Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс




НазваниеРабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа №20
Рабочая программа

учебного предмета «Мировая художественная культура»

8-9 класс
Разработчик программы

Горбачёва О.Н.
Рассмотрено

МО учителей истории, обществознания, географии

Протокол №1

от «31» августа 2010 г.

Руководитель МО Горбачёва О.Н.
Утверждаю

«01» сентября 2010 г.

Приказ №132/1-К

Директор школы Егорова О.В.

Мурманск

2010 г.

^ Пояснительная записка

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах (68 часов).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

^ Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

^ Дидактические цели:

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

Методические задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

  • воспитание художественного вкуса.

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;



При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, информатики.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

^ Виды деятельности: урок – путешествие, диспуты, беседы, лекции, виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, экскурсии.

Виды работ, выполняемых учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

^ Формы контроля: тестирование, зачёт, контрольные работы.
Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

На уроках искусства и культуры используются совре­менные педагогические технологии: уровневая дифферен­циация, коллективные способы обучения, развивающие и проектные технологии и др. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

^ Содержание учебного материала


Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Содержание предмета «Мировая художественная культура» предоставляют учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций России. В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Музыка», «Изобразительное искус­ство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.



  1. ^ Введение. Понятие о культуре (2 часа)


Роль культуры и искусства в передаче культурного наследия. Вечные темы мирового искусства. Диалог культур. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в ис­кусстве.


  1. ^ Древние цивилизации. Культура античности (6 часов)

Египет. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Скульптурные памятники Египта. Живопись Египта. Музыка Древнего Египта. Искусство доколумбовой Америки.

Древняя Греция. Парфенон – образец высокой классики. Скульптура в Древней Греции. Золотой век Афин. Архитектурные символы римского величия.


  1. ^ Западноевропейское Искусство средних веков (2 часа)

Архитектура западноевропейского Средневековья. Дороманская культура. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

^ 4. Культура Востока (3 часа)

Художественная культура Китая. Искусство Японии. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.
^ 5. Византия и Древняя Русь (14 часов)

Значение культуры Византийской империи. Искусство мозаики и иконописи в соборе Святой Софии в Константинополе. Особенности и значение христианства для развития культуры Руси. Древнерусский крестово-купольный тип храма. Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества. Живопись и музыка Древней Руси. Письменность на Руси. Памятники деревянного зодчества. Монастыри как очаги культуры. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь. Троице-Сергиева лавра. Московский Кремль как символ государственности. Шатровые храмы. Храм Покрова на рву
^ 6. Культура эпохи Возрождения. Северное Возрождение (6 часов)

Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурный шедевры Донателло. Золотой век Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи. Скульптурные и живописные шедевры Микеланджело. Рафаэль – «первый среди равных».

Живопись нидерландских и немецких мастеров. Мастерство Дюрера – гравера. Художественный мир Тициана и основные вехи его творчества.
^ 7. Урок обобщения по темам года (1 час)
8. Художественная культура XVII-XVIII века (8 часов)

Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира. Главные темы искусства барокко и классицизма. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей. Реформы Петра Великого в области культуры. Русское барокко. Растрелли. Зимний дворец. Живопись барокко. Музыка барокко. К. Монтеверди. И. С. Бах. Классицизм в архитектуре Западной Европы. Шедевры классицизма в русской архитектуре. Никола Пуссен как основоположник классицизма. Многообразие жанров голландской живописи и её знаменитые мастера. У истоков русского портретного искусства.

^ 9. Композиторы Венской классической школы (1 час)

Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир Моцарта. Бетховен: путь от классицизма к романтизму.
^ 10. Романтизм (3 часа)

Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран. Живопись романтизма. Делакруа, Кипренский, Брюллов. Пейзажная живопись. История глазами романтиков. Музыкальный романтизм в Европе.
^ 11. Реализм – художественный стиль эпохи (11 часов)

Архитектура России в начале 19 века. Зарождение русской классической музыкальной школы. Историческая живопись. Интерес к жизни человека простого сословия. Творчество А.Г, Венецианова. Достижения французских и русских художников-реалистов. Реальная жизнь героев разных сословий в творчестве П. Федотова и В.Перова. Русская пейзажная школа. «Передвижники». Библейские сюжеты в творчестве передвижников.
^ 12. Музыкальная культура России второй половины 19 века (2 часа)

Творческое наследие М.И. Глинки. Творчество композиторов «Могучей кучки» - расцвет музыкальной культуры России. Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского.
^ 13. Художественная культура начала XX века (2 часа)

Основные черты импрессионизма в живописи и музыке.
14. Искусство символизма (2 часа)

Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Абрамцевский кружок.

^ 15. Триумф модернизма (1 час)

Особенности модерна в различных видах искусства.

Мастера русского авангарда. Абстракционизм В.Кандинского, К. Малевича.
^ 16. Русская и зарубежная музыка XX века (1 часа)

Искусство джаза и его истоки, рок-музыка. Многообразие творчества А.Скрябина, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, С. Прокофьева.
^ 17. Русская культура в начале XX века (1 час)

Театр. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Становление мирового кинематографа. Рождение кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители.
^ 18. Урок – обобщение по темам года (2 часа)

Выполнение творческих заданий. Защита творческих проектов.

«Учебно-тематическое планирование»


Дата

урока


Тема урока


Кол-во часов

Элементы содержания урока


^ Требования к уровню подготовки учащихся


Форма

урока

Домашнее задание





1.

8 класс

Введение. Понятие о культуре.

Роль культуры и искусства в передаче культурного наследия. Вечные темы мирового искусства.


2

1

Понятие о культуре и искусстве. Роль языка в передаче культурного наследия.

Умение грамотно и четко давать определения

Шк. лекция.

Сочинение – рассуждение «Культура в современном обществе»




2

Диалог культур. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в ис­кусстве. Изобразительное искусство и музыка как виды искусства.

1

Художественный образ – основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение видов искусства, их многообразие.

Умение грамотно и четко давать определения

Комбинированный

презентация

Сообщение на тему: «Библиотеки и музеи. Откуда они родом?»





3

^ Древние цивилизации. Культура античности. Архитектура и скульптура страны фараонов.



6

1

Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Периодизация искусства Древнего Египта. Скульптурные памятники Египта, их ритуальное предназначение. Стремление к портретному сходству.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника

Умение классифи-цировать памятники искусства

презентация .+сообщения

Описание любого памятника архитектуры или скульптуры Египта.




4

Живопись и музыка Древнего Египта

1

Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Интонация – основа музыки. Возникновение письменности. Рельефы с изображением батальных сцен

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника

Работа в группах

«Картины музыкальной жизни в настенных изображениях и поэтических произведени-ях Др. Египта» - сообщение




5

Искусство Доколумбовой Америки

1

Значение художественной культуры Америки, её оригинальность и самобытность. Искусство ацтеков. Художественная культура майя.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника

Умение анализировать разные памятники искусства Древнего мира

Практическая работа.

Сообщение о достижениях культуры майя.




6

7

Золотой век Афин

2

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Прогулка по Афинскому Акрополю. Скульптура Древней Греции (Поликлет, Мирон и т.д.)

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника

Умение анализировать разные памятники искусства Древнего мира

Комбинированный

презентация

Описание памятника архитектуры или скульптуры Древней Греции (на выбор)




8

Культура Древнего Рима

1

Значение древнеримской художественной культуры, её периодизация. Архитектура как отражение величия Древнего Рима. Пантеон – храм всех богов.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника

Умение анализировать разные памятники искусства Древнего мира

Комбинированный

презентация

Сообщение на тему: «Рождение античного театра»





9

10


^ Культура западноевропейс-кого средневековья
Романский и готический стили в архитектуре.

3

2

Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилища. Базилика – господствующий тип храма. Эстетика готики. Библейские сюжеты – основа живописи. Витражи. Театр Средневековья. Григорианский хорал.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника

Умение анализировать разные памятники искусства Средних веков



Сообщение «В замке феодала», описание готических соборов (по выбору)






11

^ Культура Востока.
Индия – «страна чудес». Шедевры зодчества.

3
1

Самобытность и неповторимость культуры Индии. Мастерство индийских художников. Роль музыки в жизни индийского общества.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника



Лаб. работа. презентация

Храмовое зодчество Индии




12

Художественная культура Китая

1

Значение и уникальность китайской художественной культуры. Скульптура Китая.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника




Ансамбль императорско-го дворца в Пекине




13

Искусство Страны восходящего солнца

1

Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества и выработка собственного стиля архитектуры.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника

Умение анализировать разные культуры искусства Востока

Лаб. работа. презентация

Описание любого произведения искусства Японии






14

^ Византия и Древняя Русь.

Мир Византийской культуры. Особенности и значение христианства для развития русской культуры

14
1

Византийский стиль архитектуры. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константино-поле. Житие Равноапостоль-ной княгини Ольги.

Роль Иоанна Дамаскина в утверждение иконописи.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника, жизнеописание святых.



Комбин.+сообщен презентация

Фрески Святой Софии. Сообщение о Равноапосто-льной княгине Ольге.




15

Древнерусская архитектура. Храмы Новгорода и Пскова.

1

Основные черты древнерусского зодчества. Собор Святой Софии в Киеве – главное сооружение Древней Руси. Новгородская школа иконописи: «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный» и др.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника, анализировать и сравнивать памятники

разных эпох






Описание памятников архитектуры Новгорода или Пскова (София новгородская, Георгиевский собор Юрьева монастыря, Псковский Кремль)





16

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Храм Покрова на Нерли. Праздник Покрова

1

Особенности архитектуры. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова на Нерли – «чудо русского искусства»

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника, анализировать и сравнивать памятники

разных эпох




Дмитриевский собор во Владимире: основные сюжеты каменой резьбы.

Покровские храмы на Руси.




17

Почитаемые русские святые

1

Виды святости. Житие Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Умение коротко и четко информировать о жизни святых

Практикум

Жития знаменитых святых (по желанию учащихся)




18

19

Иконопись. Андрей Рублёв. Икона Живоначальная Троица. Фресковая живопись

2

Владимирская Богоматерь – прославленный шедевр мирового искусства. Иконография Богородицы. Творчество Андрея Рублёва и Дионисия. «Живоначальная Троица», как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия.

Умение анализировать иконы, узнавать их название по сюжету. Определять типы Богородичных икон




Житие Андрея Рублёва.




20

Шедевры древнерусской литературы. Летописец Нестор.

1

Жанры древнерусской литературы.

«Лицевой летописный свод» и «Повесть временных лет» - шедевры древнерусской литературы

Определять различные жанры древнерусской литературы

Знать основные темы «Повести временных лет»




«Актуально ли Поучение в наше время?» сочинение - рассуждение




21

Музыкальная культура Древней Руси.

1

Языческие и христианские традиции музыкальной культуры, следование византийскому канону. Тропари и стихиры как основные виды церковного пения.

Определять различные жанры древнерусской музыки





Сообщение «Скоморохи – странствую-щие музыканты». Колокольные звоны на Руси.




22

23

24

Архитектура Московского княжества. Московский Кремль как символ государственности.

Собор Василия Блаженного

3

Продолжение традиций владимиро-суздальских мастеров. Успенский собор – главное украшение Москвы. Новый тип шатрового храма.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника, анализировать и сравнивать их




История создания Московского Кремля.

Житие Василия Блаженного. Описание памятника архитектуры собора Василия Блаженного.




25

26

Монастыри как очаги средневековой культуры.

2

Ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – символ гармонии труда земного и небесного.

Знать что такое монастырь и почему в средние века они являлись очагами культуры




Описание любого архитектурно-го ансамбля монастыря.




27

Деревянное зодчество.

1

Технология возведения памятников деревянного зодчества. Ансамбль Кижского погоста

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника. Анализировать и сравнивать памятники культуры Древней Руси.




Описание храмов Кижского погоста






28



^ Культура эпохи Возрождения. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. С. Боттичелли.

6
1

Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески.

Скульптурное наследие Донателло. Творчество Сандро Боттичелли.

Умение четко и грамотно давать описание любого памятника.




Описание любого памятника архитектуры, скульптуры или живописи эпохи Раннего Возрождения.




29

Творческое наследие Леонардо да Винчи

1

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творчества. Анализ картин (по выбору)

Умение четко и грамотно давать описание жизни художника и анализировать его картины




Описание картин Леонардо да Винчи
  1   2

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс iconПрограмма общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура»
В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс iconПредметы искусства Мировая художественная культура Изобразительное искусство
Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс iconПояснительная записка рабочая программа для 6 класса составлена на...
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по...
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура»
Рабочая программа разработана на основе программы «мхк 9класс», рекомендованной мо РФ. Авторы: Н. И киященко, Л. А. Рапацкая, Н....
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс iconРабочая учебная программа Мировая художественная культура
Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс iconРабочая программа «Мировая художественная культура» базовый уровень,...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс iconРабочая программа учебного предмета «Православная культура»
Разработана на основе программы учебного предмета «Православная культура» для 2-го года обучения в начальной школе. Шевченко Л. Л....
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс icon51. Уроки всемирной истории «Древний мир»
Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс»
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс iconКурс «Мировая художественная культура» в средней (полной) школе Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница