8 мин.

2 мин.

Поднимают карточки с изображением солнышка, тучи, солнышка из – за тучи.

Фронтально отвечают.

Питание, дыхание, рост, развитие, раздражимость, выделение.
Питание.

Дыхания.
Каким образом в организме растения протекает процесс дыхания?

Как доказать что в организме растения одновременно протекают два процесса – фотосинтез и дыхание?

У каждого ученика карточка и пять фишек для закрывания понятий, ученики последовательно раскрывают понятия, а остальные закрывают соответствующий квадрат.
Учащиеся в парах анализируют результаты опытов, затем формулируют умозаключения и вопросы суждения к опытам.

Под каждым облаком прикреплена табличка «Пасмурно». Отвечая на вопросы, учащиеся меняют табличку на «Ясно».
Учащиеся получают карточки с вопросами, на которые отвечают самостоятельно (Приложение №4).

Учащиеся делятся на две группы, обсуждение вопросов в группе.

Выступление учащихся.

Учащиеся делают вывод , о том , что все органы дышат в виде умозаключения. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли, следовательно, все органы растения дышат.

Учащиеся получают таблицу, которую заполняют, отвечая на вопросы (Приложение №2).
Учащиеся формулируют вывод: в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.
Ответ в виде умозаключения:
Поскольку в темноте протекает только процесс дыхания, идущий с поглощением кислорода, а сон протекает в темное время суток, следовательно, растения поглощают кислород, выделяя углекислый газ ,что обуславливает нехватку кислорода в воздухе.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Учащиеся считают баллы, поднимают карточки, позволяющие учителю оценить их настроение.


^ Приложение №1.

Контрольный лист по теме «Дыхание растений».

Класс __________________ Дата________________________

Тема урока___________________________________________

Фамилия, имя________________________________________

Единичные

понятия

Вопрос - суждение

Отчет по опытам

Выступление от группы

Вопросы другим группам

Дополнения - возражения

Заполнение таблицы.

Общее количество баллов

2,5 баллов

2 балла

4 балла

3 – 10 баллов

1 балл

1 -3 балл

По 1 баллу





Приложение № 2.

Таблица: «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания»

^ Признаки процесса.

Фотосинтез.


Дыхание.

  1. Где происходит?








  1. Какой газ поглощается?









  1. Какой газ выделяется?









  1. Что происходит с органическими веществами?










  1. Для протекания процесса световая энергия….










  1. Энергия










^ Приложение №3.

Тест: «Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза».

Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.

А) Происходит вот всех клетках.

Б) Протекает только на свету.

В) Поглощается газ и выделяется кислород.

Г) Происходит в клетках с хлоропластами.

Д) Протекает на свету и в темноту.

Е) Органические вещества образуются.

Ж) Органические вещества расщепляются до неорганических веществ.

З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

Фотосинтез:

Дыхание:

^ Приложение №4: «Протекание процесса дыхание».

Как и всем другим организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия. Растения получают ее в процессе дыхания.

Вы все видели, как горят дрова в костре или печке. При горении выделяется большое количество в виде тепла и света. Откуда она берется? При горении органические вещества взаимодействуют с кислородом (вы уже знаете, что кислород поддерживает горение). Сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались – воду и углекислый газ, а световая энергия, которая была использована растениями в процессе фотосинтеза для образования органических веществ, освобождается в виде тепла и света.

Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно, с выделением большого количества энергии. При дыхании разложение органических веществ происходит постепенно в несколько этапов, на каждом из них выделяется небольшое количество энергии, которую растение использует на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

  1. Какое значение имеет дыхание?

  2. Как протекает процесс горения?

  3. В чем сходство между процессами дыхания и горения?

  4. В чем отличия дыхания от горения?

  5. Для чего нужна растению выделившаяся энергия?

Приложение №5 Карточка №3 «Сравнение».

  1. По сравнению с фотосинтезом, который выполняет функцию накопления органических веществ, при дыхании органические вещества разрушаются.

  2. Так же как и дыхание, фотосинтез является основным свойством растений.

  3. Как фотосинтез, так и дыхание являются необходимыми процессами для нормальной жизнедеятельности растений.

  4. Сравнивая условия протекания фотосинтеза и дыхания, можно сказать, что фотосинтез протекает только на свету, а процесс дыхания идет при любых условиях.

  5. Кроме процесса фотосинтеза, еще и процесс дыхания протекает в растении на свету.

  6. Помимо того, что дыхание протекает во всех клетках, как и фотосинтез, оно протекает в клетках, содержащих хлорофилл.

  7. Больше чем для процесса дыхания необходимых условий для процесса фотосинтеза.

  8. Не только фотосинтез, а и дыхание протекает в клетках, содержащих хлорофилл.

  9. Наряду с дыханием фотосинтез играет большую роль в жизни растений.

  10. Если фотосинтез протекает в клетках, содержащих хлорофилл, то процесс дыхания идет во всех клетках организма.

  11. В отличие от процесса дыхания, фотосинтез протекает только в организме растений.


Биолото.

Устьица

Минеральные вещества

фотосинтез

Хлоропласты


Органические вещества

Питание

Похожие:

Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» iconУрок-игра по биологии "Морской бой" Тема: «Дыхание растений и животных»
Дидактическая: Закрепить полученные знания о различных видах и систем дыхания растений и животных. Выяснить значимость дыхания. Закрепить...
Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» iconУрок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"
Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"
Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» iconУрок по биологии в 6 классе. Тема: Классификация покрытосеменных растений
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических
Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» iconКонспект урока по биологии 6 класс тема: разнообразие, распространение,...
Царства растений, местами их обитания, значением растений в природе и жизни человека
Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» iconУрок биологии в 7 классе Тема: «Размножение и развитие насекомых»
Урок проведен в рамках кустового методического объединения учителей химии и биологии
Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» iconУрок биологии в 7 классе. Интегрированный. Тема: Характерные особенности...
...
Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» iconУрок по биологии 7 класс : Многообразие голосеменных растений
Изучить многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека
Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» iconКонспект урока биологии ( 6 класс-комплект) по теме: «Основы систематики растений»
...
Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» iconУрок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений» icon15 декабря 2011 года в рамках ответного визита в нашей школе побывали...
Петрова Людмила Васильевна, в 7 классе урок биологии провела Рукавишникова Любовь Максимовна. После небольшого перерыва открытые...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница