Как родителям помочь подростку выбрать профессию




НазваниеКак родителям помочь подростку выбрать профессию
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Как родителям помочь подростку выбрать профессиюhttp://school2-syzran.narod.ru/pic/zametki2.jpg

Советы психолога.

 

  •     Здравствуйте, уважаемые родители старшеклассников! Сегодня мы поговорим о том, как вы можете поддержать своего ребёнка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе.
    Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно будет определиться, «кем быть». Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

  •  Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

  • Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер.Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, манекенщица, актёр, рок-певец и т.п., даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь – самим решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

  •  Возможно, с определённой точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берём на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её, как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

  •  Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребёнка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность» (например, заявлять: «Хочу быть начальником!»). Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых.

  •  Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.

  •  Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребёнком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

  • Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу подростка.

  •  Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо:«А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?». Тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие ещё профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».

  •  Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофёром, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идёт по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчёт в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

  •  Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

  •  Важно понимать, что выбор, который подросток делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остаётся возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
    И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придаёт им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным

              Как стать группой поддержки своему ребёнку?

       Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор сделан ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно. В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становятся главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека – сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

       Современный ритм жизни настолько стремителен, а возможностей появилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: «Как выбирать профессию?», но и «Когда выбирать профессию?» Зачастую к  профконсультанту обращаются родители учащихся 11-х классов или сами выпускники с просьбой помочь им самоопределиться в жизни. Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Нельзя определить для всех людей единый возрастной стандарт для старта самоопределения. Однако жизнь вынуждает задумываться о профессии и путях её достижения раньше, чем это было принято делать 10 – 15 лет назад. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время, станут вашими возможностями, если вы и ребёнок начнёте планировать свою карьеру и реализовывать свой план с 8 – 9 класса.

       При многих престижных московских вузах есть школы, учащиеся которых имеют возможность хорошо подготовиться к поступлению и сдавать экзамены на льготных основаниях. Уже несколько лет реализуются программы предоставления грантов для обучения в отечественных и зарубежных вузах. Самые популярные специальности включаются в программы такого количества учебных заведений, что среди этого многообразия можно найти свой путь. Главное – обладать информацией и принимать нужное решение вовремя. В Москве появляются профориентационные службы нового поколения, которые совмещают психологическое консультирование с подбором учебного заведения и разработкой путей поступления. Обращение к профессионалам становится ещё одним ресурсом для родителей, искренне желающих помочь своему ребёнку.

       Помогая ребёнку выбрать профессию, вы решаете сразу несколько задач, которые в сегодняшнем мире составляют основу деятельности профессионалов. И в первую очередь становитесь детским психологом: вы раскрываете способности, мотивы, оцениваете соотношение между ними. Период выбора профессии часто оказывается решающим для дальнейшего развития детско-родительских отношений. Именно тогда закладывается основа сохранения эмоциональной близости при становлении самостоятельности ребёнка.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка.

       1.В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счёте приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребёнка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему ещё только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребёнок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора.

       2.Важно выяснить, чем руководствуется ребёнок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство… Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребёнок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

       3.Искреннее желание человека обладать столь большой силой, что если ваш ребёнок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребёнку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

       4.Помогите ребёнку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребёнок станет думать о своём выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

- сложность с трудоустройством;

- длительное время профессиональной подготовки;

- трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

- сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребёнка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);

- профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

       Готов ли ваш ребёнок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

       5.Помогите ребёнку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребёнок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты сможешь устроиться на работу, ведь сегодня это одно из первых условий при приёме на работу? Сможешь ли ты совмещать учёбу и работу?», «Как профессиональные планы впишутся в твою личную жизнь?»

       Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребёнок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов – это не критика выбора вашего ребёнка, поэтому поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребёнку оценить оба варианта. План карьеры не должен быть жёстким предписанием к действию, главное в нём – гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.

       Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребёнок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений. Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует самоопределению ребёнка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией. Профессиональная помощь в выборе профессии дополняет и оптимизирует внутрисемейную поддержку. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей.

Вашему ребёнку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

- профессии, которые ребёнок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например веб-дизайнер и менеджер;

- ребёнок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что ещё рано;

- сообразительный и активный ребёнок не очень хорошо успевает в школе;

- выбор, сделанный ребёнком, резко расходится с вашими ожиданиями;

- ребёнок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;

- хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

 

Похожие:

Как родителям помочь подростку выбрать профессию iconКак выбрать профессию
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т е практически...
Как родителям помочь подростку выбрать профессию iconИнструкция: «Вам необходимо как бы «примерить»
Назначение и содержание. Данный опросник представляет собой модификацию теста американского профессора Дж. Холланда, основанного...
Как родителям помочь подростку выбрать профессию iconСайт «Find -job ru» «Как выбрать профессию?

Как родителям помочь подростку выбрать профессию iconТема собрания: Как помочь подростку приобрести уверенность в себе
Даже в самой в самой крайней и запущенной форме застенчивость и неуверенность пройдет, если для
Как родителям помочь подростку выбрать профессию icon«Учение основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе»
...
Как родителям помочь подростку выбрать профессию iconСайт «Find -job ru» «Как выбрать профессию?
Сайт «Сетевое методическое объединение школьных психологов» Профориентационные игры
Как родителям помочь подростку выбрать профессию iconВнеклассное мероприятие «Как выбрать профессию» Оформила: Гордеева Н. Н. 2008 г
...
Как родителям помочь подростку выбрать профессию iconКак правильно выбрать профессию
Лет эдак с трех взрослые очень любят задавать детям вопрос «Кем ты хочешь быть?». Да, вопрос интересный
Как родителям помочь подростку выбрать профессию iconРабочая программа элективного курса «Математика финансов»
Чтобы учащиеся смогли разобраться в непростых финансовых механизмах, выбрать для себя оптимальную стратегию управления собственными...
Как родителям помочь подростку выбрать профессию iconР екомендации школьникам Как выбрать профессию
Составьте список подходящих профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница