Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр




НазваниеПояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3




СОДЕРЖАНИЕ.


  1. Пояснительная записка – 3 стр.




    1. Общие положения –




    1. Общая характеристика учебного предмета – стр.


1.3. Цели и задачи изучения черчения в основной школе – 5 стр.


  1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – 6 стр.




    1. Теоретический материал –




    1. Обязательный минимум графических работ –




    1. Образовательный стандарт первого поколения – 7 стр.




  1. Уровень подготовки учащихся к концу изучения курса черчения основной школы – 7 стр.




  1. Способы контроля качества обучения – 9 стр.




  1. Содержание обучения – 9 стр.


5.1. Содержание обучения 8 класса –
5.2. Содержание обучения 9 класса – 10 стр.


  1. Распределение учебной нагрузки – 11 стр.


6.1. Учебная нагрузка 8 класса –
6.2. Учебная нагрузка 9 класса –


  1. Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана – 12 стр.




  1. Дополнительная литература – 12 стр.




  1. Календарно- тематическое планирование – 13 стр.


9.1. Календарно-тематическое планирование 8 класса – 14 стр.
9.2. Календарно-тематическое планирование 9 класса – 16 стр.
I. Пояснительная записка.
1.1. Общие положения.
Рабочая программа по черчению для 8 – 9 классов составлена и разработана на основе обязательного минимума основного общего образования по черчению, Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии, требований к уровню подготовки выпускников основной школы, программы общеобразовательных учреждений по черчению и направлена на реализацию графического и технологического образования школьников в полном объёме.

Данная программа рассчитана на 68 часов: 1 час в неделю в 8 классе (34 часа), 1 часа в неделю в 9 классе (34 часа). Данный курс обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся по черчению.

Годовая учебная нагрузка в 34 часа в 8 и 9 классах соответствует санитарным и гигиеническим нормам.
^ 1.2. Общая характеристика учебного предмета.
Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, мышления, а также творческого потенциала личности.

Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя 4 этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решения творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остаётся незавершённым. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создаёт предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создаёт условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.

Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории графических методов и способов отображении информации с практикой производства, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Таким образом обеспечивается взаимосвязь курса черчения с другими предметами блока «Технология». При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы трудовой деятельности специалистов, а объекты графической работы имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учётом особенностей обучения черчению.

При обучении ортогональному (прямоугольному) проектированию в качестве объекта целесообразно выбирать предмет, который имеет прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, рёбра и грани этого предмета.

С первых уроков необходимо уделить особое внимание формированию умений анализировать форму, отображать её на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел, деталей.

Обучение ортогональному проектированию рекомендуется осуществлять последовательно – на одну, две и три плоскости проекций по мере нарастания трудностей.

Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя учащихся от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений. Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради (в клетку) или тетради с печатной основой.

Геометрические построения необходимо изучать в течение всего курса в соответствии с изучаемой темой. Например, если по теме «Проектирование на одну, две и три плоскости проекций» выбрана форма деталей (моделей деталей), отображение которой требует знания какого-либо геометрического построения, то этот материал, изучается при объяснении последовательности построения изображений на чертеже.

Необходимо уделять равное внимание обучению школьников чтению и выполнению чертежей.

При выполнении чертежа или эскиза с натуры целесообразно организовать наблюдения неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, что способствует развитию пространственных представлений.

При обучении построению изображений в прямоугольной изометрии следует обращать внимание на выбор рационального способа их выполнения. (Для экономии времени в отдельных случаях изометрическую проекцию можно заменить техническим рисунком.)

При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различие между разрезом и сечением, сравнив их изобразительные возможности, то смогут осознанно использовать эти изображения при составлении чертежа.

При обучении школьников чтению сборочных чертежей рекомендуется вырабатывать у них определённую последовательность считывая информации об изделии, что поможет целенаправленно получать необходимые сведения о геометрической форме изделия и его составных частей, относительном положении детали между собой, способах соединения деталей, работе изделия, а также о других технических и технологических его характеристиках.

Изучение правил ГОСТ ЕСКД (общие правила оформления чертежей, масштабы, нанесение размеров) осуществляется по мере необходимости при раскрытии вопросов проецирования, чтения и выполнения чертежей изделий.

При изучении школьниками чертежей сборочных единиц, основное внимание учителя должно быть направлено на формирование умений читать и деталировать. Для формирования умения читать сборочные чертежи необходимо шире использовать задания с выбором ответа из числа предложенных. Формирование умения деталировать достигается только в процессе выполнения чертежей (эскизов) деталей, входящих в сборочную единицу. При изучении формы сборочных единиц важно акцентировать внимание школьников на то, что форма смежных деталей взаимообусловлена.

Помимо обязательных графических работ, на уроках черчения нужно использовать разноплановые графические задачи.

Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения и методического обеспечения урока.

В процессе обучения черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития.

Рекомендуется широко использовать различные учебные пособия (карточки-задания, справочники, плакаты, таблицы, модели, наборы деталей, диафильмы, кинофильмы) и другие средства обучения.

Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту.
^ 1.3. Цели и задачи изучения черчения в основной школе.
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности. Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

  • формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

  • научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

  • ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;;

  • разбивать статические и динамические пространственные представления, образные мышления на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

  • научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

  • развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью человека;

  • формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.


II. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2.1. Теоретический материал.
Объекты графических изображений и их пространственные характеристики. Форма объекта. Анализ формы. Конструктивные элементы формы. Геометрические способы формообразования. Преобразования формы. Изделия промышленного производства (деталь, сборочная единица, комплекс, комплект). Соединения деталей в сборочной единице (неразъёмные и разъёмные).

^ Графическое отображение геометрической и технической информации об изделиях. Графический язык как элемент культуры. Графические изображения в деятельности человека. История развития чертежа.

Метод проецирования. Проецирование на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция.

Технический рисунок. Чертёж. Эскиз.

Носители графической информации (точка, линия, контур, знаки, буквы, текст).

^ Графические изображения и документация, применяемые в различных сферах производства. Изображение на чертежах (основные и местные виды, простые разрезы, соединение части вида с частью разреза, вынесенные сечения). Разрезы в изометрической проекции.

Графическая и текстовая конструкторская документация (чертёж детали, сборочный чертёж изделия, спецификация).

Чтение чертежей деталей, несложных сборочных единиц и аксонометрических изображений. Чтение и выполнение спецификации. Деталирование.

Общие представления о современных средствах выполнения чертежей (ручным способом, с помощью компьютерной техники.

^ Использование ГОСТов ЕСКД при разработке конструкторской документации. Правила оформления рабочих и сборочных чертежей в соответствии с ГОСТами ЕСКД (форматы, масштабы, линии чертежа, чертёжный шрифт). Правила нанесения размеров с учётом формы изделий. Изображение резьбы на чертежах. Условности и упрощения, применяемые на чертежах деталей и сборочных единиц. Графическое обозначение материалов.

^ Элементы конструирования и моделирования изделий. Формообразование. Преобразование формы. Конструирование и моделирование формы по заданным условиям.

Геометрические построения на чертежах. Деление отрезка прямой линии, угла и окружности на равные части. Сопряжения. Построение овала.
2.2. Обязательный минимум графических работ.


  1. По наглядному изображению детали выполнить чертёж в трёх видах.

  2. Выполнить чертёж детали, содержащей сопряжения, по её наглядному изображению.

  3. Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и её технический рисунок.

  4. По чертежу или наглядному изображению детали выполнить необходимые сечения.

  5. По чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.

  6. Выполнить чертёж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению).

  7. Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения.

  8. Контрольная работа. По сборочному чертежу изделия выполнить чертёж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.


Кроме обязательных графических работ необходимо проводить и другие графические работы по темам, которые являются необходимыми для успешной реализации учебной программы, для развития практических навыков выполнения чертежей.
2.3. Образовательный стандарт первого поколения.
Использование условно-графических символов и обозначение для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

^ Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.

Чтение чертежей, схем, технологических карт.

Выполнение чертёжных и графических работ от руки, с использованием чертёжных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.

^ Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Использование стандартных графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка.

Профессии, связанные с выполнением чертёжных и графических работ.
III. Уровень подготовки учащихся к концу изучения курса черчения основной школы.
В результате изучения курса черчения основной школы учащийся должен:
знать/понимать


  • основы прямоугольного проектирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

  • изученные правила выполнения чертежей и приёмы построения основных сопряжений;

  • основные правила выполнение и обозначения сечений и разрезов;

  • условное изображение и обозначение резьбы;

  • информационные возможности чертежа общего вида и сборочного чертежа;

  • условности и упрощения, применяемые при графическом отображении сборочных единиц;

  • технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертёж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;


уметь:


  • рационально использовать чертёжные инструменты;

  • анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

  • анализировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

  • выбирать необходимое число видов на чертеже;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;

  • выполнять необходимые разрезы и сечения;

  • правильно выбирать главное изображение и число изображений;

  • выполнять чертежи резьбовых соединений;

  • читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5 – 7 деталей;

  • выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2 – 3 деталей;

  • читать несложные строительные и другие чертежи;

  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержание (в том числе с элементами конструирования);

  • анализировать форму изделия и частей его составляющих;

  • выполнять и деталировать чертежи общего вида ручным и машинным способами;

  • оформлять чертежи общего вида в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД и требованиями, предъявляемыми к оформлению документов, выполненных машинным способом;

  • выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

IV. Способы контроля качества обучения.

Основным способом контроля качества усвоения программного материала является графическая работа. Кроме графической работы также применяются другие способы проверки знаний, умений и навыков учащихся в виде практических графических работ, самостоятельных и домашних графических работ, тестирования и фронтального контрольного опроса.
V. Содержание обучения.

  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconПояснительная записка 3-7 стр. Учебный план 8 стр. Содержание программы...
...
Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconОбщая характеристика учреждения стр. 3
Создание условий для осуществления образовательного процесса стр. 12
Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconПояснительная записка стр. 3 Заседание семейного клуба (разработка...
А словосочетание «здоровая семья» зачастую воспринимается в узком смысле слова «здоровье», то есть это та семья, где все её представители...
Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconПояснительная записка стр. 3 Организация режима пребывания детей...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconПояснительная записка 3 5 стр. Тематический план 6 стр
Программа предназначена для разновозрастной группы учащихся (5 9 классов) общеобразовательных школ для занятий в рамках дополнительного...
Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconКонкурсная документация стр
Предмет, объект, область применения, цели и принципы регулирования стр
Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconУчебник стр. 19 №17, стр. 21№19; правило стр. 17, 20; словарь №1

Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconМаксим Музафаров елц св. Екатерины г. Казани Третье воскресенье перед...
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал...
Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconСтруктура Программы развития Введение (краткая аннотация, паспорт...
Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития школы стр
Пояснительная записка 3 стр. Общие положения Общая характеристика учебного предмета стр. Цели и задачи изучения черчения в основной школе 5 стр iconРабочая программа отдельного учебного предмета или курса включает...
Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница