Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся




НазваниеГражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Староивановская средняя общеобразовательная

школа имени Н.И. Коткова»

Волоконовского района Белгородской области


Гражданско – патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся

Автор опыта: Бугакова Ольга Алексеевна,

классный руководитель 10 класса

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Староивановская средняя общеобразовательная школа имени Н. И. Коткова Волоконовского района Белгородской области»


Староивановка

2012


Содержание

стр
Информация об опыте ……………...............................................................3
Технология описания опыта ………………………………………………. 9
Результативность опыта ………………………………………………….…12
Библиографический список ………………………………………….…….14
Приложение к опыту ………………………………………………….……15

^ Раздел I. Информация об опыте.

Условия возникновения, формирования и становления опыта.

«Чтобы заложить в годы детства

основы человечности и гражданственности,

надо дать ребенку правильное видение

добра и зла»

Василий Сухомлинский
Воспитание детей и молодежи в духе патриотизма - сложный и своеобразный процесс, который может быть понят и осуществлен лишь при наличии общей концепции патриотизма.

Словари определяют патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите, участию в развитии экономической и оборонной мощи, укреплении самостоятельности государства.

Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально- культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, к так называемой малой Родине.

Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая и скоординированная деятельность по формированию у молодежи чувства верности своему Отечеству. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Белгородский край – благодатная, щедро одаренная природными красотами земля, богатая легендарными историческими событиями, уникальными народными традициями, на которых воспитывается поколение за поколением.

На Белгородчине всегда бережно хранили великое чувство любви к своей Родине, чувство гордости за своих земляков, которые внесли большой вклад в развитие культуры, науки, образования нашего государства.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в нашей области является приоритетным направлением. Разработана и реализуется областная программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы».

Возникновение опыта связано с необходимостью создания системы работы классного руководителя, направленной на формирование у учащихся активной гражданской позиции и социальных ценностей, как основы устойчивого развития общества.

Для апробации опыта была выделена группа семиклассников в количестве 17 человек, обучающихся в одном классе сельской школы. Здание школы новое, имеются все условия для успешного формирования основ гражданско-патриотической культуры: школьный историко-краеведческий музей, школьная библиотека, исторические и архитектурные памятники на территории сельского поселения. Рядом расположена сельская библиотека.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию гражданско - патриотических качеств личности.

Работа по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания была начата с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению.

Цель диагностики – определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся.
^ Анкета по выявлению уровня патриотического сознания

и гражданской позиции учащихся (составитель Соловьёв О.В)
При анализе результатов анкетирования и показателей диаграммы, чётко прослеживается наличие низкого уровня патриотического сознания и гражданской позиции у испытуемой группы учащихся на начальный момент исследования. Анкетирование показало, что сама собой гражданская позиция не может сформироваться у человека, нужна целенаправленная работа. Именно у подростков необходимо формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, потому что, взрослых убеждать гораздо труднее, так как у них своё  мировоззрение, труднее искоренять уже сложившиеся привычки, труднее менять им своё мнение.

Поэтому возникла необходимость в создании условий для развития гражданской позиции и социальных ценностей в процессе учебно-воспитательной деятельности на основе гражданско-патриотического направления работы классного руководителя.

^ Актуальность опыта

Актуальность опыта состоит в том, что его реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:

    • между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;

    • между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;

    • между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско- патриотическому воспитанию.

Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике патриотического воспитания, определена следующая проблема: создание механизма, обеспечивающего организационно- педагогические условия повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников.
^ Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая идея опыта состоит в создании необходимых условий в системе работы классного руководителя с целью формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.
^ Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2009 года, когда среди обучающихся 7 класса наметилось снижение уровня патриотического сознания и гражданской позиции, по настоящее время.
^ Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает систему внеклассной работы классного руководителя, направленную на повышение эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания в школе.

^ Теоретическая база опыта

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма.

Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К.Беспятова, Буторина Т.С. , Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.


^ Раздел II. Технология опыта

Целью воспитательной деятельности классного руководителя является развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.

Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

  • формирование ведущих интегративных качеств личности;

  • воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

В соответствии с поставленными целями и задачами в рамках представленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию выделяются следующие направления работы:

  •     познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, устные журналы, игры-путешествия и т.п.);

  •    практическое направление работы (уборка памятных мест, акции «Ветеран живёт рядом», трудовые десанты)

  •    исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, встречи с интересными людьми).

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию организуется в три этапа:

I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.

III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.

На первом этапе проводятся тематические классные часы: «История моей семьи», «Моя мама лучшая на свете». Родительское собрание «7-я-моя радость». Детям предлагается отобразить тему «Моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей, нарисовать семейный герб. Эта работа необходима при проведении диагностики. Затем дети рассказывают о своих семьях. Часто занятия на эту тему проводятся в форме ролевой игры.

Классный час, посвященный Дню Матери, позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, дает наглядный пример проявления внимания и чуткости.

Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода, несомненно, эффективно.

Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых.

В результате реализации первого этапа значительно укрепились семейные связи, у детей появилось чувство гордости за свою семью, стал расти интерес родителей к своим генеалогическим корням, пополнились семейные библиотеки литературой краеведческого и патриотического содержания, выявились новые факты семейных биографий, связанные с Великой Отечественной войной.

На втором этапе начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. Классный час «Они сражались со взрослыми рядом». Это мероприятие было посвящено пионерам-героям военных лет и детям войны.

Ребята рассказывали о судьбах детей, проявивших мужество и стойкость, верность Родине и народу. Зрители, учащиеся 5-6 классов, узнали о таких героях-пионерах, как - Лёня Голиков, Валя Котик, Зина Портнова, Саша Бородулин, Саша Колесников, Марат Казей, Люся Герасименко. Были представлены портреты пионеров- героев, организована книжная выставка «Они сражались со взрослыми рядом», на которой были представлены книги о детях войны, которые не жалея своих сил помогали взрослым приближать Победу.

«Дети войны»- так сейчас о них говорят. Дети военных, огненных, страшных лет! Они являются живой легендой самой страшной войны 20 века. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришёл час и они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгораются в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут и совсем юные мальчишки и девчонки, на хрупкие плечи которых легла тяжесть невзгод военных лет. Поэтому на наше мероприятие были приглашены дети войны - Демьяненко Надежда Ивановна и Степаненко Надежда Григорьевна. Они рассказали о том, как им жилось в годы войны. Дети с замиранием сердца слушали рассказ о том, как в первые же дни войны забрали отцов и старших братьев на фронт, о том, как не хватало еды, жили впроголодь. Не было одежды, чтобы идти в школу. Вместе со взрослыми ходили на работу в поле и трудились там не покладая рук. (Приложение 1).

Изучение истории родного края продолжается через экскурсии и однодневные походы. Обращение к достопримечательностям родного края способствует формированию у школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории. Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения должно осуществляться посредством живой, практической деятельности.

Отчёт о результатах похода или экскурсии оформляется в форме презентации. (Приложение 2).

На третьем этапе дети готовы воспринимать более сложный материал. Мною разработан цикл классных часов о родной стране: «Афганистан - ты боль моей души» (Приложение 3), «Символика Российского государства» (Приложение 4), «Герои во все времена», (Приложение 5), «Мы будем помнить!» (Приложение 6).

Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие класса в школьном конкурсе строя и песни, в акциях «Ветеран».

^ Раздел III. Результативность опыта
Родина для школьников не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Они начинают осознавать личную ответственность за судьбу Отечества. Их чувства становятся личными, пережитыми.

На момент итогового диагностирования была выявлена положительная динамика роста уровня формирования гражданской позиции.
^ Анкета по выявлению уровня нравственного развития учащихся.

(Составитель Соловьёв О.В)

Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям:

1. Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности.

2. Выявление представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его

гражданскую позицию;

3. Определение характера отношения школьника к Отечеству.
Реализация указанных мероприятий предполагает:

  • воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;

  • формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;

  • развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;

  • формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;

  • развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

  • формирование устойчивой системы знаний в заданной области;

  • развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.


Опыт работы по гражданско - патриотическому воспитанию школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

Библиографический список

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. —

М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).

3 . Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

5. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю.

Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.

6. Рогозина Л.Д. Воспитательные системы образовательных учреждений Белгородчины.

Белгород, 2004.- 328с.

7 . Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.:

Педагогическое общество России, 1999. – 222с.

9. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество

России, 1998. – 48с.

10 Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

11. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.


Приложение.
  1. Приложение №1 – Разработка музыкально-литературной композиции «Они сражались со взрослыми рядом».


  2. Приложение №2 – Презентация «Мой отчий край»

  3. Приложение № 3 – Разработка классного часа «Афганистан - ты боль моей души».

4.Приложение № 4 – Разработка классного часа «Герои во все времена»

5.Приложение №5 – Разработка классного часа «Мы будем помнить!»


- -

Похожие:

Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся iconПатриотическое воспитание на уроках обж как фактор формирования гражданской...

Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся icon«Гражданско-патриотическое воспитание школьников через учебную деятельность...
Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные...
Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся iconПроектная деятельность как средство патриотического воспитания школьников...
Детство и юность – самая благодатная пора для формирования гражданской позиции человека, поэтому патриотическое воспитание подрастающего...
Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся iconКонкурс социальных проектов «Гражданин»
Он проводится с целью формирования гражданской позиции,социализации учащихся образовательных учреждений. В ходе работы над проектами...
Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся iconКонкурсе агитационных материалов на тему пожарной безопасности
Формирование и воспитание активной гражданской позиции в области пожарной безопасности
Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся iconПрограмма «Патриотическое воспитание школьников 2013-2014гг.» Программа...
России, которые привели к значительной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения...
Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся iconО муниципальном конкурсе работ учащихся «Права человека глазами ребенка»
«Права человека глазами ребенка» (далее Конкурс) проводится в целях формирования активной гражданской позиции, овладения учащимися...
Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся iconЗадачи: -формирование у юношей морально-психологической и физической...
Цель: воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответствен­ности, мужества, уважения к истории своего Отечества
Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся iconАнализ воспитательной деятельности моу сош №6 за 2012 2013 уч год
«Формирование нравственных ориентиров через гражданско-патриотическое воспитание»
Гражданско патриотическое воспитание школьников, как способ формирования активной гражданской позиции и социальных ценностей учащихся iconИнтегрированное внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 5 9 классов
Формирование гражданской позиции школьников, чувства ответственности за все происходящее
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница