Образовательная программа специального (коррекционного) образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Воронежской области
на 2013 – 2016 гг. Пояснительная записка
Образовательная программа специального (коррекционного) образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида составлена на основе
Закона РФ «Об образовании»;
Конвенции ООН о правах ребенка;
Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г., № 288;
Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Устава ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Воронежской области.
Образовательной программы, утвержденной на педагогическом Совете школы 2 сентября 2013 года;
Образовательная программа–нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного.
^
- Создание в школе атмосферы всеобщего уважения, доброты, интереса, терпимости, поощрения всякого успеха, условий для творчества, саморазвития, коллективного и индивидуального продвижения вперед;
- Изучение индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся и педагогических систем с целью обеспечения комфортности образовательной среды;
- Создание комплекса социально-образовательной реабилитации осужденных подростков с отклонениями в развитии;
- Обеспечение комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении.
^
- обеспечение дифференциации и индивидуализации коррекционно - образовательного процесса с учетом психофизических особенностей и возможностей детей;
- сотрудничество педколлектива школы и сотрудников ВК с целью максимальной социализации личности подростка;
- создание методической базы коррекционно-образовательного процесса в работе.
- расширение диапазона оказания реабилитационной помощи воспитанникам;
- поддержка жизнеобеспечивающих систем в режиме гарантированной стабильности, безопасности.
Основой организации учебного процесса в учреждениях является личностно-развивающий характер образования, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития.
Педагогический коллектив отчетливо представляет, что подростка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование его личности: опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, креативных умений в доступных и разнообразных видах деятельности.
^ создание оптимальных условий для развития механизмов продуктивного общения у учащихся и освоения ими моделей коммуникативного поведения, способствующих решению проблемы социальной адаптации каждого воспитанника в современном обществе.
^ - коррекция отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки;
- формирование положительных личностных качеств;
- социальная адаптация и реабилитация подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие интеллекта, умений и навыков у обучающихся и воспитанников через организацию и проведение различных спортивных и культурно – массовых мероприятий, конкурсов и смотров.
^
владеет основами знаний общеобразовательных предметов, имеющих практическую направленность, на уровне начальной школы;
владеет основами здорового образа жизни, имеет четкое представление о правилах ухода за собой.
имеет определенный уровень развития познавательных функций;
физическое развитие соответствует возрасту и психофизическому состоянию ребенка;
эмоционально – положительно воспринимает трудовую деятельность;
владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения, способен на адекватные ролевые отношения с педагогами (взрослыми).
Модель выпускника 9 - 12 классов
выпускник – это социально – адаптированная личность;
владеет основами знаний образовательных предметов, имеющих практическую направленность, умеет применять стандарт знаний в простых житейских ситуациях;
обучен приемам самообразования, способен осуществлять самооценку и самоконтроль;
ведение здорового образа жизни после освобожления, критичен, адекватен, соблюдает нормы и правила культурного поведения, умеет анализировать поступки;
владеет навыками самообслуживания, ведения домашнего хозяйства;
имеет достойный уровень развития познавательных функций, умеет бесконфликтно обращаться в различных ситуациях, противостоять негативному влиянию;
способен к осознанному профессиональному выбору;
физическое развитие соответствует возрасту;
подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества с учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.
^
Название этапа
| Классы,
| Аспекты
| Цели
| Задачи
| Начальное образование
| 1-4 классы
| Образова-
тельный
| 1.Первичная диагностика и
адаптация воспитанников к условиям учебно-воспитательного процесса школы.
2.Формирование навыков письма, чтения, выполнение инструкций учителя.
3.Овладение основными навыками счета и измерений, уточнение знаний об окружающем мире. 5.Активизация словаря, формирование диалогической речи.
| 1.Продиагностировать обученность воспитанников.
2.Выявить педагогическую подготовленность ребёнка к обучению в начальных классах.
3.Формировать основы усвоения образовательных областей.
4.Формировать коммуникативную функцию речи, практическое и образное мышление, эмоционально-волевую сферу и личность воспитанника средствами рисования, музыки, физкультуры.
| Общее образование
| 5-7 классы
|
| 1.Элементарная общеобразовательная подготовка, имеющая практическую направленность.
| 1.Обеспечение учащихся доступными системными знаниями основных образовательных областей.
2.Формирование у учащихся средствами образования практических умений, способствующих становлению их
личности и коррекции эмоционально-волевой сферы.
|
| 8-9 классы
|
| 2.Продолжение формирования и укрепления базы основных знаний, умений и навыков, расширение знаний об окружающем мире; развитие речи, её понятийной стороны: закрепление умений делать выводы и обобщения.
3.Развитие измерительных и вычислительных операций.
| 1.Сфорировать у учащихся современные представления об окружающем мире, научные элементарные понятия мировоззрения.
2.Развить навыки самостоятельной работы.
3.Углубить жизненно необходимые знания и умения, дающие возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.
4.Закрепить ранее изученные знания в соответствии с требованиями, определенными учебными программами, с учетом психофизических параметров личности учащихся.
| Начальное образование
| 1-4 классы
| Трудовой
| 1.Ознакомление воспитанников с видами труда.
2.Приобретение учащимися элементарных знаний и основных приёмов работы с бумагой, пластилином, тканью и др.
| 1.Форировать положительное отношение воспитанников к занятиям по труду.
2.Формировать трудовые действия осознанного выполнения приёмов работы на занятиях, на уроке, кружковой деятельности.
| Общее образование
| 5-9 классы
|
| 1.Формирование у учащихся умений и навыков по соответствующему профилю трудового обучения.
2.Наращивание темпов работы и степени овладения трудовыми навыками.
3.Профконсультирование. Оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии с учётом диагностики.
| 1.Изучить динамику развития трудовых способностей учащихся.
2.Обеспечить учащихся доступными для них знаниями, профессиональными приёмами труда и умениями рационально планировать свои трудовые действия.
3.Развивать у школьников трудовые умения, повышающие их самостоятельность.
4.Формировать профессиональные навыки.
|
| 10-12 классы
|
| 1.Прогнозирование, создание условий и оказание помощи в жизнеобеспечении, трудоустройстве и социальной адаптации выпускников школы.
2.Профконсультирование учащихся.
| 1.Обеспечить профессионально-трудовое обучение в целях адаптации воспитанников к жизни и обществу, создать условия для осознанного выбора будущей профессии.
2.Сформировать профессиональные навыки.
| Начальное звено
| 1-4 классы
| Воспита-тельный
| 1.Выявление сохранных, потенциальных компенсаторных возможностей ребенка на основе диагностики.
2.Оказание необходимой помощи и поддержки детям в умении адаптироваться к условиям жизни в условиях школы.
| 1.Изучить поведенческие особенности воспитанников, их интересы и склонности.
2.Создать оптимальный учебный режим и санитарно-гигиенические условия, соответствующие психофизическим особенностям детей и обеспечивающие их развивающую деятельность и общение.
3.Разработать программы индивидуального сопровождения воспитанников с целью наиболее полной личностной самореализации и социальной адаптации.
4.Закрепить культурно-гигиенические навыки. Навыки самообслуживания.
5.Сформировать навыки здорового образа жизни, навыки безопасного поведения, заботы о благополучии окружающих людей.
6.Сформировать навыки послушания, умения адекватно реагировать на критические замечания взрослых и сверстников.
7.Изучать с детьми правила поведения в школе, на улице, в общественных местах.
| Общее образование
| 5-12 классы
|
| 1.Изучение общественной направленности школьников. Выявление исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся.
2.Практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду, социальная адаптация и интеграция в общество.
3.Коррекция поведения и личностного развития.
| 1.С целью организации помощи учащимся на основе диагностики уровня воспитанности разработать программы индивидуального сопровождения.
2.Сформировать устойчивую потребность совершать правильные поступки и действия. Сформировать привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях, в частности, когда обстановка может провоцировать на не правильные поступки.
3.Воспитать потребность здорового образа жизни.
4.Сформировать положительные качества личности, навыки межличностного общения.
5.Сформировать навыки сознательной дисциплины и культуры поведения.
6.Сформировать умения правильно оценивать окружающих и самих себя.
7.Создать условия для саморазвития личности через творческую деятельность в группах, спортивных секциях, кружках, через общение воспитанников с педагогами и воспитателями.
|
^ Образовательные области школьного учебного представлены государственными программами по русскому языку: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математике, природоведению и биологии, географии, истории Отечества и обществоведению, музыке и пению, изобразительному искусству, физкультуре. Коррекционный блок представлен, уроками по социально-бытовой ориентировке (СБО) и ОБЖ. ^ .
Учебный предмет, является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому языку – повысить уровень общего и речевого развития учащихся, прививать общепринятые нормы общественного поведения, научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Изучение раздела «Грамматика и правописание» является наиболее сложным разделом русского языка в силу значительной абстрактивности самого учебного материала. У учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для их социальной адаптации. По письму и развитию речи во все годы обучения изучаются разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение»,»Связная речь». Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору слова. При изучении состава слова, основных грамматических категорий в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. На базе практического усвоения в младших классах простого предложения на старших годах обучения школьники изучают разной сложности синтаксические конструкции. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки четкого, правильного, логического изложения своих мыслей в устной и письменной форме. Части речи изучаются в том объем, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучению построения предложений, связному и письменному высказыванию. Обучение навыкам делового письма осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки). |