Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп




НазваниеОсобенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп.

Образовательно-возрастные группы

Специфика помощи


Типичные ожидания клиентов

Помощь профконсультанта (основные акценты)

Дошкольники

  • Выбор кружков (часто выбирают родители

  • Интерес к наиболее ярким профессиям (которые «на виду»).

  • Интерес к профессии своих родителей.

  • Стремление попробовать себя(в игровой деятельности)

  • Помощь в выборе кружка (работа с родителями).

  • Увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и о профессиях родителей (не стоит в этом возрасте «навязывать» знания о неинтересных профессиях.

  • Проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий)

Учащиеся младших классов и средней школы (I-VIIкл.)

  • Интерес к модным (ярким) профессиям.

  • Стремление увязать с профессиями учебные предметы.

  • Выбор кружков, секций

  • Увлекательные рассказы об интересующих профессиях

  • Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях, например элементы самодемонстрации и профессиях артиста и продавца

Учащиеся VIII-IX классов (для некоторых 9 –классников это выпускной класс)

  • Проблема: куда пойти после IX?

  • Более конкретный интерес к профессиям

  • Интерес к профессиональным учебным заведениям.

  • Выбор подготовительных курсов.

  • Интерес к своей профпригодности

  • Профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения

  • Помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профессиональной непригодности).

  • Большой акцент – на ценно-смысловые стороны профессионального труда.

  • Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

Учащиеся X-XIклассов

  • Выбор профессии.

  • Выбор учебного заведения.

  • Выбор подготовительных курсов.

  • Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни.

  • Главное для старшеклассника – стремление к более конкретному выбору

  • Основной акцент-на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дискуссии, обсуждение разных позиций).

  • Профинформационная помощь (конкретная – большой акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения)

  • Индивидуальный подход.

  • По возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения – для большей ориентировки подростка)

Выпускники школ – разные варианты:

-дальнейшее обучение;

-временная работа (в том числе и как резервный вариант);

-для юношей –служба в армии (выбор рода войск как пожелание)

  • Конкретный (окончательный) выбор.

  • Иногда стремление к «философствованиям »(как вариант «ухода» от решения конкретных задач

  • Главный акцент – на помощь в конкретном выборе.

  • Возможны и «философствования», но только как прием для налаживания доверительного контакта

Абитуриенты уже поступающие в выбранное учебное заведение

  • Помощь в выборе факультета, кафедры, специальности (или даже специализации).

  • Кто-то может ожидать хоть небольшой помощи в «устройстве»

  • Главный акцент - помощи в выборе специальности обучения (хотя лучше выбирать ее после 2-3-го годов обучения)

Студенты

  • Уточнение специальности (там, где есть такая возможность).

  • Выбор темы курсовой или дипломной работы.

  • Выбор научного руководителя.

  • Выбор места делопроизводственной практики.

  • Проблемы, связанные с «кризисами профессионального обучения» (у психологов – это кризис 3-го курса»)

  • Помощь по всем этим позициям.

  • Главный акцент - на ценностно-смысловые аспекты учебной деятельности ( а содержательные аспекты проясняют преподаватели и научные руководители).

  • Вся помощь должна оказываться в очень тактичной и ненавязчивой форме.

  • Ока помощь в кружках профессионального обучения в отечественных вузах практически отсутствует

Выпускники профессиональных учебных заведений

  • Поиск места работы.

  • Поступление в аспирантуру

  • Помощь (конкретная)

Работающие специалисты (период профессиональной адаптации)

  • Помощь в установлении контактов с коллегами

  • Проблема недостаточного опыта и незнания особенностей данной организации и т.п.




  • Помощь в профессионально адаптации (но обязательно во взаимодействии с руководителями и авторитетными, опытными сотрудниками данной организации)

Специалисты, работающие в стабильных организациях

  • Помощь в перемещении по служебной лестнице (в принятии решения о переходе на другой участок работы, в согласии на руководящую работу).

  • Нормативные кризисы профессионального развития:30 лет – смена друзей (прежняя среда сокурсников меняется на среду коллег по работе), 40 лет – оценка своей успешности в сравнении со своими сверстниками

  • Помощь в принятии решения.

  • Помощь в обретении новых смыслов в работе (постепенный переход от «меркантильно-прагматичных»смыслов к смыслам содержательным, т.е.т к увлечению самим процессом труда (как вариант преодоления нормативных кризисов)

Специалисты, работающие в нестабильных организациях

  • Поиск резервных вариантов (на случай расформирования данной организации).

  • Психологические проблемы, связанны с ухудшением взаимоотношений и общей неопределенностью

  • Помощь в нахождении резервного варианта (работы по профессии в другом месте).

  • Помощь в выборе профессии и места для ее приобретения (за счет данной организации или за счет службы занятости). Участие в разрешении психологических конфликтов (как следствия общей неопределенности). Главный акцент – на обретение новых смыслов (например, смысл – сохранить в трудный момент)

Безработные

  • Срочное трудоустройство (не до ценностно-смысловых и нравственных проблем – иногда «согласен на все»

  • Нередко – отлынивание от работы (получение пособия в службе занятости без желания реально трудоустроиться




  • Формально - помощь в скорейшем трудоустройстве.

  • Часто – помощь в выборе новой профессии и места ее приобретения.

  • Более интересен вариант помощи в обретении клиентом личностного смысла в непривлекательных профессиях (так как привлекательные в службах занятости предлагаются редко).

  • Выявление безработных, которые на самом деле не хотят трудоустраиваться –объяснение бесперспективной такой позиции

Работники предпенсионного возраста

  • Отсрочка выхода на пенсию (многие боятся оказаться не у дел).

  • Выбор занятия на пенсии («что делать на пенсии?»).

  • Стремление осмыслить свою жизнь (чтобы в последние годы работы сделать что-то очень важное)

  • Помощь в максимальной самореализации в последние годы (через обретение особого смысла – не в зарабатывании денег, чтобы родные и близкие «оценили», а в «успокоении своей души, своей совести»).

  • Помощь в подборе подходящего хобби или увлечения

  • Помощь в более адекватной самооценки (многие пожилые люди переоценивают свои возможности) – очень деликатная работа.

  • Иногда ретроспективная профконсультация (помощь в осмыслении того, что сделано)-очень осторожно, чтобы не травмировать клиента

Пенсионеры

  • Стремление поделиться опытом, рассказать о себе.

  • Стремление осмыслить свою жизнь и даже исповедаться в ошибках

  • Иногда пенсионер не знает, к чему приложить свою активность

  • Выслушать

  • Помощь в приобретении (в новой ситуации)

  • Ретроспективная профконсультация очень осторожно и деликатно (главная цель – помочь увидеть свою жизнь в целом удавшейся и лишь сильным натурам помочь оценить ее более реально)

Похожие:

Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп iconПлан профориентационной работы моу сош №20 г. Ейска мо ейский район на 2013-2014 учебный год №
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп icon1 Обоснование применения форм и методов медицинской профилактики
Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровьесберегающей...
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп icon«Психолого-педагогические аспекты образовательного процесса в дюсш»...
Дюсш-3 было укомплектовано 10 учебно-тренировочных групп, 11 групп спортивного совершенствования (что составляет 7 специализированных...
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп iconМетодические рекомендации для самоподготовки обучающихся к семинарским...
Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровьесберегающей...
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп iconАнализ деятельности мбоудод дюсш-3 за 2012-2013 учебный год
Дюсш-3 было укомплектовано 10 учебно-тренировочных групп, 11 групп спортивного совершенствования (что составляет 7 специализированных...
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп icon3. Тематический план лекционных занятий по 1 разделу пм. 04
Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровьесберегающей...
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп iconОсобенности трофической специализации разных экологических групп...
Особенности трофической специализации разных экологических групп евро-сибирской
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп iconВ конкурсе могут принять участие обучащиеся трёх возрастных групп
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №698
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп iconИнструкция. Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь...
По этим характеристикам выделяют шесть групп профессий и шесть соответствующих им типов профессиональной направленности личности....
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов по реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп iconПлан работы постоянно действующего семинара воспитателей специальных...
Планы работы методических объединений, семинаров для педагогов системы специального образования на 2009/2010 учебный год
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница