Статья опубликована в сборнике "Модернизация образования: Проблемы и перспективы"




НазваниеСтатья опубликована в сборнике "Модернизация образования: Проблемы и перспективы"
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипСтатья
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
Статья опубликована в сборнике "Модернизация образования: Проблемы и перспективы". Материалы международной заочной научно-практической конференции. отв.редактор Н.С.Гаркуша. – Белгород: изд-во БелРИПКППС, 2010. 250 с.
В современных условиях одной из важнейших проблем воспитания подрастающего поколения является проблема предотвращения развития вредных привычек среди молодежи. Наибольшую тревогу вызывает повсеместное распространение таких пороков современности как курение, алкоголизм, наркомания в нашей стране в целом и, в том числе, в подростковой среде.

В настоящее время фиксируется уменьшение возраста приобщения к наркотикам. Главная отличительная черта современной наркотизации – снижение возрастной границы начала наркотизации до 11- 13 лет[2].

Таким образом, актуальность проблемы проведения профилактической работы обуславливается необходимостью предоставления населению, в том числе молодёжи, адекватной информации о вреде курения и наркологических заболеваниях, вооружение конкретными психотерапевтическими приёмами, способами формирования системы альтернативных вредным привычкам увлечений, а также формирование позитивного антиалкогольного и антинаркотического общественного сознания.

Среди причин неблагоприятного изменения наркоситуации в подростково-молодёжной среде исследователи обычно указывают на ряд факторов общесоциального характера. К ним можно отнести экономические трудности, болезненные процессы в духовной сфере, пренебрежение общества к интересам и потребностям молодёжи, неорганизованность досуга, создание привлекательного имиджа наркотиков и человека, «употребляющего наркотики» через СМИ и продукты массовой культуры; физическое насилие к употреблению наркотиков и другие.

Другой комплекс причин условно называют индивидуальным – это особенности личности: неумение расслабиться, когда наркотики становятся способом ухода от проблем; опыт употребления алкоголя; слабый характер; физическое, психическое здоровье, близкое окружение и т.д.[3].

Суть профилактической деятельности состоит в том, чтобы оказать упреждающее воздействие на подростков ещё до того как сработал спусковой механизм наркотизации и нейтрализовать факторы риска. Таким образом, основной целью предпринимаемых профилактических мер является формирование в сознании молодёжи неприятия наркотиков.

Важным фактором профилактики наркомании является наличие здоровой альтернативы в сфере организации досуга и занятости подростков. Этого можно достичь путём организации различных кружков по интересам, спортивных секций, развития сети «школ здоровья» и т.д. Кроме того, профилактическая деятельность по предотвращению развития вредных привычек среди молодёжи должна осуществляться, опираясь на нестандартные формы и методы работы: беседы, диспуты, агитбригады, ролевые игры, тренинги, КВН и т.д.

В настоящее время существует огромное количество журналов и газет, телевизионных программ, активно пропагандирующих здоровый образ жизни и информирующих население о пагубных последствиях вредных привычек, включая алкоголизм, табакокурение и наркоманию. В качестве примеров можно привести такие издания, как «Нарконет», «Наркостоп», «Наркология», «Пока не поздно», «Учительская газета», «Студенчество. Диалоги о воспитании» и другие.

На сегодняшний день антинаркотический ресурс широко представлен на ряде сайтов: Antipav.ru, Narkotiki.ru, Otrok.ru. На этих сайтах, кроме размещения информационного антинаркотического ресурса, осуществляется консультативная помощь по различным аспектам антинаркотической профилактики.

Однако одним из наиболее эффективных социальных институтов, обладающих возможностью системного воздействия на формирование необходимых для выживания в современных условиях установок, являются учебные заведения, в которых обучаются подростки и в которых происходит их профессиональное и личностное становление.

Ни для кого не секрет, что учащиеся профессиональных училищ являются, как правило, наиболее типичными потенциальными представителями молодого поколения, чаще других относящихся к «группе риска», характеризующимися проявлением элементов асоциального поведения и склонными к правонарушениям. Поэтому в профессиональных училищах необходимо создавать специально организованные условия для коррекции существующих негативных установок, а также для предотвращения развития разного рода зависимостей.

В профессиональном училище №28 г. Валуйки выработана определённая система мер, способствующих формированию навыков здорового образа жизни и преодолению вредных привычек. Здесь регулярно проводятся различные акции, состязания, конкурсы, направленные на утверждение в сознании подростков необходимости занятий спортом, формирования активной жизненной позиции и стойкого неприятия факторов, наносящих непоправимый вред здоровью.

Осознавая тяжесть последствий злоупотребления табакокурением, приёма алкогольных и наркотических средств, а также принимая во внимание масштабы развития этих пороков среди молодёжи, необходимо системно подходить к решению данной проблемы. Поэтому классные руководители и мастера производственного обучения нашего училища находятся в постоянном контакте с родителями учащихся; знакомятся с условиями проживания и кругом общения ребят; вовлекают учащихся в различные мероприятия, направленные на утверждение идей здорового образа жизни.

Хотелось бы поделиться своим опытом работы в качестве классного руководителя 18 группы автомехаников по данному направлению.

В ходе планирования классных часов я стараюсь уделить должное внимание нестандартным формам проведения занятий с целью нравственного самоопределения, личностного развития, формирования чувства коллективизма и патриотизма, ответственности за принятые решения и поступки.

Во вверенной мне группе есть учащиеся, находящиеся на внутриучилищном контроле, учащиеся «зоны риска». Поэтому в своей работе особое внимание уделяю различным аспектам профилактики вредных привычек. На решение этой проблемы направлены различные виды анкетирования с целью выявления отношения учащихся к данной проблеме; психологические тренинги; индивидуальные беседы с учащимися и их родителями; совместные с учащимися родительские собрания по проблемам современной молодежи; вовлечение ребят в кружковую деятельность и мероприятия, проводимые в нашем училище.

Одним из основных направлений своей профилактической деятельности я выбрала проведение курса психологических тренингов, опираясь на методическое пособие «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании»[1].

Целью данного курса является повышение уровня социально-психологической компетенции подростков, а также снижение вероятности их вовлечения в экспериментирование с наркотиками.

В 2009-2010 учебном году занятия проводились с группой учащихся 16 человек один раз в неделю в течение пяти месяцев. Существенную помощь в организации и проведении тренингов мне оказывала психолог училища Соколова С.А.

В качестве организационных форм проведения занятий были выбраны дискуссия, игра. В ходе занятий учащиеся развивали навыки позитивного общения, учились отстаивать свою точку зрения, а также понимать и принимать чужое мнение, обучались рефлексии.

О содержании работы свидетельствуют избранные темы занятий:

«Личность и индивидуальность», «Самоуважение», «Переоценка качеств», «Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения», «Знакомство с понятием страх», «Общение», «Сопротивление давлению социального окружения», «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления» и т.д. Таким образом, учащиеся обучились некоторым психологическим приёмам, способствующим личностному развитию; ознакомились с основными сведениями о негативных последствиях приёма психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодёжной среде и факторах, влияющих на этот процесс.

В результате у учащихся были сформированы навыки конструктивного взаимодействия: умение безопасно и эффективно общаться, понимать и выражать свои чувства, противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.

Кроме того, учащиеся получили возможность развития таких защитных личных качеств как уверенность в себе, честность, открытость, чувство юмора, а также приобрели навыки установления и поддержания гармоничных отношений, преодоления кризисных ситуаций.

В результате в 2009-2010 учебном году ребята нашей группы постепенно приобщились к общественной жизни училища: приняли участие в фотоконкурсе «Родной край», конкурсе чтецов «Малая родина», конкурсе стенгазет «За здоровый образ жизни!», в областной заочной олимпиаде «Сделай свой выбор», в конкурсе эссе «Проблемы профилактики наркотизации общества». Участвуя в данных мероприятиях, многие учащиеся получили памятные грамоты и благодарности. Наибольших успехов достигла агитбригада учащихся нашей группы «Мы за здоровый образ жизни!», удостоенная почетной грамоты Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. Видеосюжет с выступлением агитбригады в качестве наглядного пособия активно используется на тематических классных часах и родительских собраниях не только преподавателями нашего училища, но и в школах Валуйского района.

Подводя итог, необходимо отметить, что объяснение причин развития вредных привычек следует связывать не столько с внешним влиянием, но в большей степени с установками самого человека. Прочные убеждения и нравственные позиции способны сделать личность малоуязвимой для агрессивной наркотической среды и, напротив, их размытость располагает к установлению разного рода зависимостей и пороков. Таким образом, необходима система продуманных профилактических мер, направленных на развитие антинаркотического общественного мнения, в результате которого каждый человек должен осознать тяжесть этих проблем и иметь твердую личностную антинаркотическую позицию.
Литература

  1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие/ С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович – М.: Центр «Планетариум», 2002. – 96 с.

  2. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр./ Д.В. Колесов – М.: Издательства Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224 с. (Серия «Библиотека педагога – практика»)

  3. http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/NARKOMANIYA.html

Похожие:

Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconСтатья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции...
...
Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconСтатья опубликована в сборнике"Учитель учителю"
Реализация принципа профессиональной направленности при обучении иностранному языку
Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconСтатья опубликована в сборнике "Международный заочный форум "
Организация внеурочной деятельности по английскому языку в первом классе начальной школы
Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconОценка в высказываниях о состоянии
Работа опубликована в сборнике «Проблемы языковой концептуализации и категоризации действительности: Материалы международной конференции...
Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconСтатья опубликована на сайте, в сборнике тезисов и на компакт-диске...
Портал «Сеть творческих учителей», сообщества учителей химии «Химоза», поддержки молодых специалистов «Молодой специалист», «Классный...
Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconСтатья была опубликована в №85/2005 газеты "Первое сентября"
Данная статья была опубликована в №85/2005 газеты "Первое сентября" Издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору...
Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconСтатья article97q doc
Интерэкоправо на службе инновационного и устойчивого развития России: современные проблемы и перспективы ниокр образа будущего экополиса...
Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconН. И. Рябкова «новояз» в рекламных текстах
Работа опубликована в сборнике «Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Выпуск...
Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconН. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи
Работа опубликована в сборнике «Homo Ludens как отражение национальной культуры и социального варьирования языка. Материалы международной...
Статья опубликована в сборнике \"Модернизация образования: Проблемы и перспективы\" iconПроблемы и перспективы перехода на двухуровневую систему подготовки...
Проблемы и перспективы перехода на двухуровневую систему подготовки педагогов-хореографов в вузе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница